Модель организации местной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель организации местной власти



Англо-Саксонская модель организации местной власти

Континентальная модель организации местной власти

Советская

Российская

1. Англо-саксонская:

a. Относительная самостоятельность местной власти по отношению к центральной. Представительные органы выступают как действующие автономно в пределах предоставленных полномочий;

b. Независимость местной власти от центральной в решении вопросов местного значения;

c. Отсутствие на местах представителей центральной власти, опекающих местную власть;

d. Отсутствие иерархии в системе власти;

e. В основе организации и деятельности местных органов лежит принцип «разрешено лишь то, что прямо разрешено законом»;

f. Многообразие организационных форм организации местного самоуправления;

2. Континентальная:

a. Основная черта данной модели – сочетания прямого государственного управления на местах и местного самоуправления;

b. Французская:

i. Жесткая иерархия и подчиненность нижестоящих вышестоящим;

ii. Наличие системы административного контроля со стороны центральной власти по отношению к местной;

iii. В основе организации и деятельности лежит принцип, в соответствии с которым местным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов;

iv. В рамках данной модели муниципалитеты могут создаваться в рамках административно-территориальных единиц;

c. Германская:

i. Система МС здесь строится в соответствии с АТД субъектов, местное самоуправление осуществляется в общинах и районах (или городах в ранге районов). Основным звеном в этой системе выступает община;

3. Советская – это континентальная модель с определенными особенностями: местные органы – ОГВ, входившие в систему ОГВ; такими органами были только представительные органы;

4. Российская – предусмотрена ныне действующим ФЗ №131. С учетом Конституции РФ и действующего законодательства российская система ближе к англо-саксонской.

6 разновидностей организации местной власти в РФ:

1. Представительный орган и глава МО избираются населением, при этом глава возглавляет местную администрацию;

2. Представительный орган и глава МО избираются населением, при этом глава входит в представительный орган и является его председателем (он входит в представительный орган на началах представительства); администрацией руководит глава администрации по контракту;

3. Представительный орган избирается населением и из своего состава избирает главу МО, который одновременно является председателем представительного органа; администрацию возглавляет глава по контракту;

4. Глава МО избирается населением, как и представительный орган, при этом он одновременно возглавляет и представительный орган, и администрацию (в сельских поселениях);

5. Глава МО избирается населением и возглавляет местную администрацию, представительного органа нет (в поселениях с населением не более 100 человек, обладающих избирательной правосубъектностью), полномочия представительного органа осуществляет сход граждан;

6. Представительный орган состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района и депутатов представительных органов этих поселений, глава МО избирается населением и является председателем представительного органа.

ОМС – избираемые населением или формируемые ПО МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Виды органов:

1. В зависимости от способа формирования:

a. Выборные;

b. Создаваемые в ином порядке;

2. По способу функционирования и принятия решений:

a. Единоначальные;

b. Коллегиальные;

3. По степени необходимости:

a. Обязательные;

b. Факультативные;

4. По характеру компетенции:

a. Общей компетенции;

b. Специальной компетенции.

Требования, предъявляемые законодательством к ОМС:

1. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, иные вопросы организации и деятельности данных органов определяются уставами МО;

2. Наименование ОМС устанавливается законами субъектов с учетом исторических, национальных и иных местных традиций;

3. ОМС не входят в систему ОГВ, тем не менее, ОГВ субъекта в соответствии с ФЗ №131 могут участвовать и участвуют в процедуре назначения главы администрации по контракту;

4. ФЗ №131 в статье 34 устанавливает структуру ОМС; в рамках данной структуры выделяется две группы ОМС:

a. Обязательные – во всех МО наличие данных органов является обязательным; к таким органам относятся представительный орган, глава МО и местная администрация;

b. Факультативные – все остальные, наличие этих органов в конкретном МО законодателем не задается;

Любые положения региональных законов, устанавливающие структуру ОМС в рамках конкретного МО, в т.ч. в формах их взаимодействия, а также общую схему муниципальных органов или обязанность создания какого-либо органа, являются недопустимыми и рассматриваются как несоответствующие Конституции РФ.

Из общего правила об обязательности создания ОМС законодатель делает одно исключение: в таких МО как сельские поселения, в которых население, обладающее избирательной правосубъектностью, не превышает 100 человек, представительный орган не создается, а его полномочия осуществляет сход граждан с правами представительного органа.

ОМС в соответствии с уставом МО являются юридическими лицами и, не входя в систему ОГВ, представляют собой самостоятельную форму реализации населением своей власти, поэтому деятельность, которую они осуществляют, носит властный характер, а принимаемые ими решение являются обязательными для всех субъектов, находящихся на территории МО и могут быть отменены или изменены только самими ОМС, либо судом.

