Загрязнение атмосферы и ее охрана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загрязнение атмосферы и ее охрана.



Загрязнение атмосферы - это привнесение в атмосферу новых, не характерных для нее физических, химических и биологических веществ либо естественно содержащихся в ней веществ в количествах, превышающих средний многолетний уровень.

Уровень загрязнения характеризуется степенью превышения, предельно допустимой концентрацией веществ (ПДК).

Причины загрязнения - как естественные факторы, так и хозяйственная деятельность человека. Основной загрязнитель городов - автотранспорт (доля 50%). В состав выбросов входят оксид углерода, углеводороды, диоксиды азота и серы, твердые частицы. Негативное влияние на атмосферу оказывают предприятия электроэнергетики, химической, металлургической, цементной и др. отраслей.

Загрязнение атмосферы влияет на здоровье населения, наносит экономический ущерб народному хозяйству. Эффективным методом охраны атмосферы от загрязнения выбросами стационарных источников является внедрение безотходных и малоотходных производств, создание новых технологических процессов с уменьшением выбросов на единицу продукции.

Очистка выбросов и улавливание содержащихся в них ценных веществ производится на пыле- и газоочистном оборудовании.

Все проводимые мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения подразделяются на пять групп:

1) совершенствование технологических процессов, включая снижение
неорганизованных выбросов;

2) строительство новых очистных установок;


3) повышение эффективности существующих очистных установок;

4) ликвидация источников загрязнения;

5) перепрофилирование производства.

Для защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта применяют меры по рациональной организации движения транспортных средств, изменению структуры парка автомобилей, регулировке и совершенствованию двигателей внутреннего сгорания, установке дожигающих устройств на двигатели.

Охрана атмосферного воздуха регламентируется законом «Об охране окружающей природной среды», законом «Об охране атмосферного воздуха», международными конвенциями и другими нормативными документами.

Одна из первых реализованных мер в РФ — это введение системы санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к различным отраслям промышленности, транспорта, градостроительству. Затем была введена система предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. С 1980 г. начала вводиться система предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для каждого предприятия, имеющего выбросы.

Заключение или Принципы управления охраной окружающей среды и природопользованием (отдельного государства или региона).

Кризисность состояния современного общества многослойна. Все постиндустриальное мировое сообщество столкнулось с негативными тенденциями глобального характера, разрешение которых возможно лишь совместными усилиями на межнациональном уровне. Россия, переживающая третью стадию урбанизации как необходимый этап поступательного развития цивилизации, обострила «трагедию общих ресурсов» излишней централизацией распорядительной власти, ликвидацией правовых основ местного самоуправления и полным отсутствием зрелого гражданского общества. Коллективизация, индустриализация и приватизация на фоне гражданских и политических процессов всего Российского общества, для Дальневосточного региона имели особое преломление в статусе сырьевого придатка. Все это и определило особенности современного кризисного природопользования.

В вопросах совершенствования природопользования как необходимого условия выживания всего человечества первоочередным является социальный вопрос. Развитие демократии и самодеятельности гражданского общества, наличие четкой и развитой законодательной базы и дееспособной институциональной системы, включая определенность имущественных прав на природные ресурсы с эффективным механизмом их защиты — с этого должна начинаться работа по оптимизации использования природных ресурсов. Как показала практика российского природопользования, наибольшие опасения должно вызывать сохранение в больших объемах природных ресурсов с неопределенными имущественными правами. Должно быть четкое распределение прав (и обязанностей) на ресурсы. Частная собственность в сфере природопользования является одной из наиболее регулируемых и регламентируемых. Эта регламентация имеет своей целью соблюдение частным собственником требований экологически безопасного хозяйствования и охраны окружающей среды. Важнейшим является вопрос регулирования природных ресурсов, находящихся в общественной собственности. В данном вопросе следует особо выделять два направления. 1. Приоритет правомочий должен принадлежать органам местного самоуправления. Именно местное сообщество должно являться владельцем и сораспорядителем большей части природных ресурсов. Чиновник федерального ведомства подотчетен только своему вышестоящему начальству и лишь ублажение последнего в реальности является критерием оценки его деятельности. Без местного самоуправления ни одно общество не встанет на ноги. Жизнь уже доказала всему миру, что без нормального местного самоуправления ничего позитивного сделать нельзя. Возрастающая роль в обеспечении комплексного социально-


