ТОП 10:

Сущность и основные черты малого бизнеса



Стратегическая цель №1

Расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны и на слаборазвитых рынках

В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническая поддержка малых предприятий осуществляется агентством SBA в форме комплекса программ, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционному финансированию. Агентство SBA не осуществляет непосредственную финансовую помощь малым предприятиям. Такая помощь производится через сеть партнерских и посреднических кредитно-финансовых организаций, которые, благодаря предоставленным им кредитным гарантиям агентства SBA, осуществляют непосредственное финансирование малых предприятий. Однако в рамках национальной программы помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим по их заявкам. Роль агентства SBA заключается в разработке национальных программ по предоставлению государственных гарантий уполномоченным организациям, осуществляющим непосредственное кредитование малых предприятий и финансирование инвестиционных проектов. Наличие государственных гарантий у этих организаций, позволяет минимизировать риски при кредитовании малых предприятий, облегчая им доступ к финансовым ресурсам. Наряду с этим, агентство SBA также обеспечивает поручительство по облигационным займам малых предприятий. Важное место в деятельности агентства SBA занимает оказание услуг по управленческой и консультативной поддержке малого бизнеса на всех этапах жизненного цикла предприятий. Сюда входит помощь в составлении бизнес-планов и в организации бизнеса «с нуля», сопровождаемая постоянными консультациями по совершенствованию управления предприятием на всех этапах его дальнейшего развития. В случае завершения деятельности предприятия, предлагаются комплексные консультации о последовательности операций и порядке выхода из бизнеса при его переуступке, продаже или ликвидации. Наряду этим, агентство SBA также осуществляет помощь малым предприятиям в заключении контрактов на выполнение государственных заказов, объём которых ежегодно достигает $90 млрд. Для достижения этой цели агентству SBA необходимо обеспечить выполнение трёх следующих долговременных задач:

1. Усовершенствовать механизм доступа малых предприятий к комплексу программ и услуг, реализуемых агентством SBA для ускорения процессов формирования новых предприятий, что будет способствовать повышению их деловой активности и увеличению количества рабочих мест.

2. Осуществить поддержку предпринимательства на рынках, расположенных в депрессивных районах с низким уровнем доходов населения и с высоким уровнем безработицы. При этом, особое внимание должно уделяться развитию малого бизнеса в военных городках, а также в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил.

3. Создать эффективную систему управления финансовыми ресурсами и деятельностью на рынке ценных бумаг, основанную на полной отчетности расходования бюджетных средств, сопровождаемой постоянным контролем достигнутых результатов.

Стратегическая цель №2

Оказание своевременной финансовой поддержки домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и предприятиям, пострадавшим от стихийных бедствий

Для поддержки пострадавших от стихийных бедствий и устранения нанесённого ущерба, агентством SBA реализуется специальная программа кредитования предприятий, некоммерческих организаций и частных лиц, предусматривающая предоставление льготных кредитов на продолжительные сроки по низким ставкам.

Причём, в рамках этой программы агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим на основании представленных ими заявок. Эта программа является важнейшим источником экономической поддержки районов, пострадавших от стихийных бедствий, что позволяет минимизировать нанесённый ущерб и возобновить деловую активность. Достижение стратегической цели №2 обеспечивается путём решения долговременной задачи по обеспечению быстрого, своевременного и эффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавших вследствие стихийных бедствий. Ежегодно в рамках этой программы из бюджета страны выделяют от $350 млн. до $1,8 млрд., в зависимости от масштабов причинённого ущерба. Так для ликвидации последствий стихийных бедствий в т.ч. и от урагана Катрина (2005 г.), в 2006 г. было выделено $1,795 млрд.[6] Агентством SBA предлагается два вида кредитов пострадавшим в ходе стихийных бедствий: - Кредиты на восстановление или замену застрахованного или незастрахованного движимого и недвижимого имущества, принадлежащего домовладельцам, арендаторам, предприятиям любого размера и некоммерческим организациям; - Кредиты малым предприятиям на приобретение оборотных средств, необходимых для преодоления экономических последствий стихийных бедствий на период, достаточный для полного восстановления деловой активности.

Стратегическая цель №3

Улучшение деловой среды для деятельности малых предприятий

Несмотря на огромную роль малого бизнеса в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, он несёт значительные потери из-за чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности и больших объёмов бюрократических процедур, связанных с подготовкой отчетности и выполнением различных предписаний. Проведённые исследования показали, что для соблюдения всех государственных предписаний, малые предприятия с числом занятых менее 20 человек, ежегодно несут трудозатраты в расчете на 1 человека на 45% больше, чем крупные компании.

В этой связи, агентство SBA, представляя интересы малого бизнеса в органах власти, стремится к усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях снижения непроизводительных расходов, навязываемых малым предприятиям федеральными ведомствами. Сокращение и упрощение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит многим предприятиям повысить деловую активность, инвестировать больше средств в создание новых рабочих мест, в модернизацию оборудования и в разработку инновационных проектов. Для достижения этой стратегической цели, агентство SBA намерено реализовать 2-е следующих долговременных задачи:

1. Обеспечить представление интересов малого бизнеса во всех органах государственной власти, одновременно принимая меры для уменьшения негативного влияния от чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2. Ускорить создание благоприятной и дружественной среды для развития малого бизнеса в стране.

Стратегическая цель №4

Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн рублей;

малые предприятия — 400 млн рублей;

средние предприятия — 1 млрд рублей.

 

Процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ (данные на начало 2008 г.)[8]

 

Отраслевая структура предприятий малого бизнеса в России в 2011 г.

 

 

Сущность и основные черты малого бизнеса

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.[1]

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Малое предпринимательство – с одной стороны, специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (согласно ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Какое именно предприятие правомерно квалифицировать как малое?

Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия (численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Но рассмотрев под этим углом зрения законодательство 75 стран, обнаруживаем 50 различных критериев, определяющих фирмы в качестве малых (и средних). К таковым в Японии, к примеру, причисляют те, что насчитывают до 50 работающих, в Италии и Финляндии - до 100, в Великобритании - уже до 200, а в США - даже до 500.

Разброс очень велик. Логично заключить, что сами по себе количественные критерии сущность малого предпринимательства адекватно выразить не могут. Надо поставить в центр внимания характеристики качественного порядка. В данной связи следует отметить, что первый федеральный закон о малом бизнесе, принятый в США в 1953 г., вообще не содержал никаких количественных критериев, ограничиваясь лишь отмеченного рода качественными характеристиками.

В современной России исторически первым нормативно-правовым актом являлся Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г., который определял субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

Так, малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.

Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п.[2] Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Распределение малого бизнеса по отраслям в США

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.

Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:

обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);

специализация на каком-либо виде деятельности;

реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке;

Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1.Характером производственного процесса:

ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы управления и руководства:

единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

гибкость, восприимчивость к нововведениям;

небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

высокая оборачиваемость капитала;

существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних воздействий:

локальность ресурсных и сбытовых рынков;

неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести – и часто приводят – к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;

стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Тенденции появления и исчезновения предприятий малого бизнеса в России







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.29 (0.024 с.)