Экологический контроль, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и экологический аудит.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический контроль, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и экологический аудит.



Экологический контроль

К основным задачам экологического контроля относятся:наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинга), государственного, производственного и общественного контроля.

Государственный экологический контрольосуществляется органами общей компетенции РФ и специально уполномоченными государственными органами. Их деятельность и правомочия распространяются на все предприятия, организации и учреждения независимо от их подчиненности и форм собственности, им подконтрольны все должностные лица и граждане.

В функции органов экологического контроля входит:

• посещение подконтрольных объектов для выполнения служебных обязанностей, связанных с соблюдением и исполнением природоохранного законодательства;

• установление нормативов и выдача разрешительных документов на природопользование, выбросы (сбросы) и размещение загрязняющих веществ;

• назначение государственной экологической экспертизы;

• привлечение лиц, нарушающих природоохранное законодательство, к ответственности в установленном порядке;

• принятие решений об ограничении работы объектов, причиняющих вред окружающей среде и человеку.

Производственный экологический контрольосуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций, и в его задачу входит проверка выполнения планов и мероприятии по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства.

Общественный экологический контрольосуществляют общественные объединения, трудовые коллективы, граждане.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Под объектами экологической экспертизы понимаются предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до
принятия решений о реализации объекта, а также обязательности учета


требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности (инициатор обязан представить доказательства безопасности намечаемой им деятельности в соответствии с действующими экологическими стандартами);

• независимости экспертов при проведении экологической экспертизы;

• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за качество экологической экспертизы.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. определил государственную и общественную экологические экспертизы, а также дал четкое определение объектов экологической экспертизы и разграничение полномочий между федеральными специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы и соответствующими органами субъектов федерации.

Государственная экологическая экспертизаорганизуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся документы и материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ, в том числе: проекты федеральных программ и генеральных планов развития территорий свободных экономических зон, территорий с особым режимом природопользования; проекты схем развития отраслей народного хозяйства, межгосударственных инвестиционных программ и т. д.

К объектам обязательной экологической экспертизы уровня субъектов РФ относятся документы и материалы, утверждение которых находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ, в том числе: проекты программ, схем развития отраслей народного хозяйства субъектов РФ, все виды градостроительной документации и т. д.

Государственная экспертная комиссия по результатам Проведения экологической экспертизы готовит заключение.

Заключение— это документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей экспертизе.

Общественная экологическая экспертизаорганизуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды.

К объектам общественной экологической экспертизы не относятся только объекты, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну. Эта экспертиза проводится до государственной или одновременно с ней.


Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза.Отличие ОВОС от экологической экспертизы в следующем: экологическая экспертиза - это организованная государством проверка соответствия планируемой деятельности требованиям экологической безопасности общества (часто сводимая к проверке соблюдения требований экологического законодательства), а ОВОС -процедура выявления экологических последствий планируемой деятельности и поиск наиболее приемлемых путей ее осуществления. ОВОС проводит проектировщик, который практически всегда защищает интересы заказчика.

Кроме того, если экологическая экспертиза - довольно отлаженная процедура, то ОВОС только начинает формироваться как новый инструмент экологического регулирования. ОВОС не противопоставляет хозяйственную деятельность с оздоровлением окружающей среды, он направлен на поиск проектного решения, позволяющего сделать хозяйственную деятельность экологически безвредной. В частности, в 1994 г. российский парламент ратифицировал соглашение в рамках подписанной 30 странами Европы Конвенции о проведении EIA (ОВОС) проектов, которые могут иметь значительные трансграничные экологические последствия.

Экологический аудит

Под экологическим аудитом понимается оценка экологической опасности экономических субъектов (предприятий, фирм и т. п.), достоверности их отчетных данных, соответствия их деятельности действующему законодательству.

Потребность в аудите обусловлена необходимостью знания, в том числе руководству предприятия, о степени экологической опасности предприятия, его продукции, ее материалоэнергоемкости с целью снижения влияния этих факторов в условиях рыночной конкуренции.

Отличие экологического аудита от экологической экспертизы состоит в том, что экологическая экспертиза проводится по проектам, а экологический аудит - по действующим предприятиям.

Аудирование вид предпринимательской деятельности, независимый от влияния государственной системы, проводимый в установленных правовых рамках специально подготовленными профессионалами по договору с экономическим субъектом, контролируемый органами Минприроды РФ. Оно осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. (№ 168).

На основании аудирования делается вывод об эколого-экономической целесообразности дальнейшей эксплуатации объекта.

Аудиторская организация- независимая структура природоохранных государственных органов, обладающая закрепленным правом выдачи экологических заключений и несущая ответственность за их достоверность. Оплату аудита осуществляет природопользователь на основе заключения им договора с аудиторской фирмой.

Для предотвращения сговора между природопользователем и аудиторской фирмой предусмотрен следующий механизм противодействия:

1. органы Минприроды, при установленном факте фальсификации аудиторского отчета, вправе отозвать лицензию на право заниматься указанным видом деятельности;

2. периодическая переаттестация аудиторов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.008 с.)