Сравнительный анализ моделей управления персоналом в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ моделей управления персоналом в современных условиях



Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире компании тщательно подходят к выбору стиля эффективного управления. В данной работе рассмотрены 4 модели менеджмента: американская, японская, европейская, российская. На сегодняшний день в основном используется американская модель менеджмента. В силу того, что японская, европейская, российская модели управления также достаточно эффективны в применении, перед нами встает вопрос рациональности выбора той или иной системы управления ресурсами предприятия. В этом и состоит значимость работы.

Целью работы является изучение моделей управления персонала и проведение сравнительного анализа американской, японской, европейской и российской моделей.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованием моделей управления персоналом на предприятии занимались такие ученые:Альберт М., Хедоури Ф., Татарников А., Кибанов А., Десслер Г. и др.

В современных условиях в мировой управленческой практике применяются разнообразные модели менеджмента, нацеленные на более полную реализацию трудового и творческого потенциала для достижения общего экономического успеха и удовлетворения личных потребностей работников.Модель менеджмента включает в себя несколько задач:

· методы производства

· политику в области персонала

· особый подход к организации производства

· расширение бизнеса [1]

Роль современных моделей менеджмента заключается в том, что, рассмотрев различные подходы к управлению, менеджер стремился к созданию универсальной модели в своей фирме.Выделяют четыре основные модели менеджмента: японская, американская и европейская, российская.

Американская модель основана на жесткой иерархии управления, иерархичном подходе к принятию решений, индивидуализме, карьере с узкой специализацией, формальном контроле, узком интересе к личности. Японская основана на коллективизме, групповом принятии решений, пожизненном найме, карьере с широкой специализацией, широком интересе к личности, неформальном принятии управленческих решений. Таким образом, американская и японская модели менеджмента являются полярными. Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США - это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США. Основными чертами российского менеджмента являютсяиндивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое распределение обязанностей; главенство корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью; жесткая структура управления, медленная обратная связь. [2]

На основании вышеизложенного проведем сравнительный анализ 4 наиболее успешных моделей управления (табл. 1)

Таблица. 1

Сравнительный анализ моделей менеджмента

Объект сравнения США Япония Европа Россия
Характер решений Индивидуаль-ный Коллективный Индивидуаль-ный Индивидуальный
Разграничение обязанностей и полномочий Четкое Расплывчатое Четкое Четкое
Специализация работников Узкая Широкая Широкая Узкая
Ответственность Индивидуаль-ная Коллективная Индивидуаль-ная Коллективная
Оценка и карьерный рост Быстрый Медленный Медленный Медленный
Разделяемые ценности Индивидуаль-ные Коллективные Индивидуаль-ные Коллективные
Направленность руководства На человека На коллектив На человека На коллектив
Способ контроля По индивид. показателям По коллектив. показателям По индивид. показателям По коллектив. показателям
Отношение к подчинённым Формальное Неформальное Формальное Формальное
Обусловленность карьеры Личные качества Возраст, стаж, коллективные достижения Личные качества Возраст, стаж, коллективные достижения
Оплата труда По индивид. результатам По коллект. результатам, от возраста и стажа По индивид. результатам По коллективным результатам
Найм на работу Краткосрочный Пожизненный Краткосрочный Краткосрочный

 

Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись качества американского и японского менеджмента в российских и европейских управленческих традициях.Основные черты американского стиля управления – это деловитость, организаторские способности, управленческая компетентность персонала, развитость «индустрии совершенствования менеджмента». Основные особенности модели японского менеджмента – это: концепция непрерывного обучения; восприимчивость к новым идеям; приверженность к профессиональной группе. Власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с готовностью принимается и уважается. Одной из важных особенностей японской системы менеджмента является эффективная система управления качеством. Используется система «пожизненного найма». К положительным аспектам такой системы можно отнести определенную стабильность занятости, создание условий для сокращения текучести рабочей силы и повышения производительности труда, достаточно высокую долю выплат на социальные цели и т.д. К негативным сторонам системы относятся чрезмерные перегрузки рабочих в результате сверхурочных работ, жесткие условия найма и продвижения, дискриминация большей части работников и т.д. [3]

Европейские организации в настоящее время используют различные модели менеджмента. Но, европейской считается классическая германская модель менеджмента. Можно выделить следующие особенности европейской (германской) модели менеджмента: стимулирование профессиональной подготовки; техническая подготовленность менеджмента; уважительное отношение к компетентности; расширенный объём ответственности и полномочий; лояльность менеджмента; качество и инновации; эффективные трудовые отношения; формализованный подход к управлению производством. [4] Однако следует признать, что такие основные черты российского менеджмента являются пережитками командной системы, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством. Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность применения «готовых» экономических моделей менеджмента на современных предприятиях.

Вывод. При сравнении четырех моделей менеджмента видны и общие черты и различия. Так, например, общим для американской, европейской и российской моделей является четкое разграничение обязанностей и полномочий, формальное отношение к подчиненным, жесткая структура управления и краткосрочный найм на работу. А японские модели управления персоналом специфичны, эффективны, уникальны в отличие от вышеперечисленных моделей. Наиболее актуальной и оптимальной в современных условиях для наших предприятий является европейская модель менеджмента, которая занимает промежуточную позицию между двумя управленческими культурами: японской и американской. Ее главная особенность заключается в определенном балансе интересов государства, предприятий (и их собственников), профсоюзов и других общественных организаций. Кроме того, европейская модель (как американская и японская) включает высокий уровень заработной платы и производительности труда. Но в отличие от американской в ней выше степень социального обеспечения населения, а от японской – прозрачная конкурентная среда. И, наконец, ей присуща эффективная система управления в масштабе всего общества, а не только на отдельных предприятиях.

 

Литература:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гном-пресс, 1999.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2001, с. 256.

3. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.:Дело, 1997.

4. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: ИНЭ, 1999. 318с.

 

 

Синицына К.И.

Еропутова О.А.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.01 с.)