Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Конституционные основы местного самоуправления в России.

Поиск

Действующая Конституция Российской Федерации впервые провозгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти.

Местное самоуправление - это комплексное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

- как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства;

- как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сообщества;

- как способ организации и осуществления населением власти на местах, который обеспечивает решение вопросов местной жизни под свою ответственность.

Исходя из этого, следует дать понятие местного самоуправления, в чем заключается его суть, а также какими полномочиями обладают его органы.

Право граждан на местное самоуправление реализуется в различных формах в соответствии с законодательством и конкретными ситуациями.

Признавая местное самоуправление, Российская Федерация берет на себя обязательства по его развитию и защите. Это делается путем закрепления основ местного самоуправления в Конституции и их конкретизации в специальном законодательстве и других правовых актах, т.е. здесь должна идти речь о нормативно-правовой базе местного самоуправления.

Местного самоуправления строиться на определенных конституционных принципах, которые необходимо указать.

Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Учитывая лаконичность норм главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», потребовалось принять ряд федеральных законодательных актов, а также законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, в которых конкретизируются основные конституционные положения и конструируются дополнительные комплексы правовых норм, делающие концепцию местного самоуправления более конкретной и совершенной.

В каждом муниципальном образовании принимается свой Устав, который должен соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Федерации, зарегистрированный в установленном порядке. Здесь определены основные вопросы по осуществлению местного самоуправления в данном муниципальном образовании.

Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют характерные черты, которые нужно перечислить.

При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.

Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы. Следует рассказать о структуре, составе и компетенции этих органов.

Система гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Они включают в себя систему конституционных и специальных гарантий.

В систему конституционных гарантий местного самоуправления входят:

§ право на судебную защиту;

§ право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

§ запрет на ограничения прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Система специальных гарантий местного самоуправления состоит из:

§ политических,

§ организационных,

§ материальных,

§ правовых.

Каждой из этих гарантий нужно дать краткую характеристику. При самостоятельной подготовке студенту следует использовать нормативную базу: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы» от 17 декабря 1997 г.; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г.


Активные формы обучения.

Занятие №1.

 

Тема 11. Российское избирательное право (модуль 2)

Деловая игра «Выборы»

Цель предлагаемой игры заключается в том, чтобы посредством воплощения возможных политических технологий и применения положений современного российского избирательного законодательства создать и апробировать действующую модель выборов в России с получением конечного результата. При этом следует заметить, что моделировать можно любую избирательную систему или избирательный процесс на любом уровне (федеральном, региональном, местном).

Основная учебная задача - применить полученные студентами в данной сфере общественно-политических отношений теоретические знания. Главной воспитательной задачей является формирование у них активной гражданской позиции и сознательного участия в делах общества и государства.

Нормативно-правовую базу для проведения игры составляют Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Закон Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы». Конкретный состав нормативно-правовой базы обусловлен тем, какие именно выборы будут моделироваться в ходе деловой игры (президентские или депутатов областной Думы).

Оснащением игры становится агитационный материал команд (листовки, плакаты, газеты, фотографии, слоганы, видео- и аудиоматериал, флаги, эмблемы, таблицы, значки, календари, сувениры и т.п.), бюллетени для голосования и другая необходимая документация избирательной комиссии, избирательные кабины и урна.

Игра проводится в три этапа:

1. теоретическая подготовка как на учебных занятиях, так и самостоятельная;

2. собственно моделирование избирательного процесса в целом или же в его отдельных наиболее важных стадиях;

3. получение результата и подведение итогов, анализ игры и её результатов.

Второй этап игры начинается с объявления Председателем ЦИКа даты выборов. Сформировавшиеся в ходе первого этапа игры команды выдвигают своих кандидатов, осуществляют сбор подписей. Собранные подписи и документы инициативной группы подаются в ЦИК, которая выносит свое решение по их регистрации. Группа анализа дает оценку действиям команд и кандидатов, ЦИКа.

Далее ведущий игры дает ситуационные задания кандидатам и их командам. Время решения задач – 1-2 минут. Обе команды озвучивают или показывают свои решения. ЦИК оценивает действия сторон с точки зрения соблюдения действующего законодательства, группа анализа в каждом случае анализирует действия кандидатов, ЦИКа, выставляя при этом свои рейтинговые оценки участникам (от 1 до 10) и ЦИКу (от 1 до 5) в специальный бюллетень.

В ходе 2 этапа участники игры могут использовать агитационный и информационный материал, проводить социологические опросы, использовать и оглашать их результаты, представлять аудио- и видеоматериал. Ситуационные задания разрешаются командами и кандидатами в различной форме: митинги, встречи с избирателями, выступление по ТВ или радио, листовки, плакаты, дебаты, видеоролик и т.д. Цель кандидатов и их команд – воздействие на электорат для гарантированного получения голосов избирателей при голосовании, повышение собственного рейтинга понижение электоральной привлекательности соперника.

После выполнения участниками последнего ситуационного задания электорату предоставляется право, выразит свое окончательное отношение к кандидатам путем голосования. ЦИК производит вскрытие урны и подсчет голосов в присутствии наблюдателей от заинтересованных сторон и группы анализа, объявляет о полученных результатах.

