Производство энергии и экологические проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство энергии и экологические проблемы



Очень сложные экологические проблемы связаны с получением энергии. Потребность в энергии - одна из основных жизненных потребностей человека. Энергия нужна не только для нормальной деятельности современного сложно организованного человеческого общества, но и для простого физического существования каждого человеческого организма. В настоящее время, в основном, электроэнергию получают на гидроэлектростанциях, тепловых и атомных станциях. Гидроэлектростанции, на первый взгляд, являются экологически чистыми предприятиями, которые не наносят вреда природе. Так считали много десятилетий. В нашей стране построили много наибольших ГЭС на больших реках. Теперь стало ясно, что этим строительством нанесен большой вред и природе, и людям. В первую очередь, строительство дамб на больших равнинных реках приводит к затоплению огромных территорий под водоемы. Это связано с переселением большого числа людей и потерей пастбищных угодий.

Во-вторых, перегораживая реку, дамба создает непреодолимые препятствия на путях миграций рыб, которые поднимаются на нерест в верховье рек.

В-третьих, вода в водохранилищах застаивается, ее проточность замедляется, что отражается на жизни всех живых существ, которые живут в реке и водоеме.

В-четвертых, местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию, к эрозии берегов и оползням.

Этот список негативных последствий строительства ГЭС на равнинных реках можно продлить. Высотные дамбы на горных реках также представляют собой источники опасности, особенно в районах с высокой сейсмичностью. В мировой практике известно несколько случаев, когда прорыв таких дамб привел к огромным разрушениям и гибели сотен и тысяч людей.

С экологической точки зрения АЭС являются больше всего чистыми среди других ныне действующих энергетических комплексов. Опасность радиоактивных отходов полностью осознается, потому и конструкция, и эксплуатационные нормы атомных электростанций, предусматривают надежную изоляцию от окружающей среды радиоактивных отходов, которые образуются.

Стоит учитывать, что фактические объемы радиоактивных отходов сравнительно небольшие. Для стандартного ядерного энергоблока мощностью в 1 млн. кВт это 3 – 4 м3 в год. Ясно, что с кубометром даже очень вредного и опасного вещества все же проще вести себя, чем с миллионом кубометров просто вредного и опасного, как, например, с отходами тепловых электростанций, которые практически полностью поступают в окружающую среду.

Не все знают, что уголь имеет небольшую естественную радиоактивность. Так как на ТЭС сжигаются огромные объемы топлива, то его суммарные радиоактивные выбросы более высоки, чем от АЭС. Но этот фактор второстепенен, в сравнении с главным вредом, который наносится природе и людям, - выбросами в атмосферу химических соединений, которые являются продуктами сжигания.

Хотя АЭС экологически более чисты, чем просто электростанции, они таят в себе большую потенциальную опасность в случае серьезных аварий реактора. В этом мы убедились на примере Чернобыльской катастрофы. Таким образом, энергетика ставит много экологических проблем. Поиски решения проблемы ведутся в нескольких направлениях. Ученые разрабатывают новые безопасные реакторы для атомных станций. Второе направление связано с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Это в первую очередь энергия Солнца и ветра, тепло земных недр, тепловая и механическая энергия океана, биоэнергетика. Во многих странах, в том числе и у нас, уже созданы не только опытные, но и промышленные, установки на этих источниках энергии. Они еще сравнительно маломощные, но многие ученые считают, что за ними большое будущее.

 

6.15. Экологический кризис, как кризис антропоцентрического сознания

 

Экологический кризис XX века свидетельствует, что биосфера и ее компоненты является достаточно хрупкими структурами. Они начали интенсивно разрушаться под воздействием глобального антропогенеза и терять благоприятные для человека свойства.

Конец ХХ - века – это время осознания кризиса цивилизации, основанной на индивидуализме, потреблении и подчинении природы.

