Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Конституционные основы местного самоуправления в России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Действующая Конституция Российской Федерации впервые провозгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти. Местное самоуправление - это комплексное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах: - как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства; - как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сообщества; - как способ организации и осуществления населением власти на местах, который обеспечивает решение вопросов местной жизни под свою ответственность. Исходя из этого, следует дать понятие местного самоуправления, в чем заключается его суть, а также какими полномочиями обладают его органы. Право граждан на местное самоуправление реализуется в различных формах в соответствии с законодательством и конкретными ситуациями. Признавая местное самоуправление, Российская Федерация берет на себя обязательства по его развитию и защите. Это делается путем закрепления основ местного самоуправления в Конституции и их конкретизации в специальном законодательстве и других правовых актах, т.е. здесь должна идти речь о нормативно-правовой базе местного самоуправления. Местного самоуправления строиться на определенных конституционных принципах, которые необходимо указать. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Учитывая лаконичность норм главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», потребовалось принять ряд федеральных законодательных актов, а также законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, в которых конкретизируются основные конституционные положения и конструируются дополнительные комплексы правовых норм, делающие концепцию местного самоуправления более конкретной и совершенной. В каждом муниципальном образовании принимается свой Устав, который должен соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Федерации, зарегистрированный в установленном порядке. Здесь определены основные вопросы по осуществлению местного самоуправления в данном муниципальном образовании. Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления имеют характерные черты, которые нужно перечислить. При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным. Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы. Следует рассказать о структуре, составе и компетенции этих органов. Система гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Они включают в себя систему конституционных и специальных гарантий. В систему конституционных гарантий местного самоуправления входят: § право на судебную защиту; § право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; § запрет на ограничения прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Система специальных гарантий местного самоуправления состоит из: § политических, § организационных, § материальных, § правовых. Каждой из этих гарантий нужно дать краткую характеристику. При самостоятельной подготовке студенту следует использовать нормативную базу: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы» от 17 декабря 1997 г.; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. Активные формы обучения. Занятие №1.
Тема 11. Российское избирательное право (модуль 2) Деловая игра «Выборы» Цель предлагаемой игры заключается в том, чтобы посредством воплощения возможных политических технологий и применения положений современного российского избирательного законодательства создать и апробировать действующую модель выборов в России с получением конечного результата. При этом следует заметить, что моделировать можно любую избирательную систему или избирательный процесс на любом уровне (федеральном, региональном, местном). Основная учебная задача - применить полученные студентами в данной сфере общественно-политических отношений теоретические знания. Главной воспитательной задачей является формирование у них активной гражданской позиции и сознательного участия в делах общества и государства. Нормативно-правовую базу для проведения игры составляют Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Закон Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы». Конкретный состав нормативно-правовой базы обусловлен тем, какие именно выборы будут моделироваться в ходе деловой игры (президентские или депутатов областной Думы). Оснащением игры становится агитационный материал команд (листовки, плакаты, газеты, фотографии, слоганы, видео- и аудиоматериал, флаги, эмблемы, таблицы, значки, календари, сувениры и т.п.), бюллетени для голосования и другая необходимая документация избирательной комиссии, избирательные кабины и урна. Игра проводится в три этапа: 1. теоретическая подготовка как на учебных занятиях, так и самостоятельная; 2. собственно моделирование избирательного процесса в целом или же в его отдельных наиболее важных стадиях; 3. получение результата и подведение итогов, анализ игры и её результатов. Второй этап игры начинается с объявления Председателем ЦИКа даты выборов. Сформировавшиеся в ходе первого этапа игры команды выдвигают своих кандидатов, осуществляют сбор подписей. Собранные подписи и документы инициативной группы подаются в ЦИК, которая выносит свое решение по их регистрации. Группа анализа дает оценку действиям команд и кандидатов, ЦИКа. Далее ведущий игры дает ситуационные задания кандидатам и их командам. Время решения задач – 1-2 минут. Обе команды озвучивают или показывают свои решения. ЦИК оценивает действия сторон с точки зрения соблюдения действующего законодательства, группа анализа в каждом случае анализирует действия кандидатов, ЦИКа, выставляя при этом свои рейтинговые оценки участникам (от 1 до 10) и ЦИКу (от 1 до 5) в специальный бюллетень. В ходе 2 этапа участники игры могут использовать агитационный и информационный материал, проводить социологические опросы, использовать и оглашать их результаты, представлять аудио- и видеоматериал. Ситуационные задания разрешаются командами и кандидатами в различной форме: митинги, встречи с избирателями, выступление по ТВ или радио, листовки, плакаты, дебаты, видеоролик и т.д. Цель кандидатов и их команд – воздействие на электорат для гарантированного получения голосов избирателей при голосовании, повышение собственного рейтинга понижение электоральной привлекательности соперника. После выполнения участниками последнего ситуационного задания электорату предоставляется право, выразит свое окончательное отношение к кандидатам путем голосования. ЦИК производит вскрытие урны и подсчет голосов в присутствии наблюдателей от заинтересованных сторон и группы анализа, объявляет о полученных результатах. В предлагаемой игре действуют несколько основных акторов (участников), каждый из которых выполняет свою, очень важную роль: кандидаты и их команды (количество может быть различно), избиратели и избирательные комиссии (Центральная, субъекта РФ, окружная, территориальная, участковая – в зависимости от избранной модели игры), политические и общественные организации, партии, СМИ, органы государственной и местной власти, наблюдатели. Их количество, состав и функции определяются организатором игры исходя из регламентирующих избирательный процесс нормативно- правовых актов, целей и задач, а также конкретных условий проведения