Первые корпорации: английская и голландская ост-индская компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые корпорации: английская и голландская ост-индская компании



 

Корпорации являются движущей силой важнейших ключевых процессов современной мировой экономики. Они определяют динамику, структуру, уровень конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке, контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Благодаря своим производственным и финансовым возможностям они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства, способствуя технологическому развитию производства.

Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе мирового воспроизводства. ТНК становятся определяющим фактором в мировой экономической системе, поскольку, благодаря широкой амплитуде функционирования — от производственных процессов до операций в области инвестиционной, финансовой и торговой политики — они играют роль международного регулятора производства и распределителя товаров.

Целью данной работы является изучение первых транснациональных корпораций.

Безусловно, изучение возникновения и развития экономических и политических отношений между Англией и Индией имеет не только познавательную, но и большую практическую ценность, помогает совершенствовать такую важную сферу человеческого общения, каким являются межгосударственные и международные отношения.

Основанная более чем 400 лет назад, 31 декабря 1600 г., английская компания явила миру опыт совмещения рынка и монополии, который стремятся повторить сегодняшние транснациональные корпорации.

Английская Ост-Индская компания - частная компания по торговле с Ост-Индией, постепенно превратившаяся в политическую организацию и аппарат английского правительства для эксплуатации и управления захваченными территориями.

Во-первых, когда торговая компания стала фактически правительством Индии и перед ней возникли совершенно новые задачи, она не создала нового механизма для решения этих задач, а стала приспосабливать старый.

Во-вторых, английская Ост-Индская компания очень скоро сконцентрировала в своих руках почти все торговые, военные, дипломатические, политические операции в Индии.

Во главе компании в Англии стоял Совет директоров, избираемый собранием акционеров. Впервые вмешательство парламента в дела компании выразилось в акте об управлении Индией 1773 года: компания обязана была предоставлять всю переписку в казначейство, касающуюся налогов и управления; корона назначала генерал-губернатора в структуре Ост-Индской компании, который по совместительству занимал губернатор Бенгалии, членов Бенгальского Совета и Верховного суда в Калькутте.

По Хартии 1784 г. важнейшие проблемы управления Индией перешли в основном к назначаемому кабинетом министров Контрольному совету из 6 человек, но право назначения на все гражданские и военные должности оставалось за директорами Компании.

В 1793 г. между правительством и компанией была составлена новая Хартия, которая подтверждала прежние привилегии, кроме того, что ослабила монопольные права Компании на торговлю в Индии. Отмена торговой монополии Ост-Индской компании положила начало новому этапу в экономической эксплуатации Индии.

Хартия 1813 г. выделяла свободные территории для торговли в Индии, Ост-Индской компании принадлежало право монопольной торговли с Китаем, в Индию не допускались лица, не имевшие отношения к компании, совет директоров сохранял право патронажа.

Хартия 1833 г. устанавливала, что руководство и контроль за всем гражданским и военным управлением всех территорий, сбором налогов в Индии должны осуществляться генерал-губернатором и советом из четырех членов.

В итоге, первое крупное индийское национальное восстание закончилось поражением, оно нанесло немалый ущерб военной и финансовой мощи англо-индийского правительства и значительно подорвало международный политический престиж Британской империи. В течение последующих десяти-пятнадцати лет англичане были вынуждены несколько ослабить свою экспансионистскую политику по отношению к Афганистану, Ирану, среднеазиатским ханствам и заняться главным образом укреплением британской военной и административной организации в Индии, обнаружившей в 1857-1859 гг. свою явную слабость.

Образцом для компаний других государств, по которому позднее была реорганизована также и несколько ранее возникшая английская, послужила голландская Ост-Индская компания.

Эта компания образовалась при прямом содействии голландского правительства, стремившегося объединить деятельность мелких предприятий, торговавших с Индией, только что возникших, но уже конкурировавших друг с другом.

Однако, главной целью основания компании было закрепление монополии торговли индийскими товарами за единым предприятием и запрет пути в Индию для всех остальных.

20 марта 1602 г. Генеральные штаты Голландии утвердили договор между директорами нескольких компаний, торговавших с Индией, об образовании единой Ост-Индской компании и особой хартией предоставили ей на 21 год монопольное право навигации и привилегированной торговли в границах от мыса Доброй Надежды на восток до Магелланова пролива.

Хартия предоставляла компании право захватывать и конфисковать любой иностранный корабль, плавающий в этой зоне, основывать крепости и фактории, чеканить монету, содержать войска, объявлять войну, заключать мир и договоры от имени штатгальтера Голландии, а также полную судебную и административную власть над своими служащими и населением захваченных территорий.

