Антитрестовое законодательство США конца XIX начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антитрестовое законодательство США конца XIX начала XX века



 

Антитрестовское законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские комитеты). Эффективно развивающаяся рыночная экономика основывается, прежде всего, на свободном предпринимательстве. Рынок появляется везде и всюду, где люди покупают или продают свои товары или услуги.

Антитрестовская политика отличается от страны к стране. Эти отличия отражают разницу в экономических условиях и позицию государственных органов в отношении конкуренции. Данная политика направлена на регулирование отношений между участниками рыночного обмена - это положение является общим для антитрестовской политики каждой из стран. В США антитрестовское законодательство появилось в конце 19 века. Оно было направлено против картелей, фиксации цен и других подобных соглашений. Первым, и до сих пор считающимся наиболее важным федеральным “антитрестовским” статусом США, является “Акт, имеющий целью защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий” (1980 г.) - закон Шермана. Основные положения закона заключены в его первых двух разделах (статьях), посвященных защите торговли от незаконных сговоров и монополий.

Раздел первый гласит: “Настоящим каждый контракт, объединение в форме треста или другом виде, сговор, направленный на ограничение торговли и коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, объявляются незаконными. Всякое лицо, которое заключит любой такой контракт или вступит в любую такую организацию или сговор, признаётся виновным в мисдиминоре и по осуждению подлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тысяч долларов, или тюремному заключению на срок не более 1 года, или указанным наказанием по усмотрению суда”. Во втором разделе закона говорится: “Всякое лицо, которое монополизирует или попытается монополизировать или объединяется, или сговаривается с другим любым лицом или группой лиц с целью монополизировать любую часть торговли или коммерции между несколькими штатами или иностранными государствами, признается виновным в мисдиминоре”.

Последующие разделы закона имеют главным образом процессуальное значение. Окружным прокурорам предоставляется право возбуждать ”под руководством генерального прокурора” судебные дела в случае нарушения закона, а окружным судам - рассматривать их. Эти судебные дела могут по усмотрению прокуратуры рассматриваться либо в уголовном, либо в гражданском процессе. Лица, “ бизнесу или собственности которым причинен вред” в результате действий, предусмотренных в первых двух разделах закона могут возбуждать в окружных судах гражданские иски о возмещении убытков в тройном размере с одновременным покрытием стоимости процесса.

Неопределенные формулировки закона Шермана развязали руки правительственным и судебным органам США, позволили им приспосабливать “ каучуковые” статьи этого закона к интересам крупного капитала. Не случайно буржуазная литература практически единогласно признает, что “ акт Шермана относится к числу наиболее смутных статусов ” в США.

“Разумная гибкость” и “ мудрость” положений закона Шермана до сих пор рассматриваются в качестве особенно высоких достоинств этого акта, в качестве того свойства, которое делает его основой “ антитрестовской политики “ США.

Однако ограниченность закона Шермана в первые два десятилетия его воздействия были настолько очевидны, что конгресс и правительство США время от времени вновь стали прибегать к антитрестовским маневрам, внося некоторые незначительные второстепенные изменения и дополнения к этому закону. После президентских выборов 1912 года, президент Вудро Вильсон в своем послании к конгрессу в январе 1914 года предложил реформу антитрестовского законодательства. Вильсон говорил о преодолении неопределенности закона Шермана путем запрещения некоторых конкретных форм предпринимательских действий, ведущих к уничтожению конкуренции и установлению монополий, но вместе с тем подчеркивал необходимость охраны интересов “ здоровых объединений “.На базе этих предложений конгресс в 1914 году принял два новых антитрестовских закона - “ Акт о федеральной торговле комиссии “ и “ Акт, дополняющий существующие законы против незаконных ограничений и монополий и других целей “.

Антитрестовское законодательство и опыт его применения вряд ли можно оценить однозначно.

