Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и цели экологической экспертизы

Поиск

Понятие и цели экологической экспертизы

 

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок­ружающей среды является экологическая экспертиза, про­водимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».[1] Ее цель — предупрежде­ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен­ной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко­логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 

Принципы экологической экспертизы

 

Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ «Об экологической экспертизе», хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы — государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности.

«Экологическая экспертиза основывается на принципах:

ü презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

ü обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

ü комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

ü обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

ü достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

ü независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

ü научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

ü гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ü ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы».[2]

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании эколо­гических и экономических интересов, обеспечивающем приори­тет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаю­щую среду.

Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законода­тельной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регу­лирующих порядок назначения и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.

Независимость и вневедомственностъ экологической эк­спертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нор­мативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведом­ственная экологическая экспертиза.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны ок­ружающей природной среды об обеспечении населения необхо­димой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привле­чением общественности к участию, в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотре­ние предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, прове­дение референдумов и др.

 

Общественная экспертиза

 

«Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».[3]

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. об­щественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государ­ственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Общественные объединения, осуществляющие обще­ственную экологическую экспертизу, имеют право:

ü получать от заказчика документацию, подлежащую эко­логической экспертизе, предусмотренную законом;

ü знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государствен­ной экологической экспертизы;

ü участвовать в качестве наблюдателей через своих пред­ставителей в заседаниях экспертных комиссий государствен­ной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат­риваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

ü государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

ü порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

ü форма и содержание заявления о проведении экологи­ческой экспертизы;

ü обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

ü исчерпывающий перечень оснований, по которым мо­жет быть отказано в государственной регистрации заявле­ния о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправле­ния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой ин­формации.

В случае придания юридической силы заключению об­щественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголов­ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет­ные правонарушения в области экологической экспертизы.

 

Полномочия граждан

 

Полномочия граждан и общественных объединений при проведении государственной экологической экспертизы предусматривают­ся Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. и Федеральным законом об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г.

Граждане и общественные объединения имеют право:

ü выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной эколо­гической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

ü направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяй­ственной и иной деятельности;

ü получать от органов, организующих проведение госу­дарственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г.);

ü обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или ар­битражный суд (ст. 38 Закона от 19 декабря 1991 г.).

Кроме того, общественные объединения вправе:

ü требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической плат­формы в средствах массовой информации;

ü рекомендовать своих представителей для участия в го­сударственной экологической экспертизе по вопросам раз­мещения и проектирования объектов (ст. 13 Закона от 19 де­кабря 1991 г.).

К проведению государственной экологической эксперти­зы имеют отношение некоторые более общие экологичес­кие права, а именно:

ü требовать от соответствующих органов представления своевременной, полноценной и достоверной информации о состо­янии окружающей среды и мерах по ее охране;

ü ставить вопрос о привлечении к ответственности винов­ных должностных лиц;

ü предъявлять в суде или арбитражном суде иски о воз­мещении вреда здоровью и имуществу граждан, причинен­ного, экологическими правонарушениями;

ü требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, Эксплуата­ции экологически вредных объектов, ограничении, приоста­новлении, прекращении или перепрофилировании их дея­тельности (ст. 12 и 13 Закона от 19 декабря 1991 г.).

 

Самоуправления

 

Учитывая значение и место экологической экспертизы в защите окружающей среды, целесообразно ос­тановиться на процедурных прави­лах ее проведения. Имеют значение и некоторые компетенционные нормы, показывающие, кто за что должен отве­чать. Правительство РФ осуществляет меры по обеспече­нию законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы (ст. 5 Закона от 23 ноября 1995г.).

К ведению субъекта Российской Федерации относится делегирование экспертов для участия в качестве наблюда­телей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экс­пертизах и их результатах.

Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:

ü получают бесплатно от государственных органов неза­висимо от их принадлежности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, имеют доступ к находящейся в их распоряжении базе дан­ных о состоянии окружающей среды и возможных послед­ствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;

ü направляют в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредито­вания и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной Экологической экспертизы;

ü предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении за­седаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

ü организуют информационное обеспечение государствен­ной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объектов экологической экспертизы и о нега­тивном воздействии намечаемой деятельности на окружаю­щую среду;

ü предоставляют для ознакомления общественным объе­динениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экс­пертизы;

ü направляют органам местного самоуправления, обще­ственным объединениям и гражданам, представившим ар­гументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной эколо­гической экспертизы, информацию о заключении государ­ственной экологической экспертизы;

ü предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государствен­ной экологической экспертизы.

Территориальные органы Госкомэкологии РФ обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации, и законода­тельства субъектов Российской Федерации, готовить и на­правлять другим правоохранительным органам соответству­ющие материалы по вопросам привлечения к ответственно­сти лиц, виновных в совершении нарушений законодатель­ства Российской Федерации об Экологической экспертизе.

Ближе всех к населению находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области мо­гут:

ü делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной эколо­гической экспертизы, причем не только по объектам, рас­положенным на своей территории, но и в случаях возмож­ного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

ü организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности, которая подлежит эколо­гической экспертизе;

ü организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

ü информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в об­ласти охраны окружающей природной среды, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации о на­чале реализации объекта экологической экспертизы без по­ложительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для того чтобы быть в состоянии реализовать эти пол­номочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реали­зация которых может оказывать воздействие на окружаю­щую среду в пределах территории соответствующего муни­ципального образования, и о результатах проведения эко­логической экспертизы.

Понятие и цели экологической экспертизы

 

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок­ружающей среды является экологическая экспертиза, про­водимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».[1] Ее цель — предупрежде­ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен­ной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко­логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.013 с.)