Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль малого бизнеса в демонополизации рынкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Малый бизнес играет существенную роль в повышении приспособляемости экономики к условиям нестабильной рыночной коньюктуры и к обеспечению устойчивого экономического развития. Он обеспечивает дальнейшее развитие производственной специализации и коооперации, что приводит к увеличению общей эффективности как национальной, так и мировой экономики. Развитие малого бизнеса – это одновременно цель эволюции рыночной экономики и инструмент её достижения. Анализ последних исследований и публикаций, на которые опирается автор. Выделение неразрешенных частей общей проблемы, которым посвящена эта работа. Теоретическим и практическим аспектам развития и повышения эффективности предпринимательства и малого бизнеса посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых-экономистов и практиков: Багачева Н., Лившица А., Андреева Е., Орловой А., Варги В., Смирнова В., Мильнера Б., Латфуллина Г., Антонова В. и др. Однако, в работах указанных авторов роль малого бизнеса в демонополизации рынка освещена недостаточно. Формулировка целей работы. Целью работы является определение роли малого бизнеса в демонополизации рынка. Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных результатов. Демонополизация – комплекс мер, проводимых в рамках антимонопольной политики, стержнем которой является антимонопольное законодательство. Целью демонополизации выступает обеспечение условий для функционирования конкурентного рынка, обеспечивающего прогрессивное развитие национальной экономики [1]. Демонополизация – категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер сам по себе не дает оснований трактовать ее (корпорацию) как монополию, а против злоупотреблений своим положением на рынке, что может подорвать совершенную конкуренцию и тем самым ослабить национальную экономику [2]. Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что рыночная экономика начинается там, где критическая масса предпринимательских структур составляет, примерно, одно действующее предприятие малого бизнеса на 30-50 жителей данной территории [3]. Собственники малого и среднего звена составляют основу среднего класса. В любой цивилизованной стране экономическую и социальную основу гражданского общества составляют мелкие и средние предприниматели, которые и являются представителями среднего класса. В большинстве стран мира мелкий и средний бизнес составляет существенную часть экономики страны и одновременно решает множество социальных проблем, являясь мощной альтернативой государственной социальной помощи [4]. Развитие малого предпринимательства имеет множество важных преимуществ [5]: увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса; рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения; подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств; косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путём освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно ёмкими; ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. В большинстве стран мира предпринимательский сектор в лице малых предприятий является объектом пристального внимания со стороны государства, которое стремится оказать активную помощь в развитии малого бизнеса [6]. Например, в США малый бизнес получает поддержку по четырем федеральным программам, которые заработали в конце 1940-х гг. Суть этих программ: доступ к капиталу, образование, помощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества. За соблюдением программ следит Конгресс, а президенту раз в год представляют особый доклад «о малом бизнесе». Поскольку у малого бизнеса, как правило, нет своих юристов, администрация малого бизнеса - коллективный юрист и лоббист. Из новшеств в законодательстве исключаются те, что вредят предпринимательству, и с помощью Конгресса блокируются. 23 % государственных заказов непременно должны доставаться малым предприятиям. Правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире. За соблюдением этой пропорции следит Конгресс. Если заказ крупный и малые предприятия не в силах его выполнить, Конгресс дробит его на субподряды. Таким образом, в США субъекты МСП, производящие около 50 % ВВП, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т. д. И наконец, малые предприятия США экспортируют товаров и услуг на 300 млрд долларов в год, что составляет 20 % в промышленном экспорте США [3]. В Китае насчитывается более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75 % занятого городского населения. Это составляет 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходится почти 60 % ВВП и 74,7 % добавленной стоимости промышленной продукции. Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99 % предприятий и только 0,6 % относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек [3]. Малые и средние предприятия являются основой социально-экономической модели также и Евросоюза. МСП, ставшие стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры Евросоюза, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри него во многом зависит от развития мелкого и среднего бизнеса. Распределение предприятий в странах Евросоюза очень неравномерное: 1 % предприятий (средние и крупные) насчитывают более 50 % всех занятых и обеспечивают около 55 % суммарного оборота. Малые предприятия благодаря своей огромной численности также обеспечивают около 50 % общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике [3]. Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть - малые и средние предприятия. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности. Функционируют 6,5 млн небольших предприятий (90 % от общего их числа), на которых занято около 40 млн человек (более 80 % общей численности работающих) [3]. Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении. Таким образом, можно сделать вывод, что роль малого бизнеса в демонополизации рынка огромна и её элементы можно подразделить на экономические и социальные. К экономическим аспектам роли малого бизнеса в демонополизации рынка относятся: малый бизнес как стимул конкуренции; малый бизнес как фактор улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики; малый бизнес как двигатель инновационных процессов. К социальным аспектам роли малого бизнеса в демонополизации рынка относятся: малый бизнес как создатель большого количества рабочих мест; малый бизнес как фактор формирования среднего класса; малый бизнес как площадка для самореализации активной и инициативной личности.
Литература:
4. Демонополизация [Электронный ресурс]: / Большая Энциклопедия Нефти и Газа. – Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id662352p1.html 5. Демонополизация [Электронный ресурс]: / Экономический словарь. – Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/aaiiiiiieecaoess.html 6. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран / Д.С. Бесценный // Вестник ОмГУ. – 2009. – №4. – С. 56-58. 7. Назарова Т.Ю., Якунина И.Н. Об особенностях управления на предприятиях малого бизнеса в условиях современной России (на примере семейного предпринимательства) / Т.Ю. Назарова, И.Н. Якунина // Социально-экономические явления и процессы. – 2007. – №2. – С. 106-109. 8. Брижанина Т. В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т. В. Брижанина // Вестник ЧелГУ. – 2014. – №2 (331). – С. 32-37. 9. Москвитина Е.И., Дорошина И.П. Проблема развития сферы малого бизнеса в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // science time. – 2014. – №11 (11). – С. 248-250.
Логинова А.С. Дубель В.М. Донецкий национальный университет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.008 с.) |