В течение всей истории своего существования человек опирался на природоразрушительную структуру ведения хозяйства. В канун ХХІ века человечество ступило на порог новой сложной эпохи - экологизации всех сфер производственной деятельности. Ее успешному протеканию мешают социально-политические предпосылки, когда правительства и народы еще не поняли необходимости включения состояния окружающей среды к числу приоритетов развития нации. Кроме того, мешают экономические и технические предпосылки, которые заключаются в том, что экологически чистые технологии отсутствуют или дорого стоят. Особенно мешают предпосылки морально психологического характера, которые сводятся к не осознанию пагубных последствий антиэкологических действий. Технократическая парадигма мышления, присущая ХХ веку, настолько сильная, что выход из экологического кризиса, как и раньше, пытаются найти обычными путями: контроль над технологиями, которые используются в промышленности; принятие природоохранных законов; создание экологически чистых производств и тому подобное. Другими словами, если экологический кризис порожден техническим прогрессом, то следует просто внести соответствующие коррективы в направление этого прогресса. Экологический кризис воспринимается как что-то внешнее по отношению к человеку, а не как то, что содержится в нем самом. Однако, эффективность дорогих мероприятий, которые осуществляются по защите природы, в конечном счете, определяются поведением людей, их отношением к природе. "Разруха не в окружающем мире, разруха в головах" – говорил когда-то профессор Преображенский из повести М.Булгакова "Собачье сердце". В обществе очень медленно утверждается понятие того, что экологический кризис – это, не в последнюю очередь, "разруха в головах" и именно в них нужно сначала привести все в порядок. Все большее количество исследователей приходит к выводу, что экологический кризис – это, в первую очередь, кризис мировоззрения, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения доминирующего в настоящий момент экологического сознания. Термином "экологическое сознание" традиционно отражается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сформированный тип экологического сознания определяет поведение людей по отношении к окружающей природе.

Постепенное изменение технократического пути развития общества на путь экологический - наиболее пригодный возможный путь последующего развития человеческой цивилизации.


7. Деятельность правительственных и неправительственных международных

Организаций в отрасли охраны окружающей среды

Международная экополитика

Конец XX века ознаменовался осознанием взаимной ответственности государств за состояние окружающей среды. Стали нормой международного общения сотрудничество в отрасли решения экологических проблем, взаимные консультации и обмен информацией. Главной целью стала выработка системы мировой экологической безопасности. Объективная необходимость международного сотрудничества в отрасли охраны природы на межгосударственном уровне выплывает из глобального характера экологического кризиса и невозможности другими средствами обеспечить охрану окружающей среды.

Экология во второй половине ХХ века поставила перед политикой такие острые проблемы, как регуляцию численности населения, экологическую безопасность населения. Природа экологических проблем планетарная, и ее невозможно решить отдельно в том или другом государстве. Возникло новое явление в развитии цивилизации - экологическая политика. В современном обществе экологическая политика стала самостоятельной сферой в политической деятельности государств. Формирование экологической политики началось с 70-х годов ХХ века, когда появилась быстрая деградация природной среды в разных странах мира. Она привела к тому, что в настоящий момент в более чем 100 странах мира созданы министерства или ведомства, которые специально занимаются охраной окружающей среды. Практически одновременно во всех странах мира началась разработка нормативов качества среды жизни, право человека на качественную природную среду стало включаться в конституцию государств, развивается природоохранное законодательство. Понятие экологического суверенитета начало входить в число государственных приоритетов.

Мировая общественность осознала, что человечество имеет общие глобальные интересы, без решения которых невозможно устойчивое развитие ни одного государства. Способы политического обеспечения охраны окружающей среды в разных странах неодинаковы. Лидером в формировании принципов экологической политики и ее проведения, безусловно, являются страны Западной Европы. В современной Европе выделяются четыре больших региона, которые отличаются экологической политикой, которую они проводят.

Первый регион – страны юга Европы, наименее экономически развитые, с аграрной направленностью производства. Они имеют много сложных экологических проблем и возлагают надежды в их решении на финансовую помощь со стороны Европейского содружества.

Второй регион – северная Европа, государства которой отличаются наиболее гармоничным развитием и рациональным использованием природных ресурсов. Они успешно решают экологические проблемы, опираясь на традиционно экологизованное мировоззрение широких слоев населения.

