Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция развития экологической политики донбасса

Поиск

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время экологические проблемы приняли глобальный характер, в связи с тем, что при планировании и реализации материального прогресса общества не были приняты во внимание экологические основы человеческой жизни и жизни других существ. Поэтому в настоящее время почти все страны, особенно те, которые относятся к экономически развитым, стараются сформулировать свою экологическую политику, отрегулировать плановое использование природных ресурсов и обеспечить финансовые ресурсы для их восстановления.

Рассмотрению проблем экологической политики государства посвящены работы таких ученых и общественных деятелей как Рудык А.Н., Шуленин Н.В., Данилов-Данильян В.И., Яницкий О.Н., Гужель Л.М., Станпс Е.В., Машковцев Б.И. и др.

Целью данной работы является анализ формирования и реализации экологической политики на уровне государства.

В связи со сложившимися социально-политическими условиями в Донбассе образовалось новое государство, которому предстоит сложный путь трансформации от молодого государства до полноценно независимого, экономически развитого государства, имеющего международно-правовое признание. И одними из важных показателей состоявшегося государства – это гарантирование экологической безопасности природной среды для жизни и здоровья населения, внедрения экологически сбалансированной системы природопользования и сохранения природных экосистем, что не возможно без разработки и реализации концепции развития экологической политики государства.

Экологические проблемы не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развития, ориентированный на достижение экономического прогресса. Так, Донбасский регион в наследие получил экологические проблемы постсоветского пространства и Украины. Принимаемые в СССР экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочих причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления - экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Распад СССР в 1991 году и решения Всемирного саммита по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году стали отправным и во многом позитивным толчком к формированию национальной экологической политики Украины. Однако, несмотря на все положительные подвижки в экологической политике, Украина из сырьевого региона бывшего Советского союза превращается в сырьевой придаток развитых стран, прежде всего Европейского Союза. До недавнего времени в Донбасском регионе тенденции экономического развития определяли линии поведения в сфере экологии, способствуя негативным изменениям окружающей среды. Рост экономического производства рассматривался как единственное средство удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения.

Проанализировав опыт предыдущего наследия Донбасского региона, автором разработана «Концепция развития экологической политики Донбасса», в которой обозначены принципы, цель, задачи и этапы механизма развития экологической политики Донбасса.


Факторы -масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабиль-ность, уровень экологической культуры населения и т.п.  
Субъекты:государство, хозяйственно-экономические субъекты, научно-исследовательские институты, политические партии, общественные организации, отдельные граждане
Принципы: научная обоснованность, комплексность, своевременность, динамичность и ситуационность, направленность на перспективу, действенность, объективность, эффективность, адаптивность и гибкость, регулярность
ЗАДАЧИ: - улучшение экологической ситуации и повышение уровня экологической безопасности; - обеспечение экологически сбалансированного природопользования; - повышение уровня общественного экологического сознания; - достижение безопасного для здоровья человека состояния окружающей природной среды; - интеграция экологической политики и усовершенствование системы интегрированного экологического управления; - сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и формирование экологической сети; - усовершенствование экологической политики на уровне сельских, поселковых и городских советов  
ЦЕЛЬ: повышение эффективности экологической политики путем своевременного комплексного выявления проблем, их устранения и недопущения в перспективном функционировании экологической политики государства, поиска резервов сохранения окружающей среды при использовании физических, технических, инвестиционных и финансовых возможностей государства, что позволит максимизировать рациональное использование природных ресурсов и обеспечить стабильное уменьшение вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов по мере повышения уровня экономического развития Донбасса    
Разработка комплекса государственных мер по улучшению экологической политики Донбасса
ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДОНБАССА
Инструменты: нормативно-правовые акты, экологический аудит, налоги, льготы, создание целевых программ, экологические инвестиции, индексы, нормативы, показатели и др.
Научно-исследовательские методы: экспериментальный, расчетный, качественный, количественный и др.
Социальные методы: законодательно-правовые, административно-контрольные, экономические, технико-технологические, политические, воспитательно-образовательные методы  
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДОНБАССА
поэлементная экологическая оценка природных ресурсов
комплексный подход реализации экологической политики при оптимальном сочетании административно-правовых и экономических рычагов и методов
оценка причинно-следственных связей и факторов, влияющих на экологическую политику государства
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДОНБАССА
S KhVXRWnSIJnZ4mwWCTlQkodoyHO23K6VJXsati1+A41HaRZ2mke0SlD+Yjh7KlV/xteVHlQKwvQS b4EfN/aXergOkeawumHffr/H6ocfbPUTAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQChrFql3QAAAAgBAAAP AAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/LTsMwEEX3SPyDNUjsqF1KaAhxKh4CgcSGgoClGw9xRDyOYjdN /56BDSyP7tWdM+Vq8p0YcYhtIA3zmQKBVAfbUqPh9eXuJAcRkyFrukCoYY8RVtXhQWkKG3b0jOM6 NYJHKBZGg0upL6SMtUNv4iz0SJx9hsGbxDg00g5mx+O+k6dKnUtvWuILzvR447D+Wm+9hnx8ux0/ crfcu6fF/fz6/eyxbh60Pj6ari5BJJzSXxl+9FkdKnbahC3ZKDoNWbbgpoaLZQaC81/eMKtMgaxK +f+B6hsAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA W0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAA AAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQA2giIq/wEAAKgDAAAOAAAAAAAAAAAA AAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQChrFql3QAAAAgBAAAPAAAAAAAA AAAAAAAAAFkEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAYwUAAAAA " strokeweight="1.25pt"/>
Критерии эффективности
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДОНБАССА
да
нет

