Тюльпаномания в голландии как первый кризис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тюльпаномания в голландии как первый кризис



 

Когда экономисты сталкиваются с явлениями финансовой паники или финансового краха, они сразу вспоминают о таком феномене, как тюльпаномания. Собственно говоря, понятие «тюльпаномании» – это метафора, используемая в сфере экономики. Заглянув в «Словарь экономических терминов» Пэлгрейва, не найдется там упоминания о спекулятивной мании семнадцатого века в Голландии. Вместо этого экономист Гильермо Кальво в своем дополнении к словарю дает следующее определение тюльпаномании: «тюльпаномания» – это явление, при котором поведение цен невозможно в полной мере объяснить базовыми экономическими показателями».

Целью данной работы является выявление особенностей возникновения первого в Европе финансового кризиса и его последствия.

Многие исследователи сходятся во мнении, что события происходят по определенному циклу и что они время от времени могут повторяться. В связи с этим, мы можем говорить о том, что изучение исторических фактов финансовых кризисов, дает нам возможность избежать ошибок прошлых поколений.

По словам Карла Маркса, Голландия в начале XVII века могла считаться идеальной капиталистической страной. Практически сразу основой ее экономической базы стала заграничная и колониальная торговля. Сильнейший толчок получила в это время и голландская промышленность. Залогом успеха принято считать политический строй Нидерландов, гарантировавший крупной буржуазии, захватившей в свои руки все финансы и торговлю в стране, безграничное господство.

«Тюльпановая» эпопея по праву носит титул самой первой в мире спекулятивной гонки, окончившейся в итоге крахом для всей страны, лидировавшей в то время в экономической отношении. Ажиотаж и сумасшедший спрос на тюльпаны начался в Нидерландах в начале 1620-х годов и не прекращался до 37-го года. Пик цен был зафиксирован в трехлетний период: с 1634 по 1637 гг.

Одним из иностранцев, заинтригованных тюльпанами, был Ожье Гислен де Бусбек, австрийский посол в Турции (1555—1562). Он привез несколько луковиц из Константинополя в Вену, где их посадили в садах Фердинанда I, императора из династии Габсбургов. Там тюльпаны расцвели под опытным наблюдением Шарля де Леклюза, французского ботаника, более известного под своим латинским именем Карл Клузиус.

Тюльпан был статусным символом. Он свидетельствовал о принадлежности к высшим слоям общества. Из луковиц вырастали красивые цветки той или иной окраски, а через несколько лет она неожиданно менялась: на лепестках появлялись полосы, каждый раз разных оттенков. Только в 1928 г. было установлено, что изменение окраски цветка – это заболевание, имеющее вирусную природу (мозаика), которое, в конце концов, приводит в вырождению сорта. Но в конце XVII века это казалось чудом, лепестки получали необычную и более яркую окраску. Цветы эти были символом роскоши и присутствие их в саду голландцев свидетельствовало о высоком статусе хозяев в обществе.

Причиной бешеного спроса на луковицы тюльпана можно считать опубликование в 1612 году в голландском каталоге «Florilegium» почти 100 разновидностей этого цветка. Со временем этим новым символом преуспевания заинтересовались и некоторые европейские королевские дворы. В результате начался резкий рост цены на него. Понимая, что на тюльпанах можно неплохо заработать, этим бизнесом начали заниматься практически все слои населения. Лихорадка объяснялась ожиданием того, что вскоре этим цветком начнут интересоваться все больше людей, и цены на него еще не раз повысятся.

В Голландию начинает стремительно ввозиться заграничный капитал, вырастает стоимость недвижимости, увеличивается спрос на предметы роскоши. Люди, ранее и не задумывавшиеся о торговле, начали активно ею интересоваться и даже закладывать свои дома, земли, драгоценности для покупки как можно большего количества луковиц тюльпана в надежде выручить как можно больше средств впоследствии.

До начала этой «цветочной» лихорадки тюльпанами торговали с мая, когда их выкапывали, по октябрь, когда их необходимо было посадить в землю. Следующей весной цветы уже радовали их хозяев. Во время бума широкое распространение получила зимняя торговля рассадой. Большинство торговцев, не смотря на весь риск, старались купить тюльпаны зимой: в таком случае весной их можно было продать в два или даже в три раза дороже! К концу 1636 года львиная доля годового урожая превратилась в «бумажную», продаваемую по «фьючерсным» контрактам. В результате на рынках стали появляться спекулянты, старавшиеся купить в начале лета как можно больше «бумажных» тюльпанов, надеясь перепродать их следующей весной по еще большей цене.

