Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия развития малого бизнеса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление, функционирование и развитие малого бизне-са, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и со-циально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разрабо-ток, качественными переменами в развитии многообразных от-раслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в об-ществе. Этому же способствовала и индивидуализация потреб-ления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.
Конкретные направления развития малого бизнеса, его про-изводственные возможности определяются теми рыночными нишами, которые большие фирмы оставили незанятыми, а для малых они предоставляют возможность успешной деятельности и получения прибыли.
На развитие малого бизнеса в той или иной степени влияют политика государства в области экономики, меры поддержки малого бизнеса и его правовое обеспечение, налоговая и финан-сово-кредитная политика, уровень жизни населения, цивилизо-ванность предпринимательства [4].
Всемирный банк на своем сайте опубликовал исследование «Делать бизнес» 2003 г., в котором были проанализированы го-336
сударственные системы 130 государств мира с точки зрения их влияния на развитие бизнес-климата. Для малого бизнеса мно-гие вопросы весьма проблемны. Как открыть новый бизнес? Сколько это займет времени, сколько нужно совершить опера-ций, какие документы представить, сколько заплатить? В этом исследовании эксперты Всемирного балка сконцентрировались на изучении компаний, у которых от 50 до 200 сотрудников. Для того чтобы создать и зарегистрировать новую компанию в пост-советских государствах, необходимо: в России — 12 процедур, 29 дней, около 200 долл.; на Украине — 14 процедур, 40 дней, более 210 долл.; в Армении — 10 процедур, 25 дней и чуть более 67 долл.; в Азербайджане — 14проиедур, 106 дней, 120 долл.; в Белорус-сии — 19 процедур, 118 дней, почти 369 долл.; в Грузии — 9 про-цедур, 30 дней, почти 171 долл.; в Казахстане— 10 процедур, 25 дней, около 153 долл.; в Киргизии — 9 процедур, 26 дней, около 39 долл.; в Латвии — 7 процедур, 11 дней, более 512 долл.; в Лит-ве — 9 процедур, 26 дней, чуть более 231 долл.; в Молдавии — 11 процедур, 42 дня, более 120 долл.; в Узбекистане — 9 проце-дур, 33 дня, почти 72 долл. Для сравнения укажем, что для того, чтобы открыть бизнес в США, требуется совершить 5 процедур, которые занимают 4 дня, и заплатить 210 долл.
Малое предпринимательство существует в России более Шлет. В это время создавалась нормативная правовая база, регулиру-ющая деятельность предпринимательства, формировалась его структура и инфраструктура, разрабатывались механизмы госу-дарственной поддержки. Это был самый трудный для него пе-риод — период становления.
Завершение этапа становления института малого предприни-мательства требует решения новых задач его развития: опреде-ления стратегии развития с учетом новых задач, стоящих перед экономикой, усиления его государственной поддержки с целью формирования рациональной структуры экономики, создания среднего класса, смягчения безработицы, повышения его доли в ВВП и вклада в бюджеты всех уровней.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса показа-на на рис. 9.4. Приоритетные отрасли реального сектора и ма-лая инновационная деятельность развиваются пока не в доста-точной мере.
При этом перспективы развития малого предприниматель-ства в сфере наукоемких технологий для России остаются неяс-ными. 21 апреля 2004 г. в Москве прошла дискуссия, посвященная тематике интеллектуально емкого бизнеса («Умный бизнес для337
Рис. 9.4. Распределение объема продукции (работ, услуг) МП по отраслям экономики (2000 г.) [5]
топ-менеджера», http://www.e-xecutive.ru/). Главная проблема, обсуждавшаяся на круглом столе, — неэффективность крупных корпораций и преимущества малого интеллектуально емкого бизнеса. Разговоры о неизбежном закате крупных корпораций и их замене на децентрализованные сетевые структуры {networks), состоящие из множества малых бизнес-организаций, идут сре-ди ученых разных дисциплин уже давно. Несмотря ни на что, крупные корпорации по-прежнему существуют, как, впрочем, и проблемы, связанные с ними. Поэтому повод для дискуссий остается. На круглом столе эту тему обсуждали не западные те-оретики, а менеджеры-практики. Выяснилось, что далеко не все верят в блестящие перспективы малого бизнеса в России, в осо-бенности если речь идет о малом бизнесе для крупных менед-жеров. Даже если теории о закате крупных корпораций справед-ливы в условиях Запада, неясно, насколько возможен малый интеллектуальный бизнес в нашей стране. Неясно также, каким он может быть, — большим полем для приложения больших та-лантов или маленькой нишей для маленьких людей.
