Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Континентальная (французская) модель местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Континентальная (французская) модель местного самоуправления распространена в большинстве стран континентальной Европы, франко-язычной Африке, Латинской Америке, странах Ближнего Востока. Она представлена классической формой, где существует подчинение нижестоящих вышестоящим. С. В. Пушкин, рассматривая континен-тальную модель, пишет: «Французская модель (Франция, Новая Каледония, Гвинея, Мартиника, Испания (автономия), Италия, Китай (автономия), Бельгия). Встречается название – континентальная или романская модель. Данная модель характеризуется высокоразвитой сис-темой административного контроля государства над деятельностью местного самоуправления»[129]. В. Г. Шустов характеризуя французскую систему, отмечает, что законодательно закреплено создание представи-тельных органов местного самоуправления лишь в административно-территориальных единицах, а в отдельных административных подразде-лениях они могут и отсутствовать. Отличительной особенностью является сочетание государственного управления и самоуправления. К примеру, возможно создание органов местного самоуправления, которые одновременно могут подчиняться и представительным органам, и государственным администрациям; законодательство предусматривает санкции за превышение предметов ведения местными органами власти; преимущество отдано обеспечению единых условий граждан; автономия муниципалитетов ограничена финансовым выравниванием; определён-ные вопросы местного значения требуют согласованности; контроль за местными властями осуществляют специальные органы и должностные лица государства. Административный надзор за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют выборные органы террито-риальных общин и назначенные представители центральной власти[130]. Д. О. Ежевский, говоря об организации местного самоуправления в административно-территориальных единицах стран с континентальной системой права (континентальной моделью), справедливо отмечает, что под воздействием именно исторического развития конкретной страны происходило деление территории на административно-территориальные единицы. Примером является Франция XIX века, где новое деление на коммуны и департаменты стало результатом победы революции. Французская система оказала влияние на множество западноевропей-ских стран романо-германской системы права (Бельгию, Германию, Испанию, Италию, Нидерланды, Португалию), это было вызвано наполеоновскими войнами путём завоевания различных регионов в единую империю. Затем в XX веке эта модель получила поддержку и диктаторских режимов (Греция, Португалия, Испания, Германия), где над местным самоуправлением доминировало государственное управ-ление. Однако, также отмечено, что влияние французской системы не было абсолютным. В связи с этим, существенно отличаются романская (Франция, Италия) и германская (ФРГ, Австрия, Бельгия, Нидерланды) модели построения местного самоуправления. Каждая страна, применяя французскую модель, видоизменяла и совершенствовала её, приспосаб-ливая под свои потребности. Существует двух-, трё-, четырёх- ступен-чатое административно-территориальное деление. В странах континен-тальной Европы встречаются все виды административных единиц. К примеру, во Франции – коммуны, кантоны, округа, департаменты, регионы; в Италии – коммуны, провинции, области; в Бельгии – округа, провинции и др. Как правило, низовыми единицами являются коммуны и общины[131].
Высокая степень централизации местного управления и само-управления существует во Франции. Ф. М. Решетников справедливо отмечает, что «современная правовая система Франции в своих основ-ных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и впервые последовавшие за нею десятилетия, в особенности в годы правления Наполеона в качестве первого консула, а затем императора»[132]. Говоря про основные этапы развития местного самоуправления во Франции В. Б. Евдокимов и Я. Ю. Старцев анало-гично указывают, что современная система заложена в период Француз-ской революции. Основными принципами проведенных реформ явля-лись: централизация управления, единообразие структуры местных органов власти, выборный порядок органов местного самоуправления и непрерывный контроль со стороны государства. Эти принципы полу-чали своё развитие в период определённого политического режима. Закон, принятый 14 декабря 1789 г. определил статус и наименование коммуны. Спорной была позиция при создании таких единиц, как департамент. Победила позиция Мирабо и Туре, где стали учитываться исторические условия, этнические особенности и интересы жителей. Однако, всё-таки главным критерием при определении границ депар-тамента стало расстояние от границ департамента до центрального города. Французская Конституция 1791 г. учредила территориальные образования, и королевство было поделено на: 83 департамента, департаменты на районы, а районы на кантоны. Данный акт определял структуру местных органов власти, их полномочия и статус местных чиновников. В 1800 г. введена должность главы департамента – префект. А также должности супрефектов, государственных должностных лиц, подчиняющихся префекту и руководящих администрацией округов. Затем проводимые реформы носили характер децентрализации (переход на более низкий уровень в иерархии). В 1831 г. введена выборность муниципальных советов, а в 1833 г. – выборность генеральных советов. Выборы проводились на основе равного избирательного права. До этого периода выборы основывались на определённых цензах и были неравными. Но, в период Второй французской империи (1852-1870 гг.) снова наметились попытки централизации власти: мэр назначался правительством, проводимые выборы стали фиктивными. В период третьей республики принимались законы о местном самоуправлении, среди которых следует отметить Закон об организации департаментов (1871 г.) и Закон о коммунах (1884 г.). Эти законы регулировали проведение выборов в генеральный совет, его организационную структуру, полномочия, основные формы деятельности. Принятые изменения действовали достаточно длительное время, за исключением периода режима Виши (le régime de Vichy), когда был введен коллаборационистский режим в Южной Франции во время оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 г. Затем в 1957 г. был принят декрет (Кодекс коммунальной администрации), который объеди-нил все действующие местные законы. Позже, в 1977 г. этот Кодекс был преобразован в Кодекс коммун. Закон от 19.04.1941 г. предусматривал создание 17 регионов, каждый из которых включал в себя несколько департаментов. Определял их статус, полномочия местных органов власти, полномочия префекта, формы деятельности. В 1956 г. в стране проходила реформа экономического планирования, в результате которой французская территория делилась на 21 «программный регион». Впоследствии, в 1964 г. эти «программные регионы» стали администра-тивными, а в 1972 г. был определен их юридический статус[133].
