Модуль 1. Понятие о природопользовании. Фундаментальные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Понятие о природопользовании. Фундаментальные



Природопользование

(учебная программа)

Содержание

Аннотация.................................................................................................................................... 4

Пояснительная записка............................................................................................................... 5

Содержание дисциплины........................................................................................................... 6

Модуль 1. Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия
общества и окружающей среды. Субъектно-объектный базис природопользования.......... 8

1. Введение. Понятие о природопользовании...................................................................... 8

2. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды........ 20

3. Субъектно-объектный базис организации природопользования как основа методологического подхода к его рационализации............................................................................................................ 24

Модуль 2. Собственность на природные ресурсы и управление природопользованием.. 32

1. Собственность на природные ресурсы и особенности ее проявления в отдельных государствах 32

2. Управление природопользованием................................................................................. 36

3. Методы управления природопользованием................................................................... 37

 

3.1. Законодательные......................................................................................................... 37

3.2. Информационные....................................................................................................... 38

3.3. Административные методы управления.................................................................. 43

3.4. Экономические методы управления......................................................................... 51

4. Система (структура) органов управления природопользованием в Российской
Федерации.............................................................................................................................. 54

Модуль 3. Экономические основы природопользования и охраны окружающей среды....58

1. Место и роль экономики природопользования в решении задач современности...... 58

2. Понятие хозяйственного механизма и экономических инструментов природопользования 70

3. Экономическая оценка окружающей среды................................................................... 73

 

3.1. Методы стоимостной оценки объектов окружающей среды................................. 74

3.2. Метод оценки на основе рыночной цены................................................................ 76

3.3. Ценность статистической человеческой жизни...................................................... 76

4. Затраты на охрану окружающей природной среды и их эффективность.................... 77

4.1. Финансирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды 77

4.2. Экологические фонды................................................................................................ 78

4.3. Экологическое страхование...................................................................................... 79

5. Экономическая оценка и особенности платы за загрязнение природной окружающей
среды в Российской Федерации........................................................................................... 80

5.1. Земельные ресурсы..................................................................................................... 81

5.2. Платежи при пользовании недрами......................................................................... 83

5.3. Платежи за пользование водными объектами......................................................... 85

5.4. Платежи за пользование лесным фондом................................................................ 88

5.5. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира 91

5.6. Экономическая ценность рекреационных ресурсов............................................... 94

5.7. Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха.............. 96

Модуль 4. Государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации
...................................................................................................................................................... 99

Тема I. Земельные ресурсы.................................................................................................... 99

1. Понятие земельных ресурсов....................................................................................... 99

2. Загрязнение земель и их защита................................................................................. 100

Тема II. Государственное управление в области недропользования............................. 101

1. Государственный фонд недр...................................................................................... 101

2. Государственное управление в области недропользования................................... 103


3. Пользование недрами.................................................................................................. 106

4. Лицензирование недропользования.......................................................................... 108

5. Охрана и рациональное использование недр........................................................... 110

Тема III. Государственное управление в области водопользования.............................. 112

1. Водные ресурсы........................................................................................................... 112

2. Система органов государственного управления использованием и охраной водных объектов 114

3. Пользование водными объектами.............................................................................. 118

4. Лицензирование водопользования............................................................................ 121

5. Нормирование в области использования и охраны водных объектов.................. 129

6. Государственный водный кадастр, государственный учет вод, государственный мониторинг водных объектов............................................................................................................................ 136

7. Загрязнение водных ресурсов и их охрана............................................................... 137

Тема IV. Государственное управление лесными ресурсами........................................... 139

1. Лесные ресурсы............................................................................................................ 139

2. Лесопользование.......................................................................................................... 141

3. Краткая информация о состоянии лесопользования на территории Приморского края 150

Тема V. Государственное управление ресурсами животного мира............................... 151

Тема VI. Государственное управление рекреационными ресурсами............................ 158

Тема VII. Атмосферный воздух......................................................................................... 159

Литература................................................................................................................................ 163


Содержание дисциплины

Модуль 1. Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Субъектно-объектный базис организации природопользования (8 часов, 27 страниц).

