Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление персоналом и экономика труда

Поиск

Бунтовская Л.Л.

Донецкий национальный университет

 

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ

 

Определение проблемы. Необходимость усиления работы по разрешению трудовых конфликтов в настоящее время предопределяется политической и социально-экономической нестабильностью общества. Результатом военного конфликта в Донбассе является резкое снижение научно-промышленного потенциала этого региона, остановка многих предприятий, массовые невыплаты заработной платы, резкое повышение уровня безработицы, отток молодежи в другие области Украины или страны ближнего и дальнего зарубежья. Многие вопросы, связанные с управлением регионом и, в частности, с разрешением конфликтных противоречий, в нынешних условиях нужно решать по-новому, с учетом сложившихся факторов и перспектив. Это предопределяет необходимость получения специалистами разных категорий (менеджерами, топ-менеджерами, трудовыми арбитрами и посредниками, профсоюзными работниками и др.) специальных знаний, навыков и умений, которые должны приобретаться в ходе их профессионального обучения и самообучения.

Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты подготовки специалистов по управлению социально-трудовыми конфликтами освещаются в работах таких ученых и практиков, как А. Анцупов, Л. Беззубко, А. Гриненко, Н. Осипова, М. Панова, В. Петюх, Д. Стрельченко, Л. Торговая и др. Однако изменение политической ситуации в стране требует пересмотра методических и организационных подходов, разработки новых концептуальных схем и моделей управления трудовыми конфликтами и подготовки специалистов, способных к регулированию социально-трудовых отношений в условиях кризиса экономической системы.

Выделение неразрешенных частей общей проблемы. Подготовка специалистов по разрешению социально-трудовых конфликтов на предприятиях и в организациях ДНР и ЛНР является отдельным аспектом проблемы создания единой системы управления трудовыми конфликтами на этих территориях. Использование наработанного практического опыта и имеющихся теоретико-методологических подходов в этом направлении должно послужить основой для реорганизации имеющихся и создания новых организационных форм и структур в сфере образования, обеспечивающих обучение специалистов основам конфликтологических знаний.

Целью работы является обобщение опыта подготовки специалистов по разрешению социально-трудовых конфликтов и обоснование необходимости их обучения в рамках новых образовательных структур и программ.

Изложение основного материала исследования. Начиная с конца ХХ века в Украине предпринимались попытки внедрения в практику обучения различных категорий населения (студентов, профсоюзных работников, менеджеров, политических лидеров) основ конфликтологических знаний. Следует согласиться с Дж. Кроули и К. Грэм, что на сегодняшний день менеджерам всех уровней явно не хватает навыков урегулирования споров и противоречий [1 с. 7].

Как показывает анализ, стройная система такого обучения в нашей стране до сих пор отсутствует, и профессиональными специалистами по разрешению конфликтами можно назвать лишь трудовых арбитров и независимых посредников, подготовкой которых занимается только Национальная служба посредничества и примирения (г. Киев) [2]. До начала военного конфликта на базе этой структуры проходили обучение и переподготовку специалисты по разрешению трудовых конфликтов из различных областей и регионов Украины, в том числе, и с территорий, ныне входящих в состав Донецкой и Луганской независимых республик. И хотя Национальная служба посредничества и примирения и ныне продолжает функционировать как структура по разрешению трудовых конфликтов и обучению специалистов этим навыкам, развитие политической ситуации показывает, что акценты в решении проблемы подготовки кадров, способных снизить конфликтогенность на предприятиях и в организациях ДНР и ЛНР, должны быть перенесены на эти территории.

В период становления и развития рыночных отношений в созданных в Украине бизнес-школах (в частности, в Киево-Могилянской Бизнес Школе – kmbs, МИМ – IMI-Kyiv, Киевской Бизнес школе – КБШ, Open University Business School и др.) в учебные программы начали вводить элементы обучения основам конфликтологических знаний. Конфликтология как предмет вошла в состав программных дисциплин многих украинских учебных заведений. И несмотря на то, что, в отличие от западноевропейских и американских университетов, выпускающих специалистов по разрешению конфликтов (менеджеров по конфликтам), такой специальности в Украине до сих пор не существует, проблеме подготовки кадров, специализирующихся на разрешении трудовых конфликтов в последнее время начали уделять определенное внимание.

