Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические механизмы природопользования

Поиск

 

Можно выделить такие элементы экономического механизма природопользования:

-плата за пользование природными ресурсами;

-система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

-плата за загрязнение окружающей среды;

-создание рынка природных ресурсов;

-совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;

- экологические фонды;

- экологические программы;

- продажа прав на загрязнение;

- система “залог – возвращение”;

- экологическое страхование.

На основе экономических оценок должна вводиться платность природопользования. Введение платного природопользования должно способствовать более адекватному учету экологического фактора в экономике, рациональному использованию природных ресурсов. Определенным образом плата за природные ресурсы является аналогом экологического налога. Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату:

-за право пользоваться природными ресурсами;

-за возобновление и охрану природных ресурсов.

Существенное значение в системе платного природопользования приобрели разнообразные штрафные санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Должны применяться суровые санкции, экономическая и правовая ответственность. В частности, размер штрафов должен быть значительным, чтобы реально влиять на деятельность производителя.

Платное природопользование определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий, на снижения загрязнений окружающей среды.

К системе экономического стимулирования можно отнести налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию фондов и другие мероприятия.

Особенно широко применяются налоги. У экологических (зеленых) налогов две цели:

- сделать стоимость продукции адекватнее относительно расходов (в том числе на охрану природы и покрытие убытков окружающей среды).

- способствовать политике, при которой убытки компенсирует загрязнитель, а не общество, в целом (реализация принципа “загрязнитель платит”).

Государство дает лишь начальный толчок, влияя на цены. Все другое выполняют рыночные механизмы: влияют на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и тому подобное.

В общем случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. При принятии эффективных мер целесообразное уменьшение обложенной налогом прибыли, например, сокращения его на сумму, какое предприятие реинвестировало на охрану природы.

В некоторых случаях налоги вообще могут не требоваться. Например, от налогов освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и относительно прибылей, полученных от утилизации вторичных ресурсов и отходов, для взносов организаций, а также грантов, на охрану природы.

С позиций перехода экономики к устойчивому развитию, система налогов должна предусматривать повышенные налоги на отрасли, которые эксплуатируют природу. Это снизит выгодность взносов на их развитие.

Важным является и региональный аспект. В местности с напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть мягче в сравнении с экологически чистыми регионами. Льготные налоги должны предоставляться государственным и частным предприятиям, которые производят экологическое оборудование, материалы, а также тем, которые предлагают экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов).

Повышенные налоги имеет смысл применять при оценивании экологически опасной продукции (препаратов, которые разрушают озоновую прослойку, етилованого бензина, пестицидов, энергоемкой техники). Для того, чтобы дать промышленности время на переход к производству альтернативной продукции, этот налог необходимо сделать прогрессивным во времени.

За некоторыми оценками частица налогов, связанных с природопользованием должен вырасти на порядок, и составлять 30-50% прибыльной части государственного бюджета.

Требует улучшения система государственных субсидий для экономики. В наше время субсидии играют анти экологическую роль. Особенно это заметно на примерах двух экономических комплексов ТЭК и АПК.

Ускорена амортизация основных фондов хорошо испытанная в мире как стимулятор приоритетних видов деятельности ДТП. Предприятие, завышая амортизационные отчисления, сокращает размер обложенной налогом прибыли. В результате этого его чистая прибыль растет.

Создание рынка природных ресурсов актуально в условиях их дефицитности и возможности получения значительных средств от их продажи. Цивилизованный рынок ресурсов даст возможность активно привлекать капитал в природо эксплуатационную отрасль. Создание бирж природных ресурсов, проведение аукционов, где бы предприниматели могли закупать права на разработку и аренду, в условиях жесткого экологического контроля и комплексной экологической экспертизы, могли бы существенно увеличить государственные и региональные прибыли от природопользования.

Рынок природных ресурсов (прежде всего, земли) должен предусматривать и создание ипотечной системы. Владельцы ресурсов смогут использовать их для получения инвестиций в развитие производства.