Но одно безусловно: с течением времени, по мере социоэкономической эволюции американского общества, законодательство изменялось, сообразуясь с тенденциями и характером этой эволюции.

Сама возможность подобной адаптации не в последнюю очередь была предопределена так называемым принципом разумности (англ. rule of reason), который был заложен в основу антимонопольного кодекса.

Принцип разумности означает, что всякий случай нарушения закона должен быть истолкован не столько с формальной (чисто юридической) стороны, сколько в контексте возможных экономических последствий такого нарушения.

В силу этого антитрестовское законодательство никогда не было указом, сухой инструкцией, которую следовало выполнять любой ценой.

 

Литература:

1. Марголит Г. Антимонопольное законодательство в России: первые шаги // США. Экономика, политика, идеология. - 1994 - №10 - с. 3-9.

2. Никитин С., Глазова Е., Стиганова М. Государство и проблемы монополии.
// МЭ и МО. 1994. - №7. - с. 91-103.

3. Гудков В. Попытка федеральных властей контролировать монополии // Вопросы экономики. - 1993. № 3 с. 152 -155.

4. Горн Р. Естественные монополии в России и перспективы их развития //
Вопросы экономики. - 1995. - №10 с. 80-87.

5. Костиков В. Проблемы демонополизации экономики // Общество и экономика. - 1994. - № 9/10 с. 3-18.

 

 

Зиновьева М.Э.

Крамаренко А.А.

Донецкий национальный университет

 

ВЛИЯНИЕ ПЛАНА ДАУЭСА И ЮНГА НА ЭКОНОМИКУ ГЕРМАНИИ

 

Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов, которые ведут к ухудшению состояния экономики в различных странах мира.

В настоящее время существуют международные организации, такие как МВФ, ООН, которые проводят множество программ по восстановлению стран, подвергшимся этим конфликтам. Прообразом этих программ являются планы Дауэса и Юнга. Основные задачи этих планов состояли в возрождение промышленного потенциала Германии и обеспечение выплат репараций странам-победителям.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, как именно повлияли репарационные планы Дауэса и Юнга на экономику Германии, какие экономические инструменты использовались, а также смогла ли Германия благодаря эти планам полностью преодолеть экономический хаос, наблюдавшейся в послевоенные года.

После Первой мировой войны в Германии наблюдается послевоенный кризис и последующая стагнации экономики страны. Особенно тяжелым последствием было то, что страны-победители наложили на Германию репарации (по Версальскому договору), т.е. суммы военного ущерба, которые должна была возместить Германия, размером в 132 млрд. золотых марок.

Глубокую заинтересованность в скорейшем восстанов­лении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-эко­номического потенциала, фактически вопреки Версаль­скому договору, проявили страны Запада.

В августе 1924 г. на Лондонской конференции держав-победительниц принимается программа ослабления усло­вий репараций.

План Дауэса, разработанный международным комитетом экспертов под председательством директора одного из чикагских банков генерала из интендантов Ч.Дауэса, тесно связанного с банковской группой Моргана, вступил в силу 1 сентября 1924 г. Этот план предусматривал три основных источника обеспечения репарационных платежей. Во-первых, пос­тупления за счет пошлин и косвенных налогов, главным образом, на предметы массового потребления; выпуска­лись специальные облигации. Во-вторых, доходы германских железных дорог. В-третьих, налогообложение про­мышленности. Жесткий механизм иностранного контроля не допускал даже малейшего нарушения плана.

Кроме того, сразу после введения плана Дауэса, Герма­нии был предоставлен американскими кредиторами заем в 800 млн. марок, способствовавший укреплению бюджета.

Репарационные платежи по 2,5 млрд. марок ежегодно, не фиксируемые в общем объеме, начались лишь в сентяб­ре 1928 г., а до этого срока они составили по 1—1,75 млрд. марок в год. В 1932 г. репарационные платежи были и вовсе отменены.

Одним из существенных последствий реализации плана Дауэса стало смягчение остроты конфликта во взаимоот­ношениях Германии с внешним миром.