Определение природопользования как сферы общественно-производственной деятельности и прикладной научной дисциплины. Природопользование как основа жизнедеятельности и формирования человеческого общества. Основные правила и законы, определяющие закономерности и параметры природопользования. Историческая взаимообусловленность и органическая связь человека и природы. Понимание единства общества и природы, их сопряженного исторического развития — основа создания рационального природопользования.

Место общества в биосфере. Характер воздействия человека на окружающую среду. Научно-технический прогресс и окружающая среда. Исторические корни современного духовного и экологического кризисов. Устойчивые негативные тенденции глобального характера. Рационализация природопользования как единственный путь исторического развития.

Объект и предмет природопользования как науки, цель и задачи природопользования. Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы. Экологический и социальный базисы природопользования. Место и роль естественных и социальных научных дисциплин.

Модуль 2. Собственность на природные ресурсы и управление природопользованием (8 часов, 34 страницы).

Понятие о собственности на природные ресурсы. Особенности собственности на землю и прочие природные ресурсы в развитых странах. Влияние собственности на качество окружающей природной среды в аспекте экологической безопасности. Оценка природных ресурсов и эффективности их использования.

Понятие об управлении природопользованием. Система органов управления. Основные требования к управлению природопользованием. Виды управления: жесткое и мягкое.

Методы управления природопользованием: законодательные, информационные (мониторинг, картографирование, ведение кадастров, ГИС), административные (лицензирование, нормирование, экологический контроль, ОВОС, экологическая экспертиза, экологический аудит), экономические.

Модуль 3. Экономические основы природопользования и охраны окружающей среды (8 часов, 37 страниц).

Понятие хозяйственного механизма природопользования. Экономический инструментарий, стимулирующий природопользование. Экономическая ценность окружающей среды. Методы стоимостной оценки объектов окружающей среды. Понятие экстерналий. Внешние издержки и выгоды. Влияние цены на эксплуатацию ресурсов и снижение загрязнения. Влияние субсидий на эксплуатацию благ природной среды. Финансирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Модуль 4. Государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации и региональные особенности управления: наличие ресурсов, характер государственного управления, порядок лицензирования, проблемы и возможности рационализации (8 часов, 40 страниц).


Земельные ресурсы. Понятие земельных ресурсов. Загрязнение земель и их защита. Оценка экономического ущерба, наносимого земельным ресурсам. Плата за землю и размещение отходов.

Использование полезных ископаемых и охрана недр. Классификация полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых. Динамика извлечения полезных ископаемых в РФ. Основные положения охраны недр. Комплексное использование природных ресурсов. Рекультивация нарушенных земель.

Водные ресурсы, географические особенности размещения. Запасы воды в природе. Водопользование и водопотребление. Виды водопользования. Водопотребление в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве. Лицензирование. Нормирование и методы контроля использования водных ресурсов. Охрана водных ресурсов и их рациональное использование. Государственный учет вод и их использования. Государственный водный кадастр. Платежи за пользование водными ресурсами.

Лесные ресурсы и ресурсы растительного мира. Лесной фонд. Группы и категории лесов. Понятие о лесопользовании. Виды лесопользования. Виды заготовки древесины, сравнение эффективности рубок. Понятие о расчетной лесосеке. Права и обязанности лесопользователей. Государственный учет и охрана лесных ресурсов.

Пользование ресурсами животного мира. Характеристика ресурсов животного мира. Животные суши и гидробионты (в том числе морские биологические ресурсы). Особенности использования особо охраняемых, охотничьих и неохотничьих видов.

Рекреационные ресурсы и особенности их использования.

Концепция безотходного и малоотходного производства. Количественные показатели безотходности: коэффициент комплексности, коэффициент безотходности. Принципы создания безотходного производства. Критерии экологичности технологических процессов. Основные направления безотходной и малоотходной технологии. Переработка и использование отходов. Совершенствование системы управления отходами.

Загрязнение атмосферы и ее охрана. Региональные экологические проблемы как последствия нерационального подхода к природопользованию.


Природопользованием

1. Собственность на природные ресурсы и особенности ее проявления в отдельных

государствах

Понятие собственности

В проблеме взаимоотношений общества с окружающей средой особо стоит вопрос о собственности на природные ресурсы, а в более широком аспекте — на экологические блага. Собственность обычно трактуется либо как волевые отношения людей, зависящие от их инициативы, желания, либо как объективно обусловленные определенным уровнем развития производства способы взаимодействия людей.

