Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.



Создание развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, на наш взгляд, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран. Например, с США в 1953 г. создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), функции которой охватывают весь комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса (финансовая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в получении государственных заказов и др.). Структура АМБ включает три уровня: штаб-квартира в столице США, 10 региональных объединений и более 100 местных отделении, расположенных по осей стране и работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти колледжами, университетами, предприятиями и общественными организациями. Поддержка малого бизнеса США осуществляется и другими федеральными ведомствами: Министерством внутренних дел, Министерством жилищного строительства и городского развития Национальным научным фондом. Администрацией по фермерскому хозяйству, институтами и центрами раз вития мелкого бизнеса, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается более 2700, и т. д.

Целью формирования инфраструктуры МП является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности. На федеральном уровне проблемами развития i поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о федеральных министерствах и ведомствах занимаются таки министерства и ведомства: Министерство экономики РФ Министерство внешнеэкономических связей РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Государственная налоговая служба РФ Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фон поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сфере и др. Так, исполнителям! Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ наряду с вышеназванными федеральными ведомствами являются и еле дующие: МИД России, Роскомторг, Роспатент, Мин сотрудничество России, МЧС России, Росстрахнадзор России, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Банк России, Рабочий центр экономических реформ при правительстве РФ, Министерство культуры РФ, Министерств» общего и профессионального образования РФ и т.п., значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественные объединения предпринимателей и др. Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ.

-Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента. Как видно, одно перечисление федеральных министерств, комитетов, ведомств, оказывающих влияние на развитие малого предпринимательства, весьма велико, поэтому для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России). Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 утверждено Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм деятельности ГКРП России, его права и обязанности, структура ГКРП России и др. i Так, задачами ГКРП России являются: разработка предложений и реализация государственной политики 'в области развития и поддержки малого предпринимательства, разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого предпринимательства, обеспечение формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов малого предпринимательства и др.

Инфраструктура МП выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т. п.).

Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей - субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.

Инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям либо отдельным их категориям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т. п.) Именно это и выделяет инфраструктуру малого бизнеса из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.

Уже имеющийся опыт показал, что для реализации государственной политики в области МП необходима институциональная структура государственной поддержки МП, основанная на разделении указанных функций. Базовыми элементами этой структуры являются:

1. Орган управления и контроля - министерство, комитет, департамент.

2. Финансовый орган - фонд поддержки МП.

3. Общественный орган - общественный совет по малому предпринимательству.

Согласованные действия элементов такой институциональной структуры обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития МП, интересам государства (через орган управления), интересам малого бизнеса (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области МП (через финансовый орган).

Результатом осуществления программ поддержки МП, центральную часть которых обычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры МП, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности МП в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении. Такая система, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки МП, и составляет инфраструктуру малого бизнеса.

Учитывая ограниченность ресурсов и основываясь на отечественном и зарубежном опыте, в ближайшее время необходимо сконцентрироваться на наиболее острых проблемах деятельности МП, решаемых с помощью льготного кредитования, гарантирования займов, компенсации процентных ставок, финансового лизинга, аренды помещений и земельных участков, доступа к информационным ресурсам, подготовки и переобучения кадров, выставочной деятельности, финансового и налогового консультирования, общего и специального консалтинга.

Институты, осуществляющие эти доступные для МП услуги, образуют основные элементы инфраструктуры МП.

Если обратиться к зарубежному опыту, то можно заметить, что для развитых стран характерны разнообразие элементов, формирующих инфраструктуру малого бизнеса, а также множество схем их построения и взаимодействия между собой. Какие-либо однозначные решения, которые можно считать оптимальными, и типовые схемы, применяющиеся в большом количестве стран, практически отсутствуют.

Однако в любой развитой системе поддержки МП можно обнаружить сходные концептуальные подходы к формированию ее инфраструктуры:

-адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);

-доступность объектов инфраструктуры для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);

-концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий: финансовых (льготное кредитование, компенсация процентных ставок, гарантии, финансовый лизинг, финансовый менеджмент, финансовое и налоговое консультирование), имущественных (аренда помещений, лизинг оборудования, обустройство земельных участков для коммерческого использования), информационных (доступ к информационным сетям, трансфер технологий, выставочная деятельность), кадровых (подбор, подготовка и переобучение персонала, общий и специальный консалтинг);

-участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно или через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;

-распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы по поддержке малого бизнеса непосредственно на местном или региональном уровне;

-обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории, следствием чего являются более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг, а также лучшая ориентация самих предпринимателей в возможностях этих элементов инфраструктуры;

-использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.

Сходство концептуальных подходов позволяет выделить из всего многообразия элементов инфраструктуры некоторые элементы, общие для большинства зарубежных стран. К ним относятся:

-финансовые институты, ориентированные на взаимодействие с МП

-системы информационного и консультационного обслуживания МП

-бизнес-центры и агентства по развитию МП

-учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов для работы на малых предприятиях

-бизнес-инкубаторы, производственные и технологические парки, технические центры и т. п.

-специализированные фирмы по оказанию услуг малым предприятиям (бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортно-экспедиционные фирмы и т. п.)

Опыт зарубежных стран показывает успешность функционирования системы однородных элементов инфраструктуры в рамках целостной общегосударственной или международной сети.

