Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Земля как объект природы, пользования, собственности..

Поиск

Вопрос. Земля как объект природы, пользования, собственности..

 

Земля как объект природы, хозяйствования и собственности.

К сожалению в земельном кодексе отсутствует статья содержащая определение основных понятий, которые применяются в кодексе. И в том числе понятие земли. В толковых словарях слово – почвенный слой, который располагается на поверхности планеты. Второе значение – Земля как планета солнечной системы. Другое значение – территория. Более профессиональное понимание – суша. Или единица административного деления государства. Следующее значение – как место обитание людей и других живых организмов. Последнее значение – земля как поверхность планеты, не покрытая водой, которое характеризуется рельефом, растительным и животным миром.

Так как земля понятие родовое от него можно образовать производные понятия.

В земельном кодексе в статье 1 говорится, что при регулировании земельных отношений необходимо учитывать значение земли во-первых как основы жизни и деятельности человека; во-вторых как природного объекта, то есть части окружающей среды (природы); как природного ресурса, то есть пространственного операционного базиса и средства производства – только в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве); как недвижимого имущества, то есть объект права собственности и иных прав. Определяющим является значение как природного объекта.

Природные свойства:

- плодородие

- пространственная расположенность в виде определенного материального объекта, который имеет свои контуры и границы.

- способность к восстановлению, плодородие.

- незаменимость.

- неуничтожимость.

- недвижимость по своей природе.

- ограниченность по количественным и качественным признакам.

Площадь территории РФ – 1 млрд. 507,8 млн. га.

Таким образом с точки зрения право земля – это поверхность планет покрытая, не покрытая землей.

 

 

Триединое значение земли.

Земля – многоаспектная категория.

В толковом словаре Ожегова и Даля:

это планета

это суша, земная твердь

это верхний слой суши (почва)

это поверхность, по которой мы ходим

Земля – главный природный ресурс, основной элемент природного комплекса.

В силу этого в ст.9 Конституции РФ и в ст. 12 Земельного кодекса РФ записано: "Земля и другие природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на её территории".

Будучи основой жизни народов, земля выполняет ТРИ функции:

Экологическая.

Проявляется во взаимосвязи земли с живой и неживой природой. Все иные природные объекты рассматриваются как принадлежность земли. От правильного использования земли зависит состояние всей окружающей среды.

Экономическая.

Земля – всеобщий предмет труда, пространственный операционный базис, важнейшее средство производства в сельском и лесном хозяйстве.

В сельском хозяйстве земля используется как важнейшее средство производства, так как отличается высоким плодородием.

 

Социально – оздоровительная.

Земля призвана обеспечить население продовольствием.

Это место проживания людей.

Это объект политической борьбы.

На земле располагаются санатории, курортные зоны и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что земля – это многофункциональная категория.

Свойства земли:

Ограниченность (в узком – в рамках соответствующего государства, в широком – в планетарной ограниченности).

Незаменимость.

Плодородие. Этим свойством обладают земли сельскохозяйственного назначения.

Неперемещаемость.

Улучшаемость. То есть в процессе своего использования земля способна улучшаться и служить неограниченному числу поколений.

Триединая роль земли в следующем:

Земля – объект природы.

Земля – объект собственности.

Земля – объект хозяйствования (землепользования).

 

Вопрос. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория

Земля как недвижимое имущество - объект гражданского оборота. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т.д. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных, точнее, пространственных аспектов распоряжения землей. Вопросы землепользования и землевладения корреспондируют с проблемами режима территории, но не совпадают с ними. При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности. Не случайно под землеустройством, по мнению И.Шулейкина, всегда понималась совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Земельный кодекс России, принятый 25 апреля 1991 г., включил в понятие землеустройства систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений государственных органов по вопросам использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов (ст. 112). Российское законодательство выделяет семь категорий земель:

— сельскохозяйственного назначения,

— населенных пунктов (городов и других поселений),

— промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения,

— особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного фонда, оздоровительного, релаксационного и историко-культурного назначения),

— лесного фонда

— водного фонда,

— запаса.

Вопрос. Задачи и предмет земельного права

 

Предмет – то на что направлено правовое регулирование с соответствующими нормами.

Предмет земельного права – совокупность земельных отношений.

Поскольку значения земли разнообразны, то, следовательно, сами отношения многогранны.

Использование земли – извлечение полезных свойств земли в процессе хозяйствования, иной деятельности для удовлетворения различных потребностей (посмотреть ст1 ФЗ «об охране окружающей среды»)

Согласно пункту 1 ст3 Земельного Кодекса – земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земли в РФ как основы жизнедеятельности народов РФ, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) à

основной предмет.