Отличительной особенностью малого российского предприни-мательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сек-тора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Это свидетель-
ствует о том, что значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач. В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благо-приятные. До тех пор пока основой хозяйственного механизма Б стране не станет производственное предпринимательство, а го-сударство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или бу-дет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности. Именно такое ги-пертрофированное развитие малого бизнеса имеет место в совре-менной России. Поэтому активизация действий государства в части поддержки малого предпринимательства является в насто-ящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить начав-шийся экономический рост.
Чтобы развиваться, российское малое и среднее предприни-мательство должно овладевать системными знаниями, добиваться диалога с властью и приятно удивлять клиентов, считает бизнес-консультант из США Милтон Гаррет [61. Говоря о том, какие конкретные усилия необходимы для развития малого бизнеса, он отмечает, что сначала нужно, чтобы нашлись смельчаки, кото-рые займутся производством. Далее — повысить качество про-изводимой продукции. Чтобы добиться конкурентного качества, российским бизнесменам необходимо овладеть тремя основопо-лагающими теориями: систем, вариативности (отклонений), ста-тистики (как знания, позволяющего обрабатывать числовую информацию). Четвертая область — психология, причем опять же в прикладном аспекте.
Действующая с 1 января 2003 г. упрощенная система нало-гообложения и трехлетняя амнистия на плановые проверки ма-лого бизнеса контролирующими органами хоть и задали пози-тивную тенденцию, но являются недостаточными мерами. Слиш-ком высоки еще административные барьеры, не исчезли серьезные проблемы доступности производственной инфраструктуры, транс-порта, электроэнергии — в особенности это касается регионов. Все это на фоне крайне ограниченной возможности кредитов для малого бизнеса создает довольно пессимистичную картину. В ок-тябре 2003 г. был поднят и вопрос о снижении налогового дав-ления на субъекты малого бизнеса. Торгово-промышленная па-
лата РФ обратилась к правительству с предложением рассмот-реть возможность ограничить объемы совокупного налогообло-жения малых предприятий верхним пределом в размере 20% от дохода. По мнению главы ТПП Евгения Примакова, объемы налоговых платежей и отчислений малых предприятий, которые составляли более 30% от их доходов, разорительны для субъек-тов малого бизнеса и приводят к снижению их конкурентоспо-собности и привлекательности сферы малого бизнеса в целом. Однако с установкой предела налогообложения субъектов малого бизнеса остро встает вопрос о недопущении использования но-вого налогового режима недобросовестными бизнесами, не от-носящимися к малым предприятиям и обязанными платить на-логи по обычной схеме. В решении задач развития малого биз-неса важную роль играет созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства.
9.3. ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
И КОНСАЛТИНГ
Каковы же преимущества малого бизнеса, обеспечивающие его динамичное развитие и во многом определяющие консалтинг в этой сфере?
Отметим прежде всего гибкость и мобильность малого биз-неса [4]. Именно благодаря этим качествам он быстро адап-тируется к изменяющимся рыночным условиям, оперативно реагируя на запросы рынка. Для малого предпринимательства характерен особый, креативный тип экономического поведения.
