Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика изменения рисков в ходе реализации проектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда проект только начинается, неопределенность максимально высока, однако влияние этих рисков минимально. Еще не поздно отказаться от рискованной затеи. Однако по мере того, как проект развивается и вы разбираетесь в нем все лучше, неопределенность, а значит и количество рисков, снижается. Зато их влияние усиливается, т.к. деньги уже вложены, и если вы проглядели какой-то риск, он может вылиться вам в круглую сумму (рис. 43). «Самым дешевым является тщательное планирование и решение всех проблем на стадии концепции и планирования. Решение той же самой проблемы на стадии построения и тестирования обходится в 10 раз дороже. Решение проблемы, когда система уже подготовлена к использованию, обходится в 100 раз дороже. Это и есть правило 1:10:1002. 1 Примеры см. п. 4,3.6.1 «Выявление рисков». 1 Кемп Сид. Управление проектами. Без мистики. М., «Гиппо». 2010. с, 24-26.
ПРИМЕР 63. Игорь Жуков-Дуккарт, промышленный консультант по КИП, совладелец 000 «РУПРОМТ»: «Подбор и поставка датчиков температуры для строящегося завода - это часть проекта завода. Для нас это очень выгодный контракт и, по сути, наш проект поставки. В одном таком проекте две части датчика температуры распределили на двух поставщиков. Нам достался вторичный блок, универсальный для западных первичных датчиков, а для российских датчиков - не совсем. При пуске заводчане обнаружили, что вместе российская и западная части не могут компенсировать влияние наших морозов на точность измерения. Там, где предполагалась полная автоматизация и предсказуемость благодаря исключению человеческих ошибок, осталась напряженная слежка операторов за процессами и нервозность руководителей: «А вдруг что не уследят?» Деньгами это измерить трудно. Свои недопоставки из-за пошатнувшегося имиджа надежного и грамотного поставщика мы измеряем уже в миллионах рублей. Для нас это очень существенно. Наше упущение - не оценили важность технических рисков дробления поставок: вдруг части не состыкуются полностью». Еще один пример из практики подробно описан в п. 4.1.2 «Жизненный цикл проекта». Рисунок 43. Динамика изменения рисков в ходе реализации проекта Выявление рисков Еще на этапе инициации, а тем более при детальном планировании, надо выявить максимальное количество рисков, которые могут помешать вашему проекту. Как это сделать? Можно интуитивно, а можно, используя ряд инструментов и приемов, например: • анализ участников проекта и их интересов; • изучение документации по проекту; • исследование процессов; • анализ предположений и допущений; • анализ сценариев развития проекта; • экспертные оценки (различные методы); • SWOT-анализ. Рассмотрим их подробнее. Анализ участников проекта и их интересов. Негативно настроенные к проекту стейкхолдеры являются серьезным источником рисков. Многие проекты проваливаются именно из-за противодействия отдельных лиц и их группировок. Так, в одной крупной российской компании несколько раз безуспешно пытались внедрить информационную систему SAP. Каждый раз вливали миллионы долларов - и все напрасно: под конец внедрения в компании находились влиятельные силы, которые «топили» всю затею.
ПРИМЕР 64. Любовь Малютина, маркетинг-директор, группа Societe Generale - Русфинанс Банк; консультант по маркетингу: «Несколько лет назад я являлась владельцем рекламного агентства, и мы решили запустить журнал для боссов, который бы освещал работающие бизнес-технологии. Денег своих не было, решили привлечь инвесторов. Казалось бы, все было хорошо, и мы учли все риски, которые изучают на курсах по управлению проектами: клиентская база есть, персонал есть, типография есть, контент1 берем из федерального журнала, есть управленец с опытом проведения start-up медиа-бизнеса: почти все есть, чтобы проект был успешен. Наш проект затормозился через квартал. Когда деньги уже были вложены и благополучно потрачены, а мы не получили «ожидаемый выхлоп», неожиданно выяснилось, что в группе инвесторов были совсем разные виды на этот журнал. Кто-то хотел круто сказать в бане своим друзьям-пацанам: «Смотрите -это мой журнал, я теперь медиа-магнат». Кто-то хотел, чтобы журнал уже со 2-го месяца приносил прибыль. Кто-то был согласен с любым раскладом. Но самое печальное - менеджер проекта стал вести интриги и настраивать инвесторов друг против друга, чтобы всем было не до проекта, а он мог под шумок делать свои делишки. К счастью для нас, все кончилось благополучно -мы просто вышли из проекта, продав свою долю и вернув все затраты. Через год проект разорился.., Однако до сих пор жаль загубленную идею. И риск, который нигде не обозначается в проектном менеджменте, это риск различных интересов инвесторов проекта. Интересы должны быть не просто общими - создать бизнес, а еще и одинаковыми. Например, создать бизнес, который выходит на точку окупаемости через столько-то времени и приносит такой-то ежемесячный доход, а если не приносит, делаем то-то и то-то!» 2 1 От англ. content, т.е. содержимое (как правило, для СМИ). 