Торговые привилегии заключались в праве беспошлинного ввоза товаров в Голландию и праве вывоза товаров из Голландии в Индию с оплатой 3% пошлины. Первоначальный капитал в сумме 6,5 млн флоринов составился путём под писки.

Попросту сказать, компания находилась в постоянном конфликте с Британской империей; испытывала финансовые затруднения после поражения Голландии в войне с этой страной в 1780—1784 годов, и распалась в результате этих затруднений.

Таким образом, можно сделать вывод, что корпорации служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате чего меняются общественные предпочтения. Они обладают большими возможностями воздействия на экономику стран пребывания. Операции между подразделениями корпораций, расположенными в разных странах, представляют собой существенную часть внешнеторговых оборотов и расчетов даже крупных западных стран.

 

Литература:

1. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. — М., 1979.

2. Губер А., Хейфец А. Новая история стран зарубежного Востока. — М., 1961.

3. Фурсов К. Ост-Индская Компания: история великого олигарха / К.Фурсов // Новое время. — М., 2001. — № 2-3. — С. 40-43.

 

Таркова К.В.

Крамаренко А.А.

Донецкий национальный университет

 

РЕГАНОМИКА

 

Американское государство, ис­пользуя имеющиеся в его распоря­жении рычаги, осуществляет перераспределение материальных, финансовых и иных ресурсов страны, принимает меры по укреплению международных экономических позиций США и по расширению экспансии американских монопо­лий. Обострение противоречий в экономике страны способствовало усилению экономической роли госу­дарства, что выразилось в разви­тии системы государственно-моно­полистического регулирования эко­номики. На протяжении ряда деся­тилетий формировались теорети­ческие концепции и практические методы государственного регулиро­вания экономики США, разросся и принял огромные размеры госу­дарственный механизм экономи­ческой политики.

Целью данной работы является раскрытие особенностей политики Р. Рейгана для экономики США, ее преимущества и недостатки.

В начале 80-х годов появилась на свет про­грамма «экономического возрожде­ния Америки», явившаяся попыткой правящих кругов справиться с ост­рыми проблемами в экономике и преодолеть кризис государственно-монополистического регулирования. Вопреки утверждениям о «радикаль­ном ограничении» экономической роли государства речь шла, по су­ществу, о перестройке государст­венной регулирующей политики с целью более эффективного исполь­зования государственных рычагов для усиления капиталистической конкуренции как «двигателя» эко­номики, для стимулирования про­цессов структурной перестройки экономики страны. Речь идёт об экономической политике админи­страции Рейгана, получившая назва­ние «рейганомика».

Предпосылки: Нефтяной кризис 1973 года стал главным экономическим итогом Октябрьской войны между Израилем и рядом арабских государств. Потерпев поражение в войне, страны ОАПЕК отказались поставлять нефть государствам, поддерживающим в войне Израиль, к которым в первую очередь относились США и Западная Европа. Столь резкое увеличение цен на нефть увеличило транспортные и производственные издержки во всех отраслях экономики, что привело не только к удорожанию товаров - инфляции, но и к уменьшению совокупного предложения, то есть к сокращению производства и занятости. Кроме того, уже отвязанный Никсоном от курса золота доллар к 1979 году потерял в стоимости более 40 % относительно других валют.

Экономическую программу Рейгана можно разделить на 4 части:

1. Снижение ставки личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций;

2. Уменьшение роли государства в экономике за счет снижения расходов на социальные программы, увеличение расходов на военно-промышленный комплекс;

3. Сокращение государственного регулирования частного предпринимательства;

4. Удерживание Федеральной резервной системой темпа роста денежной массы не на инфляционном, но достаточном для обеспечения экономического роста уровне.

В стимулировании экономики основная роль отводилась фискальной политике. По закону ERTA 1981 года была снижена высшая налоговая ставка на 20 % (с 70 % до 50 %), низшая на 3 % (с 14 % до 11 %), снижен налог на прирост капитала на 8 % (с 28 до 20 %), введены налоговые льготы для семей, увеличено количество налоговых вычетов, поднят минимальный порог налогообложения для наследства с 175 до 600 тысяч долларов. Также по системе ACRS был сокращен акциз на нефтяные доходы.