Когда существует обилие ресурсов по отношению к спросу, то их ценность мала и система прав пользователей довольно расплывчата. Однако по мере роста ценности ресурсов растет и потенциальная выгода от совершенствования условий распределения (фиксирования) ресурсов среди экономических субъектов и потребность в более совершенной системе прав собственности на ресурсы. Поэтому считается, что фундаментальным условием эффективного функционирования рынка является наличие четко определенного, эксклюзивного, передаваемого, гарантированного и реализуемого права собственности.

Краеугольным камнем в проблеме собственности остается вопрос о земле, относительно которой собственник реализует свой интерес через право владения, пользования и распоряжения .

Право владения землей означает физическую ее принадлежность конкретному субъекту.

Право пользования позволяет эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Право распоряжения землей выражается в двух формах:

• вещественной, когда собственник имеет право необратимого изменения назначения земли (например, использование участка земли под водохранилище);

• правовой, когда собственник имеет право продать землю, сдать в аренду, заложить, подарить и т. п.

В России, до перехода к рыночным отношениям, земля находилась в государственной собственности и частично колхозно-кооперативной. С принятием новой Конституции РФ, согласно ст. 9, земля может находиться в государственной, федеральной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Частная собственность на землю допускается в форме индивидуальной собственности граждан, общей совместной, долевой и собственности юридических лиц.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, в праве продать его, подарить, отдать в залог или сдать в аренду.

Несмотря на закрепление прав частной собственности на землю в Конституции РФ, спор о целесообразности ее продажи, который уже длится второе столетие, продолжается, в том числе и по причине общинных традиций России.

Как показывает опыт хозяйствования развитых стран, наиболее благоприятные отношения между обществом и окружающей природной средой складываются при реализации условия разделения прав собственности и прав пользования, т. е. чтобы государство не выступало как собственник и пользователь одновременно, а осуществляло лишь учетную и контрольную функции. Ибо при частной собственности уже новый субъект, более низкого иерархического уровня, становится одновременно и собственником, и пользователем.

Конституцией РФ установлено:


А) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст. 9);

Б) вопросы осуществления собственниками земли и других природных ресурсов принадлежащих им правомочий (владения, распоряжения и пользования), а также природопользование регулируются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 72, 76);

В) земля и прочие природные ресурсы находятся в совмествном ведении РФ и субъектов РФ, а государственная собственность на них подлежит разграничению на собственность Федерации и субъекта Федерации (ст. 72 и др.).

В то же время, согласно действующему Российскому законодательству, право собственности на природные ресурсы со стороны субъектов РФ либо существует чисто формально, либо вообще не существует (Фролов, Балаганский, Болтрушко и др. 2000).

Мониторинг окружающей среды

Усиление негативных последствий антропогенного воздействия на Природу обусловило создание специальной системы наблюдений — мониторинга антропогенных изменений состояния природной среды. Общепринятым стало определение мониторинга, данное Ю. А. Израэлем (1974 г.):


мониторингом называется система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, позволяющая выделить изменения состояния биосферы на естественном фоне под влиянием человеческой деятельности.

Экологический мониторинг — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ФЗ 2002).

Основные компоненты:

• мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

• мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей среды;

• мониторинг биотической компоненты окружающей среды;

• социально-гигиенический мониторинг;

• обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

На систему мониторинга и геофизические службы возложено решение следующих задач:

• наблюдение за изменениями состояния биосферы, выделение изменений, обусловленных деятельностью человека, и обобщение результатов наблюдений;

• определение тенденций и прогноз возможных изменений состояния биосферы;

• оценка изменений и тенденций изменений в состоянии биосферы путем сравнения с критериями (предельно допустимыми концентрациями (ПДК)), устанавливающими предел возможного экологического ущерба.

Существует несколько направлений проводимых исследований по мониторингу. Мониторинг в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подразделяется на следующие виды: мониторинг климатических условий, мониторинг трансграничного переноса (течениями, воздушными потоками) и осаждения загрязняющих веществ, мониторинг для целей здравоохранения, мониторинг возобновляемых природных ресурсов, мониторинг океана.

По степени емкости наблюдений за поведением биосферы различают мониторинг глобальный, региональный и импактный.

