Источники и причины конфликтов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и причины конфликтов.



Коллективное решение той или иной проблемы показывает, что мы, прежде всего, имеем разные мотивы и интересы.

Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что «всегда следует представ­лять себе в уме интересы того человека, с которым" имеешь дело». Однако источников конфликтов — противоречий, возникающих между людьми, значительно больше, чем только их интересы.

Источники конфликтов — это противоречия, а противо­речия возникают там, где есть рассогласование:

ü знаний, умений, способностей, личных качеств;

ü функций управления;

ü эмоциональных, психических и других состояний;

ü технологических, экономических и других процессов;

ü целей, средств, методов деятельности;

ü мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

ü взглядов, убеждений;

ü понимания, интерпретации информации;

ü ожиданий, позиций;

ü оценок и самооценок.

ТИПЫ (ВИДЫ) КОНФЛИКТОВ.

В настоящее время нет единой классификации видов конфликтов.

Так Крылов А.А. выделяет следующие:

Внутриличностные (или просто личностные) конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовмес­тимыми (или, по меньшей мере, трудносовместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями и т.д. человека, напри­мер, конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения служебных и семейных обязанностей.

Межличностные конфликты - это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и др.

Межгрупповые конфликты возникают, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами.

Любой конфликт, однако, сохраняет свои основные признаки: наличие противоречия; восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы; активность; направленная на преодоление противоречия.

В.М.Шепель указывает, чтоконфликты бывают:личностные, социальные,геополити­ческие.

Они подразделяются на роды и виды. Рассмотрим некото­рые из них.

Личностные конфликты возникают из-за активного или пассивного конфронтационного поведения отдельного человека или многих лиц. Одним из его родовых вариантов является миро­воззренческое столкновение, а одним из его видовых проявлений может быть политическое расхождение взглядов.

К социальным конфликтам относят те, которые обуслов­лены невыстроенностью социальных отношений в различных со­циумах. Родовой вариант таковых конфликтов, например, — не­упорядоченность неформальных (дефицит симпатий) вза­имоотношений в трудовом коллективе, а видовой — негативные взаимоотношения между руководителем и подчиненными.

Геополитические конфликты сопровождают человечество со времени оформления первых государств. Не прекращаются по­пытки передела территорий по самым различным соображениям. Родовой вариант такого конфликта — мировые войны. Видовой — национально-освободительная война.

В литературе по конфликтологии встречается и такой подход:

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недо­вольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

По проблемно-деятелъностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педаго­гические, производственные, экономические, политические, твор­ческие и др.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: межличностные, межпартийные конфликты.

Андриенко А.В. обобщает данный вопрос в следующую таблицу:

27 Стресс: природа и причины.

Стресс (от англ, stress — напряжение) — состояние напряже­ния, возникающее у человека под влиянием различных неблаго­приятных факторов. При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиоло­гические реакции..

Среди причин стресса — не только нездоровый образ жизни и неумение правильно распределять свое время. Часто стресс возни­кает из-за неблагоприятной психологической атмосферы на рабо­те, сложных взаимоотношений с коллегами, особенно с началь­ством. Например, оказать стрессовое воздействие может недоста­точно четкое описание работы или указаний руководи геля, не­достаток времени для качественного исполнения задания. Также причиной стресса могут быть отсутствие вознаграждения или благодарности за хорошее выполнение работы. Наконец, неуве­ренность в завтрашнем дне, в стабильности в работе и личной жизни — все это, естественно, выводит многих людей из состоя­ния равновесия.

К понятию «стресс» все привыкли, забыв, что оно означает не просто состо­яние усталости, а доволь­но серьезные изменения в человеческом организме. Расстройства, связанные со стрессом, развиваются, как правило, у людей, чья работа связана не столько с физическими, сколько с психоэмоциональными пе­регрузками.

На начало стресса ука­зывают постоянная уста­лость, раздражительность, хандра или частая смена настроении по незначи­тельным причинам, стресс, депрессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызы­вает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, под­водит намять, появляется рассеянность. Далеко не все люди отда­ют себе отчет в том, что с ними происходит. Еще меньше людей предпринимают необходимые усилия для изменения создавшего­ся положения.