Именно в этой сфере наиболее ярко проявляются дух предпри-нимательства, инициатива и творчество, связанные в то же вре-мя с определенным риском. Типичное для многих малых пред-приятий соединение в одном лице собственника и менеджера способствует возникновению предпринимательского подхода к своей деятельности и дает возможность вести эффективное осуществление хозяйственной деятельности. Эффективность де-ятельности малой фирмы определяется также высоким уровнем взаимозаменяемости работников, быстротой передачи информа-ции, так как ее объем существенно мал, а передача в основ-ном осуществляется в непосредственном контакте руководи-телей и работников.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управля-емость при сравнительно низких управленческих расходах. От-
метим также, что начальный период организации малого бизнеса обычно не требует крупных вложений в основные средства. Однако для малого бизнеса характерен также и целый ряд недостатков. Для предпринимателя в сфере малого бизнеса, как уже отмечалось, велика степень риска, так как многое зависит не столько от умения и знаний руководителя, сколько от воздей-ствия внешней среды, которое может быть губительным для са-мого существования малой фирмы. Кризисные периоды в раз-витии экономики показывают, что первыми кандидатами на банкротство становятся именно небольшие предприятия.
В сфере малого бизнеса очень низкая возможность накопле-ния капитала, ограничивающая потенциач расширения производ-ства. Существуют сложности и ограничения в получении кредита,
так как малый бизнес не может выплачивать высокие процен-ты. Кредиты малому бизнесу пока не стали массовым банков-ским продуктом и поэтому дороги. Дороговизна кредитов, в свою очередь, отпугивает новых клиентов [3J.
Российские банки, уступив самых крупных клиентов ино-странным финансовым институтам, обратили свое внимание на мелких и средних заемщиков. Сейчас все больше кредитных институтов разрабатывают специальные программы по кредито-ванию малого бизнеса. Сегодня рублевые кредиты обходятся средним предприятиям в 15-22% годовых. Малые предприятия платят от 20 до 30%. При этом результаты опроса предприятий, проведенного Центробанком в рамках мониторинга, свидетель-ствуют, что большинство респондентов не готовы привлекать средства по ставкам выше 19% годовых в рублях и 12% в долла-рах. Определенную проблему составляет и отсутствие техноло-гии работы с мелкими заемщиками.
Ограничена и сфера приложения малого бизнеса, так как ма-лому бизнесу редко находится место в фондоемких, наукоемких отраслях, связанных, как правило, с большими капиталовложе-ниями. Предприятия в сфере малого бизнеса не могут использо-вать преимущества оптовых цен при покупке сырья, так как объемы покупок лимитируются масштабом производства. Отсутствие не-обходимых средств не дает им возможности организовать собствен-ную службу маркетинга и дилерскую сеть, проводить научные исследования и перспективные начинания. Ограниченная номен-клатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уяз-вимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Задача руководите-лей малых фирм — ослабить негативное влияние недостатков ма-лого бизнеса на результаты деятельности предприятий. 340 341 Один из способов ослабить негативное влияние недостатков малого бизнеса на результаты деятельности предприятия — об-ратиться к помощи консультантов.
Существуют следующие три фактора, которые влияют на процесс консультирования малого бизнеса:
• компания обычно финансируется из личных средств или средств одной семьи;
• менеджер работает в тесном личном контакте со всеми со-трудниками предприятия;
• компания действует в географически ограниченном регионе.
В связи с этим консультант по вопросам управления в дан-ной области будет сталкиваться с целым рядом проблем, при-вносящих определенную специфику в его деятельность. Менед-жер малой компании относительно изолированно решает как стратегические, так и оперативные проблемы; и когда возника-ет необходимость важных изменений, он может быть занят те-кущими оперативными проблемами. Незначительные финансовые возможности компании приводят к тому, что он может платить невысокую зарплату, предложить низкий уровень гарантий за-нятости, небольшие возможности получения льгот и поощрений; он ограничен в своих возможностях увеличения начального ка-питала и получения займов. Менеджер не всегда способен пра-вильно понять и интерпретировать правительственные постанов-ления, акты и другие документы с выгодой для себя.
