Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на подземные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на подземные



Водные объекты

Специфические особенности подземных водных объектов (вертикальный водообмен, малые скорости, большая зарегулированность и др.) определяют существенную зависимость их от расположения источников антропогенного воздействия и его характеристик.

Воздействие хозяйственной деятельности на подземные водные объекты в большинстве своем носит негативный характер и проявляется в изменении режима, запасов, положения уровня подземных вод, качества подземных вод, экзогенных и эндогенных физико-геологических процессов и явлений, поверхностного стока и др.

Вредное антропогенное воздействие на подземные водные объекты может быть допустимым и недопустимым. Допустимое — это когда изменение количественных и качественных показателей подземных вод не влияют на возможность их использования по заданному целевому назначению. Допустимое воздействие может переходить в недопустимое, то есть использование подземных вод по заданному целевому назначению становится невозможным. В этой связи встает вопрос об определении нормативов ПДВВ и для подземных водных объектов. Нормативы ПДВВ представляет собой совокупность количественных и качественных показателей процессов и сооружений, которые могут оказать вредное воздействие на подземные воды.

При определении нормативов ПДВВ следует учитывать следующие факторы:

1. Виды хозяйственной деятельности, водозабор подземных вод, разработка месторождений твердых полезных ископаемых, разработка месторождений нефти и газа, промышленное и гражданское строительство, сельскохозяйственное освоение территории, гидротехническое строительство и др.

2. Виды антропогенного вредного воздействия. Различаются прямое и косвенное вредное воздействие. Прямое воздействие: добыча подземных вод; извлечение подземных вод при разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, сельскохозяйственном дренаже; сброс (захоронение) сточных вод в глубокие водоносные горизонты; закачка вод в нефтеводоносные пласты; закачка (возврат) в недра использованных вод. Косвенное воздействие: фильтрационные утечки из водопровода и канализации, хвостохранилищ, гидрозолоотвалов, свалок, оросительных систем, навозохранилищ и т.п.

3. Гидрогеологические условия, в частности: условия залегания и распространения водоносных горизонтов; литологический состав пород; фильтрационные параметры; физические свойства и химический состав подземных вод; положение уровенной поверхности и др.

4. Существующие государственные стандарты, нормы и правила, а также экологические требования.

Нормативы ПДВВ определяются для каждого проектируемого, строящегося или действующего объекта хозяйственной деятельности применительно к конкретному подземному водному объекту (месторождению, участку водозабора, водоносному горизонту, бассейну подземных вод). Разрабатываются эти нормативы на основании выполнения специальных геолого-гидрогеологических исследований государственными или частными специализированными или научно-исследовательскими организациями, имеющими соответствующие лицензии. Утверждаются они территориальными органами


МПР при наличии в необходимых случаях государственной экологической экспертизы. Нормативы ПДВВ, а также значения допустимых вредных воздействий указываются или в составе лицензионных условий или в составе проектных материалов производства. 5. Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты.

Предельно допустимая концентрация веществ в воде (ПДК) — концентрация вещества в воде, выше которой вода непригодна для одного или нескольких видов водопользования (ОДУ — ориентировочные допустимые уровни, ОБУВ — ориентировочные безопасные уровни воздействия — ведомственные нормативные документы определяющие требования к качеству воды).

Предельно допустимый сброс (ПДС) — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Нормативы ПДС вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения ПДК вредных веществ в водных объектах, с учетом целевого использования водного объекта, а при превышении ПДК (под воздействием природных факторов) — исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах.

Рассмотрим общие принципы определения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты в составе сточных вод.

Нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод предприятий — водопользователей: или для участка водного объекта или для контрольного створа с учетом:

• целевого использования водного объекта;

• нормативов ПДВВ (если они определены) для данного участка водного объекта;

• степени возможного смешения и разбавления сточных вод водой водного объекта на участке от места выпуска сточных вод до контрольного створа;

• основных гидрологических характеристик водного объекта, обеспечивающих кратность разбавления сточных вод и условия их перемешивания;

• фонового качества водного объекта выше места рассматриваемого выпуска сточных вод по анализам не более двухлетней давности (при наличии других выпусков сточных вод в качестве фоновых применяются расчетные показатели или установленные по аналогии;

• ассимилирующей способности водного объекта (способность водного объекта принимать определенную массу вещества в единицу времени без нарушения норм качества воды в контрольном створе или на участке);

• оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды;

• требований к загрязнению, предъявляемых разными документами (в случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных (наиболее жесткие нормы — для рыбохозяйственных целей).

Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ. Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами МПР, Санэпидемнадзора, Госкомрыболовства. При необходимости (по решению МПР) нормативы ПДС проходят государственную экологическую экспертизу. Согласованные нормативы ПДС утверждаются территориальным органом МПР. Утвержденные нормативы ПДС используются при выдаче лицензии на водопользование.


Для действующих предприятий-водопользователей, осуществляющих сброс сточных вод с превышением нормативов ПДС, территориальными органами МПР по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, с территориальными органами Санэпидемнадзора и Госкомрыболовства могут устанавливаться на определенный срок временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (ВСС) с одновременным требованием к водопользователю разработки планов водоохранных мероприятий, включающих в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов, для поэтапного достижения нормативов ПДС. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально-экономических факторов и имеющихся технологий.

С целью соблюдения нормативов ПДС водопользователь должен осуществлять регулярный производственный контроль за сбросом сточных вод. Наблюдения ведутся за: расходом, составом и свойствами сточных вод и их соответствием установленным регламентам как на отдельных звеньях технологической схемы очистки так и в месте их сброса в водный объект; расходом, составом и свойствами вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдение норм качества воды в контрольных створах. Места и периодичность отбора проб, перечень контролируемых показателей, применяемые методики отбора проб воды и анализов проб, объем и порядок предоставления информации согласовываются с органами МПР и другими специально уполномоченными органами.

6. Государственный водный кадастр, государственный учет вод, государственный

мониторинг водных объектов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.008 с.)