Концепция усовершенствования ценообразования в экономике имеет важное значение для улучшения природопользования. Есть два аспекта этой проблемы:

- достижение ДТП, внедрение, умело выкидных технологий натыкаются на неэффективность ресурсосбережения через низкую стоимость ресурсов. При таких условиях умное повышение цен стимулировало бы переход на режим экономной эксплуатации;

- более того, цена должна учитывать уровень экологической безопасности продукции. Чистая экологически продукция должна быть дешевле той, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду, или ту, которая сама является опасной для природы и здоровья человека.

Важное значение для финансовой стороны охраны природы играют внебюджетные фонды. Основная цель их формирования - создание независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных потребностей. Среди их основных задач:

- финансирование и кредитование программ и научно – технических проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

- экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение чистых технологий;

- содействие развитию экологического воспитания и экологического сознания.

Источники формирования экологических фондов: в основном это: платежи предприятий за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу их сбросы в гидросферу, размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение убытков, добровольные взносы.

Для реализации важных экологических заданий большое значение имеет формирование экопрограмм – комплексных мероприятий. Целевые экологические программы в нашей стране необходимы для решения следующих вопросов:

- выполнение международных обязательств (охрана озонового слоя, преодоления проблемы парникового эффекта, сохранения биоразнообразия);

- охраны и рационального использования природных ресурсов;

- охраны особенно ценных природных объектов;

- реабилитации зон экологической беды.

Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Одна из важных его составляющих – право на продажу разного вида выбросов и сбросов. Упрощенная схема этого механизма такая. Предприятие, которое желает расширить свое производство, имеет выбор: создать надежную систему очистки у себя или выкупить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. В результате общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану природы минимизируется.

Документом, который закрепляет права, является экологическая лицензия– вид ценных бумаг, которые законно предоставляют разрешение на выбросы конкретного загрязняющего вещества в течение конкретного времени. Общее количество экологических лицензий предприятия должно отвечать фактическому уровню совокупных выбросов.

На одну и то же загрязняющее вещество цена экологической лицензии может изменяться в зависимости от сезона, времени суток, ситуации, в регионе (нормальная, экстремальная). Использование экологической лицензии вместо налогов даст возможность заменить государственную регуляцию рыночным.

Наиболее старым и надежным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система. Возвращение пустых бутылок, использованных элементов питания, пластиковых контейнеров. Невзирая на простоту, данный механизм существенно снижает поступление загрязнений в окружающую среду, сохраняет значительные средства и ресурсы, благодаря утилизации.

Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий экологических катастроф является экологическое страхование – страхование ответственности предприятия-источника повышенного риска за нанесение вреда через аварию, технический сбой или стихийное бедствие.

К экологическому страхованию относятся:

- страхование общей гражданской ответственности перед третьими лицами, которое предусматривает возмещение убытков юридическим лицам и гражданам, а также вреда, здоровью населения в результате аварий и катастроф.

- страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде. Под этим понимают страхование владельцами потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения убытков третьим лицам. Этот вид страхования предусматривает покрытие расходов на ликвидацию последствий загрязнения и прямых имущественных убытков пострадавших третьих лиц.

Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем. Условия и порядок определяются Законом Украины о страховании от 7. 03. 1996.

Обязательным является страхование предприятий, внесенных в утвержденный законодательством перечень экологически опасных объектов. С этой целью создается банк данных (экологический архивариус) об опасных для окружающей среды предприятиях и производствах.

В основе ранжировки предприятий по степени их экологической опасности лежат оценки достоверности страхового риска (событие, относительно которого проводится страхование) и потенциальные экономические убытки. В зависимости от величины последних выделяют три группы:

-особенно опасные – группа А. Должны обязательно подлежать страхованию.

-опасные – группа Б. Решение о страховании принимают региональные природоохранные органы.

