Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компетенция специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей средыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные функции органов управления охраной окружающей среды Правительство Российской Федерации – осуществляет координацию работы органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, принятие мер по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий. Министерство природных ресурсов – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию. Самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: а) геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; б) использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов; в) использование и охрана водных объектов; г) эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного д) охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их е) особо охраняемые природные территории; ж) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; з) охрана атмосферного воздуха; и) обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); к) совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Министерство сельского хозяйства – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания. МСХ осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству. Самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: а) реформирование и финансовое развитие в агропромышленном комплексе и б) государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса и в) программы по развитию села; г) племенное животноводство и элитное семеноводство; д) использование земель сельскохозяйственного назначения; е) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и ж) техническое и технологическое обеспечение в агропромышленном комплексе и з) производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, и) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота; к) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации; л) охота и охотничье хозяйство. Территориальные органы управления природными ресурсами и охраной окружающей природной среды Федеративное устройство РФ предполагает разграничение компетенции в области природопользования и охраны окружающей природной среды между Российской Федерацией, субъектами РФ и местными органами самоуправления, а также разграничение полномочий представительных и исполнительных органов власти. Особое внимание при этом уделяется исключению дублирования и параллелизма в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ, более четкому разграничению их функций и полномочий. Согласно Положению о структуре органов исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления полномочий указанных органов в регионах. Таким образом, на территориальном уровне в пределах всей страны функционирует система федеральных органов управления. Представительные и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления согласно представленных Конституцией РФ и Федеральными Законами полномочий, создают свои органы управления природными ресурсами, действующими в границах представляемых ими административно-территориальных образований. Финансирование содержания федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Модуль 3. Экономические основы природопользования и охраны Окружающей среды 1. Место и роль экономики природопользования в решении задач современности Как отмечалось ранее, экономика природопользования — это раздел конкретной экономики, изучающий главным образом вопросы экономической оценки природных ресурсов и такой же оценки ущербов от загрязнения среды. В настоящее время более верно будет говорить об экономике природопользования и охраны окружающей среды (ПП и ООС) как едином целом. Полная экономическая ценность природного ресурса слагается из ценности пользования (ценность от прямого использования и ценность от косвенного использования) и ценности, не связанной с использованием (ценность отложенной альтернативы, ценность наследования, ценность существования). Соответственно выделены виды экономического ущерба от загрязнения природной среды: 1. Ущерб, причиняемый материальным объектам; 2. Ущерб здоровью и жизни населения; 3. Ущерб природно-ресурсной системе и соответствующим отраслям. Объектом экономики природопользования является комплекс экономических отношений между обществом и природной средой. Предмет экономики природопользования состоит в оптимизации экономических отношений между обществом и природной средой, направленных на сохранение и воспроизводство окружающей природной среды. К основным задачам изучения экономики природопользования относятся: 1. Классификация и оценка природных ресурсов. 2. Оценка ущербов от загрязнения природной среды. 3. Хозяйственный механизм природопользования. 4. Эффективность использования природных ресурсов. 