Конституционное установление о том, что ОМС не входят в систему ОГВ не означает их функционального обособления. ОМС находятся в системе государственно-властных отношений, само их создание, принципы, формы формирования и важнейшие полномочия определены актами ОГВ, поэтому положение статьи 2 Конституции РФ так же как и главы 2 Конституции определяют смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и ОМС.

В соответствии с ФЗ №131 местная администрация и представительный орган наделяются правами юридического лица и действуют на основании ФЗ о некоммерческих организациях в качестве учреждений и в таком статусе они подлежат регистрации. Иные ОМС наделяются правами ЮЛ только в том случае, если это предусмотрено уставом МО.

Основанием для государственной регистрации является устав МО и решение о создании ОМС с правами ЮЛ.

Для того, чтобы в соответствии с законом оценить эффективность деятельности ОМС городских округов и муниципальных районов имеется ряд НА, устанавливающих порядок реализации соответствующей нормы ФЗ №131.

В феврале 2009 г. было принято ПП СО «О формировании сводного доклада СО о результатах мониторинга эффективности деятельности ОМС городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории СО».

94 МО: 5 муниципальных районов, 89 городских округов!

Представительный орган муниципального образования

1. Общая характеристика ПО МО;

2. Компетенция ПО МО;

3. Правовой статус депутата ПО МО.

Общая характеристика ПО МО

Численный состав ПО устанавливается ФЗ №131 при минимальной численности от 7 до 35 депутатов (больше можно – меньше нельзя) с учетом численности населения, проживающего в соответствующем МО.

ПО МР по закону не может быть менее 15 депутатов.

Численность ПО внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек.

Порядок формирования ПО: ПО МО, по общему правилу, формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с применением либо мажоритарной избирательной системы относительного большинства, либо пропорциональной, либо смешанной избирательных систем. При этом ПО с численностью депутатов от 20 и более формируются на основе смешанной избирательной системы.

Особенности формирования ПО МР установлены в ФЗ №131. Он устанавливает два способа формирования данного органа:

1. Может избираться на муниципальных выборах, при этом от одного поселения может быть избрано не более, чем две пятых от установленной численности ПО;

2. Может состоять из глав поселений, входящих в состав района и депутатов представительных органов поселений с равной численностью.

ПО является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей от общего числа депутатов.

Структура ПО МО:

1. Руководящие органы ПО (председатель и его заместители);

2. Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии);

3. Объединения депутатов (фракции, депутатские группы);

4. Аппарат.

Руководящие органы:

1. Председатель – либо избранный на заседании ПО депутат, либо глава МО, если уставом предусмотрено, что он по должности входит в представительный орган и является его председателем; полномочия смотреть в законе;

2. Председатель и его заместители, как правило, работают в составе ПО на освобожденной основе и получают вознаграждение за счет средств местного бюджета;

3. Статья 35 устанавливает, что ПО может иметь в своем составе не более 10% депутатов, работающих на освобожденной основе.

Функционально-отраслевые органы – постоянные или временные комиссии (порядок формирования, полномочия, состав – смотри в Законе).

Компетенция ПО МО

Компетенция ПО МО определяется видом МО и характером вопросов местного значения (ст.35 ФЗ №131).

С учетом этого компетенцию можно разделить на две группы:

1. Исключительная компетенция, в которую входят те вопросы, которые могут быть решены только представительным органом и только на его заседаниях. Перечень данных вопросов содержится в статье 35;

2. Полномочия общего характера, которые определяются характером и содержанием вопросов местного значения и могут осуществляться как представительным органом, так и исполнительным, на основе принципа разграничения полномочий.

Функции ПО МО – основные направления деятельности представительного органа по решению вопросов местного значения.

1. Нормотворческая функция: порядок принятия муниципальных НПА представительным органом закрепляется в соответствии с Уставом МО и ФЗ №131 регламентом ПО МО;

2. Представительская функция;

3. Контрольная функция;

4. Исполнительно-распорядительная, реализующаяся вовне.

Формы деятельности представительного органа:

1. Заседание (сессия): бывают очередные и внеочередные; открытыми и закрытыми; кроме того, они могут быть выездными; порядок проведения заседаний определяется регламентом представительного органа;

2. Заседания постоянных комиссий. Порядок формирования и деятельности данных комиссий определяется регламентом, а также может быть принято положение о постоянных комиссиях. Действующее законодательство допускает возможность одному депутату участвовать в деятельности не более чем в двух комиссиях;

3. Заседания депутатских групп (фракций);

4. Деятельность самого депутата.

Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в порядке роспуска в следующих случаях:

1. Если соответствующим судом установлено, что ПО МО принят НПА, противоречащий Конституции, ФЗ, основным и текущим законам субъектов РФ, а также уставу МО;

2. В случае принятия решения о самороспуске в порядке, установленном уставом МО;

3. Вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов ПО МО;

4. Преобразования МО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.021 с.)