Основные риски внешнеэкономической деятельности российских компаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные риски внешнеэкономической деятельности российских компаний



 

Практически все виды деятельности сопряжены с различного рода рисками. Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.

Целью исследования является рассмотрение наиболее популярных видов рисков и предложение рекомендаций по их устранению.

Анализ последних публикаций. Данная проблематика была отражена в работах таких ученных, как Балдин К.В., Шаршукова Л.Г., Гринько И.С., Градов С.И., Дегтярева О.И., Лапуста М.Г. и др.

Опыт развитых в экономическом отношении стран показывает, что в настоящее время без учета рисков при проведении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) обойтись уже невозможно. Игнорирование этого вопроса может стать тормозом развития конкретного предприятия и всей национальной экономики.

Во внешнеэкономической деятельности участвуют две стороны: национальная и иностранная экономика. В общем случае ВЭД является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать объем своего производства.

Риски, которые будут возникать при этом, зависят от многих объективных причин, отражающих законы развития мировой экономики [1]. Основные из них:

1. Принцип сравнительных преимуществ;

2. Условия внешнеэкономической деятельности;

3. Либерализация внешнеэкономической деятельности;

4. Торговые барьеры;

5. Импортные квоты;

6. Нетарифные барьеры;

7. Свободно плавающие валютные курсы;

8. Фиксированные валютные курсы;

9. Международные системы валютных курсов.

Рассмотрим подробно основные виды общих рисков ВЭД.
Риски связаны с особенностями страны - партнера и подразделяются на политические и макроэкономические.

Политические риски - это возможность возникновения убытков или сокращения ожидаемой прибыли вследствие государственной политики. Их можно подразделить на четыре группы:

• риск национализации и экспроприации;

• риск трансферта, связанный с ограничениями на конвертирование национальной валюты;

• риск разрыва контракта из-за действий страны, в которой находится контрагент;

• риск военных действий и гражданских беспорядков.

Макроэкономические риски - это риски связаны с платежеспособностью страны-дебитора. При их анализе и оценке необходимо учитывать макроэкономические показатели страны и ее рыночного потенциала. Информацию о страновых рисках можно получить из публикаций консалтинговых фирм, специализирующихся на оценках рисков. Ряд из них, в основном зарубежные, («Frost and Sullivan Inc.», «Business International Corporation», «BERI» и др.) публикуют отчеты по инвестиционному климату в зарубежных странах и политические риски. Они могут включать различные индексы, главные из которых: индекс по-
литического риска; индексы текущей экономической ситуации; индексы возможностей для перевода капитала и прибылей; индексы возможностей получения прибылей.

При заключении внешнеэкономического контракта основным риском является надежность партнера. Чтобы проверить его, существуют две возможности: оценить самостоятельно или воспользоваться услугами других организаций. Это зависит от желания и финансовых возможностей. Получить справку о предполагаемом партнере можно из нескольких источников: торгово-промышленной палат, банков, имеющих лицензии на проведение валютных операций. В их картотеках имеются сведения о тысячах зарубежных фирм, банков, страховых компаний, фондовых биржах и т. п.

Еще один надежный способ избежать ошибок при выборе партнера - собственная система сбора и анализа информации о предполагаемом партнере. В качестве образца в этом случае можно использовать систему Due Diligеnce - «должного внимания», практикуемую на Западе. Один из инструментов этой системы - анкета, включающая необходимые вопросы о партнере.

Риски связаны с возможностью продвижения товаров на рынки сбыта. Основные виды маркетинговых рисков: информационный, инновационный, отраслевой.

Информационный риск - это риск неопределенности или недостоверности информации, которая может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и информации о состоянии рынка предлагаемых товаров и услуг.

Отраслевой риск - это возможность потерь в результате изменений в экономическом состоянии в отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями [2].

Инновационный риск - это возможность потерь при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые могут не найти спроса на рынке.
Степень возможности проявления маркетинговых рисков велика, а уровень возможных финансовых потерь может составлять значительные суммы. Поэтому вопрос об оценке маркетинговых рисков занимает важное место на всех этапах проведения ВЭО.
Эти риски классифицируются согласно «Международным коммерческим условиям» - «Инкотермс-90» по двум признакам: степени и ответственности и подразделяются на четыре группы: E, F, C и D.