Дополнительный предмет – смежные земельные отношения (по поводу других природных ресурсов – недр, лесов, водных объектов, животных и т.д.)

В пункте 3 речь идет об имущественных отношениях, которые регулируются гражданских законодательством.

3 группа отношений, которая частично затрагивается земельным законодательством – отношения по управлению земельным фондом (всё, что касается деятельности органов власти).

4 группа – отношения ответственности за нарушение земельного законодательства.

 

Задачи земельного права:

 

Основная – регулирование земельных отношений в целях эффективного использования и охраны земель и окружающей среды.

Дополнительная задача – охрана прав и законных интересов правообладателей земельных участков.

 

Вопрос. Содержание права собст.на землю. Огранич.правомочий собственника и их соц.природа. правовые формы реализации правомочий собственника земли

Содержание права собственности на землю представляет со­бой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком.

Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществ­ляются исключительно по его воле.

Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности на землю и име­ющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.

К общим правомочиям относятся права и обязанности на совершение определенных дей­ствий в отношении земли или воздержание от них (самостоятельно хозяйствовать на земельном участке; возводить строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым назначением земельного участка; передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды; передавать земельный участок в качестве вклада как пай в производственные и потребительские кооперативы и др.) Собственники земельных долей имеют право про­давать принадлежащие им земельные доли; закладывать право на зе­мельную долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право на земельную долю, сдавать земельную долю в аренду и т.п.

Специальные правомочия собственников земли обусловлены тре­мя группами факторов: особенностями земельных участков, находящих­ся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами.

Государство, закрепляя в нормах вариан­ты должного и возможного поведения субъектов собственности, осуще­ствляет правовое регулирование отношений собственности на землю.

Применение земельного законодательства служит формой государ­ственного управления, основанного на властно-организующих функциях государства.

Государственное регулирование земельных отношений, основанное на частной и иных формах собственности на землю, в различных модифи­кациях характерно для всех современных зарубежных государств. При­чем, чем более развито государство, тем более жестко осуществляется регулирование частной собственности на землю, использование земли.

Основными целями государственного регулирования отношений собственности на землю России является:

≈ предотвращение создания крупных земельных латифундий;

≈ обеспечение экологических требований при хозяйственном ис­пользовании земли;

≈ обеспечение целевого использования земельных участков в за­висимости от качественных характеристик, определяемых в соответ­ствии с земельным кадастром;

≈ регулирование формирования рынка земли с целью предотвраще­ния спекуляции земельными участками.

Право собственности как юридический факт можно рассматривать в качестве правообразующего, правоизменяющего и правопрекращающего начала.

Право собственности к ак правообразующее начало представляет собой основание возникновения земельных, гражданских, финансовых отношений.

Право собственности к ак правоизменяющее начало характерно влиянием на уже сложившиеся правоотношения по поводу земельно­го участка.

Право собственности как правопрекращающее начало выражается в том, что с возникновением права собственности прекращаются иные пра­воотношения по поводу земельного участка, имевшие место раньше.

 

Частная форма собственности на землю

Высказывались предположения о том, что введения этой формы позволит заполнить рынок.

Для действования определённых форм хозяйствования на земле должны быть соответствующие хозяйственно-экономические условия.

При введении НЭПа крестьянам была дана некоторая экономическая, хозяйственная свобода, «отдушина». Благодаря этому рынок был заполнен недорогой продукцией в кратчайшие сроки. Земля уже была в государственной собственности. Потом началась коллективизация: крестьян в массовом порядке отправили в с/х артели.

Проблемы:

1) все предписания артелям направлялись сверху (часто, людьми, не имеющими специальных знаний в этой области)

2) доходы распределялись между работниками по трудодням, а не по результату.

Проведение сплошной коллективизации привело к противоположному от ожидаемого результату.

Форма собственности – государственная.

Сочетание государственной и частной форм собственности должно было дать положительный результат.

Частная форма собственности на землю закреплена:

ü в ЗК РФ (гл. III «Собственность на землю». Ст.15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц»)

ü в ст.36 Конституции РФ закреплено основное право граждан на получение в частную собственность земельных участков.

ü в ст.17 закона Свердловской области от 29.12.95 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".

