Статистическое изучение малого бизнеса в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистическое изучение малого бизнеса в Российской Федерации



Статистическое изучение малого бизнеса в Российской Федерации

 

 

Выполнила

Студентка гр. 11 ЭК-2

Белослудцева И.И

Проверила

к.э.н., доц. Новикова А.В.

 

Брянск 2012 г.

АННОТАЦИЯ

Темой данной курсовой работы является «Статистическое изучение малого бизнеса в Российской федерации». Данная курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения малого бизнеса. Даются основные понятия и критерии, необходимые для проведения анализа. Так же предоставлен обзор текущей ситуации в экономике Российской Федерации, связанный с малым бизнесом.

Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних показателей, анализ динамики изменения основных фондов. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков.

В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации на основе полученных результатов исследования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Теоретические основы статистики малого бизнеса …………………….7

1.1 Понятие и значение малого бизнеса…………………………………………...7

1.2 Анализ развития малого бизнеса...…………………………………………..15

1.3 Система показателей малого бизнеса в России …………………………......18

1.4 Обзор уровня развития малого бизнеса в РФ на 2008-2012 гг…………...19

 

Глава 2.Расчет и анализ статистических показателей развития малого бизнеса в Российской Федерации ……………………………………………………………22

2.1 Группировка…………………………………………………………………….22

2.2 Расчет относительных величин………………………………………………..23

2.3 Средние величины и показатели вариации…………………………………...24

2.4 Применение выборочного метода……………………………………………..27

2.5 Показатели динамики…………………………………………………………..28

2.6 Корреляционно-регрессионный / трендовый анализ………………………...30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………………34

Приложение…………………………………………………………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, «статистика знает всё», но современная российская экономика строится таким образом, что большая часть представителей малого бизнеса предпочитают не показывать полные статистические данные о своем предприятии.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реальность такова, что частные предприятие не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в частном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы также могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита. С началом развития в России предпринимательской деятельности, связанной с кооперативной деятельностью, приватизацией, развитием малого бизнеса, начала формироваться статистика предпринимательства. Ее основным объектом является предприятие (юридическое лицо) или отдельное физическое лицо, которое самостоятельно осуществляет свою деятельность на территории РФ, подчиняется законам и подзаконным нормативным актам данного государства.

Задачами статистики в сфере предпринимательской деятельности являются анализ деятельности зарегистрированных и фактически действующих субъектов предпринимательской деятельности, их распределение по формам собственности, видам деятельности, правовым, организационным формам, размерам, где в качестве группировочных признаков могут выступить как показатели численности работников, так и объем выпущенной продукции.

Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая включает перечни прошедших государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.

По своей экономической сущности предпринимательство относится к такому виду деятельности, которая преследует цель получить доход за счет собственных или заемных средств, а также путем опосредованного участия в такой деятельности (вложение в дело своего капитала).

Главным стимулом и основным статистическим показателем в такого рода деятельности является прибыль как вид дохода, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников. Прибыль является собственностью предпринимателя и расходуется им по своему усмотрению.

На основании вышесказанного можно сказать, что данная тема является актуальной для современной России и требует более детального рассмотрения.

Объектом исследования является малый бизнес Российской федерации в целом.

Предмет исследования – статистический анализ предприятий малого бизнеса в Российской Федерации.

Целью написания данной курсовой работы является статистический анализ и структура развития малого бизнеса в РФ с помощью статистических показателей.

Задачи работы:

- раскрыть понятие и значение малого предпринимательства;

- изучить структуру малого бизнеса;

- привести систему показателей малого бизнеса в РФ;

- провести статистический анализ малого бизнеса в РФ;

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Группировка

Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

На основе данных прил. 1 проведем вторичную группировку.

Определим число групп:

n = 1 + 1,44 = 1 + 1,44 2,3 = 1 + 3,456 = 4,312

То есть число групп равно 4.

Далее рассчитаем величину интервала:

i = = = 21

Сгруппированные данные будут выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Средняя численность внешних совместителей малого предпринимательства РФ за период 2000-2009 гг.