5. Эффективность затрат на поддержание нормальных условий воспроизводства природно-ресурсного потенциала. В результате своей деятельности человек как ухудшает среду обитания, так и истощает ресурсы необходимые для своей жизнедеятельности. Как было отмечено на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), человечество должно многое изменить в своей деловой активности и образе жизни, в противном случае ему предстоят необычно тяжелые испытания и резкое ухудшение окружающей среды. Экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологической возможности планеты (Программа действий, Рио 1992). Экономика природопользования тесно сопряжена с общественными, естественными и техническими науками. Она является комплексной дисциплиной, широко использующей в тесной взаимосвязи достижения различных наук. Решение стоящих перед обществом задач в области природопользования практически всегда требует синтеза знаний различных научных направлений, что уже диктует необходимость подготовки кадров, специализирующихся не по разделам наук, а по проблемам. К ключевым методам изучения экономики природопользования относится метод системного анализа, который базируется на теории систем, учитывает сложность исследуемого объекта, его взаимосвязи с другими объектами окружающей среды, а также объективное отсутствие ряда данных об объекте. В сфере природопользования, где ведущую роль в решении проблем играют социальные и общественные условия, применение системного анализа позволяет превратить сложную и трудноразрешимую проблему в ряд четко определенных задач, имеющих метод решения. К числу инструментов, позволяющих наглядно и результативно исследовать взаимодействие экономики и окружающей природной среды, относятся методы моделирования и балансовый. Если рассматривать материальные потоки, опосредующие взаимодействие экономики и окружающей природной среды, то из первого закона термодинамики — закона сохранения вещества и энергии — вытекает следующее требование. Поток материалов и энергии, поступающий из природы в процесс производства-потребления, должен быть равен потоку отходов, направляющихся обратно в окружающую природную среду. Это требование удовлетворяется в долгосрочной перспективе. И смысл его в том, что все то, что берется экономикой из окружающей природной среды — будь то ресурсы или энергия — рано или поздно поступит обратно в природную среду в виде остаточных отходов. С учетом действия этого закона актуальнейшими являются задачи: • Сокращение объема производства; • Сокращение первичных отходов; • Увеличение объема рециклирования. Вместе с тем возможности рециклирования ограничены: • действием второго закона термодинамики (закона возрастания энтропии), согласно которому в ходе преобразования вещества и сил природы часть энергии безвозвратно утрачивается, приобретая недоступные для применения формы и рассеиваясь; • ресурсо- и энергоемкостью многих технологий рециклирования. Экономика природопользования и охраны окружающей среды — это наука о выборе и решениях, принимаемых людьми в отношении ограниченных ресурсов природы и экологических благ, о разнообразных аспектах взаимосвязи между качеством окружающей природной среды и экономическим поведением отдельных индивидов и различных социальных групп, о том, каким образом экономическая система вырабатывает стимулы, которые способствуют либо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, либо их разрушению. Любой вид ресурса при его использовании может давать как блага человеку, так и наносить вред его здоровью и окружающей среде. Природные блага подлежат следующей классификации (Пахомова, Рихтер 2003): Общественные блага — блага, обладающие свойством свободы доступа, а также отсутствием соперничества в потреблении. Они неделимы и потребляются в полном объеме. Значительная часть экологических благ — озоновый экран, ресурсы биоразнообразия, экологическая безопасность, атмосферный воздух и т. п. — являются общественными благами. Общественные экологические блага характеризуются следующими чертами: • являются относительно неисчерпаемыми (неистощимыми); • находятся либо в общественной (государственной, муниципальной и прочей коллективной), либо в общей (общедоступной) собственности; • не являются классическими товарами. Законы рынка на общественные экологические блага не распространяются. Ресурсы совместного потребления — ресурсы, характеризующиеся свойством свободы доступа, но их использование носит конкурентный характер. Потребители конкурируют между собой либо за количество потребляемого блага, либо за его качество. Конкурентность связана с природными свойствами данных благ, с тем что они являются истощимыми. Такими свойствами обладают многие естественные ресурсы: подземные водные источники, рыбные ресурсы открытого моря, крупные водные системы, некоторые месторождения полезных ископаемых, в частности углеводородного сырья, ассимиляционный ресурс биосферы и др. Данную часть природных ресурсов называют еще естественными ресурсами совместного применения Естественные ресурсы совместного применения (ЕРСП) имеют характеристики: . являются истощимыми (с этим и связана конкуренция между потребителями за доступ к данным ресурсам); . могут быть объектом не только общественной (государственной) или коллективной, но и частной собственности; . по мере усиления ограниченности способны принимать товарную форму. Никто из потенциальных и реальных потребителей не имеет стимулов к ограничению и рационализации их потребления (рыбные запасы открытого моря). Ресурсы истощимые. Любые действия сознательного потребителя в силу конкуренции тут же сводятся на нет. Для общественных благ и ресурсов совместного потребления существует большой набор разновидностей рыночных провалов. Клубные (облагаемые пошлиной) блага. Они потребляются в полном объеме, но доступ к ним ограничен. Эти ограничения могут быть обусловлены либо принадлежностью