Группа Е включает ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товар на собственных складах (EX Works, EXW). Риски принимает на себя поставщик
и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от продавца до конечного пункта принимается покупателем и его банком.

Группа F содержит три ситуации передачи ответственности и рисков:

• FCA (Free carrier) - риск и ответственность продавца и его банка переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;

• FAS (Free Alongside Ship) - ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором месте назначения;

• FOB (Free on Board) - продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с транспортного средства.

Группа С включает ситуации, когда продавец оплачивает стоимость транспортировки до места прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки транспортного средства.

• CFR (Cost and Freight) - продавец оплачивает стоимость транспортировки до места прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель, Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки транспортного средства;

• CIF (Cost, Insurance and Cost and Freight) - то же, что и CFR, но дополнительно продавец должен обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;

• CPT (Carrier Paid To) - продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент, обычно какой-то промежуточный пункт, риски полностью переходят от продавца к покупателю.

• CIP (Freight/Carriage and Insurance Paid To) - риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит страховку товара.

Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца.

• DAF (Delivered At Frontier) - продавец принимает на себя риски до государственной границы. Далее риски переходят на покупателя.

• DES (Delivered Ex Ship) - передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля.

• DEQ (Delivered Ex Quay) - передача рисков продавцом покупателю происходит в момент прибытия товара в пункт загрузки.

• DDU (Delivered Duty Unpaid) - продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и прочее товара до определенного договором места на территории покупателя.

• DDP (Delivered Duty Paid) - продавец отвечает за транспортные риски до места, определенного покупателем, но последний оплачивает их [3].

Риски могут перейти от продавца к покупателю раньше, если покупатель по каким-либо причинам не принимает товар или не может произвести оплату в срок.

Так же субъект ВЭД может нести финансовые убытки в процессе реализации товаров и услуг, т.н. коммерческие риски. К ним относятся: риск отказа регистрации товара в стране ввоза, риск упущенной выгоды, риск прямых финансовых потерь и другие. Основные их причины: падение спроса на товар, введение ограничений на продажу, повышение закупочной цены, снижение объемов закупок, потери товара и многое другое. Степень возможности возникновения коммерческих рисков составляет около 20% всех прочих рисков и зависит от каждой конкретной ситуации. Анализ данного вида рисков является сложной задачей и проводится в комплексе с оценкой маркетинговой ситуации и маркетинговых рисков. Эти риски связаны со всем ходом проведения основных этапов сделки и могут повлечь за собой возникновение многих других рисков, которые все вместе могут дать потери, в несколько раз большие суммы контракта.

Вывод. Таким образом, в структуре рисков ВЭД можно выделить основные виды рисков: политические, макроэкономические, отраслевые, информационные, инновационные, коммерческие. Чтобы снизить вероятность их проявления рекомендуется применять методы управления. Среди самых распространенных можно выделить следующие:

Страхование;

Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов;

Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.;

Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных и заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями;

Другие методы (уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение (диссипация) риска).


Литература:

1. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008. - 224 с.

2. Черкасов В.В. Деловой риск в предпринимательской деятельности. К.: ООО «Издательство Либра», 2009. - 160 с.

3. Бочарников В.П., Репецкий С.М. Риски во внешнеэкономической деятельности предприятий. - К.: ООО «ИнтерПед», 2009. - 124 с.

 

 

Федоришина К.О.

Кондрашова Е.А.

Донецкий национальный университет

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧАО «ГЕРКУЛЕС»

 

Актуальность. В современных условиях развития рыночной экономики одной из основных проблем практики хозяйствования предприятий является процесс управления производительностью труда. На предприятиях уделяется чрезвычайно мало внимания показателю производительности труда. Как правило, никто не занимается его анализом, контролем, планированием, прогнозированием. Объясняется это либо элементарным непониманием важности, приоритетности проблемы, либо нежеланием понять эту важность и тратить время и средства на ее решение.

Цель данной работы – рассчитать, проанализировать производительность труда ЧАО «Геркулес» и выявить мероприятия, за счет выполнения которых предприятие могло бы повысить уровень производительность труда.

Анализ последних исследований и публикаций. Еще в прошлом веке производительность труда привлекала к себе большое внимание зарубежных ученых экономистов и специалистов-организаторов, например, таких как Г. Эмерсон. Он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком масштабе. В своей книге «Двенадцать принципов производительности», он сформулировал принципы правильной организации как труда отдельного исполнителя, так и производственного процесса предприятия.

Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ. На предприятиях производительность труда определяется как эффективность затрат только живого труда и рассчитывается через показатели выработки и трудоемкости продукции, между которыми обратно пропорциональная зависимость

Повышение производительности труда проявляется в том, что доля живого труда в продукции, которая производится, уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается. При этом абсолютная величина затрат живого труда на единицу продукции сокращается.

Для того чтобы качественно управлять эффективностью сотрудников, необходимо уметь ее правильно оценивать и измерять в масштабах всего предприятия. Выделяют 7 различных критериев результативности системы организации производства [1]:

Действенность – степень достижения предприятием поставленных перед ним целей.

Экономичность – степень использования предприятием доступных ресурсов.

Качество – степень соответствия предприятия требованиям, ожиданиям и спецификациям.

Прибыльность – соотношение между валовыми доходами и суммарными издержками.

Производительность – соотношение количества продукта предприятия и количества затрат на производство соответствующего продукта.

Качество трудовой жизни – это то, каким образом сотрудники предприятия реагируют на социально-технические аспекты предприятия, выбранный им путь.

Внедрение новшеств – прикладное творчество.

Повышение производительности труда на предприятии достигается следующими методами [2]:

1. Замена труда капиталом. Реализация данного метода осуществляется путем технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий.

2. Интенсификация труда. Этот метод реализуется посредством применения на предприятии ряда административных мер, которые нацелены на ускорение выполнения сотрудниками предприятия их работы.

3. Повышение эффективности организации труда. Данный метод предполагает выявление и устранение всех факторов, приводящих к производственным потерям, определение наиболее рациональных способов увеличения эффективности работы, а также развитие на предприятии оптимальных приемов организации производственных процессов.

На предприятии повышение производительности труда определяется в виде:

- увеличения количества продукта, создаваемого за единицу времени при неизменном его качестве;

- повышения качества продукта при неизменном его количестве, создаваемого за единицу времени;

- уменьшения трудовых затрат на единицу производимого продукта;

- уменьшения времени производства и обращения продукта;

- увеличения нормы и массы прибыли.

Для анализа производительности труда на ЧАО «Геркулес» рассчитаем его выработку за трехлетний период (рис.1). [3]

Рис. 1. Динамика расчета выработки на ЧАО «Геркулес» за период с 2012 по 2014 годы.

Опираясь на данный график можно сказать, что производительность труда на предприятии имеет тенденцию к понижению, но при данных тяжелых экономических условиях такой спад не является критичным.

Принимая во внимание производственную ситуацию предприятия следует применить следующие пути повышения производительности труда:

1. Обеспечение достаточного (оптимального) объема запасов сырья для полной загрузки производственной мощности при наличии спроса на выпускаемый продукт.

2. Снижение затрат сырья и полезных веществ в нем на всех этапах выращивания, уборки, хранения, переработки, транспортировки.

3. Конструктивное внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий. При этом растет объем выпускаемой продукции, а значит и повышается производительность труда.

4. Увеличение масштабов производства, концентрация производства. Производительность труда растет за счет условно-постоянной численности, то есть тех категорий работников, число которых мало зависит от роста объема производства (руководящий персонал, рабочие, занятые на аппаратурных процессах, охрана и т.д.). С удвоением масштабов производства, как правило, в пищевой промышленности производительность труда возрастает в полтора раза.

5. Совершенствование организации управления, труда и производства.

6. Внедрение научно-обоснованного нормирования труда и научной организации труда.

Таким образом, анализируя производительность труда ЧАО «Геркулес» можно сделать следующие выводы: динамика выработки за 2012 -2014 годы снизилась на 17,23%, это может быть обусловлено миграцией рабочей силы и сокращением рабочего персонала, снижением поставок сырья для производства товаров и ростом цен на них в связи со сложной политической и экономической ситуацией в регионе. Данная ситуация свидетельствует, что факторы увеличения производительности труда пока не работают, но есть значительные предпосылки к росту внутреннего спроса на продукцию предприятия а также на расширение рынка сбыта за счет Российской Федерации, так как продукция ЧАО «Геркулес» имеет высокие показатели качества и конкурентоспособности.

 

Литература:

1. В.И. Стражев. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник – М: Высшая школа, 2006. - 480 с.

