Внутрифирменное предпринимательство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутрифирменное предпринимательство.



Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.

В то же время многие традиционные предприятия [1] недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.

В теоретических исследованиях [2] уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству [3]. Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:

· выделяются ресурсы – интракапитал [4] – для их реализации;

· оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.

Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Элементы внутреннего предпринимательства – интрапренерства – представлены на рис. 1.5, а особенности сведены в табл. 1.5.

Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:

· активизации и использования творческого потенциала сотрудников;

· повышения эффективности использования ресурсов предприятия;

· быстрой реакции на изменения потребностей рынка;

· быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);

· создание основы для дальнейшего развития производства.

Рис. 1.5. Элементы интрапренерства

Таблица 1.5

Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа [5]

Стадии жизнедеятельности Взаимоотношения предприятия – учредителя и предпринимательской структуры
1. Зарождение предпринимательской идеи Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала
2. Реализация предпринимательской идеи, создание предпринимательских хозяйственных структур Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур
3. Устойчивая работа, прибыльность Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды
4. Затухание Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации

Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.

Рис. 1.6. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства

На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста (рис. 1.7).

 

С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.

Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные качества (табл. 1.6). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.

Таблица 1.6

Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства

Интрапренерство Индивидуальное предпринимательство
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
1. Доступность финансов предприятия - партнера 1. Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие и возникновение предпринимательской идеи 1. Полная свобода своих действий 1. Недостаток финансовых и прочих ресурсов для реализации предпринимательской идеи
2. Организационно-технологическая помощь при реализации предпринимательской идеи 2. Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми организацией-учредителем рамками 2. Повышенная мотивировка 2. Сложности технологические, организационные
3. Возможность получения помощи в форс-мажорных обстоятельствах 3. Необходимость первоочередного учета интересов предприятия-учредителя 3. Максимальная мобилизация своих сил и средств для решения поставленной задачи 3. Не на кого рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств
4. Возможности использования предпринимательской структуры системы продвижения и сбыта предприятия-учредителя 4. Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами
5. Возможности использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т.д.

Итак:

1. Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей.

2. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.

3. В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера.

4. Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.

51. Малое предпринимательство: сущность, критерии определения субъектов.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констати­рующим сущность понятия. Основным критерием в первую оче­редь является средняя численность работников, занятых в отчет­ный период на предприятии. В литературе под малым предприни­мательством понимается деятельность, осуществляемая относи­тельно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предприни­мательства (бизнеса), превышает пятьдесят. Наиболее часто применяемые критерии: средняя численность занятых на предприя­тии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот и величина активов. Однако почти во всех развитых странах пер­вым критерием отнесения предприятий к субъектам малого пред­принимательства является численность работающих. В Ев­ропейском сообществе к малым предприятиям относятся предпри­ятия, где количество занятых работников не превышает пятидеся­ти человек, годовой оборот составляет менее 40 млн. евро, а сум­ма баланса — 27 млн. евро. При определении мер поддержки субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели.

лак показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых.

Можно назвать следующие преимущества малого предприни­мательства: более быстрая адаптация к местным условиям, гиб­кость и оперативность в принятии решений, относительно невысо­кие расходы на управление, более низкая потребность в первона­чальном капитале и способность быстро вносить изменения в про­цесс производства в соответствии с требованиями рынков, относи­тельно более высокая оборачиваемость собственного капитала, широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов и др.

Собственники малых предприятий склонны к сбережению средств, у них всегда больший уровень достижения успеха. Субъ­екты малого предприятия лучше знают уровень спроса на мест­ных рынках, дают средства к существованию большому числу на­емных работников, способствуют занятости работников, содейст­вуют подготовке профессиональных кадров и т.п.

Однако субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки: более высокий уровень риска; зависи­мость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Недочеты и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как по­казывает опыт, большинство неудач малых предприятий связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетент­ностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач деятельности малых предпри­ятий чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, произ­водстве, управлении в единоличных формах владения и в товари­ществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и кон­такты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

  • запущенность бизнеса;
  • плохое здоровье или вредные привычки;
  • катастрофы, пожары, воровство;
  • мошенничество.

Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто ме­няют владельцев. Амепиканская статистика показывает, что вла­дельцы малых предприятий — женщины — более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что пре­успевают те предприниматели, которые много работают, но не пе­реходят за рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалифика­ция предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Ес­ли в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из 2—4 лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально." На живучести малых предприятий сказываются и размеры фи­нансирования на первом этапе: чем больше вложенный первона­чальный капитал, тем больше возможностей выжить в кризисные периоды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.028 с.)