-мало опасные – группа В. Предприятия страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных, действующим гражданским законодательством и определяется, в результате рассмотрения дела в судебном или другом порядке. Страховое возмещение содержит:

-компенсацию убытков, связанных с повреждением или гибелью имущества;

-сумму убытков, связанных с ухудшением качества жизни и состояния окружающей среды;

-расходы необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым нанесен вред;

Не возмещаются убытки, связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности населения и хозяйственных объектов на всех уровнях реализуется через создание системы экологического страхования. К ней входят такие фонды:

-страховые фонды предприятий – источников повышенного риска;

-фонды взаимного страхования, которые создаются отраслевыми или региональными объединениями таких предприятий;

-фонд страхования экологического риска, который обеспечивает защиту интересов третьих лиц, в случае нанесение им убытков аварийным загрязнением, и компенсацию убытков самого страхователя. Финансовые ресурсы этого фонда формируются за счет средств экологического фонда и страховых компаний, которые стимулируют природоохранную деятельность.

Страховые фонды предприятий и фонды взаимного страхования предназначены для компенсации, как правило, небольших убытков. Размеры взносов и величина возмещения убытков из этих фондов определяются общим решением участников в каждом конкретном случае. Схема работы таких фондов заключается в том, что предприятия-загрязнители и граждане вносят некоторую сумму в один или несколько фондов, которые при возникновении страхового случая компенсируют пострадавшим убытки. Объединение фондов в единую систему дает возможность перемещать капитал, временно размещать свободные средства на депозитных банковских счетах. Практически предприятие не может собственноручно ликвидировать последствия страховых случаев, вызванных техногенными авариями. Единственной формой защиты интересов населения, и предприятий, есть страхование.

Страны, которые вводят у себя систему экологического страхования, чаще всего сталкиваются с такими проблемами:

-отсутствие методологии страхования экологического риска;

-отсутствие методик нормальных оценок убытков, особенно нанесенных здоровью населения;

-необходимость поиска перестраховика для выполнения обязательства или создания резервных фондов.

В механизме экологического страхования не предусмотрены часовые рамки ответственности страховщика, а также способы определения характера загрязнения (постоянное, одноразовое).

Соглашение заключается на один год и может быть продлено по желанию предприятия. При заключении определяется сумма страховых платежей. Она устанавливается, как правило, в % от годового оборота предприятия. Наивысший он может быть в энергетическом комплексе, нефтехимической, химической и лесообрабатывающей промышленности, металлургии. Предприятия, с которыми в течение 2 и больше лет без перерыва заключали соглашения экологического страхования пользуются льготами. Скидка от суммы составляет в течение двух лет – 10%; трех – 15%; четырех – 20.5%; больше – 30%.

 

Плата за природопользование

 

Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. Они компенсируют эколого-экономические убытки. Хотя, очевидно, что в настоящий момент они компенсируют лишь незначительную их часть. Проблема платного природопользования не нашла окончательного решения ни в научно методическом отношении, ни в сфере практического приложения как средства непосредственного экономического влияния на процессы природопользования. Большинство ученых едины в том, что в основе такой платы должна лежать величина экономической оценки природного ресурса, которая отображала бы не только процессы прямого использования компонентов природной среды, но и нанесенный ей вред. Обоснование платы за природопользование должно базироваться на том принципе, что любой вид природопользования, прямой или опосредствованный, является платным.

Такой подход предусматривает следующие виды экологических выплат.

Плата за пользование природной средой как системой, должна создать экономическую основу для поддержания (регуляции) общесистемных функций природной среды. Это плата за непрямое использование человеком элементов природы в процессе жизнедеятельности. Сюда можно отнести использование земной поверхности как природной основы эколого-экономической системы, тепловое загрязнение в результате потерь тепла в жилищных и производственных помещениях, нарушение (перестройку) схемы функционирования природных систем в результате появления (размещение) антропогенных объектов и тому подобное.

Плата за ресурсоиспользование осуществляется на основе экономической оценки конкретного природного ресурса, который выступает в данном случае как технологическое сырье.

Плата за нанесение вреда природной среде предусматривается в проекте развития производственного объекта (преимущественно - это плата за загрязнение).

Сюда можно отнести и плату за совершение непредсказуемого вреда природной среде (в результате аварий, нарушение технологических норм и тому подобное).