экономического управления, балансирующего и учитывающего интересы всех заинтересованных участников и на этой основе реализующего принципы устойчивого развития, принадлежит местным органам власти и самоуправления. С учетом этого, а также под воздействием решений Конференции Рио (1992), международным сообществом и в теоретическом и практическом плане отрабатывается механизм обоснования и реализации так называемой «Местной повестки дня на ХХI век», которая оценивается в качестве важной гарантии устойчивого будущего городов, муниципалитетов, как и в целом всего человечества в новом столетии (Пахомова, Рихтер 2003: 116). В поиске оптимальных форм выживания происходит медленная расстановка приоритетов: весь мир - родной дом. Закон РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает существенную реформу местного самоуправления в соответствии с международными рекомендациями. Но чтобы местное самоуправление в России возродилось необходимо наполнение данного закона ресурсными законами и прочими нормативными актами. Лишь возродив местное самоуправление на уровне сообщества местных жителей, их права на владение всеми природными ресурсами можно постепенно возродить полноценную жизнь в Стране. 2. Необходим критерий объективной оценки работы чиновников всех уровней и контроль со стороны граждан за их деятельностью. Как социально вредное действие, так и бездействие чиновников должны общественностью незамедлительно пресекаться. Рычаги управления должны доверяться лучшим специально подготовленным менеджерам на конкурсной основе. Без построения государственного и муниципального управления по образцу передовых демократических государств совершенствование природопользования невозможно.

Любой вид мероприятий должен начинаться с понимания того, что следует делать, с концепции (лат.: Conceptio - понимание). Концепция фиксирует систему взглядов и понятий, отражает знания, определяет принципы и направления, является основой для разработки стратегии и плана действий. Концепция должна рассматриваться в качестве теоретической основы для органов государственной власти и общественности. После того как в обществе сформировалось понимание определенных действий, наступает очередь разработки стратегии решения необходимых задач. Стратегия - это искусство постановки целей на основе научного анализа проблем и объективных тенденций, реалистической оценки имеющихся ресурсов и управленческих возможностей. После принятия стратегии разрабатывается план действий с утверждением конкретных программ и принятием необходимой нормативной правовой базы. В дальнейшем намеченные мероприятия относительно конкретного места и времени подкрепляются системой финансовой поддержки и исполнителями. На всех этапах управления охраной окружающей среды и природопользованием необходимо получение четко определенного результата.

Трудно переоценить значение нормативной правовой базы, регулирующей условия пользования природными ресурсами. Но Закон позитивно действует только тогда, когда он способствует внутренним убеждениям людей. Прежде чем поставить человеку условие что он должен делать по закону, необходимо сделать так, чтобы для человека по закону было жить приятно и выгодно. Истощение природных ресурсов уже в недалеком будущем поставит перед человечеством решение основополагающих этических задач. Лишь скромный достаток, социальная справедливость и приоритет духовных ценностей над материальными при диктате международного права будут определяющими. Игнорирование данных установок приведут все человечество к простой гибели.

Основой организации рационального природопользования может являться только биоценотический (экосистемный) подход. По каждому биогеоценозу должны быть определены критерии его качественной оценки. Нужны богатые и разнообразные саморегулирующиеся экосистемы. Взаимосвязь интересов человека и саморегулирующихся экосистем дикой природы - главное условие управляемой


коэволюции. Полноценный человек может быть только в составе полноценных экосистем. Биосферная емкость земли заключается в том, что каждая территория должна нести определенную допустимую антропогенную (в дом числе демографическую) нагрузку. В местах концентрации населения (урбанизированные территории) необходим переход к экологически безвредному производству (рециклирование, возмездное природопользование), с постоянным сокращением самих этих территорий.


Литература

Основная

1. Вышин И.Б., Гапонов В.В., Ничепоренко С.Н., Пономарев В.П., Пстыга С.Е., Романюк В.А., Стоматюк Е.С., Шафрановский В.А., Шлемченко В.Д. Природопользование в Приморском крае //Экономическая жизнь Дальнего Востока. Хабаровск. 1994. № 1 (3). С. 7-23.

2. Гапонов В.В. Новый взгляд на историю. Аспекты методологического подхода к изучению эволюции природопользования в бассейне истоков реки Уссури //Россия и АТР. ИИАиЭ ДВО РАН. Владивосток. 1999. № 4. С. 5-13.

3. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право. ЮНИТИ. 1998.

4. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Шерман С.Г. Устойчивость биосферы и сохранение цивилизации //Природа. № 7. С. 3-16.

5. Красилова И.О. Экологическое право и управление в США //США. Экономика. Политика. Идеология. М.: Наука. №6. С. 34-40.

6. Куражсковский Ю.Н. Очерки природопользования. М.: Мысль. 1969.

7. Лукъянчиков Н.Н., Улитин А.А. Стратегия управления природопользованием. М.: Эльзевир. 2001. 560 с.

8. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. Учебное пособие. С.-Пб, Типография Издательства СПбГУ. 2003. 219 с.

9. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль. 1990. 640 с.

10. Соколов В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М.: Наука. 1990. 160 с.

11. Фролов Н.М., Балаганский Н.М., Болтрушко В.М., Коровин А.И., Крюков В.Г., Поминов В.Ф., Троян В.Б. Природопользование. Природные ресурсы и природопользование в Российской Федерации и в Хабаровском крае. Хабаровск. 2000. 569 с.

Вспомогательная

12. Вышин И.Б., Гапонов В.В., Ничепоренко С.Н., Пономарев В.П., Пстыга С.Е., Романюк В.А., Стоматюк Е.С., Шафрановский В.А., Шлемченко В.Д. Природно-сырьевые ресурсы Приморского края //Вестник ДВО РАН. Владивосток. 1994. № 5-6. С. 60-71.

13. Выскребенцев И.К. Совершенствование экономических методов природопользования //Финансы. № 4. М., 1996. С. 29-32.

14. Гапонов В.В. О популяциях и популяционной экологии человека в связи с правовыми аспектами природопользования //Вестник ДВО РАН. Владивосток. 2002. № 4. С. 130-150.

15. Доннела Х. Медоуз, Деннис Л. Медоуз, Йорген Рандерс. За пределами роста. М.: Прогресс. 1994. 304 с.

16. Жариков Е. П. Регулирование качества окружающей среды. — Владивосток: Дальнаука, 1993. 120 с.

17. Жариков Е.П. Эколого-экономические основы природопользования //Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий ДВГУ. Владивосток. 1999. 73 с.

18. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1. М.: Просвещение. 1987.

19. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: ВНИИ охраны природы и заповедного дела. 1992. 174 с.

20. Михайлов Ю.П. Проблемы природопользования и география //Природопользование и география (методологические аспекты). Владивосток: ДВО АН СССР. 1989. С. 8-16.

21. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агентство ФАИР. 1998. 320 с.

22. Пекка К. Этот человеческий мир. М.: Прогресс. 1988. 368 с.


23. Природопользование Российского Дальнего Востока и Северо-Восточная Азия /под ред. А.С. Шейнгауза. Хабаровск: Риотип. 1997. 250 с.

24. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 2000. 672 с.

25. Розенберг В.А., Опритова Р.В. Эколого-географические основы лесопользования на Дальнем Востоке //Методологические проблемы биологии и экологии. Владивосток. ДВГУ.1989. С. 158-172.

26. Стрюченко И.Г. Культура и кризис современной мировой цивилизации //Россия и АТР. Владивосток. 1997. № 2. С. 5-13.

27. Урусов В.М., Майорова Л.А., Пшеничникова Н.Ф. Экология. Биологическая составляющая охраны природы и рационального природопользования на Дальнем Востоке. Учебное пособие. Владивосток. ВГУЭС. 2002. 276.

28. Федерализм в США и Канаде. Взаимоотношения федеральной власти с властями штатов //США. Экономика. Политика. Идеология. М.: Наука. 1997. №2. С. 40-44.

29. Христофорова Н.К. Основы экологии. Владивосток. Дальнаука. 1999. 516 с.

30. Экология, охрана природы и экологическая безопасность /под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 744 с.

Нормативные правовые акты

31. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

32. Федеральный закон Российской Федерации от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О недрах» (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г.).

33. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

34. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ.

35. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ.

36. Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Текст Земельного кодекса Российской Федерации опубликован 30.10.2001 г. в «Российской газете»).

37. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

38. Закон Приморского края «О внесении изменений и дополнений в закон Приморского края «О плате за пользование водными объектами в Приморском крае" от 30.04.2002 № 214-КЗ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.227 (0.022 с.)