На сегодняшний день административно-территориальное деление Французской Республики является двухуровневым и составляет 22 региона, 7 заморских территорий, 96 департаментов в составе регионов, 5 заморских департаментов и 1 зависимую территорию[134]. Франция состоит из регионов: Эльзас, Франш-Конте, Верхняя Нормандия, Аквитания, Иль-де-Франс, Пеи-де-ла-Луар, Овернь, Лангедок-Руссильон, Пикардия, Бургундия, Лимузен, Пуату-Шаранта, Бретань, Лотарингия, Рона-Альпы, Центр, Южные Пиренеи, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Шампань-Арденны, Нор-Па-де-Кале, Корсика, Нижняя Нормандия. Заморскими территориями являются: Сен-Бартелеми, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Мартин, Французские Южные и Антарктические территории, Новая Каледония, Уоллис и Фуртуна, Французская Полинезия. Департаменты: Эн, Эна, Алье, Альпы Верхнего Прованса, Верхние Альпы, Приморские Альпы, Ардеш, Арденны, Арьеж, Об, Од, Аверон, Буш-дю-Рон, Кальвадос, Канталь, Шаранта, Приморская Шаранта, Шер, Коррез, Южная Корсика, Верхняя Корсика, Кот-д’Ор, Кот-д’Армор, Крёз, Дордонь, Ду, Дром, Эр, Эр и Луар, Финистер, Гар, Верхняя Гаронна, Жер, Жиронда, Эро, Иль и Вилен, Эндр, Эндр и Луара, Изер, Юра, Ланды, Луар и Шер, Луара, Верхняя Луара, Атлантическая Лаура, Лауре, Ло, Ло и Гарона, Лозер, Мен и Луара, Манш, Марна, Верхняя Марна, Майен, Мёрт и Мозель, Мёз, Морбиан, Мозель, Ньевр, Нор, Уаза, Орн, Па-де-Кале, Пюи-де-Дом, Атлантические Пиренеи, Верхние Пиринеи, Восточные Пиринеи, Нижний Рейн, Верхний Рейн, Рона, Верхняя Сона, Сона и Луара, Сарта, Савойя, Верхняя Савойя, Париж, Приморская Сена, Сена и Марна, Ивелин, Дё-Севр, Сомма, Тарн, Тарн и Гаронна, Вар, Воклюз, Вандея, Вьенна, Верхняя Вьенна, Вогезы, Йонна, Территория Бельфор, Эсон, О-де-Сен, Сен-Сен-Дени, Валь-де-Марн, Валь-д’Уаз. Заморские департаменты: Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Майотта. Зависимая территория: Клипертон.
Статус органов местного самоуправления закреплён в Конституции Французской республики 1958 г., где в разделе XII «Об административно-территориальных образованиях» в статье 72 определено, что коммуны, департаменты, регионы, административно-территориальные образования с особым статусом и заморские административно-территориальные образования являются административно-территориальными образованиями. Эти образования свободно самоуправляются выборными советами и обладают регламентарной властью для исполнения своих полномочий. Ни одно административно-территориальное образование не вправе осуществлять опеку над другим административно-территориальным образованием. Однако, если осуществление какого-либо полномочия требует совмест-ного действия нескольких административно-территориальных образова-ний, законом может быть разрешено одному из них либо одному из их объединений организовать условия их совместной деятельности. В административно-территориальных образованиях Республики на представителя государства, представляющего каждого из членов прави-тельства, возлагается обеспечение национальных интересов, админист-ративного контроля и соблюдения законов[135]. Также ряд законов детально регламентируют статус коммун, департаментов и регионов, распреде-ляют компетенции между государством и административно-территориальными образованиями, регулируют порядок выборов в региональные советы, закрепляют статусы местных депутатов и др. Принятые законы о децентрализации в 80–90-х гг. сформировали совре-менную французскую систему местного самоуправления. Местные орга-ны самоуправления стали независимыми от государства, контроль начал осуществляться в форме юридического контроля и также они получили расширенные полномочия.
