Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смешанная (коммунальная) модель местного самоуправления

Поиск

 

В. Г. Шустов, рассматривая основные модели местного само-управления, пишет: «Смешанная модель (Германия, Австрия, Япония) имеет сходство как с европейской континентальной, так и с англо-саксонской, обладая при этом своими собственными специфическими чертами. Это и позволяет выделить её в отдельную – смешанную модель местного самоуправления. Характерным признаком смешанной модели стало сочетание автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком»[142]. С. В. Пушкин о германской (смешанной, коммунальной) модели говорит, что «в основе данной модели заложена муниципальная собственность, но в некоторых случаях государство регулирует долю этой собственности и контролирует её использование муниципальным образованием»[143].

Рассмотрим коммунальную модель местного самоуправления на примере Федеративной Республики Германии. Ф. М. Решетников спра-ведиво отмечает, что «основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 году ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 году, Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных террито-риальных образований. Законодательство вновь воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось, главным образом, на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени – других германских государств»[144]. Нормы Прусского положения 1872 г. о районном управлении быстро распространились на территорию империи и существенно видоизменили систему сложившегося местного само-управления. Нормы включали принципы английского управления и российской земской реформы 1864 г. Затем проходила реформа в провинциях по Прусскому Положению о провинциальном управлении 1875 г. Система местного управления была построена на принципе централизации, который значительно усилился при Веймарской республике и Третьем Рейхе. В 1944-1948 гг. при оккупации Германии произошли изменения в системе местных властей, в советской зоне создавались местные советы, а в американской зоне – гибридные органы местной власти, сочетающие в себе признаки американской системы и местной традиционной. Земли, сформированные в американской, бри-танской и французской зонах оккупации, вошли в состав ФРГ. Земли в советской оккупационной зоне образовали ГДР и в 1952 г. утратили статус земель вплоть до объединения Германии в 1990 г.[145]

На сегодняшний день административно-территориальное деление территории Германии составляет 16 земель[146]. В её состав входят земли: Бранденбург, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бавария, Бремен, Гессен, Гам-бург, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Саар, Саксо-ния, Саксония-Анхальт, Тюрингия. Конституции земель и законы земель легли в основу различных немецких моделей организации местного управления: бургомистерского, северогерманского, магистратного и южногерманского.

Е. С. Шургина о коммунальном управлении Германии пишет: «Основная схема структуры государственного управления включает в себя три независимых уровня: федеральное управление, земельное управление, коммунальное управление. Каждый из этих уровней имеет свой автономный и сконцентрированный круг задач. Но, несмотря на сильную децентрализацию, государственная целостность Германии не подвергается опасности. Причиной этого являются следующие пять факторов: общефедеральный правопорядок, регулируемая в масштабе всей федерации государственная служба, национальная структура партий, общефедеральная экономическая система, общефедеральное административное устройство. Коммунальное управление подразде-ляется на три уровня: общинное, районное, надрайонное. Местное самоуправление означает выполнение местными органами возложенных на них государственных задач под собственную ответственность»[147].

Во всех немецких землях базовой единицей местного самоуправ-ления является община. К структурным единицам общины относятся город, сельское поселение и несколько поселений. В общине форми-руются органы (совет общины и органы исполнительной власти), изби-раемые населением. Выборы являются прямыми, равными и всеобщими. Применяются различные варианты избирательных систем: пропорцио-нальная система с закрытыми списками; пропорциональная система с открытыми списками; пропорциональная система с кумулятивным вотумом и панашированием. Срок полномочий депутатов от четырех до шести лет.

Магистратский тип действует на земле Гессен, в некоторых горо-дах Шлезвиг-Гольштейна и Рейнланд-Пфальца. Этот тип характерен тем, что представительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган – магистрат, состоящий из бургомистра. Избранный совет выбирает из своего состава председателя, который председательствует на заседаниях совета и отвечает за регламент их проведения. Совет формирует исполнительный коллегиальный орган – магистрат. К полномочиям магистрата относятся: представление инте-ресов общины; исполнение решений совета и руководство администра-цией общины. Решения магистрат принимает путём голосования. Ма-гистрат возглавляет бургомистр, который председательствует на заседа-ниях магистрата и представляет магистрат в совете. Административный контроль выражается в том, что магистрат может обжаловать и отка-заться выполнять противозаконное решение совета; бургомистр может опротестовать противоправное решение магистрата. Однако последняя инстанция в этом споре – совет.