Не передаются в частную форму собственности:

ש земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия;

ש земельные участки, занятые государственными природными заповедниками,

национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами и другими особо охраняемыми природными территориями;

ש земельные участки, находящиеся в границах курортов, санаториев и других лечебно-

оздоровительных учреждений;

ש земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги,

набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории).

 
 

общая
частная собственность на землю

долевая
совместная
индивидуальная

С долевой формой собственности связывается определение доли каждого участника.

Доли будут равными, если иное не предусмотрено законом или соглашением между всеми участниками долевой собственности. С долевой формой собственности связывается также и право преимущественной покупки – оно принадлежит участникам соглашения. Распоряжение земельным участком, находящимся в частной собственности, осуществляется по соглашению участников либо по решению суда.

Выводы:

1) с учётом исторических традиций в России фактически была ограничена частная собственность на землю

2) купля-продажа земельных ресурсов в целом может быть оценена как положительное явление. Однако нужно создать надлежащие экономические условия разумного хозяйствования на земле. В настоящее время 4 млн. гектаров плодородных земель не обрабатываются должным образом.

3) при частной форме собственности на землю собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются землёй. Однако свобода предполагает строгое соблюдение целевого назначения земель в рамках законодательства.

Государственная форма собственности на землю

Государственная форма собственности на землю предусмотрена:

ü в ст.16, 17 ЗК РФ

ü в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (от 17.07.01 г.

№ 101-ФЗ) на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан и их объединений, юридических лиц либо в муниципальной собственности.

Федеральные земли определяются в процессе их разграничения с иными (т.е. находящимися в иной форме собственности) земельными участками. При этом обязательно учитывается общегосударственный интерес.

К федеральным землям относятся земельные участки:

§ необходимые для нужд обороны

§ занятые космическими системами

§ занятые объектами ядерной энергетики

§ занятые федеральным железнодорожным транспортом

§ на которых расположены курортные зоны

§ на которых расположены заповедники.

Порядок отнесения земель к федеральным, их разграничения с землями субъектов федерации определяется ФЗ «О разграничении…»

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в муниципальную собственность, а также гражданам и юридическим лицам (для строительства, занятия с/х производством и иных целей).

 

Муниципальная форма собственности на землю

Согласно ст.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.09.95 г. № 154-ФЗ: муниципальная собственность - это собственность муниципального образования.

Муниципальная собственность - это земли, находящиеся в ведении муниципальных образований. По общему правилу: земли, находящиеся в пределах черты муниципального образования (не все), могут составить муниципальную форму собственности. На территории муниципального образования могут находиться земли федерального значения, земельные участки граждан и юридических лиц.

В муниципальную собственность могут быть приобретены земли с аукциона, а также возможна передача земельных участков для развития МО (даже если эти земли не входят в черту МО - в этом случае граница как бы «отодвинется»).

На землях, относящихся к муниципальной собственности, находятся: объекты муниципального значения (школы, больницы, детские дошкольные учреждения, муниципальное жильё и т.п.) дороги, подъезды, площади (т.е. земли общего пользования).

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду или на других основаниях.

Все вопросы, связанные с муниципальной формой собственности, решают органы местного самоуправления.

См. ст.19 ЗК РФ.

Вопрос. Приватизация земли

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" (в действующей в настоящее время редакции) юридические лица обязаны оформить соответствующие земельные права до 1 января 2011 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ).

Объектами приватизации могут быть земельные участки и части земельных участков. При этом необходимо иметь ввиду, что приватизация части земельного участка допускается только в случае, когда эта часть образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории и такой участок более минимального размера земельного участка, установленного субъектом РФ.

Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.

1. По категории земельного участка.

2. По наличию прав на земельный участок до приватизации:

  • земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения;
  • земельные участки, находящиеся на праве аренды;
  • земельные участки, приватизируемые на основании акта выбора земельного участка.

3. По месту расположения земельных участков (для определения выкупной стоимости)

4. По наличию на земельном участке строений:

  • земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц;
  • земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.

Вопрос. Сделки с землей

Сделки с землёй - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение земельных прав и обязанностей.

Условия совершения сделок с землёй:

1) сделки совершаются в письменной форме

2) сделки с землёй требовали нотариального удостоверения. Сейчас - не требуют. Закон 1997г.

3) сделки с землёй должны пройти государственную регистрацию

4) при совершении сделок с землёй не допускается самовольного изменения целевого использования земельного участка

5) отсутствие спора о принадлежности данного земельного участка

6) не допускается нарушение требований агротехнических, противопожарных, санитарных, экологических норм

7) кадастровый учёт.