Таким образом, консультант по малому бизнесу должен вла-деть дифференцированными подходами к предпринимательству и обеспечивать взаимосвязь всех управленческих задач. Он дол-жен видеть «общую картину» предприятия для того, чтобы обес-печить взаимосвязь административных и оперативных функций. Консультант вынужден решать все виды проблем: по вопросам финансов, сбыта, производства, закупок и т.п. Основные про-блемы малых предприятий обычно делят на обшие и специфи-ческие [15. С. 60—61]. Проблемы общего характера — это преж-де всего ограниченность финансирования и затрудненный доступ к кредитным ресурсам, отсутствие квалифицированной техни-ческой и управленческой помощи, сложность, нестабильность и слабая разработанность законодательства в сфере малого бизне-са, слабо стимулирующая система налогообложения и др.
К специфическим проблемам относятся: трудности в исполь-зовании современных информационных систем вследствие не-обходимости экономии средств; сложности в привлечении вы-сококвалифицированной рабочей силы, которой необходимо
выплачивать высокую заработную плату; слабые гарантии заня-тости и ограниченные возможности карьерного роста; невозмож-ность существенного увеличения ассортимента изделий и услуг; отсутствие отработанной системы маркетинга и многие другие.
Все это предопределяет необходимость того, чтобы консуль-тант по вопросам малого бизнеса обладал знаниями и опытом практически во всех сферах управленческого консультирования. При этом консультант должен быть готов к тому, что он столк-нется с целым рядом факторов, существенно затрудняющих его работу.
2 Постоянная занятость руководителя в сфере малого бизнеса мешает ему уделять должное внимание консультанту.
3 Недостаток необходимой информации затрудняет диагнос-тику и разработку вариантов решений.
4 Предприятия малого бизнеса остро ощущают дефицит высо-коквалифицированных специалистов во всех сферах своей деятельности.
5 Ошибки и недоработки консультантов на малых предприя-тиях более заметны и могут нанести серьезный ущерб пред-приятию.
Таким образом, усложнение деловой активности обусловли-вает необходимость во внешней консалтинговой помощи. В своем стремлении быть конкурентоспособными руководители малого бизнеса все чаще рассматривают возможность использования консультантов наряду с такими представителями специальных служб, как юристы, бухгалтеры и др. Сфера малого бизнеса яв-ляется весьма динамичной, поэтому активное участие консуль-тантов в деятельности малых предприятий способно оказать су-щественное воздействие на экономическое развитие всего рос-сийского общества.
Необходимость развития малого бизнеса подтверждается многими годами истории практически всех стран мира. Однако это развитие происходит с разной степенью успеха и во многом зависит от отношения к нему консалтинга. При этом эти отно-шения далеко не просты. Острая потребность малого бизнеса в консалтинговой поддержке часто не может быть реализована, так как стоимость качественного консалтинга слишком велика для него. В свою очередь, консультантам, готовым оказать помощь малому бизнесу, практически невозможно сохранить минимально допустимую рентабельность своего собственного бизнеса. Однако, несмотря на все эти трудности, управленческое консультирова-ние в сфере малого бизнеса быстро развивается. 342 343 В настоящее время данный вид управленческого консульти-рования в России только начинает развиваться. Многие руково-дители мелких и средних предприятий сами часто не хотят об-ращаться за помощью к внешним консультантам по управлению, так как они полагают, что только крупные предприятия способны позволить себе крупные затраты по оплате консультаций. Руко-водители малых предприятий также очень неохотно знакомят посторонних с конкретными материалами, касающимися их бизнеса, тем более, что эта информация часто носит и личный характер. Кроме того, большую роль играют и причины чисто психологического характера, так как приглашение внешнего консультанта нередко рассматривается руководителем как при-знание собственной некомпетентности и беспомощности. Для менеджера малой фирмы, кроме того, очень трудно привлечь компетентного консультанта, обладающего практическим опы-том работы в своей области.
