Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние малого предпринимательства в экономике России и регионахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Зарождение и становление российского предпринимательства на постсоветском пространстве, проходило в неадекватных экономических и правовых условиях: отсутствие государственной поддержки; большие налоги; правовая не защищенность; отсутствие стартового капитала; гиперинфляция. Важнейшими функциями малого предпринимательства в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства. Уровень развития малого и среднего бизнеса особенно важно в условиях перехода от социально-экономической системы социалистического типа, к социально-экономической системе демократического государства с рыночной экономикой. а). Российская Федерация. Малое предпринимательство на этапе зарождения. Начало экономических реформ повлекло за собой бурный рост числа малых предприятий по всей стране. Год 1992 был годом самых высоких с середины 80-х гг. и по сей день темпов роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых на них. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых предприятий стала в то время сфера науки и научного обслуживания — здесь число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (в 2,9 раза). Близок к этим данным был рост числа малых предприятий в сфере народного образования (в 2,8 раза). В 1994г. резко замедлились темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них. В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%). Впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось число малых предприятий в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995г.). В торговле и общественном питании произошло снижение числа предприятий примерно на 10%. Общая тенденция на сокращение численности малых предприятий и занятых на них продолжилась и в 1996г. Наметившаяся еще в 1995г.тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих малых предприятий. В 1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2%. Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек. В 1998 году в малом бизнесе страны работало 9,75% численности занятого населения по отраслям экономики. Учитывая то, что, по данным Госкомстата России, безработица в стране в 1998 году составляла 12,1% (т.е. существенно выше социально-допустимого порога 10%), можно сделать вывод, что предприятия малого бизнеса играли существенную роль в создании условий занятости населения. Анализ показывает, что в период 1993 по 2001 г.г. развитие МП по численности практически не происходило. В 1993г численность МП была равна около 865.0 тыс., а в 2001 г – 843,0 тыс. Среднесписочная численность работников МП (без внешних совместителей) 8630.0 тыс. чел в 1993 г. и 7433.1 чел в 2002 г. Малое предпринимательство в 1998-2008 гг. Какую же роль играет МП в экономике России на втором этапе развития отечественного предпринимательства? Частично ответ на этот вопрос дают сравнительные данные, приведенные в табл. 22 – 23.
Таблица 22 Основные экономические показатели деятельности малых предприятий[26]
*Численность малых предприятий приведена без учета предпринимателей, без образования юридического лица.
Таблица 23 Численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, состоящих на учете в налоговых органах[27](на 1 января)
Численность ИПБОЮЛ в период 1999 по 2004 г.г. постоянно возрастало с 3592,9 тыс. чел. В 1999 г. До 4670,1 тыс. чел. В 2004 г. Исследования показывают, то это, прежде всего, связано с несколькими факторами: специальными налоговыми режимами, применяемыми ИПБОЮЛ; более упрощенной системой регистрации; ментальностью Российского предпринимателя, связанного, прежде всего с его собственнической индивидуальностью. Резкое сокращение численности ИПБОЮЛ с 2005 г., связано с тем, что их учет стал вестись по сведениям о записях, внесенных в Единый государственный реестр ндиивидуальных предпринимателей. Эти данные подтверждают, что сегмент ИПБОЮЛ развивается более успешно и это развитие отвечает требованию рыночных отношений Для сравнения, в приближенном варианте сравним численность ИПБОЮЛ в России с предприятиямис численностью занятых менее 20 человек в отдельных зарубежных странах (табл. 24). Таблица 24 Сравнительный анализ численности МП в зарубежных странах и ИПБОЮЛ в России за 2001 г.
* (по данным национальных статистических органов) Проанализируем динамику малых предприятий за 1999-2006 г (рис. 28).
Рис. 28. Динамика количества малых предприятий
Визуальный анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1998 по 2001 гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества, что позволяет разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих периода: 1) Период спада (1998 – 2001 гг.), 2) Период подъема (2002 – 2006 гг.). Кроме этого, очевидным является факт сезонности: данные свидетельствуют о том, что в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями в течение года. Другими словами, основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику. При этом в 2003 году количество малых предприятий почти не изменилось по сравнению с 2002 годом, что немного нарушает общую тенденцию скачкообразного роста малых предприятий в период подъема. Эконометрический анализ динамики позволяет получить достаточно точные количественные оценки и, в частности, обосновать указанное выделение двух периодов в развитии малого предпринимательства. Чтобы отследить полную картину развития малого предпринимательства проанализируем график занятости населения а малом бизнесе (рис. 29).
