Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление документацией компанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По мере того как компания формализуется, в ней образуется все большее количество документов. Достаточно скоро наступает момент, когда руководителям и сотрудникам уже сложно удержать их в своей голове. Более того, появляются различные версии документов. На каждый момент времени актуальна только одна, и все должны работать по ней. Соответственно у сотрудников всегда должны быть свежие версии документов, и они должны быть обучены по ним работать. К тому же разные документы должны стыковаться друг с другом. Помню, как в одной крупной нефтяной компании сотрудники насчитали 11 противоречивых документов за разные годы, описывающих одну и туже сложную технологическую операцию. Все документы считались действующими. Г. Эмерсон (1911 год): «По окончании этой солидной созидательной работы (описания бизнес-процессов - прим. автора) у нас оказывается в руках предварительный свод. При испытании на практике он окажется слабым - неполным и противоречивым. Но чтобы довести его до степени практической годности, надо не отступать перед трудностями, не выбрасывать проделанную работу за окно, не возвращаться к прежнему состоянию анархии, а приступать к дальнейшей разработке, дальнейшему исполнению и согласованию. Поскольку свод состоит из ряда правил или указаний, его можно пополнять рассылкой извещений об отмене старых и введении новых пунктов. Вот образец такого извещения: Предлагается немедленно заменить правило от 28 сентября 1909 г. правилом 5а от 1 июня 1911 г. Прочтите новое правило внимательно, отметьте все изменения и пришлите в главную контору расписку о получении»1. Все вышеописанные моменты актуальны не только для бизнес-процессов, но и для другой документации, которая создается в компании. 1 Гаррингтон Эмерсон. «Двенадцать принципов эффективности». Что же получается? Мы начали создавать систему, а получилась какая-то бюрократия с «кучей бумажек»? И да, и нет. В моей практике некоторые сильные харизматичные руководители компаний, задавшись однажды этим вопросом, бросали систематизацию своего бизнеса и оставляли все как есть. Но это тупик1, Получается дилемма. С одной стороны, без формальных документов нельзя: именно в них описана архитектура вашей компании. С другой - это лишает бизнес мобильности. Раньше руководитель принимал решение - и тут же оно воплощалось в жизнь. А теперь надо сначала все обдумать, согласовать, внести изменения в документацию. Для многих ярких лидеров - это как серпом по самому важному месту. Выход - в создании максимально компактной документации, которая всегда поддерживается в актуальном состоянии. И которой руководители и сотрудники действительно пользуются в своей повседневной работе. Например, на рабочем месте каждого сотрудника находятся краткие (в 1-2 страницы), понятные, актуальные схемы тех процессов, в которых он участвует. И все -никаких тебе должностных инструкций! Если же описание вашего бизнеса - это многотомный труд, лежащий в сейфе у директора, то грош ему цена. Именно так часто происходит с документацией, которая разрабатывается в компании при создании системы менеджмента качества (СМК) на базе стандарта ИСО 9001. В итоге полезнейшая вещь оказывается пустой формальностью. Для создания и ведения в компании документации перво-наперво надо определить, кто в компании будет за это отвечать. Такой человек нужен и в том случае, если в выстраивании системного бизнеса вам помогают внешние консультанты. В своих проектах я всегда настаиваю на его назначении. Без него данная работа раньше-позже сходит на нет2. По сути, этот специалист держит в своих руках архитектуру вашего бизнеса. Да-да, это не «просто бумажки», а модель вашего бизнеса! И как качество автомобиля зависит от его конструкции, так и успешность бизнеса зависит от того, как он спроектирован. Желательно, чтобы данный сотрудник был в достаточно высоком статусе: директора по развитию, советника первого лица, внутреннего консультанта и т.