В практике современного природопользования в нашей стране подавляющим видом экологических выплат является плата за загрязнение отдельных компонентов природной среды, хотя осуществляются выплаты за использование некоторых видов ресурсов (водных, лесных). В последние годы государство осуществляет много мероприятий, направленных на усиление экономического влияния на процессы природопользования за счет внедрения принципа платного природопользования. В 1993 году Министерство охраны окружающей природной среды ввело в строй базовые нормативы платы за загрязнение природы и определило методические положения расчета таких выплат. Это мероприятие предусматривает плату за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения; за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды; за размещение твердых отходов производства в природной среде. Методика расчета платежей предусматривает дифференцированный подход, который заключается в том, что плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, в пределах установленных соответствующими органами лимитов, предприятие осуществляет на основе базовых нормативов, а за сверхлимитное загрязнение плата увеличивается (многоразово) в соответствии с коэффициентами кратности, которые вводятся к расчетам. Платежи в пределах нормативов загрязнения можно отнести к себестоимости и таким образом перенести их уплату на потребителя. Сумма за сверхнормативное влияние на окружающую среду платится из прибыли предприятия. Это снижает его рентабельность. Такая система стимулирует производителя к минимизации загрязнений.

Другой момент – возможность уменьшения платежей за счет расходов на природоохранные работы (строение очистительных сооружений, фильтров, землеохранные мероприятия).

Плата за загрязнение природной среды должна стимулировать осуществление природоохранных мероприятий на предприятиях, финансирование этих мероприятий, а также возмещение (компенсация) хозяйственных и экологических убытков, причиненных в результате загрязнения.

Плата за загрязнение атмосферы стационарными источниками загрязнения (от технологических процессов производства) рассчитывается по формуле:

ПА = БІ МЛІ nНБІМСЛІТКІНД, (5.8)

где: НБП – базовый норматив платы за выбросы в атмосферу 1 тонны і-го загрязняющего вещества в пределах лимита;

МЛІ – масса выбросов і-го компонента в пределах лимита;

Кn – коэффициент кратности платы за сверхнормативные выбросы;

МСЛІ – масса сверхнормативных выбросов і-го загрязнителя;

КТ - коэфициент, что учитывает территориальные, социально-экономические особенности; КІНД – коэффициент индексации.

КТ = КНАС ·КФ (5.9)

где: КНАС - коэффициент, который зависит от численности жителей населенного пункта; КФ - коэффициент, который учитывает народнохозяйственное значение населенного пункта. Размер платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками определяется по формуле:

ПА = НБІ МІ КТ КІНД (5.10)

где: НБІ – базовый норматив платы за выбросы загрязняющих веществ в результате сжигания 1 тонны топлива (гр/тон); МІ – годовой объем использования топлива; КТ, КІНД – имеют те же значения, что и в формуле (5.8)

Размер платы за сброс загрязняющей вещества в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, подземные горизонты рассчитывается по аналогичной формуле:

ПВ = БІ МЛІnНБІ МНЛІ)·КТ КІНД, ( 5.11)

где все составные формулы, кроме КТ имеют те же значения, что и в формуле (5.8) только для воды. КТ– региональный бассейновый коэффициент, который учитывает территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства.

Платежи за размещение твердых отходов в природной среде определяются по формуле:

ПТ = ЛІНБІ +·КnМСЛІ НБІТ КУ, (5.12)

где: МЛІ – масса і-го вида отхода за 1 год в пределах лимита;

НБІ - базовый норматив платы за размещение 1 тонны і - того отхода;

МСЛІ - годовая масса сверхлимитного отхода і- того вида;

Кn - коэффициент кратности платежей за размещение сверхлимитных отходов;

КТ - коэффициент, который учитывает место расположения полигона для размещения отходов; КУ - коэффициент, который учитывает характер оборудования полигона.

В настоящее время еще не разработана полная система платежей за природопользование. Пока еще экологические платежи включаются в себестоимость продукции и в результате мало влияют на экономическую эффективность конкретного производства, а переводятся на потребителей. Для устранения такого несоответствия, необходимо предусмотреть, чтобы плата за загрязнение в пределах лимита была за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. В целом, защита окружающей среды, путем разработки системы платежей за использование природных ресурсов - это задача будущего, с помощью чего можно будет перейти к рациональному

природопользованию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.014 с.)