Третий регион – страны северо-западной Европы, которые отличаются высоким промышленным потенциалом и сильно загрязненной природной средой. Страны этого региона имеют достаточно средств и с конца 80-х годов ХХ века начали проводить энергичную экологическую политику.

Четвертая группа – страны восточной Европы, которые отличаются очень высоким уровнем загрязнения окружающей среды и не имеют экономических и финансовых средств для оперативного и стратегического решения экологических проблем.

После образования Европейского Экономического Содружества с 1987 года получила распространение инициатива Франции о совместной межгосударственной охране природы. Она стала толчком для создания многих видов межгосударственных структур. ЕЭС, а потом Европейский совет (ЕС) с 1973 года последовательно разработали и реализовали четыре программы по охране окружающей среды. Принята практика подготовки в этой области специальных директив, обязательных для стран ЕС. В настоящий момент в отрасли экологии действуют 120 таких директив.

В 1993 году ЕС приняла новый стандарт (BS 7750) относительно широкого круга продуктов промышленного и сельскохозяйственного производства и деятельности предприятий, соответственно которому более жестко регламентируются загрязнения окружающей среды, затраты энергии, на производство, создание шумового загрязнения. Продукция, которая выдерживает этот стандарт, получает знак “Зеленого голубя”, который дает преимущества на рынке товаров.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды происходит в рамках разнообразных международных правительственных и неправительственных организаций. Они отличаются по целям, структуре и функциям. В зависимости от характера сотрудничества - двусторонние или многосторонние, региональные или субрегиональные.

Начало международному сотрудничеству по проблемам окружающей среды было положено в 1913 г. в Берне (Швейцария), когда ученые 18 стран собрались на конференцию по международной охране природы. Но само по себе международное сотрудничество в области охраны окружающей среды началось еще в конце ХІХ века, оно осуществлялось каналами общественных организаций – Всемирного фонда дикой природы и Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

В течение последних десятилетий наметилась четкая тенденция решения многих вопросов экологической безопасности на международном уровне. Стимулирующим толчком к международному сотрудничеству на уровне держав по вопросам экологии и охраны природы стала Стокгольмская конференция 1972 года. Стокгольмская декларация закрепила фундаментальное право людей не только на свободу и равенство, но и на адекватные условия жизни в окружающей среде.

Украина как европейское государство присоединилась к процессу государственной и правовой регуляции сохранения качества природной среды. В 1991 году было создано Министерство охраны окружающей среды Украины. По его инициативе в 1991 году был принят закон “Об охране окружающей природной среды” и начата разработка пакета законов и законодательных актов по экологическим проблемам, включая охрану атмосферы, воды, растительного и животного мира. Украина как участница конференции 1992 года в Рио-де-Жанейро, внесла предложение об экологической конверсии производств, приняла на себя обязательство обеспечивать экологизацию экономики и решение экологических проблем как первоочередное задание хозяйственной и государственной политики. Украина принимает участие в работе программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП).

На межгосударственном уровне начался процесс формирования новой системы ценностей социального, экономического и этического характера, который включает у себя экологический императив.

 

Деятельность ООН

Проблема окружающей среды в ее современном понимании была впервые поставлена в Организации Объединенных Наций на Межправительственной конференции по проблемам биосферы в Париже в 1968 г.

В июне в 1972 г. в Стокгольме (Швеция) состоялась конференция ООН по проблемам окружающей среды. Эта конференция провозгласила право человека на качественную окружающую среду и обязанность её охранять и улучшать для будущих поколений.

Конференция приняла Декларацию по окружающей среде, план мероприятий, которые должны осуществляться правительствами и международными организациями и «Резолюцию об организационных и финансовых мероприятиях»; обсудила вопрос планирования населенных пунктов и управления природными ресурсами, рассматривались информационные и культурные аспекты проблем окружающей среды.

День открытия Конференции, 5 июня, отмечается как Всемирный день окружающей среды. Позже, в декабре 1972 г., Генеральная Ассамблея учредила программу ООН по окружающей среде (ЮНЭП) для осуществления контроля окружающей средой.