Северогерманский тип схож с англосаксонской моделью «Совет-управляющий». Эта модель применяется в землях Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония. Избираемый населением представитель-ный орган создает исполнительный комитет, который не является местной администрацией, а только готовит решения представительного органа. Совет общины избирает из своего состава бургомистра (обер-бургомистра), который председательствует на заседаниях общины. Наряду с исполнительным комитетом совет общины избирает директора общины (городского директора). Он единолично руководит админист-рацией и исполняет решения представительного органа. В Нижней Саксонии предусмотрено создание административного комитета, в состав которого входят директор общины, помощники директора и члены совета. Законодательство предусматривает административный контроль, заключающийся в том, что совет имеет право опротестовать и отменить решение принятое директором, бургомистр имеет право опро-тестовать решение директора (обратившись в совет) и решение совета (отлагательное вето). Директор общины может обжаловать незаконное решение совета[148].

Бургомистерский тип распространён в землях Рейнланд-Пфальц, Саар и в сельских общинах Шлезвиг-Гольштейна. Е. С Шургина, харак-теризуя модель бургомистра, пишет: «Высшим органом здесь также является представительство общины (совет общины), которое избира-ется гражданами общины путём всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов сроком на пять лет. Члены представительства рабо-тают на общественных началах и не обязаны в своей деятельности руководствоваться поручениями и указаниями своих избирателей. В компетенцию представительства входят все вопросы, если они не переданы законом бургомистру. В компетенцию бургомистра, который является председателем совета с правом голоса, входят: подготовка решений совета и комитетов, а также исполнение решений, осущест-вление текущего управления, право и обязанность оспаривать противо-правные решения совета, созыв совета общины на заседания. Бурго-мистр имеет право принимать иное решение, если налицо неспособность совета к принятию решения по причине пристрастности (необъектив-ности) более чем 2/3 третей членов совета. В качестве особенности этой формы следует отметить, что наряду с советом и бургомистром существует ещё один важный орган правления города. Он образуется из бургомистра, штатных уполномоченных и уполномоченных на общест-венных началах с собственной сферой деятельности. Его задачи состоят в том, что он заступает на место бургомистра при подготовке решений совета по вопросам о плане бюджета, об уставах, о назначениях и увольнениях чиновников, разработке планов строительства»[149].

Для южногерманского типа характерно слияние верхушки пре-дставительной корпорации и администрации. Эта модель принята в Баварии, Саксонии, Баден-Вюртемберге и в большинстве земель бывшей ГДР. Представительная корпорация (общинный совет, городское собра-ние депутатов) избирается населением. Выборы всеобщие, прямые, равные. Представительные органы исполняют все полномочия общины, за исключением полномочий отнесенных к ведению бургомистра. Этот тип очень схож с бургомистерским типом, но бургомистр избирается населением. При выборах применяется мажоритарная избирательная система, с двумя турами. Срок полномочий бургомистра обычно шесть лет (в Баден-Вюртемберге – восемь лет). Статус бургомистра предпо-лагает совмещение функций главы исполнительной власти и председа-теля совета. Как правило, бургомистр отвечает за решение текущих вопросов и представляет интересы общины. Совет формирует управу или иной орган с участием бургомистра, в компетенцию которых входит исполнительская деятельность и участие в подготовке решений совета.

Территория крупных общин может быть поделена на несколько округов. В городском округе органом управления является управа (совет). Члены управы назначаются советом общины (либо из своего состава, либо из населения), а возглавляет её бургомистр округа. Бурго-мистр округа назначается советом общины. В полномочия управы входят полномочия, переданные ей органами местной власти. Она явля-ется совещательным органом и полностью подчиняется главе исполни-тельной власти общины. В сельских общинах предусмотрено создание сельских советов, возглавляемых председателем.