Несмотря на сложности работы с малым бизнесом, многие российские консалтинговые фирмы находят способы и методы работы с ним.
Пример
Учитывая низкую кредитоспособность малого бизнеса, для кото-рого стоимость «полноценного» консалтинга непосильна, и то, что при развитии малого бизнеса затрачивается много времени и сил нз разработку управленческих задач, которые уже давно зафиксирова-ны в стандартных формах делопроизводства для больших организа-ций, фирма Консалтинг-центр «Шаг» предлагает предпринимателям готовые форматы различных документов, сконцентрировавшие в себе опыт решения разнообразных управленческих задач. Консалтинг-центр «Шаг» — российская компания, работающая на рынке кон-салтинга практически с момента возникновения самого российского рынка. Компания работает как с крупными промышленными пред-приятиями, так и с относительно небольшими, но очень динамич-ными и требовательными бизнес-компаниями различного профиля.
Создав магазин готовых форматов, компания успешно оказыва-ет поддержку малому бизнесу, снабжая его методическими разработ-ками, необходимыми анкетами, пакетами типовых документов и другими материалами по общему менеджменту, управлению финан-сами, управлению персоналом, маркетингу и продажам. Например, оказывая помощь в сфере общего менеджмента, компания предла-гает методические разработки, предназначенные для руководителей и сотрудников, организующих и проводящих деловые совещания. Предлагаются также рекомендации для решения вопроса о необхо-димости расширения числа совладельцев бизнеса, по организации выставок, по типичной схеме управления венчурным проектом; в сфе-ре управления финансами — форматы по оценке стоимости ^торговой
марки», положения о финансовой службе, отчета об использовании прибыли, планирование и исполнение бюджета проекта, плана ра-бот по определению параметров для расчета сумм контрактов и др.; в сфере управления персоналом — форматы описания рабочего ме-ста, оценки успешности прохождения испытательного срока стаже-ром-продавцом, типовой контракт для найма коммерческого дирек-тора, системы оплаты труда проект-менеджера; в сфере маркетинга и продажи — формат матрицы расчета емкости рынка, форма опи-сания конкурентов, памятка «Правила эффективного общения с клиентом*, бланк «Анализ продажи», рекомендации по формуле вежливого отказа и т.п. Каждое предприятие в процессе своей деятельности, на раз-ных этапах развития и в различных, ситуациях нуждается в по-лучении тех или иных консультационных услуг, предоставляемых сторонними организациями. Степень востребованности таких услуг зависит от целого ряда факторов, прежде всего от харак-тера самих услуг. Консалтинговые услуги могут обслуживать как текущую деятельность предприятия — и потребность в них бу-дет достаточно стабильной (бухгалтерское обслуживание, доступ в Интернет, предоставление информации и баз данных, рекла-ма товаров и услуг и пр.), так и проблемные ситуации, которые периодически возникают на предприятиях (консультации по финансовым и юридическим вопросам, поиск партнеров, под-бор кадров, регистрация и ликвидация предприятий и пр.). Кроме того, степень востребованности консалтинговых услуг зависит от внутренних характеристик предприятия, таких, как финансовое положение, наличие собственных профильных специалистов, положение на рынке и т.д.
9.4. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Остановимся на таком способе организации и развития ма-лых фирм, как франчайзинг, выступающем своеобразным спо-собом консультирования [8]. Под франчайзингом понимается предоставление независимому предпринимателю на основе ком-пенсации права пользования брэндом и концепцией бизнеса. Это право ограничено со стороны правообладателя полномочиями отдавать распоряжения, опекой и контролем. Французское franchir означает право на свободное ведение деятельности. Франшизо-датсль, или франчайзер (franchisor), устанавливает определенные правила продажи продукта или услуги. А франшизодержатсль, 544 345
или франчайзи {franchisee), получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые тех-нологии, экспертизу.