В настоящее время в Российской Федерации еще не сформирован единый концептуальный подход к созданию и развитию отдельных видов объектов инфраструктуры МП и обеспечению комплексного характера их деятельности. Так, Федеральной программой поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы была предусмотрена реализация пилотных проектов создания отдельных объектов инфраструктуры, таких, как технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, научные парки и т. п., в нескольких регионах. Однако программа формировалась на основе заявок регионов, в которых не было определено, какие именно элементы и в каком количестве им требуются для поддержки малого предпринимательства, что именно понимается под тем или иным термином. Принципы выбора регионов, включенных в данный раздел программы, также не были четко установлены.

В новой Федеральной программе на 1998-2000 годы, как представляется, заложен более эффективный механизм развития инфраструктуры МП.

Существующая ныне неравномерность в распределении объектов инфраструктуры малого бизнеса по территории России вызвана не только неравномерностью развития самого малого бизнеса, но и отношением местных властей к его проблемам. Зачастую активность в развитии инфраструктуры малого бизнеса в регионе обусловлена исключительно позитивной позицией одного или нескольких лиц в местной администрации, наличием представительных и крепких предпринимательских организаций, способных влиять на региональную экономическую политику и формировать отношение к проблемам малого бизнеса со стороны местных органов власти. Кроме того, при реализации проектов с международным участием существенное значение имеет ориентация иностранных доноров на те регионы страны, где по их сведениям, успешно проводятся экономические реформы (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург), либо на те, которые представляют интерес для конкретных зарубежных стран (Дальний Восток - Япония, Калининградская область - Германия, Северо-Западный район - Скандинавия).

Во многих регионах отсутствуют концепции развития инфраструктуры МП и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг. Зачастую лица, отвечающие за это направление, не имеют четкого представления о специфике и различиях между отдельными видами объектов инфраструктуры. Понятийная путаница нередко приводит к тому, что инкубаторами называют чисто обучающие организации или фирмы, специализирующиеся на регистрации новых предприятий и предоставлении юридического адреса, а технопарками или бизнес-центрами - консультационные фирмы или торговые павильоны и т. п.

Следует отметить и недостаточную информированность предпринимателей о наличии в соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиями их получения (в силу ресурсных ограничений рекламные кампании по объектам инфраструктуры, как правило не проводятся). Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры МП на местах.

Системное создание разветвленной и хорошо скоординированной сети объектов инфраструктуры МП в нашей стране невозможно без финансового содействия и материально-технического обеспечения со стороны государства и участия органов управления также и потому, что такого рода объекты, как правило, достаточно капиталоемкие, имеют длительный срок окупаемости или вообще не приносят прибыли. Следствием этого является их относительная непривлекательность для частных инвесторов, особенно в нашей стране, где участие в неприбыльной организации не приносит каких-либо льгот с точки зрения налогообложения. Вместе с тем с позиции государства привлечение к развитию инфраструктуры МП частных инвесторов весьма целесообразно, поскольку в определенной мере позволяет снимать нагрузку с госбюджета. Это может быть осуществлено при паритетном финансировании проектов, когда федеральные, региональные и местные власти вносят соответствующие доли ресурсного обеспечения. В свою очередь, наличие начального капитала и гарантий привлекает частный и иностранный капитал к реализации проекта.

Государство может принимать участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами. В частности, объекты инфраструктуры, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, могут получать в свое распоряжение государственные и муниципальные земельные участки, в том числе предварительно оборудованные для коммерческого использования промышленных зон, бизнес-парков, и т. п.; объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности (для создания бизнес-инкубаторов, фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий, агентств по развитию предпринимательства и др.)

Отсутствие целостной продуманной политики развития инфраструктуры малого бизнеса приводит к тому, что, с одной стороны, создается все, всеми и одновременно, а с другой - набор элементов инфраструктуры практически по всей территории достаточно узок и ограничивается в основном инкубаторами, парками различной направленности, бизнес-, социально- и учебно-деловыми центрами. В настоящее время назрела насущная необходимость систематизации этого процесса и налаживания связей между самими элементами инфраструктуры, объединяя их в региональные и отраслевые ассоциации, установления общих критериев и стандартов качества и минимального набора услуг. Средствами упорядочения объектов инфраструктуры могут стать их аккредитация в местных органах власти, а также развитие процессов саморегулирования в рамках профессиональных ассоциаций и предпринимательских объединений.

Инфраструктура МП выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной государственной поддержке (по крайней мере в период создания и становления). Это означает не только финансирование из соответствующих бюджетов, но и использование методов косвенного стимулирования (налоговые льготы для объектов инфраструктуры, передача в собственность или пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса).

Для предпринимателей особое значение имеют прозрачность и гласность системы государственной поддержки. Предприниматель должен располагать необходимой информацией о том, куда и в каких случаях можно обратиться за помощью, в какие сроки и на каких условиях можно получить поддержку. Это требует проведения соответствующих информационных, рекламных и пропагандистских кампаний, а также периодической публичной отчетности.

Создание комплексной системы объектов инфраструктуры МП требует детального изучения зарубежного опыта с целью отбора наиболее эффективных подходов и методов организации финансирования и оперативной деятельности таких структур для поиска наиболее приемлемых форм реализации комплексной инфраструктуры МП.

Главным принципом государственной поддержки МП должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности МП с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки МП заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Успешное развитие МП возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в сою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

Представляется, что в условиях переходного периода государственная поддержка МП должна носить стимулирующий, селективный характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов. Иными словами, государство должно прежде всего поддерживать жизнеспособные хозяйственные структуры МП, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики.

Малые предприятия в своей деятельности должны опираться прежде всего на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться как нечто постоянное или как основной источник повышения конкурентоспособности и роста рентабельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.021 с.)