Рассмотрим второй уровень коммунального управления. Несколь-ко общин могут входить в состав района. Крупные городские центры являются городами-районами. Специфика в том, что они могут образо-вывать органы управления, являющиеся юридическими лицами и обладать компетенцией как общин, так и районов. Таким органом управ-ления является районное собрание, формируемое по различным схемам: по системе комитета (исполнительный орган – районный комитет), системе ландрата (глава исполнительной власти – ландрат, назначаемый правительством земли), южногерманской системе (глава исполни-тельной власти – ландрат, избираемый населением), системе директора (глава исполнительной власти – директор района, избираемый собра-нием). Особенность заключается в том, что глава исполнительной власти возглавляет государственную администрацию на его территории.

Федеративное устройство Германии предусматривает три города, которые юридически названы «города-государства» – Бремен, Гамбург и Берлин. Они обладают статусом общин и земель одновременно, сосредо-тачивая различные формы управления[150].

В смешанной модели местное самоуправление представлено в виде децентрализованной формы организации публичной власти, кото-рая обеспечивает исполнение законов и других нормативных актов органов государственной власти в пределах территории соответст-вующих видов муниципальных образований самим населением и обра-зуемыми им самостоятельно органами местного самоуправления, и избираемыми и назначаемыми соответствующим образом должност-ными лицами.

Таким образом, рассмотрев основные модели местного самоуправ-ления в зарубежных странах, мы можем сказать, что местное самоуправ-ление (управление) основано на демократических принципах. Много-образие различных систем, схем, вариантов, моделей связано, прежде всего, с историческим, экономическим, политическим, социальным развитием конкретного государства. А также с территориальными и этническими традициями и обычаями. Главная задача существования местной власти должна отвечать её предназначению, нормальному функционированию муниципального образования. В каждом госу-дарстве модель местного самоуправления должна совершенствоваться с учётом политических, национальных и экономических особенностей.

 

 


Библиографический список

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2014. – 14 августа. – № 31. – Ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 04.10.2014) // Российская газета. – 2003. – 08 октября. – № 202.

3. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 22.12.1993 № 226 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.

4. Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления: указ Президента РФ от 29.10.1993 № 1797 (в ред. от 10.01.2003) // Российская газета. – 1993. – 03 ноября. – № 205.

5. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации (вместе с «Положением об основах организации местного само-управления в Российской Федерации на период поэтапной консти-туционной реформы»): указ Президента РФ от 26.10.1993 № 1760 (в ред. от 22.12.1993) // Российские вести. – 1993. – 29 октября. – № 210.

6. О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления: указ Президента РФ от 21.03.1994 № 557 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. – 28 марта. – № 13. – Ст. 985.

 

Специальная литература

7. Беляев И. Д. Земский строй на Руси. – СПб.: Наука, 2004. – 362 с.

8. Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. – 251 с.

9. Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII-начало XX вв.). – М.: Новый юрист, 1998. – 176 с.

10. Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2008. – 336 с.

11. История государства и права России: учебник / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев и др.; под ред. Ю. П. Титова. – М.: Проспект, 2004. – 544 с.

12. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. – М.: Юриспруденция, 2011. – 400 с.

13. Муниципальное право России: учебник / под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.

14. Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2006. – 752 с.

15. Муниципальное право России: учебник / А. В. Малько, С. В. Кор-сакова. – М.: Юрайт, 2011. – 398 с.

16. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник. – М.: Юридическая литература, 1993. – 256 с.

17. Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 288 с.

 

Научные статьи

18. Воробьева О. А. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Вектор науки ТГУ. – 2010. – № 1 (11). – С. 82–85.

19. Дементьев А. Н. Теории местного самоуправления и их современ-ные интерпретации // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 4. – С. 18–24.

20. Дроботенко И. И. Местное самоуправление на рубеже XX – XXI веков // Обозреватель. – 2010. – № 4. – С. 25–31.

21. Еникеева Д. Р. К вопросу о концепциях (теориях) местного самоуправления // Юридическая наука. – 2011. – № 3. – С. 24–27.

22. Зазулина М. Р., Самсонов В. В. Коллизии реформирования местного самоуправления на селе (опыт экспертного опроса) // Социологи-ческие исследования. – 2010. – № 2. – С. 39–41.

23. Зименков А. Традиции самоуправления в дореволюционной России // Обозреватель. – 2008. – № 4. – С. 35–46.

24. Иванченков Ю. В. Эпистемологический анализ местного само-управления // Юридический мир. – 2012. – № 7. – С. 42–46.