Рис. 29. График занятости населения в малом бизнесе Совершенно четко выделяются два периода, по времени совпадающие с теми, что были получены на основе данных количества малых предприятий: период «спада» (1998 – 2001 гг.), период подъема (2002 – 2006 гг.). Сезонность данного показателя также четко прослеживается на всем рассматриваемом временном промежутке, однако ее характер существенно отличается от сезонности количества малых предприятий. Количество работников малых предприятий неизменно растет в течение каждого года, что в высокой степени обусловлено сезонностью спроса на продукцию малых предприятий (в силу производного характера спроса на труд). Известно, что значительная доля малых предприятий занято в сферах производства потребительских товаров и оптовой и розничной торговли, спрос на продукцию которых в начале года традиционно является низким, а затем растет по мере приближения конца года. Согласно представленных Росстатом и ФНСРоссии данных в 2008 г. в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 283 206 субъекта малого и среднего предпринимательства (Рис. 30.), в том числе: Рис.30. Структура субъектов малого и среднего бизнеса - 1 065 016 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей; - 227 742 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот 400 млн. рублей; - 17 723 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей; - 3 972 725 индивидуальных предпринимателей. Можно отметить, что общее число субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) выросло по сравнению с 1 января 2009 г, на 144 197 субъектов (+ 2%). Малое предпринимательство в условиях экономического кризиса. В табл. 25 и 26 даны данные по количеству зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г. Таблица 25 Количество зарегистрированных малых предприятий
1 исходя из численности населения на 1 января 2009 г.
Таблица 26 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г.
1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
По состоянию на 1 января 2010 г. в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс. малых предприятий, что на 20,0% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 189,2 ед. и составило 1 129,2 ед. Отмечается прирост количества субъектов среднего и малого предпринимательства (средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей), который составил 9,3% по отношению к 2008 г. При этом наибольший рост отмечен в микросекторе с числом занятых до 15 чел. (на 30,6%), одновременно сокращалось количество малых предприятий, где работает от 15 до 100 чел. (на величину около 20%). Наименьший рост числа малых предприятий отмечен в Сибирском федеральном округе – 12,3% от уровня прошлого года или 116,4 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа. Общий объем оборота МП в Российской Федерации по итогам 2009 года составил 16 873,1 млрд. рублей, что на 17,0% ниже показателя 2008 года (с учетом индекса потребительских цен). Общее падение объема оборота малых предприятий сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам. Наиболее значительное сокращение показателя отмечено в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах – на 26,0% и 25,9% соответственно. Наименьшее сокращение оборота малых предприятий произошло в Уральском федеральном округе – на 7,4%. Таблица 27 Основные экономические показатели деятельности средних и малых предприятий по России за 2009-2011 гг.
В табл. 28 показаны более подробные показатели деятельности за 2011 г. Таблица 28 Основные экономические показатели деятельности предприятий в 2011г.
1) Справочно: среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций за 2011 г. cоставила 23369 руб. 2) По данным бухгалтерской отчетности.
В условиях экономического кризиса сектор малого предпринимательства (МП) оказался в состоянии стагнации. Попытки государства нивелировать воздействие финансово-экономического кризиса принесли весьма ограниченные результаты. Так, за исключением численности предприятий, основные показатели развития сектора малого бизнеса характеризовались негативной динамикой. При этом, если численность занятых на малых предприятиях снизилась сравнительно несущественно (на 1,1%), то объемы оборота и инвестиций в основной капитал уменьшились весьма заметно (на 17,0 и 32,6% соответственно). Рассмотрим далее основные характеристики деятельности малых предприятий в региональном разрезе в 2009 г. Наименьший рост числа малых предприятий отмечен в Сибирском федеральном округе — 12,3% от уровня прошлого года или 116,4 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа. Общий объем оборота в секторе МП в Российской Федерации по итогам 2009 г. составил 16 873,1 млрд р., что на 17,0% ниже показателя 2008 г. (с учетом индекса потребительских цен). Современное развитие российских регионов связано с особенностями формирования конкурентоспособного малого предпринимательства. Малое предпринимательство является сущностной компонентой регионального экономического организма, жизнеспособность которого в значительной степени определяется пространственными условиями и факторами. Малый бизнес все больше становится частью экономики региона. Его возрождение, укрепление и расширение постепенно устраняют искусственно созданную в годы социалистической индустриализации «пропасть», разъединившую крупную промышленность и малый бизнес Таблица 29 Этапы становления и развития современного российского малого предпринимательст ва