Численность занятого в экономике населения, тыс. человек   Годы Сумма накопительных частот
586,9 – 607,9 2002; 2004; 2005;2008  
607,9 – 628,9 2000; 2001  
628,9 – 649,9    
649,9 и более 2003; 2006; 2009  

 

В период 2000 – 2009гг. в РФ минимальная численность внешних совместителей малого предпринимательства приходится на 2002, 2004, 2005 и 2008 года и находится в интервале от 586,9 до 607,9 тыс. чел., а максимальная – на 2003, 2006 и 2009 года и находится в интервале от 649,9 и более тыс. чел.

Показатели динамики

Ряд динамики (или временной ряд) – это числовые значения определенного статистического показателя в последовательные моменты или периоды времени (т.е. расположенные в хронологическом порядке). Используя данные. приложения 5, рассчитаем показатели динамики (табл. 2).

Таблица 2

Расчет показателей динамики

Число востребованных работников, человек Показатели Годы
               
               
Абсолютный прирост Δ, ед. Переменная база yi-yi-1 -   -111   -331   -33  
Постоянная база yi-y1 -              
Коэффициент роста, Кр Переменная база, yi/yi-1 - 1,145 0,979 1,022 0,94 1,01 0,993 1,002
Постоянная база, yi/y1 - 1,145 1,121 1,146 1,077 1,088 1,081 1,084

Продолжение Таблицы 2

Темп роста, Тр = Кр*100% Переменная база - 114,5 97,9 102,2     99,3 100,2
Постоянная база - 114,5 112,1 114,6 107,7 108,8 108,1 108,4
Темп прироста, Тп=Тр-100% Переменная база - 14,5 -2,1 2,2 -6   -0,7 0,2
Постоянная база - 14,5 12,1 14.6 7,7 8,8 8,1 8,4
Абсолютное значение 1% прироста А, ед. А=Δi/Ti Переменная база - 47,65 52,86 54,54 55,16 6,02 47,14  
                             

 

Средние показатели динамики за весь анализируемый период:

1. Средний уровень интервала ряда динамики: человек

2. Средний абсолютный прирост: человек

3. Средний коэффициент роста:

4. Средний темп роста: =101,1%

5. Средний темп прироста:

6. Средняя величина абсолютного значения 1% прироста: человек.

Таким образом, в среднем темп роста потребности организаций в работниках, составил 101,1% или 57 чел., что определено средним приростом в размере 1,1% в год. В среднем на 1% роста приходится около 36 чел.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе был проведен анализ малого бизнеса Российской Федерации в целом.

Мы обнаружили, что в период 2003 – 2012гг. в РФ минимальная численность внешних совместителей малого предпринимательства приходится на 2005, 2007, 2008 и 2011 года и находится в интервале от 586,9 до 608,3 тыс. человек, а максимальная – на 2006, 2009 и 2012 года и находится в интервале от 649,2 до 672,5 тыс. человек.

Численность предприятий в 2011 году на 10,1% больше чем в 2010 году, а по отношению к 2008 году увеличилось на 8,9%.

При помощи выборочного метода мы установили, что средняя численность закрывшихся предприятий в РФ в 2012 году находится в пределах от 1 526 до 3 310 тыс. предприятий.

В результате расчётов показателей динамики выяснили, что в среднем темп роста потребности организаций в работниках, составил 101,1% или 57 чел., что определено средним приростом в размере 1,1% в год. В среднем на 1% роста приходится около 36 чел.

В результате прогнозирования мы заметили положительную динамику роста численности работников, зарегистрированных на предприятиях. В перспективе предполагается ежегодный рост среднесписочной численности работников — на 10 тыс. чел. в год.

Подводя итог работе, можно сказать, что малый бизнес в Российской Федерации процветает и численность предприятий растет с каждым днем.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса, 2009

2. Васильева Е.Н. проблемы малого предпринимательства. М.: Академия менеджмента и рынка, 20011.

3.Власов В.С. проблемы развития малого предпринимательства в России М.

4. Гражданкина В.Д. Экономика малого предприятия. -М.: ГроссМедиф: РОСБУХ, 2008

5. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. 2010

6. Российский статистический ежегодник. 2005.

7. www.gks.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Налоговый Кодекс РФ. Ч. I,II.

 

2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М., 2002.