25. Кононенко Е. В. К вопросу о местном самоуправлении: исто-рические этапы становления // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – № 2. – С. 34-37.

26. Локшина К. Н. Традиции изучения основных концепций местного самоуправления в зарубежных странах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шоло-хова. История и политология. – 2012. – № 1. – С. 83–90.

27. Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 24. – С. 17–24.

28. Пушкин С. В., Новикова О. С. Специфика муниципальной политики в основных концепциях местного самоуправления (на материалах Ставропольского края) // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 3–4. Электронный ресурс. Официальный сайт «Ленинская библиотека». Режим доступа: // http://www. leninka/ ru/spetsifika-munitsipalnoy-politiki.

29. Тимофеев Н. С. Сущностные пределы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 9. – С. 30–37.



Учебное издание

 

 

Евгения Сергеевна ВИТОВСКАЯ

Историко-теоретические основы
местного самоуправления

Учебное пособие

 

Редактор: Н. В. Балашова

Корректор: Т. Б. Аристова

 

Подписано в печать 05.11.2014.

Формат 60х84 1/16. Бумага книжно-журнальная.

Усл. печ. л. 3,66. Уч.-изд. л. 4,04. Тираж 30 экз. Заказ № 186.

 

Организационно-научное и редакционно-издательское отделение

ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России

654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49

e-mail: nauka@kifsin.ru

_________________________________________________________________

Отпечатано в типографии

ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России

654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 4 9


[1] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: Юриспруденция, 2011. С. 89.

[2] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. С. А. Авакьяна. М.: Проспект, 2009. С. 54–55.

[3] Цит. по: Дементьев А. Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 18.

[4] См.: Дроботенко И. И. Местное самоуправление на рубеже XX–XXI веков // Обозреватель. 2010. № 4. С. 26.

[5] См.: Локшина К. Н. Традиции изучения основных концепций местного само-управления в зарубежных странах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2012. № 1. С. 84–85.

[6] Цит. по: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: Юриспруденция, 2011. С. 90.

[7] Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 17.

[8] Еникеева Д. Р. К вопросу о концепциях (теориях) местного самоуправления // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 24.

[9] Цит. по: Локшина К. Н. Традиции изучения основных концепций местного само-управления в зарубежных странах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2012. № 1. С. 85.

[10] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: Юриспруденция, 2011. С. 89-90.

[11] Локшина К. Н. Традиции изучения основных концепций местного самоуправления в зарубежных странах // Вестник Московского государственного гуманитарного универ-ситета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2012. № 1. С. 85.

[12] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2014. 14 августа. № 31. Ст. 4398.

[13] См.: Дементьев А. Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 18–20.

[14] См.: Пушкин С. В., Новикова О. С. Специфика муниципальной политики в основных концепциях местного самоуправления (на материалах Ставропольского края) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 3. С. 3–4. Официальный сайт «Ленинская библиотека». URL: // http://www.leninka/ru/spetsifika-munitsipalnoy-politiki.

[15] Дроботенко И. И. Местное самоуправление на рубеже XX-XXI веков // Обозреватель. 2010. № 4. С. 26.

[16] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. С. А. Авакьяна. М.: Проспект, 2009. С. 56–59.

[17] См.: Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 18.

[18] Цит. по: Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 18.

[19] Локшина К. Н. Традиции изучения основных концепций местного самоуправления в зарубежных странах // Вестник Московского государственного гуманитарного универ-ситета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2012. № 1. С. 86.

[20] Дементьев А. Н. Теории местного самоуправления и их современные интер-претации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 18–24.

[21] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 08 октября. № 202.

[22] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: Юриспруденция, 2011. С. 90-91.

[23] Цит. по: Наумов С. Ю., Подсумкова А. А. Основы организации муниципального управления: учебное пособие. М.: Форум, 2009. С. 12. // Официальный сайт «Книга фонд». URL: // http://www.studmed.ru/naumov-syu-podsumkova.

[24] Цит. по: Локшина К. Н. Традиции изучения основных концепций местного самоуправления в зарубежных странах // Вестник Московского государственного гума-нитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2012. № 1. С. 86.

[25] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. С. А. Авакьяна. М.: Проспект, 2009. С. 58–59.

[26] Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 19.

[27] Дроботенко И. И. Местное самоуправление на рубеже XX–XXI веков // Обозреватель. 2010. № 4. С. 26.