Вложив капитал во франшизу, или лицензию, которая дает возможность использовать торговую марку более крупной и из-вестной компании и продавать ее товары или услуги в опреде-ленном регионе, предприниматель получает возможность начать свой бизнес. Франчайзинг превращается во все более популяр-ный способ распространения товаров я услуг. Впрочем, при бли-жайшем рассмотрении франчайзинг оказывается куда более мно-гогранным явлением, чем элементарное право на аренду торго-вой марки. Ведь франшиза — это полная бизнес-система, которую франчайзер передает партнеру (франчайзи). По этой схеме фран-чайзи получает готовый проект предприятия (и именно в этом главная привлекательность франчайзинга), за пользование кото-рым платит вступительный взнос и определенный процент с оборота — роялти. Сумма роялти, как правило, колеблется в пре-делах 5—8% от оборота. Некоторые брэнды взимают еще и до-полнительную компенсацию за то, что дают рекламу, а значит, «продвигают» бизнес своих партнеров. Такой сбор, как прави-ло, не превышает 1—1,5% от оборота.
Что вносит франчайзи? Прежде всего свои усилия, капитал и информацию. И франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, ошупью, как это должен делать любой другой предприниматель, начинающий с нуля. Возникновение франшизы связывают с деятельностью таких компаний, как Zinger и International Harvester, которые в XIX в. организовали во всем миресеть фирм, уполномоченных вести операции по продаже их про-дукции. Но настоящий бум в сфере франчайзинга начинается с конца 1950-х гг. В 1990 г. в США на долю франшиз приходи-лась уже примерно треть всей розничной торговли и ими было охвачено свыше 7 млн человек. Своей популярностью в системе мировой экономики франчайзинг обязан прежде всего тому, что он позволяет совместить стимул к владению малым предприя-тием с управленческим мастерством и маркетинговым опытом более крупного бизнеса. В Соединенных Штатах сегодня действует более 1500 франчайзинговых систем и соответственно 350 тыс. предприятий-франчайзи, причем каждые восемь минут по такой схеме образуется новое предприятие. В Германии 800 франчай-зинговых систем с 37 тыс. бизнес-единиц, в Испании — 600 фран-чайзеров и 26 тыс. франчайзи. Характерным является также и то, что многие уже давно существующие фирмы для расширения бизнеса все активнее используют франчайзи н говую модель.346 Различают три вида франшиз [4]: 10. промышленные франшизы (на производство товаров); 11. сбытовые франшизы (на продажу товаров);
12. франшизы на обслуживание, предусматривающие оказание услуг.
Для начинающих предпринимателей франшиза обладает не-оспоримыми преимуществами, так какдает возможность новичку с меньшими затратами и риском начать свое собственное дело. Это особенно важно, поскольку мелкие собственники не обла-дают большими источниками средств и не имеют опыта хозяй-ственной деятельности. Большую часть расходов по рекламе, организационных расходов берет на себя головная организация. Кроме того, привычка потребителя к знакомой торговой марке позволяет малым фирмам утвердиться на тех рынках, где неболь-шим независимым фирмам закрепиться намного труднее. В итоге вложение капитала во франшизу выгодно и риск сравнительно мал. Франчайзи получает продуманную и чаще всего проверен-ную схему бизнеса. В результате доля банкротств здесь в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку более круп-ная организация защищает франчайзи, предоставляя партнеру свои рекомендации (по сути — консалтинг), устанавливая стан-дарты. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет, а из тех, кто работает по франчайзинговой схеме, —лишь 14%, иными словами — одна из восьми.
