Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы делового этикета.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Базовые типы организационных структур управления и их особенности. В различной литературе приводятся классические схемы организационных структур предприятий: Иерархические (бюрократические) типы структур Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века (М. Вебер, А. Файоль). Линейная организационная структура Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Линейно - штабная организационная структура Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной. Дивизионная (дивизиональная) структура управления Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением.. Органические типы структур Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям Бригадная (кросс - функциональная) структура Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются: · автономная работа рабочих групп (бригад); · самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; · замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; · привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. Проектная структура управления Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). Подходы в менеджменте. Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из циклического повторения функций или определенных видов управленческих работ, выполняемых в таких видах производственной деятельности, как научно-техническая, технологическая, учетная, финансовая. В настоящее время известно 4 важнейших подхода внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления. Процессный подход рассматривается управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В системном подходе подчеркивается то, что руководители должны рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология. которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управлять организацией Самым эффективным методом в определенной ситуации, является тот. который наиболее соответствует данной ситуации. Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов. При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами. При динамическом подходе объект управления рассматривается в диатоническом разлитии, в причинно-следственных связи и соподчиненности. При интеграционном подходе учитывается взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления. Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов. При комплексном подходе учитываются технические, экономические, специальные аспекты менеджмента. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы ни потребителя. При нормативном подходе устанавливаются норматива в управлении. Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственный возможности. При процессном подходе управление рассматривается как совокупно взаимосвязанных функций. При системном подходе любая систему рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Ситуационный подход предполагает, что применение различных методом управления определяется конкретной ситуацией. Сущность » функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций которые нужно выполнять для ее удовлетворения.
Японская модель менеджмента За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное Сущность делегирования. Для успешной работы предприятия менеджеру необходимо своевременно распределять и соответствующим образом организационно оформлять полномочия своих сотрудников. Под термином «полномочия» обычно понимают наличие у конкретною лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Только обладая необходимыми полномочиями, можно успешно выполнять производственные задания. В деятельности любой компании рано или поздно наступает период, когда требуется перераспределить мастные функции внутри нее. Ответственностью должны быть наделены все уровни управления, вплоть до самого низшего. Ответственность — это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач. Приступая к выполнению работы, сотрудник принимает на себя обязанность отвечать за ее успешное выполнение в обмен, в первую очередь, на оплату своего труда. Работники нуждаются в определенной доле ответственности за порученное им дело. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза для развития и даже существования компании. Обычно люди уходят с прежнего места работы туда, где такая ответственность им предоставляется. Делегирование в менеджменте — это передача менеджером полномочий и ответственности за выполнение задач одному или нескольким подчиненным (рис. 5.5). С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решить задачу самостоятельно. Это сделать нелегко, так как времени для выполнения работы в таких условиях потребуется больше, да и способности менеджера должны быть исключительными. Полномочия Линейные — Рекомендательные Функциональные Административные полномочии базируются на делегировании различных функций аппарату управления. Последний может осуществлять деятельность по консультированию линейного руководства по вопросам технической политики, законодательства, работе с персоналом и т.д. Кроме этою административный аппарат выполняет многочисленные функции обслуживания линейных подразделений по вопросам планирования, финансирования, материально-технического обеспечения, сбыта продукции. Наконец, существует определенная специфика деятельности аппарата управления. Речь идет о функциях помощников и секретарей, без работы которых трудно представить себе деятельность современного руководителя. Разновидностями административных полномочий являются: а) рекомендательные полномочия. Это вариант административных полномочий, при котором линейные руководители могут обращаться в соответствующие службы административного аппарата за советами и получать необходимые консультации, однако не обязаны их принимать к безусловному исполнению; б) параллельные полномочия. Целью таких полномочий является установление системы сбалансированной власти, что способствует созданию действенного контроля и предотвращению ошибок в работе. Примером здесь может служить декларируемая в любом демократическом государстве независимость друг от друга трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Вариант параллельных полномочий может применяться для контроля финансовых расходов на предприятии. Пример: необходимость наличия двух подписей (директора и главного бухгалтера) на платежных поручениях, направляемых в банк; в) функциональные полно мочи я. Аппарат управления, наделенный функциональными полномочиями, может как начать, так и запретить выполнять определенный порядок действий по указанию менеджера. Это обычно связано с необходимостью соблюдения единого подхода к выполнению конкретной работы, например сбору исходных данных для последующего анализа по определенным формам бухгалтерского учета во всех цехах предприятия. Общая тенденция увеличения объема полномочий направлена по восходящей: от низших уровней в системе управления к высшим (рис. 5.7). Высший уровень > Директор Начальник цеха, Низший уровень Рис. 5.7, Общая тенденция увеличения объема полномочий Особое значение проблема эффективного делегирования полномочий имеет для менеджеров высшего уровня управления. Это связано в первую очередь с чрезмерной загрузкой таких руководителей. Поэтому на современных предприятиях, если это не очень мелкие фирмы, менеджеры более высокого звена могут выполнять свои обязанности лишь при условии, что они делегируют часть своих полномочий другим руководителям нижних уровней управления. Таким образом, одни менеджеры постоянно работают в тесном контакте с другими менеджерами. Система управления, получившая название «Менеджер менеджеру» (Managing Managers), предполагает постановку конкретных задач и осуществление самоконтроля как основы процесса делегирования. Каждый менеджер, которому делегировали полномочия, должен иметь возможность контролировать свою деятельность, анализируя собственные успехи или неудачи. Подобная возможность самоконтроля в большей мере стимулирует работу сотрудников. Однако необходимо отмстить, что нет менеджеров, обладающих неограниченными полномочиями. Лимитирующими факторами здесь могут быть, например, законы, политика местных апастей,.профсоюзы, акционеры, учредители предприятия и т.д. Кроме того, менеджеры не могут делегировать подчиненным полномочия, которые противоречат нормам человеческой морали, этике, а также принятым в обществе национальным и религиозным традициям.
