Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описываем и оптимизируем основные процессы своего бизнесаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вот мы и добрались до сути компании. Копаем дальше. 3.3.1. ОПРЕДЕЛЯЕМ КЛЮЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЦЕССА Для начала нам надо задать общие параметры процесса, а именно: 1. Название. Правильно выбранное название четко задает наше понимание Например, «Обслуживание клиента в ресторане». 2. Первый и последний шаги. Они сразу задают единое понимание границ про См. п. 3.3.2 «Задаем общую логику процесса». 3. Цели процесса. Опять же, отслеживайте точность формулировок. многократно пользоваться нашими услугами в будущем, максимальную текущую и долгосрочную прибыль ресторана от обслуживания клиента». 4. Менеджер (синонимы1: владелец, хозяин, собственник) процесса. Это тот, кто С точки зрения процессного подхода, у каждого процесса должен быть определен менеджер. В противном случае результаты процесса нестабильны, а его улучшением никто целенаправленно не занимается. Если в компании до сих пор процессный подход не использовался, то определить менеджеров процессов зачастую бывает непросто. Хочется поставить на эту роль большого босса, в СМБ часто - директора. Разумно ли это? Наверное, у него есть другие задачи и до развития конкретного процесса у него просто не дойдут руки. Как правило, менеджер того или иного процесса - не должность, а роль, которую сотрудник может совмещать с другой работой. Не надо зря увеличивать штат компании. В дальнейшем менеджер отвечает за то, чтобы данный процесс выполнялся в компании эффективно, для чего полезно бывает наделить его необходимыми полномочиями. Это может быть сотрудник, который отвечает перед клиентом за выполнение его заказа от начала и до конца, взаимодействуя со всеми участниками процесса, даже если они работают в разных подразделениях. Во многих компаниях часто владельцем процесса является продавец или эккаунт-менеджер2. В приведенном выше примере для ресторана менеджером процесса может быть администратор зала. Еще важный момент: в дальнейшей работе над процессом мы будем смотреть на него с точки зрения его менеджера, соответствующим образом называть шаги и т.д. ПРИМЕР 43. Михаил Филиппов, учредитель и директор компании «ОфисМакс», г. Нижний Новгород: «В подтверждение приведу пример. В нашей компании хозяином бизнес-процесса «Обслуживание клиента» (кстати, разработанного и внедренного после знакомства со статьей Михаила Рыбакова «Как навести порядок в своем бизнесе») является оператор - сотрудник, который принимает заказ клиента по телефону, факсу или e-mail и ведет его (заказ) до момента отгрузки клиенту. В процессе обработки заказа оператору приходится общаться: • с отделом снабжения (для заказа недостающего или редкого товара), 1 Впрочем, иногда смысл различают. Владельцем, хозяином, собственником процесса называют того, кто отвечает за оптимальность процесса в целом (вспомним роль архитектора), имеет право его корректировать и утверждать. А менеджером процесса называют того, кто отвечает за отдельный экземпляр процесса, например выполнение конкретного заказа клиента «от и до» (оперативный управляющий). См. п. 1.1.2 «Архитектор, строитель, оперативный управляющий». Увы, терминологии плавает. Я буду использовать все эти слова как синонимы. 2 От англ. account-manager, т.е. менеджер (правильнее сказать, продавец) по работе с ключевыми клиентами, • со складом (согласование замены одного товара другим, аналогичным), • с клиентом (для согласования замены одного товара другим, а также если клиент захотел обменять один товар на другой уже после получения товара), • со службой доставки (чтобы заказ был доставлен клиенту в желаемое им время), • с руководителем (чтобы подписать договор или согласовать отсрочку платежа сверх допустимого лимита). Всё это время оператор является представителем интересов клиента в нашей компании. Клиенты это знают и ценят. Наверное, поэтому, обращаясь в нашу компанию с очередным заказом, спрашивают конкретно Машу или Юлю». Выходы процесса. То, что должно быть получено в ходе реализации процесса. Выходы могут быть как материальными, так и нет. Например: довольный клиент, прибыль компании. Входы процесса. То есть те материалы, информация и т.