Мониторинг глобальный слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере (совокупность абиотических объектов и характеристик Земли, создающая на ней условия для развития жизни), включая все их экологические компоненты и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.

Мониторинг региональный слежение за процессами и явлениями в пределах отдельного региона, где они могут отличаться по природному характеру и антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Импактный мониторинг мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

По организации наблюдений различают мониторинг авиационный, космический, окружающей человека среды.

Космический мониторинг ведущийся с помощью космических средств наблюдения.

Авиационный мониторинг осуществляемый в основном из пределов тропосферы с самолетов и других летательных аппаратов.

Мониторинг окружающей человека среды слежение за состоянием природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.

Структурные звенья мониторинга:

• измерительная система;


• информационная система, включающая базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности;

• системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;

• системы восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов;

• система принятия решений.
Задачи:

1. оперативный контроль энерго-экологического, социального, медико-биологического состояния среды на различных уровнях;

2. сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровья населения;

3. формирование текущей картины состояния окружающей среды;

4. выявление факторов экологического неблагополучия региона;

5. подготовка информации, необходимой для принятия управленческих решений, соответствующих экологической обстановке;

6. выработка управляющего воздействия, направленного на улучшение состояния окружающей среды.

Оценка природных ресурсов

Основным методом экономической оценки природных ресурсов является доходный метод. Кроме того, могут применяться методы: сравнительного анализа продаж (готовности платить); затратный; восстановительной стоимости; упущенной выгоды; остаточного дохода; дополнительного дохода, возникающего при дальнейшем использовании ресурса. Отдельные авторы считают, что при новом мировом порядке в особую группу должны быть выделены планетарные природные ресурсы. В свою очередь они должны быть разделены на две группы: природные ресурсы, не попадающие ныне под юрисдикцию государств (ресурсы Мирового океана, космическое пространство и т.д.). Это собственность всего мирового сообщества и за пользование данными ресурсами плата должна поступать в предполагаемый Международный фонд ноосферного развития (Лукъянчиков, Улитин 2001). Вторая группа — это природные ресурсы, попадающие под юрисдикцию отдельных государств, но, которые могут использоваться на благо мирового сообщества без ущерба для удовлетворения в них внутренней потребности (взаиморасчеты между странами за вклад в устойчивость биосферы — выбросы углекислого газа и других загрязняющих веществ, запас фитомассы, продуктивность растительности, гармоничность структуры биоразнообразия, площадь нарушенных и искусственных экосистем). С учетом специфики оценки природные ресурсы в укрупненном плане можно разбить на три группы:

• приносящие ежегодный доход при обеспечении неистощительного природопользования (лес, животные);

• приносящие доход в течение определенного времени (минерально-сырьевые ресурсы);

• ресурсы, не имеющие рынка сбыта в обычном понимании и не приносящие прямого дохода (особо охраняемые природные территории).

Платность природопользования на практике стала применяться в бывшем СССР во второй половине ХХ века. Так, ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы были введены в 1968 году. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями, была введена с 1988 года (1,15 коп. за забор поверхностных и 2 коп. подземных вод в расчете на кубический метр). Действовала попенная плата в лесном хозяйстве и плата за разовые лицензии в охотничьем.

Законом «Об охране окружающей среды» определено, что плата за природные ресурсы взимается:

• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Важнейшим рычагом оптимизации природопользования является плата за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, загрязнение недр, почв, размещение отходов, загрязнение шумом, теплом и другими видами вредных воздействий). Пока загрязнять природную среду, истощать природные ресурсы, способствовать деградации природных систем остается делом выгодным, мало кто


способен остановиться и прекратить самоубийство. В настоящее время система платежей за пользование природными ресурсами в РФ определяется налоговым кодексом, Законом о бюджете, административным кодексом, ресурсными и специальными законами, а также соответствующими постановлениями Правительства РФ. Считается, что платежи за пользование природными ресурсами далеки от своего совершенства. В целях совершенствования платежей за ресурсы предлагается:

• изменение налоговой системы с переносом налогового бремени на природные ресурсы (рентные платежи);

• введение налога на сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов по отдельным видам производств;

• совершенствование системы экологических платежей (налогов);

• создание банка высоких технологий;

• и так далее.

