ТОП 10:

Государственная поддержка малого бизнеса – мировая практика



 

В данном разделе рассмотрим положение малого бизнеса в Европе и США как наиболее развитых в этом отношении территориях. Начнём со взаимоотношений малого бизнеса и государства в рамках Европейского Союза.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Рассмотрим теперь ситуацию с малым бизнесом и его взаимоотношениями с государственными структурами за океаном, в США. Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран.[4] Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (агентство по малому бизнесу, независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса.[5]

Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-2013 гг. отражает стремление агентства своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей:

1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках;

2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий;

3. Улучшение деловой среды для малых предприятий;

4. Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве SBA с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов.

В своих планах работы на период до 2013 г., агентство SBA основывается на анализе результатов деятельности всех структурных подразделений по реализации ныне действующих программ поддержки предпринимательства. Особое внимание будет уделяться расширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организаций ко всем программам агентства при одновременном повышении эффективности управления процедурными и технологическими операциями при оказании комплексных услуг. Важное место в деятельности агентства SBA на предстоящий период займут вопросы оздоровления слаборазвитых рынков и депрессивных районов за счет всемерного улучшения доступа местных малых предпринимателей к финансовым ресурсам и необходимым услугам. Наряду с этим, планируется продолжение работ по смягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий Важнейшим условием дальнейшего процветания малого бизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельности агентства SBA, строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Так, например, в бюджете SBA на 2008 финансовый год на обеспечение выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства было выделено в общей сложности $703,2 млрд. Общая структурная схема достижения заданных стратегических целей развития малого предпринимательства и обеспечения оценки достигнутых результатов, приведена на следующем рисунке:

В рамках выполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактических целей, которые должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства SBA. При этом устанавливаются ответственные исполнители и соисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всех намеченных целей и задач возможно только при обеспечении тесного взаимодействия различных структурных подразделений агентства, что предусматривается в планах работ каждого подразделения. В ходе реализации стратегического плана развития малого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о результативности выполнения долговременных задач с целью внесения необходимых корректив для обеспечения достижения поставленных стратегических целей. Так, в связи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство SBA приняло специальную программу, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности на период до 2010 г. (необходимо отметить, что в целом она не вполне увенчалась успехом, как видно из иллюстрации ниже). Более подробно рассмотрим способы и основные пути достижения, поставленных стратегических целей.

Стратегическая цель №1







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.231 (0.006 с.)