д., которые нужны для того, чтобы процесс успешно выполнялся. Например: клиент, свободные столики, меню, стандарты обслуживания. ПРИМЕР 44. Алексей Тимонин, генеральный директор интернет-магазина путешествий OZON.travel: «Перед началом описания бизнес-процессов (или в начальной стадии) следует определиться с ключевыми понятиями. Они могут быть материализованы в виде глоссария прикладных терминов или в другом виде, но это точно должно быть. Причем стоит дать максимально четкие и непротиворечивые определения самым фундаментальным понятиям, которые, казалось бы, очевидны, - «заказ», «клиент» и т.д. В полезности этого упражнения не перестаю убеждаться». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 29 Выберите один из основных процессов вашего бизнеса, которые вы выделили на прошлом шаге1. Именно с ним вы будете работать в ближайших заданиях. В дальнейшем вы можете применить все это и к прочим процессам вашей компании. Определите ключевые параметры выбранного процесса. Как я уже писал выше, эту работу критически важно делать в команде. Я очень часто являюсь модератором на подобных мероприятиях, и всегда у различных участников мнения различаются. Кроме тех слу- 1 См. п. 3.1.1 «Основные процессы» чаев, когда все проходит очень формально, например, в государственной организации или в присутствии очень авторитарного руководителя. Впрочем, и тут есть решения. Одним из важнейших итогов подобных сессий является то, что люди (часто впервые за годы) конструктивно общаются друге другом, определяют, как же на самом деле происходит работа, договариваются друг с другом. Итогом являются как решения по бизнесу, так и улучшение обстановки в компании. 3.32. ЗАДАЕМ ОБЩУЮ ЛОГИКУ ПРОЦЕССА Теперь мы можем определить общую схему выполнения процесса. Ее удобно представлять как последовательность операций, которые обычно записывают в прямоугольниках и иногда соединяют стрелками. На схеме процесс, как правило, вдет слева направо или сверху вниз, в зависимости от расположения листа бумаги1. Ключевой момент: процесс не зависит от организационной структуры и может проходить через несколько подразделений, пересекать их границы. Такие процессы называют сквозными. В примере с рестораном встречей клиента занимается администратор зала, получением заказа - официант, а приготовлением пищи - кухня. Клиенту все равно, какие подразделения задействованы в выполнении его заказа. Ему важно качество и время приготовления пищи, цена, уровень сервиса и т.д. Процессный подход дает возможность управлять этими важными для клиента параметрами работы вашего бизнеса, способствуя его процветанию. Получается, что бизнес-процессы — первичны, именно они - основа компании. А оргструктура - это лишь среда для их выполнения2. Есть несколько правил описания процессов: 1. Отображайте только нормальный ход процесса. Обычно большинство про Все нюансы лучше оставить для более детальных уровней описания. Допустим, ваша компания выполняет заказы клиентов, причем заказы различных типов. В этом случае назовите шаг «выполнение заказа клиента», а для разных типов вы опишете несколько различных подпроцессов. 2. Не мельчите, но и не ограничивайтесь слишком высоким уровнем абстракции. 1 Пример приведен в п. 3.1.1 «Основные процессы». 2 Подробнее - в гл. 5 «Организационная структура».
В одном архитектурном бюро главный инженер на радостях, что его наконец-то услышали, принес на второй день рабочей сессии схему основного процесса, в котором был большим докой. Процесс насчитывал 42 шага (5 страниц формата А4)! 3. Удерживайтесь на некотором выбранном уровне детализации. Часто бывает так, что в группе, описывающей процесс, есть некий эксперт по одному из этапов процесса.!/1 он начинает настаивать на том, что «его» шаг надо представить более подробно. Это нарушает логическую целостность модели, поэтому предложите ему в полной мере проявить свою экспертное™ позже, когда дойдете до более глубокого уровня описания. Так, в одной рабочей группе по формализации основного процесса главбух совместно с юристом старательно описали шаги по согласованию и утверждению договора. В итоге из 17 получившихся шагов 5 были результатом их работы. Пришлось сократить до одного. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 30 Нарисуйте схему выбранного ранее основного процесса вашей компании. Удобно делать это маркерами на флип-чарте. Итоги потом переносят в компьютер, например в Microsoft Visio. 