Эти шаги привели к сокращению федеральных доходов на 1,2 % ВВП в первый год, 2,6 % во второй и 3,6 % в третий год после введения в действие. Федеральные сборы уменьшились на 5,7 % в первый год, 12,3 % во второй и 16,5 % в третий год после введения закона в действие. Это привело к увеличениям расходов бюджета с 22 до 24 % ВВП при падении доходов с 19 до 17,5 % ВВП. Однако при этом дефицит вырос значительнее, чем планировалось, из-за резкого падения инфляции.

Налоги на прирост капитала были подняты до 28 % и таким образом приравнены к текущим доходам.

Изменилась система налоговых вычетов. В результате, более обеспеченные слои приобрели дополнительные льготы, в то время как менее обеспеченные слои получили новую нагрузку, которую на них переложили владельцы коммерческого жилья, попавшие в сложное положение из-за сокращения финансирования.

Изменилась система расчета альтернативного минимального налога и фактически изменилась его направленность.

Другим важным направлением фискальной политики являлось снижение государственных расходов, которое должно было проводиться одновременно со снижением налоговых ставок.

Другим программным требованием являлось снижение влияния профсоюзов и других корпоративных структур, которые, руководствуясь корпоративными интересами своих членов, ограничивали свободу действий предпринимателей и управляющих организаций, которые, в свою очередь, старались увеличить производительность труда и эффективность производства, поэтому главной целью в этой сфере Рейган видел совместные действия государства и бизнеса.

Ослабление торгово-политических барьеров позволило американцам извлечь максимум из того технологического и финансового преимущества перед конкурентами, которым они обладали в послевоенные годы. Этот курс во многом помог американским компаниям проникнуть на рынки других стран.

Итоги.В результате налоговых реформ произошло существенное изменение в структуре федеральных поступлений. К 1988 году 10 % самых обеспеченных граждан платили 57 % индивидуальных налогов, средний класс, составляющий половину более обеспеченных граждан — 49 %. Но по многим критериям неравенство налогообложения усилилось. Доля подоходного налога физических лиц и компаний сократилась на 1 % ВВП за счет роста налога социального страхования, который имеет большее влияние на менее богатые группы налогоплательщиков.

Инфляционные ожидания 1981 года не позволили бы эффективно прекратить рост цен без активного содействия Федеральной резервной системы. Поэтому победить инфляцию удалось только тогда, когда Пол Волкер, председатель ФРС, не побоялся резкого экономического спада, который неизбежно случился при повышении ставки рефинансирования до 20 % и остановке роста денежной массы.

Также во время президентства Рейгана пришелся второй расцвет военно-промышленного комплекса США в период после Второй мировой войны.

Несмотря на достижение главной поставленной цели — достижения экономического роста, Рональд Рейган запустил другой важный для Америки механизм — увеличение государственного долга. В период президентства Рейгана государственный долг США увеличился в три раза — с 985 миллиардов долларов в 1981 до 2800 миллиардов долларов в 1989.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что, как и Великая депрессия, кризис 1970-х годов потребовал от экономистов новых теоретических решений. Но, как и кейнсианство потерпело крах во время нефтяного кризиса, так и экономическая концепция предложения, лежащая в основе «рейганомики», столкнулась с трудностями во время нового кризиса, начавшегося в 2007—2008 годах. Накачка экономики кредитами, запущенная Рейганом, создала мыльный пузырь, лопнувший с началом ипотечного кризиса. Но, как и Бен Бернанке сумел вывести США из депрессии с помощью все той же кейнсианской модели, так и положения рейганомики вполне смогут найти свое место в решении экономических проблем будущего.

 

Литература:

1.Григорьев А.В. Покончить с рейганомикой. - М.: Ведомости, 2011. – 411 с.

2.Крединс Н.Е. Рейганомика. – М.: Финансовый менеджмент № 5, 2001. – 640 с.

3.Маркова А.Н. История мировой экономики. М.:Норма, 1995. – 366 с.

4. Рейган Р. Жизнь по-американски. – М.: Новости, 1992. – 752 с.

5. Современные Соединённые Штаты Америки: Энциклопедический справочник. – М.: Политиздат, 1988. – 542 с.

 

 

Токма Д.В.

Крамаренко А. А. Донецкий национальный университет

 

«ХЛЕБНЫЕ ЗАКОНЫ» В АНГЛИИ ХІХ ВЕКЕ

 

Актуальность исследования «Хлебных законов» заключается в изучении политики протекционизма. В наше время многие страны активно защищают национального производителя от внешнеэкономических факторов. Принятие «Хлебных законов» в Англии было одним из первых законных и официальных методов защиты производителя государством.

Цель данной работы состоит в изучении «Хлебных законов» Англии в первой половине ХІХ и определении положительных и отрицательных сторон данных законов.