Документы, необходимые для совершения сделок с землёй:

1) документ, удостоверяющий личность гражданина

2) учредительные документы: устав, учредительный договор

3) свидетельство о праве собственности на земельный участок

4) план земельного участка, прилагаемый к Свидетельству

5) справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по платежам и налогам за земельный участок

6) справка БТИ о наличии или отсутствии строений, сооружений на отчуждаемом (приобретаемом) земельном участке

7) выписка из кадастрового дела (где указывается местонахождение (место расположения) участка, размер (площадь), целевое назначение земель и т.д.)

В «Российской газете» за 28 января 2003 г. отмечается, что ещё до введения в действие ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» сделки с землёй уже совершались в немногих регионах в небольшом количестве.

В 2002 г. отмечалось, что информация о сделках с земельными ресурсами будет опубликована в 2003 г.

По Официальным данным: в Саратовской области за 2001 г. было совершено 60 сделок с землёй общей площадью 9,5 тыс. гектаров по цене 300 рублей за гектар. Во Владимирской области было произведено 8 сделок с землёй общей площадью 170 гектаров по цене 2700 рублей за гектар. Кадастровая оценка названных с/х угодий составляет в Саратовской области 8120 руб. за гектар, во Владимирской области 12400 руб. за гектар. Продажа земель осуществлялась преимущественно на основе законодательства субъектов, которое нередко не соответствовало федеральному законодательству.

 

Сделки по поводу земли Это действия субъектов земельных отношений, направленные на изменение, прекращение земельных прав и обязанностей. Регулируется нормами гражданского законодательством, с учетом земельного, водного, о недрах и охране окружающей среды законодательства.

Условия совершения сделок с землей:

1. Сохранение целевого назначения земельного участка.

2. Соблюдение нормирования земельных участков, то есть не допускается совершения сделок с землей если это приведет к необеспеченности минимальных размеров земельных участков для соответствующего целевого назначения. Ст. 33 ЗК определяет минимальные размеры без указания метража, однако отсылает к законодательству субъектов РФ.

3. Сохранение режима использования земель особо охраняемых территорий, не язятых из гражданского пользования (памятники природы).

4. Соблюдение экологических, санитарных, градостроительных и иных правил.

Виды сделок с землей:

Связанные с отчуждением:

1. Купля-продажа

2. Дарение

3. Наследование

4. Мена

Не связанные с отчуждением:

1. Аренда

2. Безвозмездное пользование

3. Ипотека

 

Правоотношение

Физические лица

Юридические лица

Публичные образования в качестве собственников не используют (исключения только в случаях рентных платежей)

Объект:

Земельный участок

Часть земельного участка

Виды права землепользования

· бессрочное

· Временное

O Краткосрочное

O Среднесрочное

O Долгосрочное

· По общественной форме землепользования

O Индивидуальное

O Коллективное

· По механизму возникновения права землепользования

O Вторичное

1. Общие понятия права пользования землёй: субъекты, объекты и виды права пользования землёй

 

Право пользования землёй - один из центральных правовых институтов земельного права. Это объясняется тем, что именно в процессе землепользования происходит извлечение полезных свойств земли как всеобщего предмета труда и как главного средства производства в сельском хозяйстве.

Значение данного института состоит в том, что в нём заложены базовые положения, на основе которых строятся иные виды землепользования, формируются правовые режимы отдельных категорий земель.

Триединая роль земли подчёркивает тесную связь права пользования землёй с другими институтами (например: с гос. управлением землёй. Возможна ситуация, когда прежде чем предоставить землю одному субъекту, её нужно сначала изъять у другого. Надо обеспечить контроль за использованием земель).

Институт права землепользования тесно связан с недро-лесо-водопользованием, т.к. все эти ресурсы составляют единый природный комплекс, в котором земля занимает ведущее положение.

При размещении различных объектов раньше учитывался только экономический интерес государства. Однако следует учитывать и возможный ущерб окружающей среде. Должен быть учтён экологический фактор, экологические требования. Долгое время нарушалось экологическое равновесие в природе, что повлекло негативные последствия (в том числе отразилось на здоровье людей). Современное земельное законодательство пронизывается экологическими требованиями. В настоящее время идёт процесс экологизации законодательства. Об этом говорят ст.1, 13, 14 и др. ЗК и требования ст.9, 36 и др. Конституции.

Право землепользования - это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землёй, права и обязанности землепользователей в целях наиболее рационального использования и охраны земель, сохранения и улучшения природной среды.

(Под землепользователями в данном случае понимаются все: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы).