Задание ЮНЭП - способствовать принятию мер по охране окружающей среды и распространению знаний об окружающей среде во всем мире. ЮНЭП координирует деятельность всех оснований ООН в области окружающей среды и работает вместе с правительствами, научными и деловыми кругами и неправительственными организациями, включая женские и молодежные группы.

К задачам ЮНЭП относятся: Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГЭМС), Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (ИРПТК) и всемирная сеть данных ИНФОТЕРРА. Программы ЮНЭП охватывают также широкий спектр мероприятий по охране окружающей среды и вспомогательные услуги в сфере информации и законодательства об окружающей среде.

В рамках своих ключевых позиций ГЕМС предоставляет информацию о климате и атмосфере, океанах, возобновляемых земных ресурсах, трансграничном загрязнении и последствиях загрязнения для здоровья. Деятельность ГЕМС осуществляется в 142 странах.

В настоящее время в мире используются более 80 тыс. химических веществ, и ЮНЭП дает через ИРПТК важную информацию о решении, относительно химической безопасности. Результатом деятельности ЮНЭП было улучшение окружающей среды во многих странах; более 30 стран разработали национальные стратегии в области охраны окружающей среды, направленные на экологически допустимое экономическое развитие.

Реализуется программа “Человечество и глобальные изменения”, целью которой является изучение взаимосвязей в системе “человек – среда жизни”.

На межгосударственном уровне предложено оценивать успехи государств в этом направлении системой:

А) индекс гуманитарного развития, который включает в себя достигнутую в государстве продолжительность жизни его граждан, уровень образования, уровень овладения ресурсами;

Б) индекс устойчивого экономического благосостояния Далли-кобба (1987) с поправками на экологические расходы.

 

Деятельность ЮНЕСКО

ЮНЕСКО - межправительственная организация, которая является специфической основой ООН.

Цель - способствовать миру и безопасности, развитию сотрудничества стран в отрасли науки, образования и культуры, для поощрения общего развития справедливости, правопорядка, прав человека и основных свобод, предусмотренной уставом ООН, для всех народов мира без разницы расы, пола, языка и религии.

Направления работы организации - есть охрана окружающей среды и памятников культуры, сотрудничество в отрасли глобальных научных проблем в области океанографии, геологии, гидрологии, и так далее

В мире по инициативе ЮНЕСКО осуществляется международная программы «Человек и биосфера». Эта программа решает целый ряд задач, среди которых можно назвать такие: определение и оценка изменений в биосфере под воздействием антропогенной деятельности; изучение структуры, функционирования и динамики природных, и контролируемых человеком экосистем; исследование связи между социально-экономическими процессами; разработка путей и средств изменения качественных и количественных изменений природной среды; координация исследований биосферы и др. Международная программа «Человек и биосфера» на сегодня осуществляется. Программа «Человек и биосфера» использует весь предыдущий опыт

человечества, а также опыт выполнения Международной биологической программы, программы изучения аграрных земель и др.

 

Деятельность «ЗЕЛЕНЫХ»

 

«Зеленые» - одно из массовых демократических движений, которое возникло в начале 70-х годов ХХ ст. в странах Западной Европы в виде отдельных групп, которые объединились в борьбе против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, и тому подобное. С середины 70-х гг. ХХ ст. все большее место в требованиях «зеленых» занимают вопросы сохранения мира, сокращения военных бюджетов, децентрализации и демократизации общественной жизни и др. Движение «зеленых» объективно отражает нарастающее в широких прослойках население развитых стран недовольство существующей системой, стремление к изменениям, поиск альтернативы. Наибольший размах это направление получило в ФРГ, где в январе в 1980 г. оно оформилось в политическую партию. Партия «зеленых» на парламентских выборах в 1987 г. получила больше 3 млн. голосов.

Поиск третьего пути, основанный на предвзятом отношении к уже существующим общественным системам, приводит «зеленых» к тому, что протест против значительного промышленного производства представляют для них коренные вопросы о частной собственности на средства производства. Определенный отпечаток на деятельность партий налагают лица, которые пытаются навязать ей авантюристские или сектантские методы действия, а также всякого рода анархистские элементы, которые проникли в ее ряды. По таким вопросам, как общедемократические задачи или проблема предотвращения ядерной катастрофы, позиции западногерманских «зеленых», близки к линии немецкой коммунистической партии, которая создает возможность их общего участия в борьбе за отмену «запрещений на профессии», против ограничения права на демонстрацию, за улучшение положения иностранных рабочих.