Внедрение в учебный процесс университетов инновационных подходов, связанных с использованием тренинговых программ по управлению трудовыми конфликтами, позволяет готовить специалистов, обладающих практическими навыками урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Одним из примеров инновационных структур, организованных на базе университетов, связанных с подготовкой специалистов по разрешению конфликтов, является созданный в 2010 г. на базе Донецкого национального университета Учебно-практический экспертный центр ArtDialog. Цель деятельности этой структуры – подготовка кадрового потенциала для работы в сфере конфликтологического менеджмента. В период с 2010 по 2014 год (до начала военного конфликта в Донбассе) на базе этой структуры проводилось обучение студентов, представителей бизнес-структур, менеджеров предприятий, профсоюзных работников основам конструктивного диалога и переговорного процесса, в ходе тренинговых программ и бизнес-игр формировались умения бесконфликтного общения и урегулирования конфликтных противоречий. Для различных категорий образовательного процесса были разработаны программы, в соответствии с которыми обучавшиеся в Центре овладевали навыками делового общения, практическими методами и психологическими приемами конструктивного взаимодействия в конфликте, противодействия манипуляциям, формирования групповой сплоченности. К проведению тренингов привлекались не только преподаватели университета, но и действующие бизнес-тренеры, специалисты отделения Национальной службы посредничества и примирения в Донецкой области, общественной организации «Альтернативное разрешение конфликтов».

Основываясь на идее Л. Хоманна о том, что для определения необходимых инновационных изменений продукта можно проводить инновационные бизнес-игры с участием самих заказчиков, чтобы дать клиентам «то, что им действительно нужно» [3], а тем самым снизить риск конфликтов между клиентом и заказчиком, специалисты центра ArtDialog разработали и апробировали в ООО «Лидер Нова» (г. Донецк) специальные бизнес-игры. В ходе таких игр были выявлены ключевые потребности заказчика в формировании конкретных умений и навыков работников данного предприятия, что позволило в дальнейшем разработать и провести на этом предприятии серию обучающих тренингов по формированию навыков бесконфликтного общения в коллективе.

Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в Донецком регионе привел к высвобождению большого количества работников, требующих переобучения для их дальнейшего трудоустройства. В программу краткосрочных курсов по переобучению и повышению квалификации студентов, созданных в 2008 г. на базе Донецкого национального университета в соответствии с Постановлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины, был включен курс «Управление трудовыми конфликтами». Кроме того, для этой категории была разработана и внедрена в учебный процесс программа 52-часового тренинг-курса «Практические навыки коммуникации. Разрешение конфликтов в социально-производственных системах», выполнение которой подтверждалось специальным сертификатом о получении базовых навыков ведения переговорного процесса при разрешении конфликтов с использованием техники медиации.

Выводы и предложения. Политическая ситуация в стране, приведшая к военным конфликтам, затормозила работу в сфере конфликтологического образования на отдельных территориях Донбасса. Разрушение связей между учебными заведениями, предприятиями и организациями сторон противостояния привело к резкому снижению возможностей в сфере подготовки квалифицированных специалистов по управлению конфликтами. В частности, трудовые арбитры и посредники из ДНР и ЛНР, подготовка которых ранее осуществлялась в Киеве, не могут в настоящий момент пройти переподготовку и повышение квалификации. Подготовка новых квалифицированных кадров в этом направлении в настоящий момент резко затруднена или практически невозможна. Обучение медиаторов (посредников) в настоящее время на территории ДНР и ЛНР также не проводится. В то же время сегодняшние обстоятельства нередко требуют введения в конфликт третьего лица (арбитра, посредника), способного урегулировать отношения между сторонами. Предприятия Донбасса, многие из которых оказались в критическом состоянии из-за глобального военно-политического и экономического кризиса, также испытывают потребность в специалистах, способных профессионально разрешать трудовые конфликты и выводить противоречия между конфликтантами в конструктивное русло.

Все вышеизложенное предопределяет необходимость проведения работы по организации новых и реорганизаии ранее действовавших структур, способных выполнять задачу подготовки специалистов по разрешению конфликтов на территории Донецкой и Луганской народных республик. В частности, целесообразным является создание курсов на базе Донецкого национального университета по обучению специалистов основам конфликтологических знаний, а также по подготовке трудовых арбитров и посредников. Программа курсов должна включать как теоретические разделы, так и практические методы обучения - тренинги, case-studies (метод кейсов), бизнес-игры и т.п. К процессу обучения следует привлекать ведущих специалистов по разрешению конфликтов из бывшего отделения Национальной службы посредничества и примирения, общественной ассоциации «Альтернативное разрешение конфликтов», преподавателей высших учебных заведений, психологов и социологов.

 

 

Литература:

1. Кроули Дж. Медиация для менеджеров. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений / Дж. Кроули, К. Грэм. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 304 с.

2. Сайт НСПП. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nspp.gov.ua

3. Хоманн Л. Бизнес-игры: создание революционных продуктов с помощью клиентов / Хоманн Л. – СПб: Символ-Плюс, 2008. – 324 с.

 

 

Дмитриева Ю.А.

Бунтовская Л.Л.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.193 (0.013 с.)