Расчет эколого-экономической эффективности производственных процессов. Определение эколого-экономического вреда



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет эколого-экономической эффективности производственных процессов. Определение эколого-экономического вреда



 

Эффективность любого процесса, в том числе и процесса природопользования, определяется соотношением между достигнутым полезным результатом и расходами, которые понадобились для этого.

Одним из показателей эффективности производства есть его природоемкость, что в первом приближении рассчитывается по формуле:

(5.1)

где - суммарная стоимость использованных природных ресурсов (в денежном выражении), Э - суммарный экономический эффект.

Для подсчета эколого-экономической эффективности производства (Э1)

следует учитывать (в денежном выражении): а) общий экономический эффект (Э0); б) стоимость использованных природных ресурсов (Р); в) прогнозируемые убытки от загрязнения окружающей среды, или эколого-экономический вред (ЭВ); г) стоимость природозащитных мероприятий (З).

Эколого-экономическая эффективность (Э1) производственных процессов определяется по формуле:

Э1 = Э0 – (Р + ЭВ + З)(5.2)

При экстенсивном развитии экономики природоемкость очень большая, следовательно, эффективность производства мала. Снижение показателя природоемкости возможно за счет роста национального дохода без увеличения расходов природных ресурсов или их снижения. Это возможно за счет внедрения новых технологий производства, перехода, на малоотходные и безотходные технологии, технологий, которые сохраняют энергию, использование вторичного сырья и отходов.

Эффективность хозяйственной деятельности снижается за счет загрязнения окружающей среды. Убытки от загрязнения окружающей среды учитываются с помощью так называемого эколого-экономического вреда. Исходя из концепции эколого-экономической системы любые убытки, что наносятся естественной среде, неминуемо приводят к вреду хозяйственной и социально-экономической (антропостной) подсистемам. То есть, при рассмотрении категории эколого-экономического вреда необходимо выходить из понятия экономический вред - экономические и выраженные в денежном выражении неэкономичные потери общества, которых можно было бы избежать при оптимальном состоянии естественной среды, которая нарушается в результате техногенного влияния.

По своему содержанию экономические потери от загрязнения естественной среды являют собой экологическую составляющую общественно необходимых затрат, то есть расходов общества, которые вызваны негативным влиянием на естественные компоненты процессов производства и потребления продукции. Это в первую очередь расходы, которые связанные с влиянием загрязнения на здоровье людей (не допроизводство национального дохода, дополнительные расходы на лечение и профилактику болезней, выплаты, из социальных фондов), дополнительные затраты на компенсацию интенсивного износа основных фондов промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, и вызванные этим разнообразные расходы.

Общий экономический убыток (вред) от загрязнения окружающей среды рассчитывается по формуле:

ЭУ= ЗЗН·Ri + ЗКХRі СХПрФ(5.3)

где: ЭУ – еколого – экономический вред;

УЗН - удельный убыток, нанесенный здоровью населения;

УКХ - удельный убыток, нанесенный коммунальному хозяйству;

УСХ - удельный убыток, нанесенный сельскому и лесному хозяйству;

Упр. - удельный убыток, нанесенный промышленности;

Rі - численность населения в зоне действия загрязнения;

S - площадь сельскохозяйственных и лесных хозяйств;

Ф - стоимость основных промышленно-производственных фондов.

Экономические оценки и стимулы воссоздания природной

Среды

 

Равновесия между интересами производства и состоянием окружающей среды можно достичь с помощью экологических расходов, к которым относят расходы (денежные) для проведения мероприятий, которые препятствуют негативным экологическим изменениям в окружающей среде.

Различают затраты на предотвращение эколого-экономического вреда и затраты на ее ликвидацию и компенсацию убытков.

Затраты на предотвращение загрязнения – это строительство очистительных сооружений, изменение технологии, предварительная обработка топлива, нейтрализация или разведение жидких отходов, промышленных стоков, создание санитарно-защитных зон, экологическая паспортизация объектов, сбор, транспортировка и сжигание отходов, защита, от шума, вибрации, негативного влияния мощных физических полей (радиационного, электрического, магнитного). Эти расходы уменьшают величину эколого-экономического вреда, но не входят в нее.

Затраты на ликвидацию последствий от тех загрязнений, которых не прибегли избежать – это расходы на эвакуацию из зараженных зон и их дезактивацию, возобновление почв, лесов, рекреационных зон, здоровья людей, и так далее. Чем больше расходов укладываются в природоохранную деятельность, тем меньше их понадобится для ликвидации убытка от загрязнений окружающей среды и наоборот. При этом, общая сумма расходов будет наименьшей при таком уровне загрязнения окружающей среды, при которой первые расходы равняются вторым. Соотношение экологического (в точ. ПДК) и экономического (в точ. 4) оптимума вложений средств в природоохранную деятельность дана на рисунке 5.1.

Уровень экологических нарушений, который отвечает минимуму суммарных экологических расходов, называется эколого-экономическим стимулом природной среды. Минимума экологических расходов можно достичь, избирая природозащитные технологии, цена которых намного меньше экономического убытка, которого прибегают избежать с их помощью. Разница между рассчитанными размерами убытков от загрязнения природы до проведения природоохранных мероприятий и после составляет предотвращенный экономический убыток ( ).

1- затраты на ликвидацию, 2- затраты на охрану, 3- общие затраты,

Затраты (4-5) – экономический оптимум вложений в природоохранную деятельность.