1 Си. п. 1.5 «Стейкхолдеры вашей компании», п. 4.2.1 «Цели и критерии успеха проекта», п. 4.2,3 «Устав проекта» Изучение документации по проекту, Различные документы, от технического задания до контрактов, могут показывать вам возможные риски проекта. Кстати, работа корпоративного юриста в значительной мере состоит в их предотвращении. Исследование процессов. Изучите бизнес- и технологические процессы: а) своего проекта, б) актива, который создается в ходе проекта (если создается). Выпишите все риски, какие вы обнаружите. Однако главный риск - отсутствие понимания процессов. Меня всегда поражает, когда предприниматель хочет запустить новый бизнес, а его процессы не спроектировал даже приблизительно^. Анализ предположений и допущений2. В них кроется множество рисков. Анализ сценариев развития проекта. Обычно мы, явно или нет, предполагаем, как проект будет развиваться. Однако возможны разные варианты. Поэтому есть смысл описывать: • Нормальный сценарий. • Оптимистический сценарий. Все пошло лучше, чем мы ожидали, например, новый продукт стал пользоваться «бешеным» спросом на рынке. Что мы предпримем, чтобы воспользоваться образовавшейся возможностью3, пока конкуренты не скопировали нас? • Пессимистический сценарий. Все пошло не так, как мы ожидали. Что будем делать? Так, некоторые бизнесмены перед самым кризисом успели «выгодно» вложить свободные средства в московскую недвижимость, причем на самом пике цен. А теперь ее ни продать, ни сдать в аренду по нормальной цене. • Мобилизационный сценарий. Все не просто плохо, а очень плохо. Проект не только потерял смысл, но и тянет за собой ко дну головную компанию. Как будем с минимальными потерями выводить из него наши активы? Например, до кризиса компания взяла крупный кредит и приобрела дополнительные площади под новый цех. Сейчас перспектива запуска нового производства откладывается на неопределенный срок, а проценты по кредиту нужно платить постоянно. Экспертные оценки. Это различные методы опроса экспертов: в данном случае по вопросу, какие еще риски они видят в данном проекте. Опросы можно проводить по-разному: • индивидуально или в группе; • устно или письменно; • с применением процедуры мозгового штурма4 или нет; • по некоторой структуре (в том числе письменному опроснику) или без таковой. рискам, типичным для проектов компании, и «не изобретать велосипед». После каждого проекта опросник пополняется новыми рисками, выявленными в ходе его 2 См. п. 1.1.2 «Архитектор, строитель, оперативный управляющий». 3 См. п. 4.2.2 «Отбор проектов». 4 Если быть точным, то это уже не управление рисками. выполнения. А в следующий раз эксперту остается только оценить каждый риск применительно к новому проекту. SWOT-анализ. Это очень популярная методика, которая при всей своей простоте позволяет получить полный системный взгляд на проект2. Ее применяют везде и всюду, однако есть ряд нюансов, из-за которых результаты часто оказываются формальными и неглубокими. Более того, обычно применяют только первый этап анализа, хотя второй дает больше результатов, применимых на практике. Поэтому, даже если вы читали про SWOT-анализ, проходили его на какой-то программе МВД и пользуетесь им, я рекомендую вам внимательно выполнить задание. I этап SWOT-анализа Он позволяет рассмотреть проект со всех сторон. Многие люди в силу своего характера склонны смотреть на вещи через розовые или черные очки, не замечая другой стороны. А из-за своей профессиональной специализации - замечать в основном внешние или внутрифирменные факторы. SWOT-анализ, даже выполняемый в одиночку (а лучше в группе), помогает вам увидеть и другие грани. 1. Расчертите таблицу, подобную данной, на листке А4 или на флипчарте. У вас получится 4 ячейки. От их английских наименований произошло название методики. 1 Особенно важно учитывать этот риск в крупных компаниях, где велика роль «политики». 2 SWOT-анализ можно применять не только в проектном менеджменте, Один мой знакомый с хорошим чувством юмора тренировался в применении этой методики на примере женитьбы.
. Сильные стороны (Strengths). Это то, в чем наш проект уже силен: в том виде, в котором мы его планируем. Например, у нас есть сильный продукт, обладающий удачным набором характеристик, важных для клиентов. • Слабые стороны (Weaknesses). Слабости нашего проекта, которые де-факто уже есть. Наш start-up проект жестко ограничен в средствах. • Возможности (Opportunities). Это те благоприятные факторы вовне проекта, которыми мы можем воспользоваться. В регионах России и странах СНГ много квалифицированного персонала, а зарплаты там сильно ниже московских. • Угрозы (Threats). Внешние неблагоприятные факторы, которые могут повредить нашему проекту. Государство может принять закон, ограничивающий использование иностранных сотрудников. Источниками рисков являются слабые стороны и угрозы. 2. В квадраты впишите факторы, относящиеся к соответствующей категории. • SWOT-анализ лучше делать в команде. • Четко различайте для себя внутренние и внешние факторы. Очень часто даже опытные руководители их путают, что сводит ценность SWOT-анализа практически к нулю. А его второй этап (самый ценный) вообще теряет смысл. Представьте себе, что проект окружен зримой границей. Так вот, внутренние факторы - это те, которые «физически» находятся внутри нее. Соответственно внешние - снаружи. Причем внутренние факторы - это те, которыми мы уже обладаем. А внешние могут проявиться, а могут и нет. Например, сильное ядро команды - это внутренний фактор. А возможность использовать аутсорсинг для выполнения некоторых функций - внешний. • Выполняйте SWOT-анализ максимально конкретно: для своего проекта, с учетом всех его нюансов, таких как физическое расположение, время года и т.д. Делать его абстрактно не имеет смысла. • Вы можете выбрать квадрат и вспоминать все факторы, относящиеся к нему. Или, наоборот, вспоминать некий фактор, а потом решать, к какому квадрату его отнести. 3. Отсортируйте по значимости факторы, лежащие в каждом квадрате. Если их
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.163 (0.012 с.) |