Чтобы бороться со стрессом, надо прежде всего осознать, на­сколько серьезны могут быть его последствия. Эта борьба требует определенных усилий и времени. Естественным шагом при появ­лении признаков стресса может быть смена обстановки, отдых и восстановление своих сил. Однако нужно отчетливо понимать,что возвращение в прежнюю среду не изменит ситуацию, а именно ее и нужно изменить. Прежде всего надо проанализировать, как по­строен распорядок рабочего дня. Необходимо помнить, что моно­тонная работа без перерыва на самом деле будет гораздо менее эффективной, чем та, при которой человек время от времени дает себе передышку и берется за дело с новыми силами.

Рецепты от стресса широко известны: спорт, массаж, общение с приятными людьми и, наконец, семья. Однако все это требует определенных усилий и. главное, веры. Наконец, не надо забывать, что смысл жизни не сводится к работе, что помимо работы в жизни есть очень много интересного: театры, музеи, природа и др. Однако, если дело дошло до длительного и хронического стресса, то без помощи специалиста не обойтись.

'Особого внимания заслуживает проблема аврала в работе,

По мнению специалистов, по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на три основных типа:

бессильные. При малейших признаках напряжения они становят­ся беспомощными и своим повелением только раздражают окру­жающих;

беспокойные. Люди этого типа начинают без толку суетиться, хватаются за вес подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают;

хладнокровные. Такие люди идеально подходят для авральной работы, поскольку стресс мобилизует их волю, заставляет прини­мать быстрые решения и действовать. Но даже эти работники не могут работать в режиме такою сверхнапряжения постоянно. Не­планомерный режим работы чреват появлением стресса и, как след­ствие, депрессией и физическим истощением людей.

В условиях, когда работу необходимо все-таки завершить, ме­неджер должен активно мотивировать своих подчиненных. К каж­дому из перечисленных выше типов людей надо подобрать соот­ветствующий вариант мотивации: успех, деньги, слава и т.д.

 

28 Понятие руководства и власти.

Власть — возможность оказывать определенное влияние (воз­действие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, вли­яние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека. /

Источник власти — контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.

Обычно различают три источника власти. Сначала власть при­надлежит непосредственно основателям компании (или отдельной личности, ее основавшей) — власть личности (первый ис­точник власти). Это их волей, желаниями и усилиями создастся

предприятие. Основатели несут за него полную ответственность, порой рискуя для ее создания личными сбережениями.

После того как предприятие создано, пояатяется второй источ­ник власти — власть собственников. Этой властью обладают как основатели компании, так и ее инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия.

Однако когда оно начинает функционировать как самостоятель­ная организация, его деятельность начинает зависеть также от со­трудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь ком­пания представляет собой организационную структуру, являющу­юся источником се мощи и власти. Это третий источник власти — власть самого предприятия.

Виды власти. Основные виды власти и соответствующие методы влияния.

Власть, основанная на принуждении

Влияние с помощью страха

Власть, основанная на вознаграждении

Влияние с помощью позитивной по.пержки

Власть, основанная на авторитете и знаниях

Влияние с помощью веры и успех

Власть, основанная на примере

Влияние с помощью личных качеств лидера

Власть, основанная на законных правах

Влияние с помощью градации власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Методы влияния      
     
           
    Участие    
  убеждение      
         
Обращение к потребностям   выявленным собеседника   активное участие сотрудников в принятии решений  
     
     
Создание образа мыслей, вызывающих доверие слушателя Свобода в выборе путей и решения задач  
     
     
Учет в первую очередь интересов собеседника, а не собственных интересов

 

Самоконтроль сотрудников за выполнением работ  
     
     
Выявление позитивных сторон общения, к которым предрасположен слушатель Создание атмосферы открытости и доверия и коллективе  
     

Лидерство — это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руково­дитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных. Руководство — умственный и физический процесс, приводя­щий к выполнению подчиненными официальных поручений ме­неджера и решению поставленных задач.

В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руко­водителя по отношению к подчиненным.

Стиль руководства

Авторитарный демократический либеральный

 

-Агрессивный -Совещательный

-Участвующий

-Агрессивно-

податливый

-Эгоистичный

-Добросердечный

 

29 Ортобиоз, слагаемые ортобиоза.

