Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование проблемы управления трудовых конфликтов на предприятииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основой любой организации являются люди, и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив, в свою очередь, - формальное сообщество людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей. Работающие в организациях люди воспринимают ситуации, в которых они оказываются, по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Эмпирической базой для анализа проблемы управления трудовыми конфликтами послужили данные, полученные в ходе социологического опроса, проведенного на предприятиях России. Исследованием было охвачено 10 организаций. [3] Выборка предприятий производилась случайным образом, лишь с условием того, что предприятия должны были быть разными: по форме собственности, численности персонала, возрасту работников и т.п. Такие различия должны отразиться на уровне развития системы управления трудовыми конфликтами на предприятии. Целью данной статьи является рассмотрение типов конфликтов, происходящих на промышленных предприятиях, анализ причин их возникновения и исследование основных методов предупреждения и разрешения противоречий. Основными причинами возникновения конфликтов в организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, в представленных ценностях, в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. Не случайно наибольший процент сотрудников присваивают этим факторам наивысший ранг значимости. Так, 90% опрошенных как основную причину трудовых конфликтов назвали несправедливость морального и материального стимулирования, размер заработной платы считают фактором наивысшей значимости 80% респондентов, а отношение коллег к выполнению своих обязанностей – 70%. Эти же факторы, как показал опрос, вызывают у респондентов максимальное неудовлетворение: так оценили степень справедливости морального и материального стимулирования 74,3% опрошенных, размер заработной платы как причину трудовых конфликтов назвали 84,5% респондентов, а отношение коллег к выполнению своих обязанностей – 64%. Причем последний фактор выделяют в основном сотрудники старшего возраста и имеющие больший стаж работы, а по размеру заработной платы больше «возмущаются» молодые сотрудники с непродолжительным стажем работы. Возможно, это связано с их завышенными претензиями, касающимися оплаты труда, и недостаточным уровнем компетентности молодежи. Специализированные подразделения организации и подгруппы формируют свои цели, несут ответственность за их достижение, получают плату за конечный результат. Причиной конфликта нередко является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность, как правило, не распределены четко по подразделениям и рабочим местам. К ключевым организационным факторам, влияющим на возникновение конфликтов, респонденты относят: · недобросовестное отношение коллег к своим обязанностям – 64%; · плохую организацию труда – 45,6%; · тяжёлый график работы – 32,1%. Соответствие характера выполняемой работы уровню профессиональной подготовки следующее: · полностью соответствует – 70%; · частично соответствует – 23%; · выполняют работу ниже своей квалификации – 7%. Различия в ценностях работников – также достаточно распространенная причина возникновения конфликтов в организациях. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируют внимание на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы и личных потребностей. Так, руководители присваивают 2 ранг важности взаимоотношениям в коллективе, в то время как сотрудники отдают этому фактору 4 ранг. Перспективность карьерного роста сотрудников стоит у руководителей на 6 месте, а для самих сотрудников это имеет гораздо большее значение – 2 ранг важности. В рамках социально-конфликтологического анализа взаимосвязи людей в сфере их отношений в производственном коллективе имеют многогранный характер. Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному производственному коллективу. В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении. Исходя из указанных взаимосвязей, выделяют следующие типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи: - конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности; - конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности; - конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности; - сугубо личные конфликты между работниками, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом. Ситуация осложняется тем, что многие сотрудники умалчивают свои разногласия с руководителем, а это гораздо хуже, чем открытый конфликт. Если не использовать надлежащие средства и методы управления трудовыми конфликтами, в организации могут проявляться следующие дисфункциональные последствия неэффективного взаимодействия сотрудников: повышение эмоциональной и психологической напряженности; неудовлетворенность трудом и отношениями, повышение текучести кадров, снижение производительности труда; сопротивление инновационным изменениям; ухудшение трудовой дисциплины и социально-психологического климата в коллективе; чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе и т.д. Можно выделить несколько основных способов управления трудовыми конфликтами: воспитательные, межличностные, организационно-структурные, административно-силовые. Однако воспитательные и межличностные способы не могут быть не связанными с административной стороной деятельности. Именно на администрации лежит обязанность воспитательной работы в трудовом коллективе. Исходя из проведенного исследования, можно определить следующий алгоритм управления трудовыми конфликтами в организации (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм управления трудовыми конфликтами в организации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что трудовые конфликты, протекающие в современных организациях, определяются множеством взаимозависимых факторов. Происходит смена ценностей и целей в организациях, механизмов поведения работников и руководителей, как следствие, меняются и формы протекания конфликтов в организациях и механизмы их разрешения. Конфликт в организациях может привести как к улучшению функционирования организации в целом, так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации. Учитывая, что механизм зарождения и протекания трудовых конфликтов в организациях достаточно хорошо изучен, можно предположить, что руководство организации может влиять на механизм протекания конфликтов и управлять им.
Литература: 1. Кибанов А. Я. Конфликтология / А. Я. Кибанов// Издательство: Инфра-М. – 2009. - 204 с. 2. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме / Ю.Д.Красовский // М.: ИНФРА-М. - 1997. – 371 с. 3. Наумов В.И. Механизмы оценки и регулирования социально-трудовых конфликтов на современных предприятиях (на примере предприятий России/В.И. Наумов//М. – 2006. – 154 с. 4. Соловьёв А.В. Коллективные трудовые конфликты /А.В. Соловьёв // Москва. - 2010. – 394 с. 5. Таскаев Г.С. Социально-трудовой конфликт на предприятии: экономико-социологический анализ / Г.С. Таскаев // М. – 2008. – 420 с.
Дмитриева Ю.А. Сердюк О.Ю. Донецкий национальный университет
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.008 с.) |