Конфликты в коллективе. Конфликт - столкновение несовместимых, противоположно направленных, тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. В основе конфликта лежит противоречие, ждущее своего разрешения. С течением времени противоречие «созревает» и превращается в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация включает либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. Конфликт в отличие от спора имеет обостренное, часто до предела обостренное противоречие. Конфликты прежде всего ассоциируются у нас с разного. рода противоречиями, разногласиями, столкновениями. Действительно, конфликт - это противоречие, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходим ряд дополнительных условий. Прежде всего, противоречие должно осознаваться человеком, при этом восприниматься как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов порождает сопутствующие им эмоциональные переживания. Далее, для конфликта характерна активность, направленная на поиск выхода, преодоление или разрешение возникшей проблемы. Например, подчиненному кажется, что его руководитель принял в отношении него несправедливое решение. Это значимая для него проблема, он эмоционально переживает случившееся. Однако конфликтной эта ситуация станет только тогда, когда человек попытается предпринять усилия по ее изменению, будет обсуждать с руководителем возникшие разногласия или высказывать ему свои претензии. Таким образом, конфликт - это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. СТРУКТУРА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. Представляя собой сложное людское явление, ее можно представить в виде таких стадий протекания: • напряженность человеческих отношений; • инцидент как провоцирующее обстоятельство; • противостояние сторон, имеющее разные формы (открытая или скрытая) и фазы протекания (минорная, мажорная, взрывная); • кульминация; • ослабление (спад); • снятие напряженности. Конфликтная ситуация может породить конфликт как жесткое противоборство людей, но не всякий апогей напряженности (кульминация) в отношениях становится явным конфликтом. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА: (могут присутствовать не все стадии) ü возникновение конфликтной ситуации; ü осознание конфликта; ü конфликтные действия; ü разрешение конфликта.
ТИПЫ (ВИДЫ) КОНФЛИКТОВ. В настоящее время нет единой классификации видов конфликтов. Так Крылов А.А. выделяет следующие: Внутриличностные (или просто личностные) конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудносовместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями и т.д. человека, например, конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения служебных и семейных обязанностей. Межличностные конфликты - это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и др. Межгрупповые конфликты возникают, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами. Любой конфликт, однако, сохраняет свои основные признаки: наличие противоречия; восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы; активность; направленная на преодоление противоречия. В.М.Шепель указывает, чтоконфликты бывают:личностные, социальные,геополитические. Они подразделяются на роды и виды. Рассмотрим некоторые из них. Личностные конфликты возникают из-за активного или пассивного конфронтационного поведения отдельного человека или многих лиц. Одним из его родовых вариантов является мировоззренческое столкновение, а одним из его видовых проявлений может быть политическое расхождение взглядов. К социальным конфликтам относят те, которые обусловлены невыстроенностью социальных отношений в различных социумах. Родовой вариант таковых конфликтов, например, — неупорядоченность неформальных (дефицит симпатий) взаимоотношений в трудовом коллективе, а видовой — негативные взаимоотношения между руководителем и подчиненными. Геополитические конфликты сопровождают человечество со времени оформления первых государств. Не прекращаются попытки передела территорий по самым различным соображениям. Родовой вариант такого конфликта — мировые войны. Видовой — национально-освободительная война. В литературе по конфликтологии встречается и такой подход: По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда. По проблемно-деятелъностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др. По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: межличностные, межпартийные конфликты. Андриенко А.В. обобщает данный вопрос в следующую таблицу: 27 Стресс: природа и причины. Стресс (от англ, stress — напряжение) — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных неблагоприятных факторов. При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиологические реакции.. Среди причин стресса — не только нездоровый образ жизни и неумение правильно распределять свое время. Часто стресс возникает из-за неблагоприятной психологической атмосферы на работе, сложных взаимоотношений с коллегами, особенно с начальством. Например, оказать стрессовое воздействие может недостаточно четкое описание работы или указаний руководи геля, недостаток времени для качественного исполнения задания. Также причиной стресса могут быть отсутствие вознаграждения или благодарности за хорошее выполнение работы. Наконец, неуверенность в завтрашнем дне, в стабильности в работе и личной жизни — все это, естественно, выводит многих людей из состояния равновесия. К понятию «стресс» все привыкли, забыв, что оно означает не просто состояние усталости, а довольно серьезные изменения в человеческом организме. Расстройства, связанные со стрессом, развиваются, как