2. А.И. Рофе. Экономика труда: Учебник – М: «Кнорус», 2010. - 84 с.

3. Официальный сайт ЧАО «Геркулес» [Электронный ресурс] «ЧАО «Геркулес»» URL: http://hercules.ua/.

 

Шевченко Е.Ю.
Селиванова Ю.В.
Донецкий национальный университет

 

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

 

Постановка проблемы.В современных условиях, когда практический опыт показал несостоятельность утверждений о саморегулируемости рыночной экономики, бизнес-планирвание стало неотъемлемой частью культуры бизнеса. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет показать эффективность инвестиционного проекта, привлекать инвесторов, партнеров и нужные кредитные ресурсы. «Бизнес-план — это своего рода репетиция, шанс осознать возможные проблемы, не потеряв при этом денег», — говорит Майк Маккивер, автор книги «Как написать бизнес-план»

Анализ основных исследований и публикаций. Проблемам бизнес-планирования посвящено множество работ известных отечественных и зарубежных ученых, в том числе Горемыкина В.А., Идрисова А.Б., Кучеренко В.Р., Липсица И.В., Лунева Н.Н., Макаревича Л.М., Марковой В.Д., Пелиха А.С., Покропивного С.Ф., Попова В.М., Уткина Э.А., Черняка В.З., Швыданенко Г.А. и др.

Нерешенные вопросы общей проблемы. Вместе с тем, несмотря на значительную проработку научным истеблишментом методологии инвестиционного планирования и проектного менеджмента, на практике согласно статистике около 95-97% старт-апов терпят неудачу в течении первых трех лет работы из-за проблем, вызванных, в большинстве случаев, ошибками бизнес-планирования. Поиску решения указанных выше проблем, имеющих не только острую научную актуальность, но и большую практическую значимость, посвящена данная статья.

Цельюстатьи является исследование и систематизация типичных ошибок, допускаемых предпринимателями на этапе формирования бизнес-плана инвестиционного проекта, направленное на предупреждение негативных последствий в ходе его реализации.

Изложение основного материала. Бизнес-план - это документ, который описывает все аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств [1].

Любой бизнес-план, независимо от характера поставленной задачи, должен решать следующие основные вопросы:

§ обосновывать экономическую целесообразность планируемой деятельности;

§ описывать состояние экономической среды, в которой будет реализован бизнес-план (состояние рынка, маркетинговые стратегии);

§ отображать финансовые результаты деятельности, в первую очередь объемы продаж, прибыли;

§ обосновывать источник финансирования для реализации выбранной стратегии;

§ предоставлять график исполнения работ по реализации плана;

§ определять кадры, которые будут реализовывать данный план;

§ определять те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел [2].

Каждый инвестиционный проект индивидуален, однако в самых разных бизнес-планах зачастую появляются типичные ошибки. Систематизация наиболее распространённых проблем бизнес-планирования, основанная на результатах соответствующих рейтингов Интернет-ресурсов и средств массовой информации, представлена нами в табл. 1.

 

Таблица 1

Систематизация типичных ошибок, допускаемых при составлении бизнес-плана

Источник Содержание рейтинга наиболее типичных ошибок бизнес-плана
Интернет-журнал Forbes http://www.forbes.ru/ [3] § Перенасыщение ненужной информацией; § Отсутствие четких бизнес-целей; § Раздутые финансовые показатели.
Интернет-проект «Финансовый обзор» http://www.finobzor.com.ua/ [4] § Грамматические ошибки, алогичность изложения, нарушение эстетики оформления и содержания; § Отсутствие учета фактора времени (инфляции, изменения тарифов, заработных плат и т.д.); § Недостаточный анализ конкурентной среды; § Излишний оптимизм прогнозов; § Некачественная финансовая расчетная часть (отсутствие показателей эффективности проекта).
Интернет-журнал «Финансовый директор» http://fd.ru/ [5] § Ошибки в расчетах и методологии в экономической части; § Недостаточная маркетинговая проработка проекта; § Нечеткость формулирования условий и роли участников проекта; § Отсутствие анализа возможных рисков проекта; § Нечеткость правовых аспектов проекта (структуры управления, схема инвестирования и распределения доходов и т.д); § Избыток информации; § Завышенные показатели эффективности проекта; § Отсутствие учета интересов инвестора.
Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS) http://www.eas.ee/ru/ [5] § Неправильная структура бизнес-плана; § Отсутствие временных рамок достижения поставленных целей; § «Подгон» целей проекта под финансовые прогнозы, а не наоборот; § Недостоверность рыночных исследований; § Отсутствие кадрового и организационного планирования проекта.