3.3.3. ДЕТАЛИЗИРУЕМ ПРОЦЕСС Описание общей схемы процесса, которое мы уже сделали, достаточно для многих целей. Однако это довольно грубая модель, и есть много важных нюансов, которые она не учитывает. Поэтому сейчас мы углубимся в более детальный анализ процесса. ПРИМЕР 45. Василий Торопин, менеджер компании «Вымпелком» {«Билайн»): «Одно из основных ноу-хау - степень детальности описания процессов. Этим делом можно увлечься и парализовать работу: вместо дела- описание процессов. Золотая середина, поиск разумной достаточности - вечная тема в любом деле, и в особенности в этом!» Для этого нам понадобится некоторая методология, т.е. подход к описанию и анализу. А также нотация, т.е. способ графического отображения процесса. Можно, конечно, описывать его текстом или таблицей, но это не наглядно. Для описания бизнес-процессов в мире разработаны десятки методологий, каждая из которых позволяет отобразить те или иные аспекты деятельности компании. Это такие подходы, как ARIS, IDEFO (SADT), IDEF3, DFD и многие другие (рис. 6). Не умаляя их ценности (я сам использую их в некоторых случаях), хочу заметить, что зачастую их применение в практической работе неоправданно и даже вредно1. 1 Тут многие коллеги кинут в меня тухлые помидоры. Почему - см. ниже. Рисунок 6. Пример схемы в формате SADT1. Как вам?.. Почему? Они логически очень правильные, но весьма сложны в изучении. То есть для того, чтобы начать ими грамотно пользоваться, надо сначала пройти курс обучения длительностью от нескольких дней до пары недель. У вас есть это время? А у ваших сотрудников? Вот и получается, что хорошо владеют подобными методиками лишь специалисты-аналитики. Но! Экспертами в вашем бизнесе являетесь вы и ваша команда. А значит, эти схемы надо хорошо понимать именно вам. Тем более, что вы же являетесь их потребителями. Иначе создаются модели, которые принесут вам мало пользы. Это как если бы должностные инструкции в вашей компании были написаны на китайском языке! В одном из проектов меня позвали в компанию, где до этого в течение нескольких месяцев штатный бизнес-аналитик занимался описанием процессов. Он часами сидел с руководителями подразделений, старательно выспрашивая их о нюансах работы. Результаты заносил в схемы стандарта IDEF0. Была создана громоздкая иерархия процессов. Как в кулуарах выразился один из топ-менеджеров: «И что толку? Время потрачено -а в реальной работе НИЧЕГО не изменилось». Почему же тогда подобные методики применяются? Потому что это выгодно тем, кто их продвигает: проект получается долгий, а значит дорогой. Часто еще и бесполезный, но кого это волнует? Деньги-то потратили2. Ну и мода сказывается. 1 Пример из книги D. Магса, С. McGowan, Structured Analysis and Design Technique, McGraw-Hill, 1987. 2См. п. 10.1 «Антикоррупция». ПРИМЕР 46. Алексей Тимонин, генеральный директор интернет-магазина путешествий OZOMtravel:«Методология описания БП крайне важна. Люди вообще не любят читать описания БП, а если описания состоят преимущественно из текста, то они его почти гарантированно не прочитают. В итоге у нас в компании была выработана собственная упрощенная методология описания БП - с упором на визуальные представления (диаграммы), а текст используется исключительно во вспомогательных целях. Распространенные методологии описания БП действительно нам было сложно использовать в полном масштабе. Я думаю, в том числе из-за того, что каждая из таких методологий создавалась в определенную историческую эпоху, для определенной индустрии и даже для определенных языков - и их адаптационные возможности ограничены». Я же применяю предельно простые средства, на изучение которых уходит максимум полчаса, после чего команда клиента (от владельца до рабочего) активно работает с их помощью над реальными задачами своего бизнеса. Одно из таких средств мы сейчас и изучим. У вышеупомянутого клиента с моей помощью команда руководителей за один день просто и наглядно описала несколько ключевых процессов компании, смогла прорешать многие годами копившиеся проблемы. У другого клиента - известной консалтинговой (!) компании - ушел год на то, чтобы собрать вместе учредителей, руководителей и ключевых сотрудников. А потом - один день, за который мы разгребли годами копившийся бардак в основных процессах. Методика называется SIP0C1 по первым буквам английских слов. Возьмем чистый лист бумаги, лучше - большой, для флип-чарта. Расположим его вертикально. Сверху напишем название нашего процесса и его владельца. Напоминаю, что пример называется «Обслуживание клиента в ресторане от встречи до проводов». Под ним равномерно распределите по горизонтали слова: • Поставщик (Supplier) • Вход (Input) • Шаг (Process) • Выход (Output) • Клиент (Client) Получится примерно следующее (рис. 7): 1 Очень краткое описание данной методики я встречал только в некоторых источниках по системе «Шесть Сигм», преимущественно на англоязычных сайтах. Данную трактовку методики я изначально узнал от своего коллеги -консультанта Александра Леонидовича Шмайлова, за что ему благодарен. В дальнейшем методика была доработана мной. Рисунок 7. Шапка схемы SIPOC Движемся дальше. Сейчас мы детально проанализируем первый шаг процесса. Как мы помним, это «Встреча и размещение клиента». 