 

Реализуя, разработанную концепцию на уровне государства у Донбасса, появится уникальная возможность отойти от роли сырьевого региона и заложить основы экологической политики государства с приоритетными направлениями в сфере охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности: заложить действующие экономико-правовые механизмы защиты экологических интересов граждан и общества в целом, одновременно создать правовые условия экологизации рыночных отношений, формируемых в различных отраслях народного хозяйства и в сфере предпринимательства; выработать такую экологическую политику, ориентированную на новые экологические требования (с учетом изменения климата, сохранение биоразнообразия, обеспечение экологической безопасности и т. д.); определить обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, структурно-технологическую модернизацию производства; обеспечить четкое разделение сферы ведения и ответственности между органами власти; проводить анализ эколого-экономических систем, что помогло бы учету требований к выполнению законов взаимодействия природных факторов экономического роста, истощения и исчерпания ресурсов; сформулировать систему показателей, отражающих экологический эффект от использования природных ресурсов; разработать механизм экономической мотивации защиты окружающей среды в условиях рыночных отношений; организовать развитие экологического образования и культуры, международного сотрудничества и привлечения общественности к процессу формирования национальной экологической политики; контролировать соблюдение принципа экологической ответственности за любое нарушение законодательства об охране природной окружающей среды.

Вывод: авторская концепция развития экологической политики Донбасса разработана с не природоохранной целью, а предупреждающей, обеспечивающей предотвращение загрязнение экосистем, их необратимые изменения и, тем более уничтожение. Для чего обязателен учет емкостных особенностей экосистем, возможностей природных экосистем к восстановлению. Потенциал экосистем Донбасского региона должен оцениваться сегодня не только как ресурсная база экономического роста, но и как природные основные фонды для обеспечения жизнедеятельности общества, биосферы, для поддержки которых в необходимом состоянии требуется постоянное финансирование, сбережение и обновление. Оценка потенциала экосистем на глобальном, государственном, региональном и местном уровнях должна быть целостная и интегральная. Без этого невозможно экологическое оздоровление природы и общества и обеспечение экологической безопасности.

 

Литература:

1) Станпс Е.В., Машковцев Б.И. Эколого-социальные конфликты - при­чины и следствия // Вести Рос. УДН, Осн. Экол. и безопасн. жизнедеятельности.- 1997. - № 2.- С 133-166. 2) Пятая конференция министров «Окружающая среда для Европы», Киев,Украина, 21-23 мая 2003. - [Электронный ресурс] Режим доступа: www.unece.org/env/documents/2003/ece/cep/ece.

3) Гужель Л. М. Екологічний чинник економічного розвитку в контексті економічної теорії / Л. М. Гужель // Науковий журнал: Стратегія розвитку України: Економіка. Соціологія. Право. – К.: НАУ, 2004. – № 1–2. – С. 72–78.

4) Основні засади (стратегія) державної екологічної політики України на період до 2020 року, затв. Законом України від 21 грудня 2010 року N 2818-VI;

5) Данилов-Данильян В.И. К вопросу о коэволюции природы и обще­ства // Экол. и жизнь -1998.- №2.- С. 18-23.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.253 (0.007 с.)