Становление и развитие предпринимательства в новой России, в т. ч. малого бизнеса, необходимо анализировать исходя из тенденций его развития и их закономерностей, и нормативно-правовых актов (НПА), направленных на поддержку и развитие МП и России (табл. 29). Под понятием «закономерность» нами понимается обоснованность теневых экономических отношений субъектов МП и их объяснимость, определяющихся внешними условиями в которых осуществляется деятельность (словарь Ожегова, Даля; философский словарь). Необходимость анализа НПА, выражается в том, что нормативное правовое регулирование является интегрирующим началом, придающим предпринимательской деятельности системную целостность, способствуют упорядочиванию предпринимательской практики (регулируя поведение и взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности), детерминируют выбор целевой стратегии развития предпринимательской деятельности. Исследования показали, что Российские малые предприятия в своей деятельности ориентированы на сферу услуг, то есть занимают те рыночные ниши, которые: менее развиты в технологическом оснащении; требуют меньшей величины стартового капитала для начала нового бизнеса; менее подвержены монополизации и имеют меньше входных барьеров; обеспечивают более быстрый оборот капитала; пользуются относительно устойчивым спросом со стороны местного населения. В своем исследовании мы рассматриваем малое предпринимательство: как определенное социально-экономическое явление; как объект статистического учета и как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются, прежде всего, четкие количественные критерии, то при рассмотрении МП в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты. В основе экономической деятельности лежит сложная взаимосвязь экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности. Интерес является основным побудителем человеческой деятельности, он лежит в основе развития личности, влияя на формирование движущих сил общества. Установлено, что наличие противоречий в системе экономических интересов затрудняет их реализацию. Если экономический интерес предпринимателя не реализуется в рамках существующей институционально оформленной системы или реализуется не в полной мере, экономические субъекты начинают искать выход из сложившейся ситуации. деятельности субъектов малого бизнеса дополнительно проявляется в несовпадении целей, которые идентифицируются с национальными интересами и интересами хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Деятельность, осуществляемая в условиях неэффективной государственной поддержки развития сектора МП, что подтверждается неадекватными экономическими, правовыми условиями и высоким уровнем коррупционных отношений, приобретает специфические аспекты, выраженные в повышенном риске и одновременно с увеличением значимости для предпринимателя роста прибыли, что является основополагающими моментами в ориентации предпринимателем своей деятельности в теневой сектор экономики с целью снижения риска и одновременного повышения роста прибыли. На основе анализа состояния малого предпринимательства и выявленных основных проблем сделан вывод, что главной особенностью функционирования субъектов современного малого предпринимательства в России является нынешнее положение МП, характеризующиеся значительным невостребованным потенциалом, способным оказать серьезное влияние на экономический рост в условиях глобального экономического кризиса, что подтверждается его вкладом в ВВП, количеством рабочих мест. Региональный аспект в развитии малого предпринимательства (Иркутская область; Республика Бурятия; Забайкальский край [28]). Современное развитие российских регионов связано с особенностями формирования конкурентоспособного малого предпринимательства. Малое предпринимательство является сущностной компонентой регионального экономического организма, жизнеспособность которого в значительной степени определяется пространственными условиями и факторами. Это связано, главным образом, с двумя обстоятельствами. С одной стороны, малое предпринимательство как сложный и многообразный феномен современного мира, по-разному воздействует на региональную экономику. Но от характера, механизма и последствий этого влияния в значительной мере зависят перспективы выживания и развития российских регионов в современном экономическом пространстве. В реализации идеи регионального экономического развития российскому малому предпринимательству принадлежит важная роль. С другой стороны, пространственная картина распространения малого предпринимательства свидетельствует о крайней неравномерности его развития по регионам России. При этом, региональное разнообразие условий функционирования малых предприятий привело к тому, что сформировалось два типа малого предпринимательства: центральный и провинциальный. Если малые предприятия, находящиеся в экономически активных регионах имеют большую свободу выбора видов предпринимательской деятельности, и соответственно форм их реализации, то положение провинциального малого предпринимательства очень сильно зависит от субъективных факторов регионального и локального значения. Рассмотрим уровень развития малых предприятий в Байкальском регионе – Иркутская область; Республика Бурятия; Забайкальский край, в сравнении с Сибирским федеральным округом (СФО) (табл. 30-38): Таблица 30 Распределение числа малых предприятий по регионам РФ (на конец года)
Таблица 31 Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) МП по в регионам РФ (тыс.чел)
Таблица 32 Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
Таблица 33 Уровень развития малого предпринимательства в СФО за 2004 год[29]
Таблица 34 Уровень развития малого предпринимательства в Байкальском регионе за 2007год[30]
Таблица 35 Число предприятий по субъектам Российской Федерации в 2010 г. (на конец года)
Таблица 36 Число предприятий по субъектам Российской Федерации в 2011 г. (на конец года)
Таблица 37 Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2010 г. (на конец года)
Таблица 38 Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2011 г. (на конец года)
|