За период реализации плана Дауэса (1924—1929 гг.) зна­чительно усилилось проникновение западных капиталов в промышленность Германии в виде займов, прямых инвес­тиций, скупки акций. Всего Германия получила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд. марок, 70% кредитов были американскими.

Во второй половине 20-х годов промышленное произ­водство страны оживилось. И к концу этого десятилетия был превышен довоенный уровень промышленного произ­водства, в том числе на треть увеличилась добыча камен­ного угля и выплавка стали, более чем на 40% — выплавка чугуна, почти на 75% — добыча бурого угля и т.д.

Расширение производства на новой технической основе заметно продвинуло электротехническую и машинострои­тельную индустрию. Осваивалось производство искусственного шелка и бензина. Внедрение в организацию производства американских новаций Форда и Тейлора способствовало росту производительности труда на 40%. По общему объ­ему промышленного производства Германия вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США).

К концу 20-х годов германские магнаты смогли вернуть международные позиции. Так, из 300 международных монополистических объединений германский финансовый капитал участвовал в 200.

Немецкие промышленные изделия с успехом стали воз­вращаться на внешний рынок. Так, Германия обошла Ве­ликобританию по вывозу машин и оборудования, увеличив общий объем торговых операций по экспорту на 17% и по импорту на 30%.

В июне 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен новым репарационным планом — планом Юнга.

Для преодоления репарационного кризиса в августе 1929 г. и январе 1930 г. репарационные конференции за­падных держав определили планом Юнга новые льготы для Германии.

О.Юнг, президент электротехнического треста Морга­на, один из авторов плана Дауэса, был назначен предсе­дателем комитета экспертов по рассмотрению репарацион­ной проблемы. Предложенный им проект был принят за основу. В отличие от плана Дауэса план Юнга ограничивал общий объем репараций суммой в 113,9 млрд. марок. Раз­мер ежегодных платежей на ближайшие 37 лет (с января 1929 г.) определялся в 2 млрд. марок.

Заметные изменения коснулись порядка взимания ре­параций. Их единственными источниками остались госу­дарственный бюджет и прибыль от железных дорог. Отме­нялись отчисления от прибылей промышленности и фи­нансовый контроль над экономикой Германии. По сути дела решения Версальского договора подвергались все большей ревизии.

В целях получения и распределения репараций, осу­ществления расчетов по межсоюзническим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансирование тяжелой промышленности и военного про­изводства и укрепивший позиции американского капитала в Германии.

Однако обострение экономических проблем в кризис­ной ситуации свело на нет реализацию плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия решений, связанных с регламентацией репарационных платежей. Так, в середи­не 1931 г, американский президент Г.Гувер предложил приостановить платежи на год. Формально план Юнга был отменен.

Итак, в 20-х годах немецкая промышленность восстанавливается и развивается дальше. К сожалению, к 1929 году промышленное производство Германии выросло только на 8% сравнительно с довоенным уровнем. Рост производства здесь удерживался узостью внутреннего рынка: ведь германское население обнищало в период инфляции и все еще продолжало платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои сбережения. А следствием узости внутреннего рынка была особенно большая недогрузка производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в период подъема были загружены только на 70%, а безработных было 4 млн.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не смотря на все улучшения в экономике, которые произошли благодаря реализации планов Дауэса и Юнга, Германия все таки не смогла полностью преодолеть экономический хаос.

 

Литература:

1. Маркова А.Н., Н.С.Кривцова, А.С.Квасов. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.-192 с.

2. Постников В. В., США и Дауэсизация Германии, 1924—1929. М.: Академия наук, 1957- 201 с.

3. Никонова С.В. Очерк европейской политики Германии в 1926 1.929 гг.: (От плана Дауэса к плану Юнга). - М.: Наука, 1977.- 374 с.

 

 

Мартыненко А.Ю.

Крамаренко А.А.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.014 с.)