правило, у людей, чья работа связана не столько с физическими, сколько с психоэмоциональными перегрузками. На начало стресса указывают постоянная усталость, раздражительность, хандра или частая смена настроении по незначительным причинам, стресс, депрессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызывает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, подводит намять, появляется рассеянность. Далеко не все люди отдают себе отчет в том, что с ними происходит. Еще меньше людей предпринимают необходимые усилия для изменения создавшегося положения. Чтобы бороться со стрессом, надо прежде всего осознать, насколько серьезны могут быть его последствия. Эта борьба требует определенных усилий и времени. Естественным шагом при появлении признаков стресса может быть смена обстановки, отдых и восстановление своих сил. Однако нужно отчетливо понимать,что возвращение в прежнюю среду не изменит ситуацию, а именно ее и нужно изменить. Прежде всего надо проанализировать, как построен распорядок рабочего дня. Необходимо помнить, что монотонная работа без перерыва на самом деле будет гораздо менее эффективной, чем та, при которой человек время от времени дает себе передышку и берется за дело с новыми силами. Рецепты от стресса широко известны: спорт, массаж, общение с приятными людьми и, наконец, семья. Однако все это требует определенных усилий и. главное, веры. Наконец, не надо забывать, что смысл жизни не сводится к работе, что помимо работы в жизни есть очень много интересного: театры, музеи, природа и др. Однако, если дело дошло до длительного и хронического стресса, то без помощи специалиста не обойтись. 'Особого внимания заслуживает проблема аврала в работе, По мнению специалистов, по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на три основных типа: бессильные. При малейших признаках напряжения они становятся беспомощными и своим повелением только раздражают окружающих; беспокойные. Люди этого типа начинают без толку суетиться, хватаются за вес подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают; хладнокровные. Такие люди идеально подходят для авральной работы, поскольку стресс мобилизует их волю, заставляет принимать быстрые решения и действовать. Но даже эти работники не могут работать в режиме такою сверхнапряжения постоянно. Непланомерный режим работы чреват появлением стресса и, как следствие, депрессией и физическим истощением людей. В условиях, когда работу необходимо все-таки завершить, менеджер должен активно мотивировать своих подчиненных. К каждому из перечисленных выше типов людей надо подобрать соответствующий вариант мотивации: успех, деньги, слава и т.д.
28 Понятие руководства и власти. Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека. / Источник власти — контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного. Обычно различают три источника власти. Сначала власть принадлежит непосредственно основателям компании (или отдельной личности, ее основавшей) — власть личности (первый источник власти). Это их волей, желаниями и усилиями создастся предприятие. Основатели несут за него полную ответственность, порой рискуя для ее создания личными сбережениями. После того как предприятие создано, пояатяется второй источник власти — власть собственников. Этой властью обладают как основатели компании, так и ее инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия. Однако когда оно начинает функционировать как самостоятельная организация, его деятельность начинает зависеть также от сотрудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь компания представляет собой организационную структуру, являющуюся источником се мощи и власти. Это третий источник власти — власть самого предприятия. Виды власти. Основные виды власти и соответствующие методы влияния. Власть, основанная на принуждении Влияние с помощью страха Власть, основанная на вознаграждении Влияние с помощью позитивной по.пержки Власть, основанная на авторитете и знаниях Влияние с помощью веры и успех Власть, основанная на примере Влияние с помощью личных качеств лидера Власть, основанная на законных правах Влияние с помощью градации власти
Лидерство — это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных. Руководство — умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач. В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным. Стиль руководства Авторитарный демократический либеральный
-Агрессивный -Совещательный -Участвующий -Агрессивно- податливый -Эгоистичный -Добросердечный
29 Ортобиоз, слагаемые ортобиоза. Исходной предпосылкой успешного построения ортобиоза можно назвать осознание самоценности собственной жизни. Трудовая деятельность, конечно, имеет огромное значение для каждого человека, но не настолько, как это часто бывает: ее проблемы вытесняют все остальные. Подобное преувеличение — результат ограниченного понимания смысла человеческой жизни. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать в полном объеме свои способности. Методы руководства. Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы па управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управлении, применяют вышеперечисленные методы. Метод управления -~ совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое — способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе — прием, способ или образ действия. В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль). Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий). В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления: организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.014 с.) |