Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антитрестовое законодательство США конца XIX начала XX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Антитрестовское законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские комитеты). Эффективно развивающаяся рыночная экономика основывается, прежде всего, на свободном предпринимательстве. Рынок появляется везде и всюду, где люди покупают или продают свои товары или услуги. Антитрестовская политика отличается от страны к стране. Эти отличия отражают разницу в экономических условиях и позицию государственных органов в отношении конкуренции. Данная политика направлена на регулирование отношений между участниками рыночного обмена - это положение является общим для антитрестовской политики каждой из стран. В США антитрестовское законодательство появилось в конце 19 века. Оно было направлено против картелей, фиксации цен и других подобных соглашений. Первым, и до сих пор считающимся наиболее важным федеральным “антитрестовским” статусом США, является “Акт, имеющий целью защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий” (1980 г.) - закон Шермана. Основные положения закона заключены в его первых двух разделах (статьях), посвященных защите торговли от незаконных сговоров и монополий. Раздел первый гласит: “Настоящим каждый контракт, объединение в форме треста или другом виде, сговор, направленный на ограничение торговли и коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, объявляются незаконными. Всякое лицо, которое заключит любой такой контракт или вступит в любую такую организацию или сговор, признаётся виновным в мисдиминоре и по осуждению подлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тысяч долларов, или тюремному заключению на срок не более 1 года, или указанным наказанием по усмотрению суда”. Во втором разделе закона говорится: “Всякое лицо, которое монополизирует или попытается монополизировать или объединяется, или сговаривается с другим любым лицом или группой лиц с целью монополизировать любую часть торговли или коммерции между несколькими штатами или иностранными государствами, признается виновным в мисдиминоре”. Последующие разделы закона имеют главным образом процессуальное значение. Окружным прокурорам предоставляется право возбуждать ”под руководством генерального прокурора” судебные дела в случае нарушения закона, а окружным судам - рассматривать их. Эти судебные дела могут по усмотрению прокуратуры рассматриваться либо в уголовном, либо в гражданском процессе. Лица, “ бизнесу или собственности которым причинен вред” в результате действий, предусмотренных в первых двух разделах закона могут возбуждать в окружных судах гражданские иски о возмещении убытков в тройном размере с одновременным покрытием стоимости процесса. Неопределенные формулировки закона Шермана развязали руки правительственным и судебным органам США, позволили им приспосабливать “ каучуковые” статьи этого закона к интересам крупного капитала. Не случайно буржуазная литература практически единогласно признает, что “ акт Шермана относится к числу наиболее смутных статусов ” в США. “Разумная гибкость” и “ мудрость” положений закона Шермана до сих пор рассматриваются в качестве особенно высоких достоинств этого акта, в качестве того свойства, которое делает его основой “ антитрестовской политики “ США. Однако ограниченность закона Шермана в первые два десятилетия его воздействия были настолько очевидны, что конгресс и правительство США время от времени вновь стали прибегать к антитрестовским маневрам, внося некоторые незначительные второстепенные изменения и дополнения к этому закону. После президентских выборов 1912 года, президент Вудро Вильсон в своем послании к конгрессу в январе 1914 года предложил реформу антитрестовского законодательства. Вильсон говорил о преодолении неопределенности закона Шермана путем запрещения некоторых конкретных форм предпринимательских действий, ведущих к уничтожению конкуренции и установлению монополий, но вместе с тем подчеркивал необходимость охраны интересов “ здоровых объединений “.На базе этих предложений конгресс в 1914 году принял два новых антитрестовских закона - “ Акт о федеральной торговле комиссии “ и “ Акт, дополняющий существующие законы против незаконных ограничений и монополий и других целей “. Антитрестовское законодательство и опыт его применения вряд ли можно оценить однозначно. Но одно безусловно: с течением времени, по мере социоэкономической эволюции американского общества, законодательство изменялось, сообразуясь с тенденциями и характером этой эволюции. Сама возможность подобной адаптации не в последнюю очередь была предопределена так называемым принципом разумности (англ. rule of reason), который был заложен в основу антимонопольного кодекса. Принцип разумности означает, что всякий случай нарушения закона должен быть истолкован не столько с формальной (чисто юридической) стороны, сколько в контексте возможных экономических последствий такого нарушения. В силу этого антитрестовское законодательство никогда не было указом, сухой инструкцией, которую следовало выполнять любой ценой.
Литература: 1. Марголит Г. Антимонопольное законодательство в России: первые шаги // США. Экономика, политика, идеология. - 1994 - №10 - с. 3-9. 2. Никитин С., Глазова Е., Стиганова М. Государство и проблемы монополии. 3. Гудков В. Попытка федеральных властей контролировать монополии // Вопросы экономики. - 1993. № 3 с. 152 -155. 4. Горн Р. Естественные монополии в России и перспективы их развития // 5. Костиков В. Проблемы демонополизации экономики // Общество и экономика. - 1994. - № 9/10 с. 3-18.