д. В крупной компании это выделенный человек или даже подразделение. В одной успешной российской компании менеджмент поделен на две «касты»: методологи и оперативные управленцы. Методологи, которые занимаются развитием бизнес-процессов, в корпоративной иерархии стоят на ступеньку выше управленцев. В небольшом бизнесе за его архитектуру отвечает сотрудник, который совмещает данную работу с другой. Часто на первых порах это сам владелец. Постепенно он делегирует технические аспекты этой задачи своим сотрудникам. Однако у него должно быть достаточно времени на то, чтобы заниматься поддержанием и развитием модели бизнеса. Также он должен обладать хорошим системным мышлением и навыками общения: ведь ему предстоит не только рисовать схемы, но и получать информацию у коллег, доносить до них новые процессы и процедуры. Важна и его мотивация - он должен «гореть» идеей выстроить классный бизнес. Хочу заметить, что он не должен выполнять работу по структурированию бизнеса сам. В таком случае он будет создавать мертворожденные модели. Которые хотя и обойдутся дешевле, чем таковые, созданные внешними консультантами, но пользы от них будет немного1. Задача такого человека - организовывать и координировать данную работу в компании. Создавать документы должен не он, а руководители и сотрудники компании. Утверждать - высшее руководство, причем осознанно, не автоматически. Он же должен создать шаблоны документов, принцип их именования, методику хранения, механизмы создания новых документов, их обновления и т.д. Г. Эмерсон (1911 год): «Занесение новых правил в свод следует поручить квалифицированному и интересующемуся такой работой сотруднику, к которому должны поступать все предложения. По существу, свод создается не этим сотрудником, а коллективным опытом всего предприятия, коллективным учетом производственных потребностей. Подписывается свод главным руководителем дела. Кроме того, могут потребоваться и дополнительные визы начальников частей. Так, например, правила установки и ухода за приводными ремнями должны составляться заведующим ремонтной частью: сводка и редакция выпадают на долю «кодификатора», а затем правила передаются на подпись не только председателю и директору-распорядителю, но и управляющему, заведующим цехами и мастерскими и даже мастеру по уходу за ремнями. Если этому мастеру правила не понравятся, то он может не подписывать их, пока не добьется своего или пока ему не докажут, что он не прав, но уж раз правила подписаны, отступать от них он не смеет. Естественная склонность всегда влечет нас к анархии и индивидуальному произволу, но надо помнить, что анархия ни к чему хорошему не приводит. Так постепенно вырастет настоящий кодекс стандартных писаных инструкций, в большей части предложенных и разработанных самими рабочими и служащими»2. ПРИМЕР 53. Сергей Багузин, замдиректора по развитию крупной ИТ-компании: «Со статусом такого сотрудника Михаил попал в точку. У меня несколько функций, а эта называется «ответственный за ведение справочника внутрифирменных документов». У нас справочник реализован в файле Excel. На одном листе расположены разделы, подразделы, названия документов; разделы можно «сворачивать» и «разворачивать», устраивать контекстный поиск. «Клик» на названии документа через гиперссылку открывает сам документ. Это может быть файл Word, Excel, Project, Visio, ссылка на ресурс в Интернете». ПРИМЕР 54. Алексей Тимонин, генеральный директор интернет-магазина путешествий OZON.travel: «Критически важным является умение поддерживать описание бизнес-процессов в актуальном состоянии. Многократно решая эту задачу у себя в OZON.ru, мы разработали специальный инструментарий, - несколько напоминающий
1 См. п. 1.1.3 «Уровни зрелости бизнеса». 2 См. п. 8.3.3 «Условия успешной работы с внешними консультантами». 1 Си. п. 8.3 «Работа с консультантами». 2 Гаррингтон Эмерсон. «Двенадцать принципов эффективности». функционал Microsoft Visio, который позволяет создавать иерархию процессов, функций и ролей, а также создавать графические и текстовые описания внутри. При необходимости можно сформировать документ в формате MS Word - но описание процессов изначально хранится внутри системы. Внутри компании сформирован регламент аудита и согласования основных БП - через регулярные промежутки времени с руководителям соответствующих подразделений. Под роспись и личную ответственность. В целом работает». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 35 Как происходит управление документацией в вашей компании на сегодняшний день? Есть ли система? Удобно ли ей пользоваться? Есть ли ответственный? Вы довольны результатами? Разработайте эффективную систему управления архитектурой своего бизнеса. БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ. ИТОГИ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.23 (0.012 с.) |