Вследствие аграрной революции в сельском хозяйстве происходит переход от натурального к товарному производству. Мелкие крестьянские хозяйства ликвидируются, земля сосредотачивается в крупных землевладельцев; вводится наемный труд.

До конца 18 века сельское хозяйство удовлетворяло основные потребности Англии в продуктах питания. Однако с конца XVIII в. сельское хозяйство начало отставать от развития промышленности и продукты питания во все больших размерах стали ввозиться из-за границы. Во время войн торговые связи Англии были нарушены, цены на хлеб резко выросли и вновь усилилось зерновое производство. В это время были введены усовершенствования, увеличившие производительность труда в сельском хозяйстве: более совершенные плуги, культивация, травяные и кормовые севообороты.

Опасаясь конкуренции более дешевого хлеба из других стран и падения цен, землевладельцы и фермеры добились в 1814 г. принятия так называемых «хлебных законов», которые должны были на долгое время обеспечить выгодную рыночную конъюнктуру. Это законы о пошлине на ввозимое зерно, действовавшие в Великобритании в период между 1815 и 1846 годами. Являлись торговым барьером, который защищал английских фермеров и землевладельцев от конкуренции с дешёвым иностранным зерном. Барьеры были введены законом об импорте 1815 года и отменены законом об импорте 1846 года. Эти законы часто рассматриваются как пример британского меркантилизма и их отмена отмечается как значительный шаг на пути к свободной торговле.

Хлебные законы увеличивали прибыль крупных землевладельцев-аристократов, обеспечивали занятость населения в сельском хозяйстве, но ограничивали рост прибыли крупных торговых компаний. Иначе говоря, под нажимом землевладельцев и фермеров Англия начала осуществлять не только промышленный, но и аграрный протекционизм, выгодный прежде всего лендлордам, вздувшим до баснословно высоких размеров земельную ренту.

«Хлебные законы» вызвали активную борьбу с ними английской промышленной буржуазии. Дело в том, что высокие цены на продукты питания удорожали цену рабочей силы и увеличивали тем самым издержки производства. Кроме того, европейские аграрные страны в ответ на эти законы повысили пошлины на английские промышленные товары. Борьбу с хлебными законами возглавила выражавшая интересы промышленной буржуазии «манчестерская школа» английских буржуазных экономистов, создавших «Лигу борьбы с хлебными законами». Известную поддержку этой Лиге оказывали и рабочие, в какой-то мере заинтересованные в снижении цен и поддержании их на стабильном уровне, поскольку рост цен приводил к падению реальной заработной платы.

В 1846-1848 гг. хлебные законы были отменены и цены на хлеб стали отныне зависеть от конъюнктуры не национального, а мирового рынка. Опасаясь иностранной конкуренции, фермеры провели в 50-е годы ряд новых технических усовершенствований: дренажные работы, применение минеральных удобрений, новых машин. Этому техническому прогрессу способствовало и то, что вследствие отлива сельскохозяйственного населения в город несколько увеличилась заработная плата, благодаря чему расширились рамки применения машин. Однако введение машин и других усовершенствований вскоре уменьшило спрос на труд, и заработная плата вновь снизилась.

Уже отмена хлебных законов означала ослабление протекционизма. В 50-е годы были отменены вообще всякие ограничения во внешней торговле, и Англия провозгласила экономическую политику фритредерства. Этот переход объяснялся прежде всего огромным промышленным превосходством и гегемонией Англии на мировом рынке.

Как показывает история, ни один из процессов в жизни общества не проходит планомерно. И сельское хозяйство в этом плане - не исключение. Эта отрасль развивалась скачкообразно, при этом резкие и существенные изменения в сельском хозяйстве именуют аграрными революциями.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Хлебные законы» имели как преимущества, так и недостатки. Принятие этих законов брало под защиту сельское хозяйство страны, защищая его от дешевого зерна стран Европы, а также обеспечивало занятость населения в сельском хозяйстве. Но в замен европейские аграрные страны увеличили пошлину на промышленные товары Англии.

 

Литература:

1. Джордж Маколей Тревельян - «История Англии от Чосера до королевы Виктории» - издательство «Русич» г. Смоленск 2001 г.

2. Всемирная история /Гл. ред.: Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI / Под ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977.

3. Мартынов В. А Сельское хозяйство капиталистических и развивающихся стран. - М.: «Энергия», 1973. – с. 298

 

Харин А. В.

Крамаренко А. А.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.66.87 (0.081 с.)