Также считается, что на современном этапе важнейшим является создание международной и национальной систем экологической сертификации продукции, отходов производства, технологических процессов, объектов и услуг (Лукъянчиков, Улитин 2001).

4. Система (структура) органов управления природопользованием в Российской

Федерации

Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды в РФ определена федеральным законодательством, согласно которому они подразделены на две категории: общей и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, местного самоуправления.

Органы общей компетенции занимаются вопросами разработки и совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; контроля за исполнением принятых законов и постановлений; разработки глобальной стратегии экологической безопасности и основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды. Для реализации указанных целей при Президенте РФ создана межведомственная комиссия Совета безопасности по экологической безопасности, в Совете Федерации и Государственной думе - Комитет по экологии и Комитет по природным ресурсам и природопользованию, при Правительстве РФ - Департамент природопользования и защиты окружающей среды, который координирует органы специальной компетенции, а также министерства и ведомства, выполняющие различные природоохранные функции.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В установленной сфере деятельности ими осуществляются функции: федеральным министерством - по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию; федеральной службой - по контролю и надзору; а федеральным агентством - по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменению, а также ведение реестров, регистров и кадастров. Федеральные службы и Федеральные агентства являются государственными специально уполномоченными органами в сфере своей деятельности и имеют свои территориальные органы.

Органы специальной компетенции по специфике решаемых задач подразделяются на:


• министерства и ведомства, уполномоченные в области охраны окружающей среды;

• министерства и ведомства природно-ресурсного направления;

• министерства и ведомства с надзорными функциями, связанными с охраной окружающей среды.

Органы в области охраны окружающей среды включают Министерство природных ресурсов, Федеральную службу гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности, Федеральная пограничная служба (водные биоресурсы).

Органы природно-ресурсного блока Министерство природных ресурсов, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод) и входящие в его структуру Роскомрыболовство и Росохотдепартамент.

Органы с межведомственными надзорными функциями — Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Министерство строительства и архитектуры РФ (Госстрой), Федеральная служба геодезии и картографии РФ (Роскартография), Государственный таможенный комитет (ГТК России).

Помимо органов общей и специальной компетенции в структуру управления природопользованием входят прочие министерства и ведомства, выполняющие различные функции, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов:

Окружающей среды

1. Место и роль экономики природопользования в решении задач современности

Как отмечалось ранее, экономика природопользования — это раздел конкретной экономики, изучающий главным образом вопросы экономической оценки природных ресурсов и такой же оценки ущербов от загрязнения среды. В настоящее время более верно будет говорить об экономике природопользования и охраны окружающей среды (ПП и ООС) как едином целом.

Полная экономическая ценность природного ресурса слагается из ценности пользования (ценность от прямого использования и ценность от косвенного использования) и ценности, не связанной с использованием (ценность отложенной альтернативы, ценность наследования, ценность существования).

Соответственно выделены виды экономического ущерба от загрязнения природной среды:

1. Ущерб, причиняемый материальным объектам;

2. Ущерб здоровью и жизни населения;

3. Ущерб природно-ресурсной системе и соответствующим отраслям.

Объектом экономики природопользования является комплекс экономических отношений между обществом и природной средой.

Предмет экономики природопользования состоит в оптимизации экономических отношений между обществом и природной средой, направленных на сохранение и воспроизводство окружающей природной среды.

К основным задачам изучения экономики природопользования относятся:

1. Классификация и оценка природных ресурсов.

2. Оценка ущербов от загрязнения природной среды.

3. Хозяйственный механизм природопользования.

4. Эффективность использования природных ресурсов.

5. Эффективность затрат на поддержание нормальных условий воспроизводства природно-ресурсного потенциала.

В результате своей деятельности человек как ухудшает среду обитания, так и истощает ресурсы необходимые для своей жизнедеятельности.

Как было отмечено на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), человечество должно многое изменить в своей деловой активности и образе жизни, в противном случае ему предстоят необычно тяжелые испытания и резкое ухудшение окружающей среды. Экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологической возможности планеты (Программа действий, Рио 1992).

Экономика природопользования тесно сопряжена с общественными, естественными и техническими науками. Она является комплексной дисциплиной, широко использующей в тесной взаимосвязи достижения различных наук. Решение стоящих перед обществом задач в области природопользования практически всегда требует синтеза знаний различных научных направлений, что уже диктует необходимость подготовки кадров, специализирующихся не по разделам наук, а по проблемам.