[28] Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 11.

[29] Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: Юриспруденция, 2011. С. 93–94.

[30] Цит. по: Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 18.

[31] Муниципальное право России: учебник / под ред. С. А. Авакьяна. М.: Проспект, 2009. С. 59.

[32] Цит. по: Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 19.

[33] См.: Локшина К. Н. Традиции изучения основных концепций местного само-управления в зарубежных странах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2012. № 1. С. 86.

[34] Еникеева Д. Р. К вопросу о концепциях (теориях) местного самоуправления // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 25.

[35] См.: Трофимова И. Н. Развитие общественно-политических представителей о государстве и местном самоуправлении в дореволюционной России // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: // http://www.juristlib.ru/book_9858.html.

[36] Муниципальное право России: учебник / под ред. С. А. Авакьяна. М.: Проспект, 2009. С. 60.

[37] Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 20.

[38] Еникеева Д. Р. К вопросу о концепциях (теориях) местного самоуправления // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 25.

[39] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. С. А. Авакьяна. М.: Проспект, 2009. С. 60–61.

[40] Цит. по: Пешин Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24. С. 20–21.

[41] Цит. по: Воробьева О. А. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Вектор науки ТГУ. 2010. № 1 (11). С. 82.

[42] Тимофеев Н. С. Сущностные пределы местного самоуправления // Конституцион-ное и муниципальное право. 2008. № 9. С. 30.

[43] См.: Зазулина М. Р., Самсонов В. В. Коллизии реформирования местного самоуправления на селе (опыт экспертного опроса) // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 39-41.

[44] Еникеева Д. Р. К вопросу о концепциях (теориях) местного самоуправления // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 25.

[45] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 40-43.

[46] Иванченков Ю. В. Эпистемологический анализ местного самоуправления // Юриди-ческий мир. 2012. № 7. С. 40.

[47] Еремян В. В. Муниципальная история России: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проспект, 2003. С. 28.

[48] Иванченков Ю. В. Эпистемологический анализ местного самоуправления // Юридический мир. 2012. № 7. С. 40.

[49] Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 10.

[50] Цит. по: Еремян В. В. Муниципальная история России: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проспект, 2003. С. 42.

[51] См.: Беляев И. Д. Земский строй на Руси. СПб.: Наука, 2004. С. 28.

[52] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 18.

[53] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 45–46.

[54] Там же. С. 48–54.

[55] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 25–48.

[56] История государства и права России: учебник / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев и др.; под ред. Ю. П. Титова. М.: Проспект, 2004. С. 22–23.

[57] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 35–36.

[58] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 54–56.

[59] См.: Беляев И. Д. Земский строй на Руси. СПб.: Наука, 2004. С. 64–66.

[60] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 52–48.

[61] Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 54.

[62] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 43.

[63] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 55–56.

[64] Дудкина Л. В. История государства и права. М.: Аллель, 2012 // Институт экономики и права. Электронный ресурс. URL: // http://www.be5.biz/pravo/i004/15.htm.

[65] См.: Еремян В. В. Муниципальная история России: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проспект, 2003. С. 259–261.

[66] Иванченков Ю. В. Эпистемологический анализ местного самоуправления // Юриди-ческий мир. 2012. № 7. С. 42.

[67] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII-начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 55–56.

[68] Энциклопедический словарь русской цивилизации. Святая Русь. / сост. О. А. Платонов. М.: «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. // Официальный сайт «Академия». Электронный ресурс. URL: // http://enc-dic.com/history/Gubnoe-Upravlenie.

[69] См.: История государства и права России: учебник / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев и др.; под ред. Ю. П. Титова. Проспект, 2004. С. 97–100.

[70] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 68–70.

[71] История государства и права России: учебник / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев и др.; под ред. Ю. П. Титова. Проспект, 2004. С. 101.

[72] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 73–75.

[73] Федерализм // Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 93-95.

[74] Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 60–61.

[75] Цит. по: Иванченков Ю. В. Эпистемологический анализ местного самоуправления // Юридический мир. 2012. № 7. С. 42.

[76] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 91.

[77] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 91–92.

[78] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 91–92.

[79] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 62–63.

[80] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 119–127.

[81] История государства и права России: учебник / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев и др.; под ред. Ю. П. Титова. М.: Проспект, 2004. С. 176.