 

3. Баженов Г.Е., Гнездилова Л.И. Экономика предприятия. Новосибирск: изд. Наука, 2000.

 

4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд. – М., 1997.

 

5. Бирюкова Н. Необходимость НДС, вызвавшая его появление и применение в ЕС.// Налоги и налогообложение. 2005. №2.

 

6. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в развитых странах.// Управленческий учет. 2005. №1.

 

7. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8‑е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

 

8. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2004.

 

9. Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность, 2005. № 1. С. 59-68.

 

10. Дыбова Е.Н. Некоторые актуальные проблемы малого бизнеса. Взгляд предпринимателя. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

11. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА, 2005.

 

12. Неёлов Ю.В. Малое предпринимательство. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

13. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Мысль, 2002.

 

14. Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации. М., 2005.

 

15. Рубцов В. Н. Правовые проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

16. Сидоров М.А. Проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

17. Трапкова А.В. Доверие в российском малом и среднем бизнесе // Общественные науки и современность, 2004. № 4. С. 36-48.

 

18. Трунин И. и др. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.,2001.

 

19. Петров В. Налоговая реформа 2003-2005 гг. // Экономика России – 21-й век. 2005. №12.

 

20. Уйменов А. Малому бизнесу обещают светлое финансовое будущее.// Финансы. 2006. №6.

 

21. Худолеев В.В. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.// Консультант бухгалтера. 2003. №5.

 

22. Цветков И. О некоторых вопросах применения налогового законодательства.// Материалы к семинару по налоговому планированию и защите интересов налогоплательщиков, проведенному Американской ассоциацией юристов.

 

23. Шаталов С. Налоговая система находится на завершающем этапе реформирования.// РИА «Новости». 06.09.2005.

 

24. www.nalog.ru

 

Приложения

Приложение 1

Средняя численность внешних
совместителей малого предпринимательства, тыс. человек

Года Численность внешних совместителей, тыс. человек
  617.4
  628.4
  592.9
  672.5
  608.3
  607.0
  656.5
  649.2
  586.9
   

 

Приложение 2

Динамика развития малого бизнеса в Российской Федерации
Показатель Год
               
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел.                
Число малых предприятий (на конец года), ед.                

 

Приложение 3

Динамика численности закрывшихся предприятий в РФ

 

  Общая численность закрывшихся предприятий, тыс. предприятий.
Январь  
Февраль  
Март  
Апрель  
Май  
Июнь  
Июль  
Август  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь  
Декабрь  

 

Приложение 4

Число малых предприятий (на конец года), тыс.

 

Год Число малых предприятий
  882,3
   
  953,1
  979.3
  1032,8
  1137.4

 

 

Приложение 5

Число востребованных работников на предприятии, тыс. человек

Год Число востребованных работников. тыс. человек
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Приложение 6

Число малых предприятий по отраслям экономики

(на конец года; тысяч)

           
Всего 879,3 843,0 882,3 893,0 953,1
в том числе:          
промышленность 134,2 125,1 121,0 119,0 128,1
сельское хозяйство 14,4 13,4 15,6 17,9 19,3
строительство 126,8 121,9 113,0 117,1 121,3
транспорт 19,5 18,8 20,2 21,9 26,3
связь 3,7 3,7 3,9 4,7 5,5
торговля и общественное питание 407,5 388,1 422,4 417,3 441,2
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 13,9 15,9 27,9 27,4 25,7
информационно-вычислительное обслуживание 5,6 6,4 6,5 8,1 8,7
операции с недвижимым имуществом 11,1 14,2 20,3 23,7 30,5
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 35,7 34,7 38,8 39,6 44,3
жилищно-коммунальное хозяйство 5,1 5,2 3,1 4,0 4,7
непроизводственные виды бытового обслуживания населения 9,6 9,4 9,8 10,3 10,9
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 18,5 17,4 19,0 20,0 22,3
образование 5,5 5,0 3,4 3,1 2,5
культура и искусство 8,4 7,9 8,1 8,5 9,3
наука и научное обслуживание 30,9 28,5 22,7 22,2 20,7
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 5,9 5,6 5,0 4,4 5,6
другие отрасли 23,0 21,8 21,6 23,8 26,2