1. Сначала запишем его по центру под словом «Шаг» и обведем прямоугольником. Можно проставить номер шага (рис. 8): Рисунок 8. Шаг процесса в схеме SIPOC Рисуйте достаточно компактно: справа и слева вам понадобится много места. Кто отвечает за встречу и размещение клиента? Допустим, в нашем ресторане это старший официант. Причем физически встречать и провожать клиента могут рядовые официанты. Но именно старший отвечает зато, чтобы процесс всегда протекал гладко. Давайте запишем ответственного за шаг и исполнителей. Ответственного удобно выделять жирным шрифтом. Вполне возможна ситуация, когда он сам является и исполнителем. Тогда достаточно написать его один раз. То есть отдельных исполнителей может и не быть, а вот ответственный должен быть всегда (рис. 9). Рисунок 9. Шаг процесса с указанием ответственного и исполнителей 2. Теперь нам надо определить «выходы» данного шага. Выходом может быть информация, а также нечто материальное1. Каждый шаг выполняется ради своих выходов. То есть если нет выходов, шаг не имеет смысла и, скорее всего, не нужен. Поэтому выходы надо определить максимально точно. Что будет выходом нашего шага? Информация о размещении клиента. То есть сведения о том, какой столик он занял. 1 Если идет материальный поток, то он обязательно должен сопровождаться информацией в форме какого-либо документа. Замечу, что выходов у шага может быть и несколько. Удобно соединить шаг и каждый его выход отдельной стрелкой. Получается следующее (рис. 10): Рисунок 10. Шаг процесса и его выход(ы) 3. А сейчас давайте подумаем: а кому в ресторане нужна такая информация? Старшему официанту: чтобы знать, куда направить свободного официанта для принятия заказа. Администратору зала, который отвечает, в том числе, и за загрузку ресторана (рис. 11). Рисунок 11. Шаг процесса, его выход(ы) и их потребители В данном случае старший официант и администратор зала являются внутренними клиентами (потребителями) данного шага1. То есть теми, кому нужен выход данного шага, кто предъявляет к нему требования. Задача исполнителя данного шага - удовлетворить своего клиента: внутреннего или внешнего. Дать то, что ему нужно, и в той форме, в которой это ему нужно. Исполнитель шага является поставщиком для своих клиентов. Внешний клиент - это клиент компании. Внутренний клиент - тот сотрудник вашей компании, который использует результаты данного шага. Концепция внутренних клиентов и поставщиков - ключевая в современном успешном бизнесе2. Давно замечено, что большинство проблем возникают именно на стыках, т.е. в процессе передачи информации и ответственности между сотрудниками и подразделениями. И именно эти проблемы в полной мере решает процессный подход, в т.ч. данная методика. Давайте представим себе на минуту, что удовлетворение внутренних клиентов - никому не нужная глупость. Тогда что будет, если старший официант не получит информацию о том, куда был размещен клиент, или эта информация будет ошибочной? Куда он направит официанта принимать заказ? 1 Пишем их под словом «Клиент». 2 См. далее в этой главе. А что будет, если администратор зала не будет знать о том, сколько столиков сейчас занято? О том, что приехал клиент, который бронировал столик на определенное время? Даже если руководитель - гений, при такой кривой системе он вряд ли сможет нормально управлять работой ресторана. Информация может быть как устной, так и письменной, а также электронной. Правда, устные сообщения крайне ненадежны. К тому же, как принято говорить в менеджменте качества, «любая операция должна оставлять след». Чтобы позже мы могли проследить ход ее выполнения на основе некоторых записей: бумажных, а лучше компьютерных. Почему это важно? Потому что в этом случае вы получаете достоверную фактическую информацию о том, как протекают процессы, можете накапливать статистику, анализировать ее. И управлять на основе фактов, а не только интуиции. Говорю ли я о бюрократии? Отнюдь! Чем меньше времени будет у сотрудников занимать фиксирование и передача информации, тем лучше. В данном случае в зале может быть установлен сенсорный дисплей, на котором официанты могут фиксировать занятие и освобождение столиков. Если электронная система - слишком большая роскошь, то администратор зала может вести у себя простую бумажную или электронную табличку. Или же эти записи можно вести на маркерной доске, которая находится в общем доступе. 