Зиновьева М.Э. Крамаренко А.А. Донецкий национальный университет
ВЛИЯНИЕ ПЛАНА ДАУЭСА И ЮНГА НА ЭКОНОМИКУ ГЕРМАНИИ
Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов, которые ведут к ухудшению состояния экономики в различных странах мира. В настоящее время существуют международные организации, такие как МВФ, ООН, которые проводят множество программ по восстановлению стран, подвергшимся этим конфликтам. Прообразом этих программ являются планы Дауэса и Юнга. Основные задачи этих планов состояли в возрождение промышленного потенциала Германии и обеспечение выплат репараций странам-победителям. Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, как именно повлияли репарационные планы Дауэса и Юнга на экономику Германии, какие экономические инструменты использовались, а также смогла ли Германия благодаря эти планам полностью преодолеть экономический хаос, наблюдавшейся в послевоенные года. После Первой мировой войны в Германии наблюдается послевоенный кризис и последующая стагнации экономики страны. Особенно тяжелым последствием было то, что страны-победители наложили на Германию репарации (по Версальскому договору), т.е. суммы военного ущерба, которые должна была возместить Германия, размером в 132 млрд. золотых марок. Глубокую заинтересованность в скорейшем восстановлении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-экономического потенциала, фактически вопреки Версальскому договору, проявили страны Запада. В августе 1924 г. на Лондонской конференции держав-победительниц принимается программа ослабления условий репараций. План Дауэса, разработанный международным комитетом экспертов под председательством директора одного из чикагских банков генерала из интендантов Ч.Дауэса, тесно связанного с банковской группой Моргана, вступил в силу 1 сентября 1924 г. Этот план предусматривал три основных источника обеспечения репарационных платежей. Во-первых, поступления за счет пошлин и косвенных налогов, главным образом, на предметы массового потребления; выпускались специальные облигации. Во-вторых, доходы германских железных дорог. В-третьих, налогообложение промышленности. Жесткий механизм иностранного контроля не допускал даже малейшего нарушения плана. Кроме того, сразу после введения плана Дауэса, Германии был предоставлен американскими кредиторами заем в 800 млн. марок, способствовавший укреплению бюджета. Репарационные платежи по 2,5 млрд. марок ежегодно, не фиксируемые в общем объеме, начались лишь в сентябре 1928 г., а до этого срока они составили по 1—1,75 млрд. марок в год. В 1932 г. репарационные платежи были и вовсе отменены. Одним из существенных последствий реализации плана Дауэса стало смягчение остроты конфликта во взаимоотношениях Германии с внешним миром. За период реализации плана Дауэса (1924—1929 гг.) значительно усилилось проникновение западных капиталов в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Всего Германия получила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд. марок, 70% кредитов были американскими. Во второй половине 20-х годов промышленное производство страны оживилось. И к концу этого десятилетия был превышен довоенный уровень промышленного производства, в том числе на треть увеличилась добыча каменного угля и выплавка стали, более чем на 40% — выплавка чугуна, почти на 75% — добыча бурого угля и т.д. Расширение производства на новой технической основе заметно продвинуло электротехническую и машиностроительную индустрию. Осваивалось производство искусственного шелка и бензина. Внедрение в организацию производства американских новаций Форда и Тейлора способствовало росту производительности труда на 40%. По общему объему промышленного производства Германия вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США). К концу 20-х годов германские магнаты смогли вернуть международные позиции. Так, из 300 международных монополистических объединений германский финансовый капитал участвовал в 200. Немецкие промышленные изделия с успехом стали возвращаться на внешний рынок. Так, Германия обошла Великобританию по вывозу машин и оборудования, увеличив общий объем торговых операций по экспорту на 17% и по импорту на 30%. В июне 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен новым репарационным планом — планом Юнга. Для преодоления репарационного кризиса в августе 1929 г. и январе 1930 г. репарационные конференции западных держав определили планом Юнга новые льготы для Германии. О.Юнг, президент электротехнического треста Моргана, один из авторов плана Дауэса, был назначен председателем комитета экспертов по рассмотрению репарационной проблемы. Предложенный им проект был принят за основу. В отличие от плана Дауэса план Юнга ограничивал общий объем репараций суммой в 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей на ближайшие 37 лет (с января 1929 г.) определялся в 2 млрд. марок. Заметные изменения коснулись порядка взимания репараций. Их единственными источниками остались государственный бюджет и прибыль от железных дорог. Отменялись отчисления от прибылей промышленности и финансовый контроль над экономикой Германии. По сути дела решения Версальского договора подвергались все большей ревизии. В целях получения и распределения репараций, осуществления расчетов по межсоюзническим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансирование тяжелой промышленности и военного производства и укрепивший позиции американского капитала в Германии. Однако обострение экономических проблем в кризисной ситуации свело на нет реализацию плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия решений, связанных с регламентацией репарационных платежей. Так, в середине 1931 г, американский президент Г.Гувер предложил приостановить платежи на год. Формально план Юнга был отменен. Итак, в 20-х годах немецкая промышленность восстанавливается и развивается дальше. К сожалению, к 1929 году промышленное производство Германии выросло только на 8% сравнительно с довоенным уровнем. Рост производства здесь удерживался узостью внутреннего рынка: ведь германское население обнищало в период инфляции и все еще продолжало платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои сбережения. А следствием узости внутреннего рынка была особенно большая недогрузка производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в период подъема были загружены только на 70%, а безработных было 4 млн. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не смотря на все улучшения в экономике, которые произошли благодаря реализации планов Дауэса и Юнга, Германия все таки не смогла полностью преодолеть экономический хаос.
Литература: 1. Маркова А.Н., Н.С.Кривцова, А.С.Квасов. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.-192 с. 2. Постников В. В., США и Дауэсизация Германии, 1924—1929. М.: Академия наук, 1957- 201 с. 3. Никонова С.В. Очерк европейской политики Германии в 1926 1.929 гг.: (От плана Дауэса к плану Юнга). - М.: Наука, 1977.- 374 с.
Мартыненко А.Ю. Крамаренко А.А. Донецкий национальный университет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.008 с.) |