Основания получения права пользования участками недр



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания получения права пользования участками недр



Основаниями получения права пользования участками недр могут быть:

1. решение Правительства Российской Федерации, (лицензии на право разведки добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации);

2. решение Правительства Российской Федерации, согласованное с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;

3. совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (лицензии на право разведки и добычи полезных


ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также для образования особо охраняемых геологических объектов);

4. решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (лицензия на право геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации);

5. решение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с установленным этими органами порядком предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

4. Лицензирование недропользования

Предоставление лицензии на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.

Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, а так же сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр. В действующем законодательстве четко не регламентированы критерии выбора аукционной или конкурсной основы для предоставления участка недр в пользование.

Информация о предстоящих конкурсах или аукционах на право пользования участками недр, должна быть опубликована в общероссийских издаваемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации средствах массовой информации.

Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определяются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заявки на участие в конкурсе или аукционе должны содержать необходимые сведения о заявителе:

а) для юридических лиц — наименование и организационно-правовая форма,
юридический адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка;

для физических лиц — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

б) копии учредительных документов (в случае если они не заверены нотариусом, с
предъявлением оригиналов);

в) копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;


г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

д) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о
государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом
налогового органа;

е) сведения о технических и технологических возможностях выполнения
лицензируемого вида деятельности, квалификации технического персонала.

Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:

1. заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2. заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3. заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4. если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в течение 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона.

Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае, если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.


Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

Право пользования недрами прекращается:по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных законодательством.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

1. возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2. нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

3. систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4. возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);

5. если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6. ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

7. по инициативе владельца лицензии;

8. непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, или представления недостоверной информации.

5. Охрана и рациональное использование недр

Использование недр для добычи полезных ископаемых, размещения сооружений, коммуникаций, хранения продукции, а также для захоронения отходов хозяйственной деятельности вызывает необратимые геологические процессы. Легче восстановить растительный и животный мир, чем устранить последствия, вызванные нарушением природного равновесия, в недрах земли.

Вторжение в недра ведет к выводу из использования сельскохозяйственных земель, нанесению ущерба лесам, изменению гидрогеологических режимов территорий, изменению рельефа местности и движения воздушных потоков, загрязнению атмосферы, водных источников и образованию больших масс отходов.

Большой вред наносят открытые разработки, отторгающие под работы большие земельные площадки. Так, при открытой угледобыче на каждые 1000 т/год производительности угольного разреза изымается 0,1-0,15 га/год земельных угодий. При этом на поверхность выбрасываются нижние породы, которые могут быть токсичными для флоры и фауны. Если не принимать мер по восстановлению земель, то после таких разработок происходит образование «индустриальных» пустынь.


Помимо мер, рассмотренных при охране земельных ресурсов, к основным мерам, направленным на уменьшение вредного воздействия на окружающую среду при недропользовании, необходимо отнести:

• обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, повышение комплексности использования месторождений, т. е. месторождений, содержащих, кроме основного элемента, ряд сопутствующих компонент, суммарная экономическая ценность которых нередко больше ценности основного компонента. Это дает возможность уменьшить число разработок месторождений, сократить потери полезных ископаемых и в то же время расширить сырьевую базу;

• получение минерального сырья из «хвостов», т. е. ранее переработанных горных руд. Современные технологии и достижения НТП позволяют их повторно использовать нередко с большим эффектом, чем добывая новое рудное сырье, так как и затраты на добычу меньше, и содержание полезных компонентов в «хвостах» нередко не уступает вновь добываемому сырью;

• охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

• предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с захоронением вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.

Государственный контроль за использованием недр и охраной окружающей природной среды осуществляется органами геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

При недропользовании необходимо учитывать выполнение следующих задач:

1. Обеспечить полное и комплексное геологическое изучение недр;

2. Соблюдать установленный порядок пользования недр и не допускать самовольное пользование;

3. Наиболее полно извлекать из недр и рационально использовать запасы основных полезных ископаемых и попутных компонентов;

4. Не допускать вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых;

5. Охранять месторождения полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и др.;

6. Предупреждать самовольную и необоснованную застройку площадей залегания полезных ископаемых;

7. Предотвращать загрязнение недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства.

После отработки месторождений полезных ископаемых проводится рекультивация данной территории.

Рекультивация — комплекс работ, производимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в безопасное состояние.

Объекты рекультивации:

• карьерные выемки, терриконы, отвалы;

• земли, нарушенные при строительных работах;

• территории полигонов твердых отходов;

• земли, нарушенные в результате загрязнения.

Виды рекультивации:

1. Техническая — предварительная подготовка: планировка поверхности, снятие, транспортировка и нанесение плодородной почвы и т. д. Засыпают выемки, в карьерах


устраивают водоемы, разбирают терриконы, отвалы, хвостохранилища, закладывают пустые подземные пространства.

2. Биологическая - создание растительного покрова на подготовленных участках:

.формирование ландшафта, укрепление грунтов, создание условий для обитания животных, растений, мест отдыха, восстановление продуктивности, создание сенокосно-пастбищных угодий;

.выбор преимущественного направления рекультивации: водохозяйственное, рекреационное и др.

3. Строительная - возведение зданий и прочих сооружений.

Основные виды последующего использования рекультивированных земель:

.Лесопитомники, лесонасаждения общего хозяйственного и полезащитного

направления; .Сенокосы, пастбища, посевы многолетних культур, пашни, садовые участки; .Водоемы различного назначения, включая рыборазводные; .Водоемы для оздоровительных целей, зоны отдыха, туристические базы,

спортивные сооружения; .Участки, законсервированные или закрепленные техническими средствами,

насаждения газоустойчивых растений; .Здания, сооружения и другие объекты промышленно-гражданского и иного

назначения; .Размещение отвалов производства.