За фиксированную плату типичный франчайзи получает кон-сультации и содействие, которые в ином случае оказались бы слишком дорогостоящими:
• стратегию маркетинга и рекламу;
• первоначальное обучение работников и подготовку в облас-ти управления;
• дизайн предприятия и его оборудование; • технологии; • централизованные закупки по сниженным ценам; • постоянное консультирование по вопросам управления; • выбор места и рекомендации по размещению точки; • финансирование. Франчайзинг оказывается удобным способом запуска бизнеса и для тех, кто приобретает первый опыт в предпринимательстве,
и для тех, кто из малого намерен переходить в большой бизнес. Для франчайзи решены многие организационные и маркетин-говые вопросы. 347 Франчайзи получает возможность опираться на репутацию, опыт и, по сути, уже состоявшийся успех компании-франчай-зера. Ну и, кроме того, не нужно тратить силы на построение собственного узнаваемого брэнда, создание корпоративного стиля, рекламы. Ведь практически все рекламные, брэндинговые зада-чи бизнеса уже решены, особенно если франчайзер активно рек-ламируется на местном рынке.
Пример
Пионером массового франчайзинга стала корпорация McDonalds — первый франчайзинговый ресторан появился в 1955 г. Ну а в тор-говле до совершенства классическая схема франчайзинга доведе-на, скорее всего, компанией Benetton («Бснеттон»), основанной в 1965 г. и начавшей развивать франчайзинг в 1970-х гг. Система фран-чайзинга легла в основу всей системы сбыта — любой предприни-матель, обладающий определенными средствами и находящийся в любой точке мира, может обратиться в Benetton и стать его фран-чайзи. Владелец брэнда предоставляет обязательную концепцию магазина и контракт на закупку товара, а франчайзи платит роял-ти и закупает продукцию. В каждом значимом регионе Benetton держит своих агентов — одного или нескольких. Их задача — на-мечать пути развития и перспективы местного рынка, а также за-ботиться о росте числа франчайзинговых проектов. Получая образцы продукции Benetton, агенты демонстрируют их местным партнерам и вместе с ними формируют заказ. Кстати, в отличие от многих других компаний Benetton не навязывает единый для всех магази-нов ассортимент и предоставляет франчайзи значительную свобо-ду выбора. Вот почему на полках двух бенеттоновских магазинов на одной и той же улице можно обнаружить совершенно разные товары. Более того, франчайзи могут самостоятельно заказать ог-раниченную партию вещей, которые, по их мнению, актуальны. Главное — предоплата за весь заказ, причем деньги поступают уже напрямую в Benetton, минуя агентов.
В России возможности для развития системы франчайзинга огромны. Очевидно, в ближайшие годы эта система получит та-кое же широкое распространение, как и в других странах. Как сообщил президент Российской ассоциации развития франчай-зинга (РАРФ) Александр Майлср, в рамках этой хорошо заре-комендовавшей себя за рубежом системы практически любой начинающий предприниматель имеет шанс открыть или расши-рить свой бизнес, используя товарный знак, ноу-хау и другие «фирменные секреты» преуспевающей компании (франчайзера). В России, по оценкам РАРФ, сегодня оперирует от 100 до! 50 оте-чественных франчайзинговых систем, а согласно оценкам ТПП РФ, общие инвестиции во франчайзинговыс проекты составля-
ют сегодня в целом по стране около 600 млн долл. Однако в рамках франчайзинга отношения развиваются не всегда безоблачно. Пример
В статье А. Сарайкина и Е. Богданова «Подорожник обжегся на франчайзинге» описана следующая ситуация. Холдинг «Подорож-ник», поссорившись в 2003 г. с барнаульским партнером, решил отказаться от франчайзинга как способа развития своей уличной сети быстрого питания в регионе [ 13]. Сеть уличного питания «Подорож-ник», существующая в Сибири с 1995 г., предполагает сосредоточить свои усилия на развитии сети в Санкт-Петербурге и выходе в дру-гие регионы. Холдинг «Подорожник» открыл франчайзингавое на-правление в 2002 г. Он требовал от своих франчайзи инвестиций в строительство сети из 10 киосков и небольшой фабрики, а ежеме-сячное роялти было установлено в размере 5% от оборота. Впрочем, сотрудничество «Подорожника» с барнаульскими предпринимателями не сложилось, и в декабре 2003 г. холдинг разорвал франчайзинго-вый договор. В качестве причины разрыва отношений с алтайски-ми партнерами в «Подорожнике» называли «несоблюдение стандартов качества».