В январе в 1984 г. на созванной в Брюсселе конференции была образована Европейская партия зеленых, куда вошли соответствующие объединения из Австралии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландов, ФРГ и Франции; в апреле в 1984 г. прошел ее первый конгресс. Он обсудил программу минимум на выборах в Европейский парламент, в которую включены требования о запрещении и уничтожении химического и бактериологического оружия, о ликвидации ядерных арсеналов в Европе. На выборах в Европейский парламент в 1984 г. «зеленые» добились заметного успеха, получив 11 мест. По внешнеполитическим вопросам, в первую очередь войны и мира, «зеленые» занимают все более последовательные антимонополистические позиции.

 

Деятельность Римского клуба

Римский клуб - это международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Римский клуб - это неформальный союз, который объединяет около 100 ученых, общественных деятелей и руководителей международных корпораций и фондов из 43 стран, которые финансируют исследования. Она не имеет ни структуры, ни штаба, ни бюджета. Основатель клуба - итальянский экономист, бизнесмен и общественный деятель А.Печчеи. Во время основания клуба индустриальный мир переживал пик послевоенного периода ускоренного экономического роста, но уже тогда появились тревожные признаки дисгармонии.

На первом заседании, которое состоялось в Риме (оттуда и название клуба), кучка западноевропейцев заявила, что растущая взаимозависимость стран требует нового глобального мышления, что неблагополучие современного общества такие многогранные, что больше нельзя по очереди и изолированно решать эти вопросы.

Цель Римского клуба – исследование ближайших и дальнейших последствий крупномасштабных решений. Связанных с выбранными человечеством путями научно-технического и экономического развития. Перед исследователями Римского клуба встала главная проблема: возможно ли сохранить здоровое состояние региональной и глобальной природной среды экономическое равновесие, устойчивость социального развития и благосостояния людей, базу не возобновляемых природных ресурсов, или неизбежные изменения в характере использования энергетических и сырьевых материалов, средства производства и потребления в индустриальных странах будут и дальше идти путем наименьшего сопротивления, руководствуясь только узкими экономическими интересами?

Ответы на эти вопросы Римский клуб подает как результат своей работы в такой форме, которая сделала бы их достоянием широкой публики и одновременно весомым аргументом для лиц, которые принимают решения. Преследуя эти цели, члены Римского клуба создают временные творческие группы, которые подают результаты исследований в виде «докладов Римскому клубу», среди них такие как «Пределы роста», «Стратегия выживания», «За пределами столетия расточительности», «Цели для человечества». В этих работах рассмотрены модели будущего человечества.

Римский клуб осуществил ряд исследовательских проектов; неоднократно организовывал встречи с общественными и политическими деятелями различных стран мира. По мнению членов Римского клуба, новые демографические волны (прирост населения) приведут к увеличению нагрузки на природную среду: в связи с увеличением производства продовольствия, все больше земли будет идти под пастбища, гибнуть от эрозии; через количество отходов, которые растут и которые должна будет поглотить земля, атмосфера, океан. Говорят, сейчас впервые стало заметным влияние на природу человеческой деятельности. Степень и последствия этого трудно оценить, однако, эта неуверенность заставляет тревожиться еще больше.

Увеличение человеческой активности намного значительнее, чем простое увеличение численности людей, человеческая деятельность увеличивается в 15-20 – кратных размерах, и так будет, продолжатся, если мы решительно не изменим способ существования (жизни). Сделать полный количественный расчет возможных последствий загрязнения окружающего пространства чрезвычайно трудно, как и оценить его распространения в глобальных масштабах.

За более чем четверть столетнюю деятельность Римского клуба проведено более 40 международных конференций, советов, консультаций. Члены Римского клуба сегодня обращают внимание на перспективы дальнейшего развития Европы в рамках проекта «Европа – 2020», на роль и ответственность европейских стран в мировых изменениях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.248 (0.043 с.)