Финансово-экономическая основа местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансово-экономическая основа местного самоуправления



1. Муниципальная собственность;

2. Местный бюджет;

3. Местные налоги и сборы;

4. Бюджетный процесс в рамках МО.

ФЭО МС – базисный элемент МС, непременное условие эффективной муниципальной деятельности.

Принципы финансовой самостоятельности закреплены в ЕХМС.

ФЭО МС можно рассматривать прежде всего как институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципальных правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных бюджетов, а также реализацией имущественных прав МО.

Закон 1995 г. (N 124-ФЗ) устанавливал, что экономическую основу МС составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление ОМС, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения МО.

Данный закон сформулировал ФЭО в самом общем виде, т.к. при его принятии предполагалось, что экономические и финансовые вопросы местного самоуправления будут урегулированы иными ФЗ. Применительно к финансовым основам такой закон был принят 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах МС».

Закон о финансовых основах обозначил ряд общих положений, например, о том, что местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие ОМС, и другие финансовые средства, формирование и использование которых основывается на принципах самостоятельности, гласности и т.д.

Изменения, которые внес ФЗ N 131-ФЗ отразили определение экономических основ более сжато и ёмко. В нем указано, что экономическую основу составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права МО.

В целом глава 8 ФЗ N 131 закрепляет общие положения, определяющие экономические и финансовые основы МС, а также принципы межбюджетных отношений. Положения данной главы определяют состав собственных доходов МО, их полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, порядок выравнивания бюджетной обеспеченности МО, а также иные финансово-экономические вопросы МС. По сути, положения данной главы в основном направлены на создание нового механизма регулирования межбюджетных отношений.

Муниципальная собственность

В соответствии со статьей 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В собственности может находиться имущество, предназначенное:

1. Для решения вопросов местного значения;

2. Для осуществления переданных ОМС отдельных государственных полномочий;

3. Для обеспечения деятельности органов, ДЛ МС, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

4. Для осуществления полномочий, право на которые предоставлено ОМС действующим законодательством.

Статья 50 ФЗ N 131 перечисляет объекты, которые могут находиться в собственности МО в зависимости от вида и типа МО.

Права собственника имущества принадлежат МО, а следовательно, и населению соответствующего МО.

ОМС выступают в качестве публичных собственников, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника (МО), но и формулируют его интересы. С учетом этого ОМС в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственника. От имени МО они владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством субъектов РФ и правовыми актами ОМС.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности можно подразделить на две части:

1. Закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

2. Имущество, составляющее муниципальную казну.

ПО МО устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом.

ОМС вправе создавать муниципальные предприятия, определять предмет и цели деятельности таких предприятий, решать вопросы назначения и увольнения руководителей, регулировать цены и тарифы на услуги и продукцию данных предприятий, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего предприятиям, заслушивать отчеты руководителей о их деятельности. Движимым имуществом предприятия вправе распоряжаться самостоятельно.

МО в лице своих органов имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении данных предприятий.

ОМС вправе принимать (изымать) закрепленное за учреждениями имущество, если оно используется не по назначению. Дальнейшее распоряжением этим имуществом осуществляют ОМС по своему усмотрению. Учреждения не вправе распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете. ОМС несут субсидиарную ответственность по обязательствам муниципальных учреждений.

ОМС в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве юридических лиц –полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют.

ОМС вправе предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными актами ОМС в соответствии с федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Деятельность ОМС в области управления муниципальной собственностью сводится к их праву:

1. Самостоятельно формировать и утверждать перечень объектов собственности;

2. Определять порядок и условия приватизации;

3. Передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать;

4. Создавать муниципальные предприятия, организации и учреждения.

В соответствии с ФЗ N 131 если в ведении МО появляются объекты, которые не отвечают целям и задачам местного самоуправления, ОМС обязаны либо перепрофилировать эти объекты под нужды МС, либо избавиться от них.

Сферы взаимодействия ОМС с предприятиями и организациями, которые не находятся в муниципальной собственности:

1. ОМС вправе координировать деятельность организаций, расположенных на территории МО;

2. Вправе вовлекать эти организации в предприятия по социально-экономическому развитию МО;

3. Могут определять порядок и условия деятельности;

4. Иные аспекты взаимоотношений вне сферы ОМС.

Местный бюджет

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций МС.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет на местном уровне существует в виде бюджета муниципального района.

Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется ОМС самостоятельно. ОМС в порядке, установленном ФЗ, представляют в соответствующие органы власти отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение о его утверждении, сведения о ходе исполнения бюджета, отчет о его исполнении подлежат официальному опубликованию.

Структурно бюджет включает в себя две части: доходную и расходную.

В зависимости от соотношениях этих двух частей местный бюджет может быть профицитным и дефицитным. Кроме того, в том случае, когда соответствующей доходной части не достаточно для обеспечения необходимых расходов данного МО, из средств регионального бюджета такому МО выделяются дотации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов и формирования минимально достаточного бюджета. Такой бюджет суть дотационный, а сами МО получают определения дотационных.

Доходная часть формируется за счет:

1. Собственных доходов;

2. Субвенций;

3. Дотаций.

Кроме того, к собственным доходам относятся средства самообложения (местные сборы – разовые платежи граждан, осуществляемые на основе решений ПО МО для решения конкретных ВМЗ), местные налоги, штрафы, добровольные пожертвования, а также иные поступления в соответствии с ФЗ и РЗ и т.д.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, для выполнения переданных государственных полномочий.

В соответствии с бюджетным законодательством существует определенный процесс принятия местного бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.011 с.)