К ключевым методам изучения экономики природопользования относится метод системного анализа, который базируется на теории систем, учитывает сложность исследуемого объекта, его взаимосвязи с другими объектами окружающей среды, а также объективное отсутствие ряда данных об объекте. В сфере природопользования, где


ведущую роль в решении проблем играют социальные и общественные условия, применение системного анализа позволяет превратить сложную и трудноразрешимую проблему в ряд четко определенных задач, имеющих метод решения.

К числу инструментов, позволяющих наглядно и результативно исследовать взаимодействие экономики и окружающей природной среды, относятся методы моделирования и балансовый.

Если рассматривать материальные потоки, опосредующие взаимодействие экономики и окружающей природной среды, то из первого закона термодинамики — закона сохранения вещества и энергии — вытекает следующее требование. Поток материалов и энергии, поступающий из природы в процесс производства-потребления, должен быть равен потоку отходов, направляющихся обратно в окружающую природную среду. Это требование удовлетворяется в долгосрочной перспективе. И смысл его в том, что все то, что берется экономикой из окружающей природной среды — будь то ресурсы или энергия — рано или поздно поступит обратно в природную среду в виде остаточных отходов. С учетом действия этого закона актуальнейшими являются задачи:

• Сокращение объема производства;

• Сокращение первичных отходов;

• Увеличение объема рециклирования.

Вместе с тем возможности рециклирования ограничены:

• действием второго закона термодинамики (закона возрастания энтропии), согласно которому в ходе преобразования вещества и сил природы часть энергии безвозвратно утрачивается, приобретая недоступные для применения формы и рассеиваясь;

• ресурсо- и энергоемкостью многих технологий рециклирования.

Экономика природопользования и охраны окружающей среды — это наука о выборе и решениях, принимаемых людьми в отношении ограниченных ресурсов природы и экологических благ, о разнообразных аспектах взаимосвязи между качеством окружающей природной среды и экономическим поведением отдельных индивидов и различных социальных групп, о том, каким образом экономическая система вырабатывает стимулы, которые способствуют либо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, либо их разрушению. Любой вид ресурса при его использовании может давать как блага человеку, так и наносить вред его здоровью и окружающей среде.

Природные блага подлежат следующей классификации (Пахомова, Рихтер 2003): Общественные блага — блага, обладающие свойством свободы доступа, а также отсутствием соперничества в потреблении. Они неделимы и потребляются в полном объеме. Значительная часть экологических благ — озоновый экран, ресурсы биоразнообразия, экологическая безопасность, атмосферный воздух и т. п. — являются общественными благами. Общественные экологические блага характеризуются следующими чертами:

• являются относительно неисчерпаемыми (неистощимыми);

• находятся либо в общественной (государственной, муниципальной и прочей коллективной), либо в общей (общедоступной) собственности;

• не являются классическими товарами.

Законы рынка на общественные экологические блага не распространяются.

Ресурсы совместного потребления — ресурсы, характеризующиеся свойством свободы доступа, но их использование носит конкурентный характер. Потребители конкурируют между собой либо за количество потребляемого блага, либо за его качество. Конкурентность связана с природными свойствами данных благ, с тем что они являются истощимыми. Такими свойствами обладают многие естественные ресурсы: подземные водные источники, рыбные ресурсы открытого моря, крупные водные системы, некоторые


месторождения полезных ископаемых, в частности углеводородного сырья, ассимиляционный ресурс биосферы и др. Данную часть природных ресурсов называют еще естественными ресурсами совместного применения Естественные ресурсы совместного применения (ЕРСП) имеют характеристики:

. являются истощимыми (с этим и связана конкуренция между потребителями за доступ к данным ресурсам);

. могут быть объектом не только общественной (государственной) или коллективной, но и частной собственности;

. по мере усиления ограниченности способны принимать товарную форму.

Никто из потенциальных и реальных потребителей не имеет стимулов к ограничению и рационализации их потребления (рыбные запасы открытого моря). Ресурсы истощимые. Любые действия сознательного потребителя в силу конкуренции тут же сводятся на нет.

Для общественных благ и ресурсов совместного потребления существует большой набор разновидностей рыночных провалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.099 с.)