[82] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 151.

[83] См.: Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 71.

[84] Муниципальное право России: учебник / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009. С. 89–91.

[85] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 147–157.

[86] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 153.

[87] Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 158.

[88] История государства и права России: учебник / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев и др.; под ред. Ю. П. Титова. М.: Проспект, 2004. С. 201.

[89] См.: Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 161–162.

[90] Иванченков Ю. В. Эпистемологический анализ местного самоуправления // Юриди-ческий мир. 2012. № 7. С. 43.

[91] Пятецкий Л. М. История России. XX век. М.: Московский лицей, 1996. С. 98–99.

[92] Еремян В. В., Фёдоров М. В. Местное самоуправление в России (XII – начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998. С. 171.

[93] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 184.

[94] Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 81.

[95] Еремян В. В. Муниципальная история России: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проспект, 2003. С. 510–511.

[96] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. С. 193.

[97] Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 83.

[98] Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР от 09.04.1990 № 1417-I (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 267.

[99] О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. 18 июля. № 29. Ст. 1010.

[100] Муниципальное право России: учебник / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин; отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Проспект, 2009. С. 117.

[101] О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 09.10.1993 № 1617 (утратил силу) // Российская газета. 1993. 12 октября. № 190.

[102] О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 22.12.1993 № 226 // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

[103] Об утверждении основных положений о выборах в органы местного само-управления: указ Президента РФ от 29.10.1993 № 1797 // Российская газета. 1993. 03 ноября. № 205.

[104] О реформе местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 26.10.1993 № 1760 (вместе с «Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы») // Российские вести. 1993. 29 октября. № 210.

[105] О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления: Указ Президента РФ от 21.03.1994 № 557 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. 28 марта. № 13. Ст. 985.

[106] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Парламентская газета. 2009. 23-29 января. № 4.

[107] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1995. 28 августа. № 35. Ст. 3506.

[108] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Российская газета. 2003. 08 октября. № 202.

[109] Муниципальное право России: учебник / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин; отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Проспект, 2009. С. 119.

[110] Цит. по: Шустов В. Г. Основные модели местного самоуправления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия. История, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 1.

[111] Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 41.

[112] Малько А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебно-методический комплекс. М.: Норма, 2004. С. 196.

[113] Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 49–53.

[114] Смоленкий М. Б., Колюшкина Л. Ю. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. С. 123.

[115] Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 24.

[116] См.: Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 42–43.

[117] Пушкин С. В. Специфика муниципальной политики в основных концепциях местного самоуправления (на материалах Ставропольского края) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия. История, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 3. С. 15.

[118] Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 26.

[119] См.: Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 55–56.

[120] Шургина Е. С. Муниципальное право. М.: Норма, 2007. С. 445.

[121] Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 59.

[122] Шургина Е. С. Муниципальное право. М.: Норма, 2007. С. 445–446.

[123] Геокоды административно-территориального деления Великобритании. Официаль-ный сайт «Международной организации по стандартизации ISO». Электронный ресурс. URL:// http://standart-3166.clan.su/.

[124] Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): учебное пособие для вузов. М.: Академический Проспект, 2006. С. 123–124.

[125] См.: Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 64–70.

[126] См.: Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): учебное пособие для вузов. М.: Академический Проспект, 2006. С. 134–135.

[127] Шустов В. Г. Основные модели местного самоуправления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия. История, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 3.

[128] См.: Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 72–73.

[129] Пушкин С. В. Специфика муниципальной политики в основных концепциях местного самоуправления (на материалах Ставропольского края) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия. История, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 3. С. 16.

[130] См.: Шустов В. Г. Основные модели местного самоуправления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия. История, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 4.

[131] См.: Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): учебное пособие для вузов. М.: Академический Проспект, 2006. С. 91–95.

[132] Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 201.

[133] См.: Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 121–126.

[134] Геокоды административно-территориального деления Франции. Официальный сайт «Международной организации по стандартизации ISO». Электронный ресурс. Режим доступа: URL: // http://standart-3166.clan.su/.

[135] Конституция Французской республики // Конституции государств (стран) мира. Электронный ресурс. URL: // http://worldconstitutions.ru.

[136] Фурши Клеман Межмуниципальное сотрудничество Франции. Выступл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.016 с.)