Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление персоналом и экономика трудаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бунтовская Л.Л. Донецкий национальный университет
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
Определение проблемы. Необходимость усиления работы по разрешению трудовых конфликтов в настоящее время предопределяется политической и социально-экономической нестабильностью общества. Результатом военного конфликта в Донбассе является резкое снижение научно-промышленного потенциала этого региона, остановка многих предприятий, массовые невыплаты заработной платы, резкое повышение уровня безработицы, отток молодежи в другие области Украины или страны ближнего и дальнего зарубежья. Многие вопросы, связанные с управлением регионом и, в частности, с разрешением конфликтных противоречий, в нынешних условиях нужно решать по-новому, с учетом сложившихся факторов и перспектив. Это предопределяет необходимость получения специалистами разных категорий (менеджерами, топ-менеджерами, трудовыми арбитрами и посредниками, профсоюзными работниками и др.) специальных знаний, навыков и умений, которые должны приобретаться в ходе их профессионального обучения и самообучения. Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты подготовки специалистов по управлению социально-трудовыми конфликтами освещаются в работах таких ученых и практиков, как А. Анцупов, Л. Беззубко, А. Гриненко, Н. Осипова, М. Панова, В. Петюх, Д. Стрельченко, Л. Торговая и др. Однако изменение политической ситуации в стране требует пересмотра методических и организационных подходов, разработки новых концептуальных схем и моделей управления трудовыми конфликтами и подготовки специалистов, способных к регулированию социально-трудовых отношений в условиях кризиса экономической системы. Выделение неразрешенных частей общей проблемы. Подготовка специалистов по разрешению социально-трудовых конфликтов на предприятиях и в организациях ДНР и ЛНР является отдельным аспектом проблемы создания единой системы управления трудовыми конфликтами на этих территориях. Использование наработанного практического опыта и имеющихся теоретико-методологических подходов в этом направлении должно послужить основой для реорганизации имеющихся и создания новых организационных форм и структур в сфере образования, обеспечивающих обучение специалистов основам конфликтологических знаний. Целью работы является обобщение опыта подготовки специалистов по разрешению социально-трудовых конфликтов и обоснование необходимости их обучения в рамках новых образовательных структур и программ. Изложение основного материала исследования. Начиная с конца ХХ века в Украине предпринимались попытки внедрения в практику обучения различных категорий населения (студентов, профсоюзных работников, менеджеров, политических лидеров) основ конфликтологических знаний. Следует согласиться с Дж. Кроули и К. Грэм, что на сегодняшний день менеджерам всех уровней явно не хватает навыков урегулирования споров и противоречий [1 с. 7]. Как показывает анализ, стройная система такого обучения в нашей стране до сих пор отсутствует, и профессиональными специалистами по разрешению конфликтами можно назвать лишь трудовых арбитров и независимых посредников, подготовкой которых занимается только Национальная служба посредничества и примирения (г. Киев) [2]. До начала военного конфликта на базе этой структуры проходили обучение и переподготовку специалисты по разрешению трудовых конфликтов из различных областей и регионов Украины, в том числе, и с территорий, ныне входящих в состав Донецкой и Луганской независимых республик. И хотя Национальная служба посредничества и примирения и ныне продолжает функционировать как структура по разрешению трудовых конфликтов и обучению специалистов этим навыкам, развитие политической ситуации показывает, что акценты в решении проблемы подготовки кадров, способных снизить конфликтогенность на предприятиях и в организациях ДНР и ЛНР, должны быть перенесены на эти территории. В период становления и развития рыночных отношений в созданных в Украине бизнес-школах (в частности, в Киево-Могилянской Бизнес Школе – kmbs, МИМ – IMI-Kyiv, Киевской Бизнес школе – КБШ, Open University Business School и др.) в учебные программы начали вводить элементы обучения основам конфликтологических знаний. Конфликтология как предмет вошла в состав программных дисциплин многих украинских учебных заведений. И несмотря на то, что, в отличие от западноевропейских и американских университетов, выпускающих специалистов по разрешению конфликтов (менеджеров по конфликтам), такой специальности в Украине до сих пор не существует, проблеме подготовки кадров, специализирующихся на разрешении трудовых конфликтов в последнее время начали уделять определенное внимание. Внедрение в учебный процесс университетов инновационных подходов, связанных с использованием тренинговых программ по управлению трудовыми конфликтами, позволяет готовить специалистов, обладающих практическими навыками урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Одним из примеров инновационных структур, организованных на базе университетов, связанных с подготовкой специалистов по разрешению конфликтов, является созданный в 2010 г. на базе Донецкого национального университета Учебно-практический экспертный центр ArtDialog. Цель деятельности этой структуры – подготовка кадрового потенциала для работы в сфере конфликтологического менеджмента. В период с 2010 по 2014 год (до начала военного конфликта в Донбассе) на базе этой структуры проводилось обучение студентов, представителей бизнес-структур, менеджеров предприятий, профсоюзных работников основам конструктивного диалога и переговорного процесса, в ходе тренинговых программ и бизнес-игр формировались умения бесконфликтного общения и урегулирования конфликтных противоречий. Для различных категорий образовательного процесса были разработаны программы, в соответствии с которыми обучавшиеся в Центре овладевали навыками делового общения, практическими методами и психологическими приемами конструктивного взаимодействия в конфликте, противодействия манипуляциям, формирования групповой сплоченности. К проведению тренингов привлекались не только преподаватели университета, но и действующие бизнес-тренеры, специалисты отделения Национальной службы посредничества и примирения в Донецкой области, общественной организации «Альтернативное разрешение конфликтов». Основываясь на идее Л. Хоманна о том, что для определения необходимых инновационных изменений продукта можно проводить инновационные бизнес-игры с участием самих заказчиков, чтобы дать клиентам «то, что им действительно нужно» [3], а тем самым снизить риск конфликтов между клиентом и заказчиком, специалисты центра ArtDialog разработали и апробировали в ООО «Лидер Нова» (г. Донецк) специальные бизнес-игры. В ходе таких игр были выявлены ключевые потребности заказчика в формировании конкретных умений и навыков работников данного предприятия, что позволило в дальнейшем разработать и провести на этом предприятии серию обучающих тренингов по формированию навыков бесконфликтного общения в коллективе. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в Донецком регионе привел к высвобождению большого количества работников, требующих переобучения для их дальнейшего трудоустройства. В программу краткосрочных курсов по переобучению и повышению квалификации студентов, созданных в 2008 г. на базе Донецкого национального университета в соответствии с Постановлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины, был включен курс «Управление трудовыми конфликтами». Кроме того, для этой категории была разработана и внедрена в учебный процесс программа 52-часового тренинг-курса «Практические навыки коммуникации. Разрешение конфликтов в социально-производственных системах», выполнение которой подтверждалось специальным сертификатом о получении базовых навыков ведения переговорного процесса при разрешении конфликтов с использованием техники медиации. Выводы и предложения. Политическая ситуация в стране, приведшая к военным конфликтам, затормозила работу в сфере конфликтологического образования на отдельных территориях Донбасса. Разрушение связей между учебными заведениями, предприятиями и организациями сторон противостояния привело к резкому снижению возможностей в сфере подготовки квалифицированных специалистов по управлению конфликтами. В частности, трудовые арбитры и посредники из ДНР и ЛНР, подготовка которых ранее осуществлялась в Киеве, не могут в настоящий момент пройти переподготовку и повышение квалификации. Подготовка новых квалифицированных кадров в этом направлении в настоящий момент резко затруднена или практически невозможна. Обучение медиаторов (посредников) в настоящее время на территории ДНР и ЛНР также не проводится. В то же время сегодняшние обстоятельства нередко требуют введения в конфликт третьего лица (арбитра, посредника), способного урегулировать отношения между сторонами. Предприятия Донбасса, многие из которых оказались в критическом состоянии из-за глобального военно-политического и экономического кризиса, также испытывают потребность в специалистах, способных профессионально разрешать трудовые конфликты и выводить противоречия между конфликтантами в конструктивное русло. Все вышеизложенное предопределяет необходимость проведения работы по организации новых и реорганизаии ранее действовавших структур, способных выполнять задачу подготовки специалистов по разрешению конфликтов на территории Донецкой и Луганской народных республик. В частности, целесообразным является создание курсов на базе Донецкого национального университета по обучению специалистов основам конфликтологических знаний, а также по подготовке трудовых арбитров и посредников. Программа курсов должна включать как теоретические разделы, так и практические методы обучения - тренинги, case-studies (метод кейсов), бизнес-игры и т.п. К процессу обучения следует привлекать ведущих специалистов по разрешению конфликтов из бывшего отделения Национальной службы посредничества и примирения, общественной ассоциации «Альтернативное разрешение конфликтов», преподавателей высших учебных заведений, психологов и социологов.
Литература: 1. Кроули Дж. Медиация для менеджеров. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений / Дж. Кроули, К. Грэм. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 304 с. 2. Сайт НСПП. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nspp.gov.ua 3. Хоманн Л. Бизнес-игры: создание революционных продуктов с помощью клиентов / Хоманн Л. – СПб: Символ-Плюс, 2008. – 324 с.
Дмитриева Ю.А. Бунтовская Л.Л. Донецкий национальный университет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.193 (0.013 с.) |