4. Хорошо. Теперь посмотрим, а что нужно официанту, чтобы качественно встретить и разместить клиента? Например: • пожелания клиента; • стандарты ресторана по работе с клиентами; • информация о свободных / занятых и забронированных столиках. Это - входы данного шага. Нарисуем их слева от шага1 (рис. 12): Рисунок 12. Шаг процесса и его входы. А также выходы и внутренние клиенты 5. А от кого официант может получить всю эту информацию? Смотря какую. • Пожелания клиента - от самого клиента. • Стандарты по работе с клиентами - от директора2 ресторана. • Информацию о свободных / занятых и забронированных столиках - от администратора зала (рис. 13). 1 Полсловом «Вход», 2 Фактически он может получить их и от администратора зала. Но именно директор отвечает за их наличие, качество и подробность, доступность для персонала. Конечно, это не догма, но в нашем ресторане пусть будет так.
Рисунок 13. Полное описание одного шага в SIPOC Мы дошли до очень важного момента. Сейчас клиент, директор ресторана и администратор зала являются внутренними поставщиками для официанта. И должны удовлетворить его потребности. Пожалуй, все, кроме внешнего клиента: от него официант должен получить информацию сам, причем в приятной для того манере. А вот если директор ресторана не создал стандарты по работе с клиентами, не обучил персонал их использовать, то как он может потом требовать от официантов качественной работы? Они что, должны сами догадаться?1 Если так, то это и есть бардак! Спонтанный бизнес... То же касается и администратора зала. Получается, что в одной ситуации официант является поставщиком и должен удовлетворять своих клиентов, а в другой - клиентом и может выдвигать требования к своим внутренним поставщикам. Важнейший вывод: в компании выстраиваются цепочки «клиент-поставщик», и от того, насколько отлажены эти стыки, насколько поставщики удовлетворяют своих клиентов, зависит эффективность бизнеса2 (рис. 14). Рисунок 14. Цепочка «Клиент-поставщик» Если развить эту мысль дальше, между клиентами и поставщиками (как внутренними, так и внешними), могут заключаться «соглашения об уровне обслуживания»3. В них стороны фиксируют договоренности по тем или иным параметрам взаимодействия (скорость, количество допустимых дефектов и т.д.). Результаты (невыполнения этих соглашений могут иметь вполне материальные последствия для сторон. Итого, мы с вами подробно описали один шаг процесса. На первый взгляд, кажется, что это долго. В действительности основное время уходит на обдумывание, обсуждения. Само рисование занимает секунды. В итоге вы получаете однозначное понимание процесса, согласованное между всеми его участниками. А схема - это всего лишь инструмент. Напомню последовательность, в которой мы анализировали шаг процесса. Запомните ее как мантру, т.к. нарушение зачастую приводит к потере смысла. 1. Шаг: название, ответственный, исполнители. 2. Выход(ы) шага. 3. Клиент(ы), которому нужны эти выходы и который предъявляет к ним свои требования (отдельно по каждому выходу). 4. Вход(ы) этого шага. 5. Поставщик(и) по каждому входу. К ним ответственный за данный шаг предъявляет свои требования. После того как мы полностью описали один шаг, переходим к следующему (рис. 15). Замечу, что в процессе такого глубокого анализа исходный состав и последовательность шагов могут измениться. Но и обойтись без начальной последовательности, как правило, не получается.
1 См. п. 6.9 «Управление знаниями». 1 Это же относится и к производственным цепочкам, в которые выстраиваются различные компании, а также подразделения холдингов. 3 Service level agreements (SLA). И так далее... Рисунок 15. Несколько шагов схемы процесса в нотации SIPOC
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 31
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 11464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.144 (0.019 с.) |