 

Таким образом, из табл. 1 следует, что к основным проблемам при подготовке бизнес-плана следует отнести: перенасыщение излишней информацией, изъяны в целеполагании проекта, недостаточное внимание его маркетинговому анализу, некачественное финансово-экономическое обоснование бизнес-идеи.

Так, при подготовке бизнес-плана следует избегать изложения информации, не имеющей к проектам реального отношения, поскольку избыточная информация затрудняет интерпретацию полученных данных и отвлекает от самой идеи страт-апа. При этом бизнес-план должен содержать конкретные цели и показатели, которых менеджмент планирует достичь через 3-5 лет. Цели должны соответствовать правилу SMART (Specific - конкретные, Measurable - измеримые, Achievable - достижимые, Realistic - реалистичные, Timed - ограниченные временным периодом).

Зачастую в бизнес-плане не уделяется должного внимания маркетинговой стороне инвестиционного проекта, т.е. исследованию емкости рынка, тенденций и позиционировании предприятия на рынке. К тому же, на практике большинство исследований, связанных с изучением рынка, проводятся «кабинетным способом», что недопустимо. Такая ситуация складывается из-за того, что маркетинговые исследования могут быть достаточно дорогостоящими и трудоемкими. Поэтому в целях экономии средств и времени разработчики проекта стараются обойти эту проблему стороной.

Недостаточная обоснованность маркетинговой составляющей проекта наряду с ошибками в методологии расчета экономических показателей и стремлением к излишнему оптимизму в прогнозах результатов бизнес-идеи приводит и к недостоверности финансового раздела. В этой связи финансово-экономическая часть проекта – абсолютный лидер по количеству ошибок разработчиков бизнес-планов [5]. При этом наиболее распространенными заблуждениями в расчетах являются:

§ учет в денежном потоке выплат процентов по предполагаемому кредиту, получаемому для целей реализации проекта, а также погашения основной части долга. Процентные платежи, как правило, уже учтены в ставке дисконтирования, а выплата основного долга учитывается при расчете NPV, когда при вычете из суммы дисконтированных денежных потоков вычитаются первоначальные инвестиции в проект;

§ выбор ставки дисконтирования, используемой при расчете NPV и других показателей эффективности, зачастую ничем не обоснован. Как правило, она устанавливается каким-то нормативным путем или ссылаются на доходность неких альтернативных инвестиций, при этом совсем не учитывая риски конкретного рассматриваемого проекта;

§ игнорирование значимых расходов. Например, в окончательную сумму, необходимую для реализации инвестиционного проекта, ошибочно не включают оборотные средства, требуемые для закупки сырья и материалов, выплаты заработной

Выводы. Полагаем, что приведенная систематизация фатальных ошибок бизнес-планирования и их недопущение на практике будет способствовать усилению роли бизнес-плана как действенного инструмента реализации эффективных инвестиционных проектов.

 

 

Литература:

1.Американский финансово-экономический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/

2. Что такое бизнес-план? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xtpm.ru/bplanpub/whatis

3.Три главные ошибки при написании бизнес-плана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/svoi-biznes/startapy/67457-tri-glavnye-oshibki-pri-napisanii-biznes-plana-startapa

4. Основные ошибки в бизнес-плане. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finobzor.com.ua/pressrelizi/nid/544

5. Каким не должен быть бизнес-план. Рейтинг типичных ошибок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fd.ru/articles/38762-kakim-ne-doljen-byt-biznes-plan-reyting-tipichnyh-oshibok

4. Ошибки при составлении бизнес-плана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eas.ee/ru/nachalo/biznes-ideja-i-sostavlenie-biznes-plana/sostavlenie-biznes-plana/oshibki-pri-sostavlenii-biznes-plana

5. Типичные ошибки при составлении бизнес-плана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prostobiz.ua/biznes/ biznes_start/stati/ tipichnye_oshibki_pri_sostavlenii_biznes_plana

6. Типичные ошибки при составлении бизнес-плана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.getyourmillion.ru/oshibki-biznes-plana



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.082 с.)