Субъекты права пользования землёй

·граждане и их объединения

· юридические лица

· иностранные граждане и иностранные юр.

·лица без гражданства

Все они имеют право на том или ином титуле пользоваться земельными ресурсами РФ.

 

Объекты землепользования.

Общим объектом права пользования землёй является Земельный фонд РФ и его составные части (категории). Об этом говорит ст.7 ЗК.

В узком смысле: объектом субъективного права пользования землёй является индивидуализированный земельный участок с выделением его в натуре, определением границ землепользования и с выдачей документа, удостоверяющего право пользования данным участком.

Понятие земельного участка

Ст.8 закона Свердловской области №40-ОЗ:

Земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус (режим) и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

4.2 Ст.6 ЗК РФ: Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок

Неделимый Делимый

 

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Нормирование землепользования Ст.ЗЗ ЗК РФ («Нормы предоставления земельных участков»):

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

· федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности

· законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Некоторые субъекты федерации устанавливают конкретные размеры. Например, ст.90 закона Свердловской области («Нормы предоставления земельных участков»):

1. Земельные участки предоставляются:

а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, минимальный размер участка которого определяется технико-экономическим обоснованием, в том числе в собственность бесплатно - в пределах среднерайонной нормы на одного члена хозяйства;

б) для садоводства - от 0.08 до 0.20 га на семью в собственность за плату или бесплатно, если для этой цели предоставляются малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли, либо в постоянное пользование или аренду, если земельный участок находится в зоне, не подлежащей приватизации;

в) для коллективного животноводства - в соответствии с проектной документацией;

г) для огородничества - от 0,04 до 0,20 га на семью в аренду или во временное пользование*;

д) для дачного строительства - от 0,08 до 0,20 га на семью в собственность за плату либо в постоянное пользование.

2. Конкретные максимальные размеры земельных участков для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предельные нормы предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются органами местного самоуправления.

3. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых государственным, кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным и иным хозяйственным обществам (товариществам), не устанавливаются.

4. Для других видов строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных не запрещенных законом целей предельные размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленном порядке

нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с градостроительной и проектно-технической документацией.

 

* такой вариант действовал до принятия ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.98 г.

 

На землях, выделенных во временное пользование, не могли возводить капитальные строения. Этот закон предоставил право приватизировать участки.

Ст.28 ФЗ «О садоводческих...» («Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков»):

1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.

2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Не установлены нормы для кооперативов. АО.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств: согласно Положению о крестьянских (фермерских) хозяйствах 1994 г., предельный размер участка для крестьянского хозяйства - 150 га. Эта норма действует в Свердловской области. Известны случаи, когда участки составляют до 400 га. Однако преимущественно хозяйства всё-таки малоземельные (участки составляют 10-15 га).

Закон Челябинской области устанавливает примерно такие же нормы.

В законе «О земле» Краснодарской области установлена норма землепользования -300 га - т.к., по их мнению, землепользование в меньших размерах не очень эффективно. Существует проблема развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Нужно создавать с/х производственные кооперативы, ассоциации.

Виды землепользования

1) по целевому назначению:

землепользование для ведения с/х производства

для градостроительных и иных нужд

2) по субъектам:

юридических лиц

3) по срокам:

землепользование

· срочное (осуществляется по договору аренду и по договору о временном пользовании земельным участком)

· бессрочное (осуществляется на титуле собственности)

· краткосрочное (договор заключается на 49 лет)

4) по правовой природе:

землепользование

· первичное (когда землепользователь получает землю от государства в установленном законом порядке)

· вторичное (земельный участок для установленных целей предоставляется первичным землепользователем)

Пример вторичного землепользования – служебный земельный надел. Служебный земельный надел предоставляется отдельным категориям граждан отдельных сфер (работники промышленности, ж/д транспорта, лесного хозяйства и т.п.). Основанием для предоставления служит факт нахождения работника в трудовых отношениях. Работники получают служебный земельный надел от администрации своего предприятия на период своей работы в предприятии. Исключение составляют пенсионеры, инвалиды и т.п.

Субъектами могут быть только физические лица. Данное право сохраняется как остаточное правовое явление и на данном праве земельные участки не предоставляются. В соответствии с п.2. ст.20 распоряжение земельным участком не допускается за исключением перехода прав на участок по наследству, государственная регистрация перехода права проводится на основании свидетельства о праве наследовании. В отличии от права общей собственности право общего владения не предусмотрено, поэтом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.012 с.)