Представитель сети «Крошка-картошка», развивающей похожую по формату сеть фаст-фудов, считает, что недобросовестное пове-дение франчайзинговых партнеров встречается довольно часто, и от-мечает, что российское законодательство слабо регулирует такие договоренности и всегда присутствует риск такого рода.
С ним согласен Олег Ионко, директор новосибирской компании «Ресторатор», управляющей сетью фаст-фудов в городе. «Рестора-тор» отказался от франчайзинга и теперь занимается развитием сети самостоятельно, оказывая желающим консалтинговые услуги в сфере ресторанного бизнеса. По словам генерального директора сети вы-печки «Восход-Бейкер» Алексея Драгуна, компании пришлось от-казаться от франчайзинга, выкупив бизнес у большинства партне-ров. «Рынок оказался не готов к этому, партнеры его воспринима-ли слишком узко — как продажу способа быстро заработать деньги, а не как философию бизнеса».
9.5. КТО И КОГДА ПРИВЛЕКАЕТ КОНСУЛЬТАНТОВ
В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Малый бизнес, безусловно, нуждается в деловых услугах и является активным потребителем этого рынка, однако уровень востребованности разных услуг в разных группах предприятий имеет свои отличия, которые были выявлены в ходе проведен-ного анкетного опроса в рамках проекта «Комплексная программа поддержки предпринимательства в России» в мае 2002 г. в восьми регионах (Великий Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ленин- 348 349 градская область, Новосибирск, Санкт-Петербург, Смоленск, Ростов-на-Дону). Основная цель опроса состояла в изучении текущих и потенциальных потребностей данного сектора в кон-салтинговых услугах.
4. целом опрос был направлен на решение следующих задач:
2 определение текущего состояния и уровня развития предпри-ятий малого и среднего бизнеса;
3 выявление оценки сложившейся конкурентной среды;
4 определение круга наиболее важных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса;
5 определение потребности малых и средних предприятий в деловых услугах.
Рассмотрим результаты опроса в Санкт-Петербурге. В опро-се приняло участие 201 предприятие, из них 131 относится к ка-тегории малых, 70 — к средним предприятиям. При этом субъек-тами малого предпринимательства в опросе считались предпри-ятия, у которых средняя численность работников не превышала следующих предельных уровней: в промышленности, строитель-стве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и на-учно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в остальных отраслях — 50 человек. Средние пред-приятия — это предприятия с численностью работников до 500 че-ловек.
Сколько-нибудь заметных различий в оценке проблем, ме-шающих развитию бизнеса, между двумя группами предприятий, относящихся к категориям малого и среднего бизнеса, не было выявлено. Руководители предприятий и малого, и среднего биз-неса в ходе своей работы сталкиваются с одинаковыми пробле-мами и оценивают их актуальность для своей деятельности тоже практически одинаково.
Данные опроса показывают, что основными проблемами, мешающими успешному развитию предприятий малого и сред-него бизнеса, в Петербурге являлись: 1) налоговый режим (на эту проблему указали более половины опрошенных — 55,7%); 2) нестабильность нормативно-правового регулирования мало-го и среднего бизнеса (44,3%); 3) нехватка оборотных средств (38,3%); 4) проблемы в области подбора необходимых кадров (35,3%) и 5) поиск источников инвестиций (33,8%).
Актуальность основных проблем развития бизнеса примерно одинакова для всех отраслевых комплексов. Сущес
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.015 с.) |