Цены на луковицы тюльпанов росли. Но 2 февраля 1637 году случился перегрев рынка - цены достигли таких высот, что спрос резко упал. У задолжавших и нищих голландцев осталось множество тюльпановых луковиц - но их было некому продать. Конечно, те, кому посчастливилось первыми продать луковицы, в мгновение ока становились богачами. Те же, кому не так повезло, потеряли все. В тот год цена на луковицы упала в 100 раз. Такой обвал цен ударил и по всей голландской тюльпановой промышленности. Тюльпановый кризис стал причиной последующего финансового кризиса в Голландии, оказалось вся экономика страны была сосредоточена на тюльпанах. Пострадавшие граждане стали винить в провоцировании тюльпанового кризиса правительство, принявшее ряд поправок к законам о торговле тюльпанами, ограничивающих биржевые спекуляции. Понятно что правительство Голландии лишь "закрыло дыру" позволившую ценам на тюльпаны вздуться до заоблачных. Не все понимали что чем раньше пузырь тюльпановой мании лопнул бы - тем легче бы были последствия.

Основные дилеры отчаянно пытались спасти положение, организуя мнимые аукционы. Покупатели начали разрывать контракты на цветы летнего сезона 1637 года, и 24 февраля главные производители тюльпанов собрались в Амстердаме на экстренное совещание. Разработанный сценарий выхода из кризиса состоял в следующем: контракты, заключенные до ноября 1636 года, предлагалось считать действительными, а последующие сделки покупатели могли расторгнуть в одностороннем порядке, заплатив 10 % отступного. Но Верховный суд Нидерландов, посчитавший производителей главными виновниками массового разорения голландских граждан, наложил вето на это решение и предложил свой вариант. Продавцы, отчаявшиеся получить деньги со своих покупателей, получали право продать товар третьей стороне за любую цену, а недополученную разницу потом стребовать с того, с кем было заключено первоначальное соглашение. Но покупать больше не хотел никто….. Правительство понимало, что нельзя винить в этой истерии какую-то определенную категорию своих граждан. Виноваты были все. По стране разослали специальные комиссии, разбиравшие споры по «тюльпановым» сделкам. В итоге большинство продавцов согласилось получить по 5 флоринов из каждых 100, что полагались им по контрактам.

Трёхлетний застой в «нетюльпановых» областях голландской экономики: судостроении, сельском хозяйстве, рыболовстве - дорого обошёлся стране. Масштаб потрясения, которое перенесли Нидерланды в XVII веке, соразмеряется с дефолтом августа 1998 года. Последующие войны довели страну до отчаянного состояния, ускорив падение торгового могущества Голландии.

Страстное увлечение тюльпанами пережило последствия тюльпаномании, и отрасль разведения луковиц тюльпанов вновь стала процветать. И действительно, к XVIII веку голландские тюльпаны стали так знамениты, что турецкий султан Ахмед III импортировал из Голландии тысячи тюльпанов. Так после долгого путешествия голландский потомок турецких тюльпанов вернулся к своим «корням».

Тюльпаномания до сих пор недостаточно изучена и не являлась предметом тщательного научного анализа. Впервые явление тюльпаномании стало широко известным в 1841 году после выхода в свет книги «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы», написанной английским журналистом Чарльзом Маккеем, и романа Александра Дюма «Чёрный тюльпан» (1850).

В своём развитии экономика проходит этапы подъёмов и падений, определяющихся общими закономерностями её развития. Поэтому развитие экономической системы рассматривается как циклический процесс. Тюльпановый кризис, в свою очередь, является важным этапов этого циклического процесса. В работе выявлены особенности возникновения первого в Европе финансового кризиса, и можно сделать вывод, что все в жизни возвращается, и все, что кажется новым, на самом деле, уже было.

Нужно знать, что говорит история и опыт во всем мире, и использовать эти знания во благо процветания финансовой жизни страны.

 

Литература:

1. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы / М.: Альпина Бизнес Букс,1998. – 318с

2. Бернстайн П. Л. Против богов: Укрощение риска / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. — 400 с

3. Дуглас Френч «Вся правда о тюльпаномании» [статья],2007 Режим доступа: http://mises.org/

 

Перьков Г.А.

Крамаренко А.А

Донецкий национальный университет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.007 с.)