Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества и недостатки малого предпринимательства.

Поиск

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства.

в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реали­зацию установленного Конституцией РФ права граждан на свобод­ное использование своих способностей и имущества для осуще­ствления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предприни­мательства.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития мало­го предпринимательства, можно указать на его следующие преиму­щества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйство­вания; большая независимость действий малых предприятий, гиб­кость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возмож­ность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способно­сти; более низкая потребность в первоначальном капитале и спо­собность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс про­изводства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что ма­лые и средние предприятия располагают значительными конку­рентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовло­жений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и тру­довые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбереже­нию и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рын­ках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятия­ми, тем самым содействуя подготовке профессиональных работ­ников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах за­нимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, ока­занию услуг).

Основными достоинствами малых и средних предприятий яв­ляются:

функционирование на локальном рынке;

быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;

непосредственная связь с потребителями;

узкая систематизация на определенном рынке товаров и услуг;

возможность создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом;

высокая восприимчивость к нововведениям;

вовлечение широких масс трудоспособного населения в актив­ную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и требованиям цивилизованных рыночных отношений;

придание экономике гибкости, мобильности, способности к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Однако, как показывает практика, малому предприниматель­ству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень не­устойчивости положения на рынке; большая зависимость от круп­ных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; не­уверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заклю­чении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неуда­чи в деятельности субъектов малого предпринимательства опреде­ляются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской не­опытностью или профессиональной некомпетентностью собствен­ников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых в США опросах главными причинами неудач малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов; несбалан­сированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и в това­риществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки Руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенни­чество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взрос­ления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что жен­щины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же вре­мя не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого предпринимательства сказывается невысо­кая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже на­копившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм ска­зываются и размеры финансирования на первом этапе существо­вания фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого биз­неса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаи­моотношений, полигон испытания методов и принципов органи­зации предпринимательства в будущем.

Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэто­му оно нуждается в различных формах государственной под­держки.

Как свидетельствует практика, небольшой капитал малых пред­приятий суживает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, фи­нансовых, производственных, трудовых и др.). Однако малые и средние предприятия отличаются высоким уровнем эффективно­сти капиталовложений, например в США она примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.

Ограниченность ресурсов малого предпринимательства во мно­гом определяет и относительно короткий жизненный цикл многих малых предприятий. Так, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года — 7—8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

Недостатком в деятельности субъектов малого предпринима­тельства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности в первую очередь малых предпри­ятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х гг. вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обяза­тельным условием выживания. Исследования, проведенные Ин­ститутом стратегического анализа развития предпринимательства в РФ, показали, что главной причиной «ухода в тень» является не­обходимость рационализации поведения в сложившихся экономи­ческих условиях, в частности необходимость преодоления слож­ностей налоговой системы. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не от­ражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.009 с.)