Тема III. Государственное управление в области водопользования

1. Водные ресурсы

Совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд страны.

Основным источником водных ресурсов является речной сток. Среднемноголетние ресурсы речного стока России составляют 4,3 тыс. куб. км, что соответствует 10% мирового речного стока. Россия располагает более чем 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Большое количество российских рек входит в число крупнейших рек мира. Это Енисей, Лена, Обь, Волга, Урал, Амур и Колыма. Россия является одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами стран. Примерно 30 тыс. кбм в год, или 78 кбм в сутки приходится на одного жителя страны (второе место в мире после Бразилии). При столь значительном объеме водных ресурсов в стране, часть ее регионов испытывает острый дефицит в воде, обусловленный неравномерностью распределения источников по территории, колебаниями во времени и низким качеством вод, особенно поверхностных водных объектов.

Приморский край имеет густую речную сеть. По его территории протекает около 600 рек длиной более 10 км. Из них 90 имеют длину более 50 км. Суммарный речной сток в крае (в средний по климатическим условиям год) составляет 64 куб. км. в год. В крае 119 водохранилищ. Общий объем зарегулированного стока более 400 млн. кбм Юг края снабжается водой из трех водохранилищ (Пионерское, Богатинское, Артемовское) с плановой водоотдачей 430 тыс. кбм в сутки. Потребность г. Владивосток в воде 300 (до 400) тыс. кбм в сутки. На территории края выделены три гидрогеологические провинции: Северо-Приморская, Приханкайская и Южно-Приморская с прогнозными запасами около 3 млн кбм в сутки.


Условно механизм использования водных ресурсов слагается из таких систем как водопользование, водопотребление, водоотведение, охрана и воспроизводство водных ресурсов.

Все отраслевые и территориальные структуры предложено делить по их отношению к водным ресурсам на водопользователей и водопотребителей.

Водопользование — использование водных ресурсов без изъятия их из водных объектов (гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство). Водопользование не проходит бесследно для водных объектов, а сопровождается изменением режима стока, температуры, гидробиологического и гидродинамического режимов, загрязнением.

Водопотребление — использование водных ресурсов вне водных источников, которое сопровождается уменьшением количества воды в водных объектах (промышленность, с/х, коммунальное хозяйство и пр.).

Водные ресурсы прямо и косвенно влияют на условия жизни и здоровье людей, возможность развития населенных пунктов, промышленности и с/х.

В основу концепции водопользования положены четыре параметра классификации целей водопользования:

1. Сфера формирования целей.

Реализация крупномасштабных целей водопользования приводит к изменениям экономической, экологической и социальной сфер жизни страны.

2. Значимость формируемых целей.

Существует три уровня значимости целей водопользования: локальный, региональный и государственный.

3. Форма проявления целей во времени.

Организация рационального водопользования сопровождается проведением длительных по времени крупномасштабных водохозяйственных мероприятий.

4. Теснота связи целей.

Прямые цели — улучшение водоснабжения предприятий, населения и пр. Косвенные цели — развитие региона в целом, улучшение условий производства и жизни населения.

Возможные изменения в природной среде и социальной сфере в связи с проведением водохозяйственных мероприятий.

В водной среде:

А). Изменение многолетней динамики стока, водного баланса;

Б). Нарушение теплового режима;

В). Переформирование русел, зоны устьев и береговой линии;

Г). Изменение минерального и биогенного свойства вод и загрязнение;

Д).Эвтрофирование;

Е). Нарушение связи в трофических цепях, изменение биопродуктивности.

В земной поверхности:

А). Изменение динамики уровней и запасов подземных вод, нарушение режима влажности почв;

Б). Взаимодействие поверхностных и подземных вод, изменение условий испарения и трансперации;

В). Изменение теплового режима почв;

Г). Загрязнение и изменение санитарного состояния почв;

Д). Изменение агроклиматических ресурсов, изменения в растительном и животном мире.

В атмосфере:

А). Условия испарения и поступления влаги в атмосферу;

Б). Изменение метеорологических условий;

В). Загрязнение атмосферы и возрастающее изменение ее состава;


Г). Глобальные изменения теплового баланса. В социальной сфере:

А). Изменение экономического и профессионального статуса населения; Б). Изменение территориальной подвижности населения (отток из сельских местностей, урбанизация).

В). Изменение в социальном укладе;

Г). Изменение ценностных ориентаций (работа, самовыражение и т.д.).

Д). Изменение состояния здоровья;

Е). Изменение национально-этнических отношений;

Ж). Перестройка административного управления.

2. Система органов государственного управления использованием и охраной водных

объектов

Государственный водный фонд

Совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, не находящихся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц (частной) составляет государственный водный фонд. Все водные объекты, составляющие государственный водный фонд находятся в государственной собственности и подлежат включению в государственный водный кадастр.

В муниципальной и частной собственности могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Государственная собственность на водные объекты подразделяется на два вида:собственность Российской Федерации (федеральная)и собственность субъектов РФ. В соответствии со ст.36 Водного кодекса РФ в федеральной собственности находятся:

• поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;

• подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;

• трансграничные (пограничные) водные объекты;

• внутренние морские и территориальные воды РФ;

• водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

• водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

• другие водные объекты, относимые в соответствии с Водным кодексом РФ к федеральной собственности специальными актами Правительства РФ для обеспечения федеральных интересов.

Водные объекты признаются федеральной собственностью специальным Постановлением Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Управление водными объектами, находящимися в федеральной собственности осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по управлению этой собственностью Правительство РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти (министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам) и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ специальными актами органов исполнительной власти


субъектов РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Управление собственностью субъектов РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Часть полномочий по управлению указанной собственностью органы исполнительной власти субъекта РФ могут передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.015 с.)