Рассмотрим основные черты местных органов самоуправления. Коммуна является основным звеном местного самоуправления и пред-ставляет собой низшее звено административно-территориального деле-ния. К. Фурши, рассматривая территориальные образования Франции, пишет: «Во Франции территориальным образованием первого уровня является коммуна. Особенность Франции – большое количество коммун – их 36000. Для сравнения, в других европейских странах гораздо меньше территориальных образований первичного звена: примерно 12000 коммун в Германии, 8000 коммун в Испании, 481 округ в Соединённом Королевстве. Так, среди 27 стран Европейского союза, только во Франции сконцентрировано около 37,5 % всех территориаль-ных образований этого уровня. Такое количество коммун ведет к территориальной и административной раздробленности, что объясняет необходимость объединения этих территориальных образований, в то же время – это и источник развития демократии, так как благодаря ком-мунам формируется корпус депутатов и органов местного самоуправ-ления, наиболее близких гражданам. Истоки создания этого типа территориальных образований лежат во Французской революции. 14 декабря1789 г. был подписан закон о создании коммун – администра-тивных подразделений первого уровня. Они формировались по приход-скому принципу (округа, территория которых определена Церковью). Первоначальное количество коммун – 44000 – изменилось со временем, и все ещё продолжает меняться. Так, в настоящее время возможны как слияния, так и раздробления коммун»[136]. Высший орган коммуны – муниципальный совет, избираемый на шесть лет. А. И. Черкасов ука-зывает, что «во Франции в каждой коммуне путём всеобщего, прямого голосования образуется муниципальный совет, который на шесть лет избирает из своего состава главу исполнительной власти – мэра и его заместителей. Мэр и его заместители образуют муниципалитет – исполнительный орган коммуны. Количество муниципальных совет-ников регулируется законом от 19 ноября 1982 года, согласно которому советы могут насчитывать от девяти (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 членов (в коммунах с населением более 300 тыс. человек). Исключения были сделаны для таких крупных городов, как Париж, Марсель и Лион, в которых численность муниципальных советов составляет соответственно 163, 101 и 73 человека»[137]. Таким образом, выборы в муниципальный совет проходят путём прямого голосования. Совет избирается сроком на шесть лет. Исполь-зуются различные избирательные системы. В. Б. Евдокимов и Я. Ю. Старцев поясняют, что если число жителей в коммуне менее 3500, применяется мажоритарная система и выборы проходят в два тура. Списки кандидатов открытые, а избиратель может голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новых канди-датов. Если же в коммуне число жителей более 3500, то применяется смешанная система – мажоритарная с элементами пропорциональной. Выборы проходят в два тура. Список кандидатов подлежит регистрации в префектуре департамента. Внесение дополнительных кандидатов в списки не допускается. Совет согласно утвержденному регламенту мо-жет принимать соответствующие документы: позиция совета; мнение по определённому вопросу; решения; назначения. Полномочиями совета являются: утверждение бюджета и финансового отчета мэра; органи-зация муниципальных служб; управление имуществом, приобретение и продажа муниципальной собственности; заключение контрактов; создание и ликвидация должностей муниципальных служащих и др. Муниципальный совет не имеет права передачи своих полномочий ни государству, ни мэру, ни избирателям. Однако, любое решение принятое советом может быть обжаловано в административном трибунале.