В предлагаемой игре действуют несколько основных акторов (участников), каждый из которых выполняет свою, очень важную роль: кандидаты и их команды (количество может быть различно), избиратели и избирательные комиссии (Центральная, субъекта РФ, окружная, территориальная, участковая – в зависимости от избранной модели игры), политические и общественные организации, партии, СМИ, органы государственной и местной власти, наблюдатели. Их количество, состав и функции определяются организатором игры исходя из регламентирующих избирательный процесс нормативно- правовых актов, целей и задач, а также конкретных условий проведения игры.

Избирательная комиссия, исходя из применяемого избирательного законодательства, принимает принципиальные решения по порядку выдвижения и регистрации кандидатов, соответствию их программ и проводимых мероприятий действующему законодательству, пресечению нарушений. Избирательная комиссия имеет право в случае грубых нарушений правил предвыборной агитации выносить предупреждения, либо отстранять кандидатов от участия в избирательном процессе.

После решения кандидатами и их командами выданных заданий, избирательная комиссия может дать оценку действиям команд с точки зрения соблюдения законодательства. В избирательную комиссию направляются заявления, жалобы и предложения участников игры и избирателей, на которые избирательная комиссия должна прореагировать соответствующим образом.

Особая роль принадлежит группе анализа, в чью задачу входит постоянное наблюдение за ходом игры, фиксация начальных и конечных параметров, промежуточных результатов (начальный, текущий, итоговый мониторинг), а также анализ игры в целом после её завершения. Группа анализа: оценивает действия команд и кандидатов (выполнение заданий, применение наглядной агитации, точность и нестандартность принимаемых решений), исходя из их политической эффективности, отмечает реакцию электората, оценивает деятельность избирательной комиссии.

После окончания игры группа анализа совместно с избирательной комиссией и кандидатами может сделать отчёт.

Организатор игры (ведущий) не только направляет и корректирует ход моделируемого процесса, но и даёт игровые вводные, упрощая или усложняя течение игры. Одной из наиболее сложных задач для руководителя, как и для избирательной комиссии, является обеспечение всем участникам равных игровых условий.

Участники моделируемого действия могут решать учебные задачи, выполнять определённые задания (например, провести дебаты, пресс-конференцию, встречу с избирателями, выступить с заявлением и т.п.). Таким образом, ими усваиваются различные виды и формы электоральной деятельности.

С целью повышения качества проведения игры командам может быть предложено выполнить несколько домашних заданий. Перед вторым этапом участники игры должны достаточно свободно ориентироваться в соответствующей нормативно-правовой базе. Кроме того, команды кандидатов самостоятельно определяют собственное название, основной девиз или слоган, символику и атрибутику, создают программу и выдвигают кандидата.

Готовясь к заключительному этапу, кандидаты и их команды должны проанализировать ход игры, собственные успехи и неудачи, действия соперников и избирательной комиссии, реакцию электората на предпринятую агитацию.

Игровое моделирование избирательного процесса позволяет увидеть и апробировать действующие политические механизмы, рассмотреть состояние избирательного законодательства, выработать определённые рекомендации для проведения избирательных кампаний в реальных условиях. Особо следует обратить внимание на то, что в зависимости от конкретных моделируемых выборов (например, президентские или депутатов различных уровней) участники должны учитывать специфику проведения электоральных мероприятий начиная от подготавливаемой программы и заканчивая применением тех или иных форм общения с потенциальными избирателями.

Участники игры должны внимательно ознакомиться с имеющейся в периодической печати информацией о проводимых в России и за рубежом выборах, иметь представление о современном состоянии экономики и социальной сферы в стране или регионе. Полученные данные помогут не только составить программу, но и найдут применение при подготовке и проведении агитационной кампании, участии в дебатах, пресс-конференциях, встречах с избирателями.


1.3 Экзаменационные вопросы по курсу Конституционное право

 

1. Понятие конституционного права России как отрасли права. Предмет конституционного права. Место отрасли конституционного права в системе российского права.

2. Нормы конституционного права: виды и особенности.

3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционно-правовых отношений.

4. Источники конституционного права России как отрасли права и как науки.

5. Сущность и предназначение конституции. Виды конституций.

6. Юридические свойства и структура Конституции РФ.

7. Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции РФ.

8. Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции РФ и экономики.

9. Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.

10.Соотношение нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.

11.Конституционализм: понятие и значение.

12.Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.

13.Основные признаки демократического государства.

14.Основные признаки правового государства.

15.Основные признаки федеративного государства.

16.Основные признаки социального государства.

17.Основные признаки светского государства.

18.Политическая система: понятие, институты, функционирование.

19.Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.

20.Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.

21.Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.

22.Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.

23.Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.

24.Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы.

25.Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

26.Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.

27.Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.

28.Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.

29.Конституционные гарантии защиты прав и свобод.

30.Государственное устройство. Понятие и виды.

31.Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.

32.Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.

33.Формы ответственности субъектов Федерации перед Российской Федерацией. Институт федерального вмешательства.

34.Принципы российского избирательного права.

35.Этапы (стадии) избирательного процесса в РФ.

36.Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

37.Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.

38.Взаимоотношения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ с позиций системы сдержек и противовесов.

39.Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.

40.Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.

41.Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.

42.Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

43.Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

44.Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ.

45.Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России.

46.Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.

47.Акты Президента РФ и Правительства РФ: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.

48.Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.

49.Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

50.Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.

51.Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.

52.Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция.

53.Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

54.Органы местного самоуправления. Виды и порядок формирования.

 


Фонд оценочных средств.

Задачи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.012 с.)