Организация и проведение экологической экспертизы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение экологической экспертизы



 

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:

ü назна­чение экспертизы;

ü сбор, обобщение, оценку информации;

ü формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

ü представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа;

ü разрешение споров.

Назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномо­ченным на то органом государства в области охраны окружаю­щей природной среды — в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно Минприро­ды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям феде­рального уровня, а также другим объектам, если затрагиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует экологическую экспертизу, обосновывающую объ­явление территорий зонами экологического бедствия и чрезвы­чайных экологических ситуаций. По остальным проектам стро­ительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окру­жающей природной среды. Причем республиканские, краевые, областные органы охраны окружающей природной среды на­значают государственную экологическую экспертизу по объек­там, связанным с ресурсами республиканского, краевого, облас­тного значения, а районные, городские органы — муниципаль­ными природными ресурсами.

В зависимости от объема и характера экспертной деятельнос­ти проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.

В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС); положительные зак­лючения и согласования органов федераль­ного надзора и контроля и органов местного самоуправле­ния; материалы обсуждений объекта с гражданами и обще­ственными объединениями.

Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков докумен­тации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев.

Применительно к заказчику закон говорит о его праве прове­дения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его террито­риальные органы и подразделений призваны заниматься орга­низацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалис­тов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.

Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация и проведение не требует каких-либо особых уста­новлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдель­ных кафедр или ученых.

Организация и проведение различных экспертиз:

ü Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению.

ü Ведомственная экологическая экспертиза проводится по при­казу соответствующего министерства, ведомства. Ее результа­ты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

ü Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.

ü Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вме­няется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспер­тизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях,

Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обес­печению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степе­ни экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроиз­водству окружающей природной среды. Задача экспертов состо­ит в проверке правильности и научной обоснованности содержа­ния данного документа.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подго­товленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объек­тов, затрагивающих экологические интересы населения, прини­мать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии по экологической экспер­тизе утверждается руководителем компетентного государ­ственного органа специальной компетенции — министром, за­местителем министра по охране окружающей среды и приро­дных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не соглас­ный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юри­дическую силу. Они становятся обязательными для всех учас­тников экологических отношений.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, на­родный или арбитражный суд. Административный орган, согла­сившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической эксперти­зы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основа­ниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает адми­нистрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической эк­спертизе.

 

Общественная экспертиза

 

«Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».[3]

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. об­щественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государ­ственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Общественные объединения, осуществляющие обще­ственную экологическую экспертизу, имеют право:

ü получать от заказчика документацию, подлежащую эко­логической экспертизе, предусмотренную законом;

ü знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государствен­ной экологической экспертизы;

ü участвовать в качестве наблюдателей через своих пред­ставителей в заседаниях экспертных комиссий государствен­ной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат­риваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

ü государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

ü порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

ü форма и содержание заявления о проведении экологи­ческой экспертизы;

ü обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

ü исчерпывающий перечень оснований, по которым мо­жет быть отказано в государственной регистрации заявле­ния о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправле­ния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой ин­формации.

В случае придания юридической силы заключению об­щественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголов­ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет­ные правонарушения в области экологической экспертизы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.008 с.)