Исходной предпосылкой успешного построения ортобиоза можно назвать осознание самоценности собственной жизни. Трудовая деятельность, конечно, имеет огромное значение для каждого человека, но не настолько, как это часто бывает: ее проблемы вытесняют все остальные. Подобное преувеличение — результат ограниченного понимания смысла человеческой жизни. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать в полном объеме свои способности.
Наше здоровье — это личная проблема каждого. Его состояние зависит только от отношения к
нему в повседневном обиходе. По мнению врачей, 40% больных атеросклерозом вовсе не нуждаются в лечении, они нуждаются в здоровом образе жизни.
Разумный ежедневный образ жизни и есть противник многих болезней и лучшее средство лечения. Нельзя не учитывать и экологию той местности, в которой вы проживаете. Если вы городской житель, то вам необходимо использовать любую возможность провести свое свободное от работы время за городом.
С чего же необходимо начинать организовывать свой разумный образ жизни? Прежде всего с самопресечения равнодушного и беспечного отношения к своему здоровью. И, конечно, нельзя допускать систематического переутомления. Плохая организация труда, неправильное планирование своего времени во время рабочего дня — это факторы, деформирующие работу наших биологических механизмов.
По данным исследований, утомление после тяжелого физического труда растягивается на три -
четыре дня; после напряженного умственного труда — на десять - двенадцать дней. При соблюдении личного ортобиоза данные исследования необходимо принимать во внимание. Возможно, следующие практические рекомендации и знание общенормативных периодов работоспособности помогут вам избежать переутомления.
Есть периоды «врабатываемости» (время вхождения в работу), «наивысшей производительности»
и «снижения работоспособности». В течение всей недели работоспособность не может быть постоянной. Первые дни недели — это период «врабатываемости». Середина недели — период «наивысшей производительности». Последние дни недели — период «снижения работоспособности».
Работоспособность также меняется в зависимости от времени года: в зимние месяцы наблюдается
наибольшая, в летнее — наименьшая. Существует также условное разделение людей на «жаворонков» и «сов». Первые предпочитают работать в утреннее время, вторые — в вечернее и ночное. Зачастую менеджеры избирают режим работы, не придавая значение тому, к какому типу людей они принадлежат по вышеназванной классификации, нанося тем самым значительный ущерб своему здоровью. Режим «жаворонка» для многих является естественным ре-
жимом, так как к нему наш организм лучше приспособлен. Медицинские исследования показывают, что у «сов» в 1,5 раза выше среднесуточный выброс гормонов. Это тот допинг, который позволяет человеку активно бодрствовать в ночные и вечерние часы. Систематический выброс адреналина в кровь ведет к нарушению обмена веществ и оседает на стенках сосудов, и, как следствие, возрастает риск атеросклероза, гипертонии, ишемической болезни сердца. У «сов» инфаркт миокарда случается чаще в полтора раза, чем у жаворонков.
Не менее важным моментом ортобиоза является культура общения. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играют главенствующую роль. Культура общения—это не только правила хорошего тона, но и доброжелательность по отношению к людям, умение проявить уважительность и деликатность.
Самоконтроль и саморегуляция — это аспекты ортобиоза, при помощи которых осуществляется настройка образа жизни. Это прежде всего полезные привычки. К ним относится все, что связано с личной гигиеной, гигиеной труда и отдыха. Например, постоянный режим подъема утром и отхода ко сну вечером, регулярные занятия спортом, правильный режим питания в течение дня, такое планирование текущих дел, которое бы позволило трудные профессиональные задачи решать только на свежую голову. Все знают насколько пагубно влияют на наш организм вредные привычки. Но по данным исследований видно, что 50% онкологических заболеваний происходит только от неправильного питания. Злоупотребление сухоедением, недостаток фруктов, овощей и молочных продуктов негативно сказываются на здоровье. Разрушающе воздействуют курение и алкоголь, хотя один - два бокала крайнего сухого вина снижают вероятность сердечного приступа на 70%, бутылочка пива в день — на 50%.

Методы руководства.

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организацион­но-административные, экономические и социально-психологичес­кие. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолиро­ванно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы па управляемую для достиже­ния определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управлении, применяют вы­шеперечисленные методы.

Метод управления -~ совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно пе­реводится как «исследование», имеет два значения: первое — спо­соб исследования явлений природы, подход к изучаемым явлени­ям, планомерный путь научного познания и установления исти­ны; второе — прием, способ или образ действия.

В менеджменте существует очень большое разнообразие мето­дов управления и их классификаций. Наиболее широкое распрост­ранение получила классификация методов управления в зависи­мости от их содержания, направленности и организационной фор­мы, что отражает административное, экономическое и социаль­ное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (не­посредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления: организационно-распорядительные, или организационно-адми­нистративные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повыше­ния социальной активности сотрудников.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.044 с.)