Роль малого бизнеса в демонополизации рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль малого бизнеса в демонополизации рынка



 

Определение проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Малый бизнес играет существенную роль в повышении приспособляемости экономики к условиям нестабильной рыночной коньюктуры и к обеспечению устойчивого экономического развития. Он обеспечивает дальнейшее развитие производственной специализации и коооперации, что приводит к увеличению общей эффективности как национальной, так и мировой экономики. Развитие малого бизнеса – это одновременно цель эволюции рыночной экономики и инструмент её достижения.

Анализ последних исследований и публикаций, на которые опирается автор. Выделение неразрешенных частей общей проблемы, которым посвящена эта работа. Теоретическим и практическим аспектам развития и повышения эффективности предпринимательства и малого бизнеса посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых-экономистов и практиков: Багачева Н., Лившица А., Андреева Е., Орловой А., Варги В., Смирнова В., Мильнера Б., Латфуллина Г., Антонова В. и др. Однако, в работах указанных авторов роль малого бизнеса в демонополизации рынка освещена недостаточно.

Формулировка целей работы. Целью работы является определение роли малого бизнеса в демонополизации рынка.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных результатов. Демонополизация – комплекс мер, проводимых в рамках антимонопольной политики, стержнем которой является антимонопольное законодательство. Целью демонополизации выступает обеспечение условий для функционирования конкурентного рынка, обеспечивающего прогрессивное развитие национальной экономики [1].

Демонополизация – категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер сам по себе не дает оснований трактовать ее (корпорацию) как монополию, а против злоупотреблений своим положением на рынке, что может подорвать совершенную конкуренцию и тем самым ослабить национальную экономику [2].

Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что рыночная экономика начинается там, где критическая масса предпринимательских структур составляет, примерно, одно действующее предприятие малого бизнеса на 30-50 жителей данной территории [3].

Собственники малого и среднего звена составляют основу среднего класса. В любой цивилизованной стране экономическую и социальную основу гражданского общества составляют мелкие и средние предприниматели, которые и являются представителями среднего класса. В большинстве стран мира мелкий и средний бизнес составляет существенную часть экономики страны и одновременно решает множество социальных проблем, являясь мощной альтернативой государственной социальной помощи [4].

Развитие малого предпринимательства имеет множество важных преимуществ [5]: увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса; рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения; подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств; косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путём освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно ёмкими; ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

В большинстве стран мира предпринимательский сектор в лице малых предприятий является объектом пристального внимания со стороны государства, которое стремится оказать активную помощь в развитии малого бизнеса [6]. Например, в США малый бизнес получает поддержку по четырем федеральным программам, которые заработали в конце 1940-х гг. Суть этих программ: доступ к капиталу, образование, помощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества.

За соблюдением программ следит Конгресс, а президенту раз в год представляют особый доклад «о малом бизнесе». Поскольку у малого бизнеса, как правило, нет своих юристов, администрация малого бизнеса - коллективный юрист и лоббист. Из новшеств в законодательстве исключаются те, что вредят предпринимательству, и с помощью Конгресса блокируются. 23 % государственных заказов непременно должны доставаться малым предприятиям. Правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире. За соблюдением этой пропорции следит Конгресс. Если заказ крупный и малые предприятия не в силах его выполнить, Конгресс дробит его на субподряды. Таким образом, в США субъекты МСП, производящие около 50 % ВВП, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т. д. И наконец, малые предприятия США экспортируют товаров и услуг на 300 млрд долларов в год, что составляет 20 % в промышленном экспорте США [3].

В Китае насчитывается более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75 % занятого городского населения. Это составляет 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходится почти 60 % ВВП и 74,7 % добавленной стоимости промышленной продукции. Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99 % предприятий и только 0,6 % относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек [3].

Малые и средние предприятия являются основой социально-экономической модели также и Евросоюза. МСП, ставшие стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры Евросоюза, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри него во многом зависит от развития мелкого и среднего бизнеса. Распределение предприятий в странах Евросоюза очень неравномерное: 1 % предприятий (средние и крупные) насчитывают более 50 % всех занятых и обеспечивают около 55 % суммарного оборота. Малые предприятия благодаря своей огромной численности также обеспечивают около 50 % общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике [3].

Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть - малые и средние предприятия. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности. Функционируют 6,5 млн небольших предприятий (90 % от общего их числа), на которых занято около 40 млн человек (более 80 % общей численности работающих) [3].

Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении. Таким образом, можно сделать вывод, что роль малого бизнеса в демонополизации рынка огромна и её элементы можно подразделить на экономические и социальные. К экономическим аспектам роли малого бизнеса в демонополизации рынка относятся: малый бизнес как стимул конкуренции; малый бизнес как фактор улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики; малый бизнес как двигатель инновационных процессов.

К социальным аспектам роли малого бизнеса в демонополизации рынка относятся: малый бизнес как создатель большого количества рабочих мест; малый бизнес как фактор формирования среднего класса; малый бизнес как площадка для самореализации активной и инициативной личности.

 

Литература:

 

4. Демонополизация [Электронный ресурс]: / Большая Энциклопедия Нефти и Газа. – Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id662352p1.html

5. Демонополизация [Электронный ресурс]: / Экономический словарь. – Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/aaiiiiiieecaoess.html

6. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран / Д.С. Бесценный // Вестник ОмГУ. – 2009. – №4. – С. 56-58.

7. Назарова Т.Ю., Якунина И.Н. Об особенностях управления на предприятиях малого бизнеса в условиях современной России (на примере семейного предпринимательства) / Т.Ю. Назарова, И.Н. Якунина // Социально-экономические явления и процессы. – 2007. – №2. – С. 106-109.

8. Брижанина Т. В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т. В. Брижанина // Вестник ЧелГУ. – 2014. – №2 (331). – С. 32-37.

9. Москвитина Е.И., Дорошина И.П. Проблема развития сферы малого бизнеса в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // science time. – 2014. – №11 (11). – С. 248-250.

 

 

Логинова А.С.

Дубель В.М.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.42 (0.012 с.)