игры. Избирательная комиссия, исходя из применяемого избирательного законодательства, принимает принципиальные решения по порядку выдвижения и регистрации кандидатов, соответствию их программ и проводимых мероприятий действующему законодательству, пресечению нарушений. Избирательная комиссия имеет право в случае грубых нарушений правил предвыборной агитации выносить предупреждения, либо отстранять кандидатов от участия в избирательном процессе. После решения кандидатами и их командами выданных заданий, избирательная комиссия может дать оценку действиям команд с точки зрения соблюдения законодательства. В избирательную комиссию направляются заявления, жалобы и предложения участников игры и избирателей, на которые избирательная комиссия должна прореагировать соответствующим образом. Особая роль принадлежит группе анализа, в чью задачу входит постоянное наблюдение за ходом игры, фиксация начальных и конечных параметров, промежуточных результатов (начальный, текущий, итоговый мониторинг), а также анализ игры в целом после её завершения. Группа анализа: оценивает действия команд и кандидатов (выполнение заданий, применение наглядной агитации, точность и нестандартность принимаемых решений), исходя из их политической эффективности, отмечает реакцию электората, оценивает деятельность избирательной комиссии. После окончания игры группа анализа совместно с избирательной комиссией и кандидатами может сделать отчёт. Организатор игры (ведущий) не только направляет и корректирует ход моделируемого процесса, но и даёт игровые вводные, упрощая или усложняя течение игры. Одной из наиболее сложных задач для руководителя, как и для избирательной комиссии, является обеспечение всем участникам равных игровых условий. Участники моделируемого действия могут решать учебные задачи, выполнять определённые задания (например, провести дебаты, пресс-конференцию, встречу с избирателями, выступить с заявлением и т.п.). Таким образом, ими усваиваются различные виды и формы электоральной деятельности. С целью повышения качества проведения игры командам может быть предложено выполнить несколько домашних заданий. Перед вторым этапом участники игры должны достаточно свободно ориентироваться в соответствующей нормативно-правовой базе. Кроме того, команды кандидатов самостоятельно определяют собственное название, основной девиз или слоган, символику и атрибутику, создают программу и выдвигают кандидата. Готовясь к заключительному этапу, кандидаты и их команды должны проанализировать ход игры, собственные успехи и неудачи, действия соперников и избирательной комиссии, реакцию электората на предпринятую агитацию. Игровое моделирование избирательного процесса позволяет увидеть и апробировать действующие политические механизмы, рассмотреть состояние избирательного законодательства, выработать определённые рекомендации для проведения избирательных кампаний в реальных условиях. Особо следует обратить внимание на то, что в зависимости от конкретных моделируемых выборов (например, президентские или депутатов различных уровней) участники должны учитывать специфику проведения электоральных мероприятий начиная от подготавливаемой программы и заканчивая применением тех или иных форм общения с потенциальными избирателями. Участники игры должны внимательно ознакомиться с имеющейся в периодической печати информацией о проводимых в России и за рубежом выборах, иметь представление о современном состоянии экономики и социальной сферы в стране или регионе. Полученные данные помогут не только составить программу, но и найдут применение при подготовке и проведении агитационной кампании, участии в дебатах, пресс-конференциях, встречах с избирателями. 1.3 Экзаменационные вопросы по курсу Конституционное право
1. Понятие конституционного права России как отрасли права. Предмет конституционного права. Место отрасли конституционного права в системе российского права. 2. Нормы конституционного права: виды и особенности. 3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционно-правовых отношений. 4. Источники конституционного права России как отрасли права и как науки. 5. Сущность и предназначение конституции. Виды конституций. 6. Юридические свойства и структура Конституции РФ. 7. Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции РФ. 8. Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции РФ и экономики. 9. Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу. 10.Соотношение нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в системе источников конституционного права России. 11.Конституционализм: понятие и значение. 12.Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации. 13.Основные признаки демократического государства. 14.Основные признаки правового государства. 15.Основные признаки федеративного государства. 16.Основные признаки социального государства. 17.Основные признаки светского государства. 18.Политическая система: понятие, институты, функционирование. 19.Форма правления: понятие, основные виды и модели власти. 20.Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии. 21.Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции. 22.Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий. 23.Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством. 24.Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы. 25.Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. 26.Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России. 27.Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение. 28.Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина. 29.Конституционные гарантии защиты прав и свобод. 30.Государственное устройство. Понятие и виды. 31.Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма. 32.Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации. 33.Формы ответственности субъектов Федерации перед Российской Федерацией. Институт федерального вмешательства. 34.Принципы российского избирательного права. 35.Этапы (стадии) избирательного процесса в РФ. 36.Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации. 37.Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации. 38.Взаимоотношения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ с позиций системы сдержек и противовесов. 39.Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы. 40.Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы. 41.Законодательный процесс: понятие, стадии, участники. 42.Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. 43.Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. 44.Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ. 45.Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. 46.Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности. 47.Акты Президента РФ и Правительства РФ: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу. 48.Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы. 49.Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 50.Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти. 51.Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция. 52.Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. 53.Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 54.Органы местного самоуправления. Виды и порядок формирования.
Фонд оценочных средств. Задачи
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.012 с.) |