Срок полномочий мэра равен сроку избрания муниципального совета, то есть шесть лет. В данном случае применяется мажоритарная система. Выборы проходят в три тура. При выборах мэра обязательно участие всех членов муниципального совета. Затем по представлению мэра, совет избирает заместителей мэра, которые не имеют собственных полномочий, а лишь исполняют делегированные полномочия совета или мэра. Особенность статуса мэра в том, что он одновременно является главой исполнительной власти и представителем центральной власти в коммуне. Правом отстранения от должности мэра обладают префект, министр внутренних дел, либо необходимо решение Совета министров. Муниципальный совет может лишь обратиться в судебный орган. Мэр наделён правом создавать кабинет, состоящий из советников и доверен-ных лиц. Что касается полномочий мэра, то они достаточно широки и связаны с его особым статусом. Полномочия заключаются в следующем: осуществлять регистрацию актов гражданского состояния; выполнять функции представителя общей полиции; доводить до сведения насе-ления коммуны законы и обеспечивать их выполнение; организовывать выборы; подготавливать решения муниципального совета; исполнять решения, приобретшие обязательный характер; представлять защиту интересов коммуны в суде и др.[138] Аналогично с коммунами местное самоуправление во Франции действует также в департаментах и регионах. Е. С. Шургина, характе-ризуя местное управление во Франции, указывает, что «департаменты как органы местного управления существуют с 1838 года. Руководящим органом департамента как местного органа управления является гене-ральный совет, избираемый населением кантонов сроком на шесть лет. Кантоны – объединения нескольких коммун, они являются избира-тельным округом по выборам департаментских органов местного управления. От каждого кантона избирается один генеральный совет-ник»[139]. Выборы проводятся путём прямого всеобщего тайного голо-сования. Используется мажоритарная избирательная система, выборы проходят в два тура по одномандатным избирательным округам. Каждые три года происходит ротация (горизонтальное перемещение персонала по рабочим местам, сопоставимым по профессиональному и статусному уровню), так, выборы проходят раз в три года, затрагивая должности половины состава генерального совета. Основная форма деятельности генерального совета – пленарные заседания. Полномочиями гене-рального совета являются: принятие бюджета; заключение контрактов; создание административных служб и др. Генеральный совет возглавляет президент генерального совета, который является главой исполнительной власти департамента. Срок полномочий президента составляет три года. При выборах, которые проходят в три тура, используется мажоритарная избирательная система. Президент председательствует на заседаниях генерального совета; отве-чает за выполнение бюджета; подписывает соответствующие доку-менты; руководит службами департамента; распоряжается его имущест-вом и представляет интересы департамента в различных органах. К отличительным полномочиям отнесены: руководство полицией и пожарной службой. Генеральный совет формирует постоянную комиссию. Она осу-ществляет текущую работу генерального совета в перерывах между сессиями. Как правило, комиссия исполняет поручения, делегированные ей генеральным советом и президентом совета. Однако, комиссия наде-лена правом внеочередного созыва генерального совета. Регионы как территориальные образования появились сравни-тельно недавно. Как пишет К. Фурши: «Границы региона определяются границами входящих в него департаментов, они были закреплены по окончании Второй мировой войны в период деголлевского правления. Декрет 1960 г. ввел понятие “округа регионального значения”. На уровне этих округов стали реализовываться программы экономического развития, а сами они стали административными единицами»[140]. Органами местного самоуправления в регионах являются регио-нальный совет, президент совета и постоянная комиссия. Региональный совет избирается всеобщим прямым тайным голосованием. Число членов совета напрямую зависит от численности населения в регионе. При избрании применяется пропорциональная система, по полным спискам кандидатов. Срок полномочий депутатов – шесть лет. Избира-тельными округами в данном случае являются территории департа-ментов, входящих в состав региона. Основной формой деятельности являются пленарные заседания. Заседания не должны проводиться одновременно с сессиями парламента Франции. Основная задача регио-нального совета – координация деятельности по социальному, эконо-мическому, культурному и техническому развитию региона. К полно-мочиям совета отнесены: принятие бюджета; назначение органов испол-нительной власти в регионе; создание служб администрации региона и др. Одновременно с советом действует региональный социально-экономический совет, в состав которого входят представители отдель-ных органов, организаций, движений. Он включает в себя от 40 до 110 членов, обновляясь полностью один раз в шесть лет. Решения этого совета носят рекомендательный характер. К полномочиям этого органа относятся: подготовка регионального плана и основные направления бюджета в области экономики, социальной защиты населения, развития науки и др. Возглавляет региональный совет президент, являющийся главой исполнительной власти в регионе. Срок его полномочий – шесть лет. На выборах используется мажоритарная избирательная система. Выборы проходят в три тура. Президент совета председательствует на заседаниях совета; отвечает за выполнение регионального бюджета; представляет регион в суде; руководит деятельностью служб государства в регионе; координирует деятельность региональной и государственной администрации в регионе. Статус постоянной комиссии региона аналогичен статусу постоян-ной комиссии в департаментах. Существует распределение компетенции между территориаль-ными образованиями. К примеру, органы местного самоуправления в департаментах осуществляют создание, строительство и содержание зданий средних школ; содержание и строительство дорог; разрабаты-вают и реализуют программы помощи сельским коммунам; организуют зоны отдыха и туризма; создают службы социальной помощи в области здоровья, профессиональной реабилитации и занятости населения[141]. Таким образом, местное самоуправление является составной частью государственного управления. Оно характеризуется децентрали-зованным характером, при котором самостоятельность местных органов обеспечена системой юридических гарантий, посредством которых и обеспечивается тесная связь органов местного самоуправления и госу-дарственного управления. Данная модель характеризуется подчинён-ностью нижестоящих местных органов самоуправления вышестоящим по структуре. Представительные органы создаются в административно-территориальных единицах и признаются в качестве территориальных коллективов, субъектами же территориального самоуправления является население, проживающее на определённой территории.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.233 (0.016 с.) |