 

 

Приложение 7

Число предприятий по виду экономической деятельности «транспорт и связь» по субъектам российской федерации в 2011 г.
(на конец года)

  Малые предприятия
всего  
Российская Федерация    
Центральный федеральный округ    
Белгородская область    
Брянская область    
Владимирская область    
Воронежская область    
Ивановская область    
Калужская область    
Костромская область    
Курская область    
Липецкая область    
Московская область    
Орловская область    
Рязанская область    
Смоленская область    
Тамбовская область    
Тверская область    
Тульская область    
Ярославская область    
г. Москва    

 

 

Статистическое изучение малого бизнеса в Российской Федерации

 

 

Выполнила

Студентка гр. 11 ЭК-2

Белослудцева И.И

Проверила

к.э.н., доц. Новикова А.В.

 

Брянск 2012 г.

АННОТАЦИЯ

Темой данной курсовой работы является «Статистическое изучение малого бизнеса в Российской федерации». Данная курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения малого бизнеса. Даются основные понятия и критерии, необходимые для проведения анализа. Так же предоставлен обзор текущей ситуации в экономике Российской Федерации, связанный с малым бизнесом.

Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних показателей, анализ динамики изменения основных фондов. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков.

В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации на основе полученных результатов исследования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Теоретические основы статистики малого бизнеса …………………….7

1.1 Понятие и значение малого бизнеса…………………………………………...7

1.2 Анализ развития малого бизнеса...…………………………………………..15

1.3 Система показателей малого бизнеса в России …………………………......18

1.4 Обзор уровня развития малого бизнеса в РФ на 2008-2012 гг…………...19

 

Глава 2.Расчет и анализ статистических показателей развития малого бизнеса в Российской Федерации ……………………………………………………………22

2.1 Группировка…………………………………………………………………….22

2.2 Расчет относительных величин………………………………………………..23

2.3 Средние величины и показатели вариации…………………………………...24

2.4 Применение выборочного метода……………………………………………..27

2.5 Показатели динамики…………………………………………………………..28

2.6 Корреляционно-регрессионный / трендовый анализ………………………...30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………………34

Приложение…………………………………………………………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, «статистика знает всё», но современная российская экономика строится таким образом, что большая часть представителей малого бизнеса предпочитают не показывать полные статистические данные о своем предприятии.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реальность такова, что частные предприятие не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в частном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы также могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита. С началом развития в России предпринимательской деятельности, связанной с кооперативной деятельностью, приватизацией, развитием малого бизнеса, начала формироваться статистика предпринимательства. Ее основным объектом является предприятие (юридическое лицо) или отдельное физическое лицо, которое самостоятельно осуществляет свою деятельность на территории РФ, подчиняется законам и подзаконным нормативным актам данного государства.

Задачами статистики в сфере предпринимательской деятельности являются анализ деятельности зарегистрированных и фактически действующих субъектов предпринимательской деятельности, их распределение по формам собственности, видам деятельности, правовым, организационным формам, размерам, где в качестве группировочных признаков могут выступить как показатели численности работников, так и объем выпущенной продукции.

Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая включает перечни прошедших государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.

По своей экономической сущности предпринимательство относится к такому виду деятельности, которая преследует цель получить доход за счет собственных или заемных средств, а также путем опосредованного участия в такой деятельности (вложение в дело своего капитала).

Главным стимулом и основным статистическим показателем в такого рода деятельности является прибыль как вид дохода, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников. Прибыль является собственностью предпринимателя и расходуется им по своему усмотрению.

На основании вышесказанного можно сказать, что данная тема является актуальной для современной России и требует более детального рассмотрения.

Объектом исследования является малый бизнес Российской федерации в целом.

Предмет исследования – статистический анализ предприятий малого бизнеса в Российской Федерации.

Целью написания данной курсовой работы является статистический анализ и структура развития малого бизнеса в РФ с помощью статистических показателей.

Задачи работы:

- раскрыть понятие и значение малого предпринимательства;

- изучить структуру малого бизнеса;

- привести систему показателей малого бизнеса в РФ;

- провести статистический анализ малого бизнеса в РФ;

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.105 с.)