 

Рис.6.1 Соотношение экологического (в точке ПДК) и экономического

(в точке 4) оптимума вложений средств в природоохранную деятельность.

 

Общие расходы на проведение природоохранной деятельности можно представить в виде формулы:

В = ПВ В ЕН(5.4)

где: ПВ - текущие расходы на содержание природоохранного оборудования; КВ - капитальные расходы на строительство очистительных сооружений, покупку природоохранного оборудования и т.д.; ЭН - нормативный коэффициент эффективности (в большинстве отраслей он = 0,12).

Эффективность природоохранных мероприятий – (ЭПОЗ) в общем случае может быть рассчитана по формуле:

ЭПОЗ = (5.5)

где избегнутый экономический убыток (экономический вред) за счет снижения загрязнения; В– годовые расходы на осуществление природоохранных мероприятий.

В настоящий момент финансы, которые выделяются на экологические потребности, значительно отстают от потребностей в них, что приводит к значительному превышению сумм убытка, нанесенного хозяйству нерациональным природопользованием, над расходами по его рационализации.

В нашей стране затраты на природоохранную деятельность составляют менее 1% валового национального продукта (ВНП), а сумма убытков от загрязнения окружающей среды на порядок выше и составляет приблизительно 8 - 9 % ВНП. Для резкого снижения этого убытка необходимо в 10-20 раз увеличить расходы на природоохранную деятельность, что для нашей нынешней экономики является сложным заданием.

Одной из причин отсутствия заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности есть частое расхождение во времени момента загрязнения или нанесения вреда окружающей среде с моментом расплаты за него. Загрязнение воздуха, воды и продуктов, питание, особенно радиоактивное, может отразиться на нашем здоровье через несколько лет и десятилетий. А люди склонны больше думать и заботиться о настоящем, чем о будущем, хотя на устранение убытка в будущем и будут нужны расходы, которые во многие разы превышают прибыль, полученную ценой нарушения законов экологии. Это явление получило название принципа отдаленности событий. Для преодоления этого психологического барьера необходимы длительное экологическое воспитание и образование. Вместе с улучшением экологического воспитания и образования, важнейшим заданием государства, есть создание таких условий функционирования предприятий, чтобы они были вынуждены заниматься природоохранной деятельностью.

Как считают много отечественных и зарубежных ученых, одним из направлений решения экологических проблем есть необходимость создания такой системы планирования, стимулирования и управления природопользованием, чтобы нерациональное природопользование было экономически убыточным и наоборот - предприятия, которые выполняют, правила научно обоснованного природопользования получали, бы дополнительный доход. Такой механизм должен заключать в себе органически объединенные методы непосредственной и опосредствованной регуляции природопользования.

Метод непосредственной регуляции включает систему административно-правовых ограничений в природопользовании, которые базируются на технологических стандартах, граничнодопустимих пределах загрязнений. Важнейшими экономическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в естественных средах. На основе ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ) и их сброс в водные бассейны (ПДС). Эти нормативы разрабатываются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное влияние на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению ПДК. Иногда предприятию могут быть установлены временные нормы - временно согласованные выбросы (ТУВ), которые допускают превышение ПДС, ПДВ на время проведения природоохранных мероприятий.

Опосредствованное (непрямое) управление природопользованием должно базироваться на системе мероприятий экономического стимулирования, хранения и воссоздания естественной среды.

Путь экономического стимулирования намного эффективнее. С помощью разнообразных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и кредитов) государство делает для предприятий более выгодным материально, то есть более прибыльным, соблюдение природоохранного законодательства, чем нарушать его.

Экономический механизм охраны окружающей среды содержит в себе целый ряд инструментов влияющих на материальные интересы предприятий и отдельных рабочих. В первую очередь это лимитированное природопользование, финансирование природоохранной деятельности, создания экологических фондов и др. Важнейшим из экономических методов управления является правильное применение материального стимулирования, которое допускает применение не только мер поощрения, но и наказания.

К мерам материального поощрения относятся такие как: установление налоговых льгот - сумма прибыли, из которой взыскивается, налог, уменьшается на размер, который полностью или частично отвечает природоохранным расходам; освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества; применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи со сниженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их более выгодно будет продавать, и выращивать); применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей естественной системы (снижение процента за кредит или бесплатное кредитование).

К мерам материального наказания относятся: введение специального дополнительного налогообложения экономически вредной продукции, которая выпускается с применением экологически опасных технологий, штрафы за экологические правонарушения.

Предприятия только тогда охотно будут заниматься природоохранной деятельностью, когда будет разработан и повсеместно внедрен такой механизм стимулирования, при котором выполняется такое неравенство:

ВПОД < (ПУТПП Н),(5.6)

где: ВПОД - расходы на природоохранную деятельность;

ПУТ - прибыль от утилизации отходов;

ОП - льготы по налогообложению;

КП - льготы кредитования; ЦН - надбавки к цене.

Или : ВПОД < ( ПНЛ НЗРВ +Ш +ОДО) , (5.7)

где: ПНЛ - плата за сверхлимитное использование ресурсов природы;

ПНЗ - плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды;

ПРВ – плата за размещение отходов в окружающей среде;

Ш - штрафы; ОДО - дополнительное налогообложение.

Наилучшие результаты достигаются при умном соединении экономической заинтересованности с достаточно жестким административным контролем вплоть до уголовного принуждения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.01 с.)