блага определенной группе людей (примером являются охотничьи угодья, доступ к которым открывает покупка специальной разовой лицензии), либо пространственным размещением блага (таковыми выступают локальные экологические блага - памятники природы, охранные территории местного значения). Часть природных ресурсов может иметь экономические свойства и обычных частных товаров. Таковыми могут быть земельные ресурсы (прежде всего сельскохозяйственные, городские, пригородные), некоторые месторождения полезных ископаемых, некрупные водоемы, лесные угодья и некоторые другие ресурсы. Основная часть экологических благ и природных ресурсов относится к общественным благам и ресурсам совместного применения. И этим объект анализа экономики ПП и ООС отличается от классической и неоклассической экономической теории, традиционно концентрировавших свое внимание на частных товарах. В современных условиях экологические задачи, а также задачи рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, включая меры по ресурсосбережению, касаются всех - предприятий и отраслей различной специализации, многочисленных производителей и потребителей. Именно это позволяет оперировать термином «большая экономика», в рамках которой традиционное производство представлено в единстве со сферой ПП и ООС. Ее краткая структура: I блок - совокупность природохозяйственных отраслей (лесное, водное, сельское, II блок - размещен внутри производственного сектора и представлен III блок - сформирован специализированными предприятиями, которые формируя конечную ступень нейтрализации вредного воздействия экономики на состояние окружающей природной среды. IV блок - экобизнес. Образован производствами, специализированными на изготовлении очистного и перерабатывающего отходы оборудования, средств экологического контроля и мониторинга, разного рода измерительной аппаратуры и т. п. В его задачу также входит оказание разнообразных услуг в области экологической экспертизы и сертификации производства и продукции, экологического аудита, внедрения систем корпоративного экологического управления и т. д. Новым направлением деятельности IV блока является рециклинговая индустрия, в основе которой лежит принцип конструирования и производства готовой продукции, технических средств, в том числе бытовой техники, с таким расчетом, чтобы, например, максимальное количество отработавших деталей можно было использовать повторно без нанесения вреда окружающей среде. Значение рециклинга состоит в проникновении принципа малоотходности в основное производство, а также в процесс потребления готовой продукции. Природопользование и охрана окружающей среды - это крупная сфера экономики, имеющая сложное организационное строение и решающая задачи воспроизводства, охраны и первичного использования природно-ресурсного потенциала, а также обеспечения высокого качества и разнообразия окружающей природной среды. Экономика ПП и ООС изучает экономические отношения в этой сфере, формы и принципы управления ею. Задачей экономики ПП и ООС является обоснование необходимых для достижения стабильности и устойчивости экологических систем как основы жизнедеятельности общества экономических (финансовых, трудовых, материальных, природных) ресурсов, а также механизмов, обеспечивающих выход на стационарные режимы. Экономики природопользования и охраны окружающей среды присущи следующие характерные термины и понятия: Условия Парето-эффективности (оптимальности) - ситуация, когда улучшение экономического положения ни одного из хозяйствующих субъектов невозможно без ухудшения положения любого другого индивида. Получаемый в результате этого индивидуальный оптимум одновременно обеспечивает соблюдение и общественной эффективности и достижение оптимума для общества в целом. Понятие безбилетного пассажира. Это лицо, которое платит за возможность потребления блага меньше в сравнении с действительной пользой блага для себя, либо не доплачивает в сравнении с извлекаемой из потребления выгодой. Внешние эффекты (экстерналии) - это эффекты, накладываемые на благосостояние третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками рыночных сделок, и поэтому не отраженные в ценах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными (сохранение озонового слоя или биоразнообразия и загрязнение окружающей среды). Последние обусловливают возникновение разнообразных натуральных ущербов, денежная оценка которых называется экономическим ущербом от загрязнения окружающей природной среды. МБ (Магё1па1 Батаёе) - предельный ущерб. МАС (Магёта1 АЬа1етеп1 Сой) - предельные затраты на сокращение загрязнения. Считается, что успешное развитие экономики определяется четким функционированием рынка, который сигнализирует об относительной дефицитности различных ресурсов посредством их цен и тем самым обеспечивает их использование с наибольшей выгодой. Если цены рынков не отражают истинные издержки и выгоды использования ресурсов, то они вводят в заблуждение относительно дефицитности ресурсов и не обеспечивают достаточные стимулы для управления, эффективного использования и сохранения природных ресурсов. В таких случаях, обычно, говорят о провалах рынка. К одному из факторов провалов рынка относятся внешние эффекты (экстерналии), под которыми понимают последствия, наступающие для других субъектов в результате того или иного действия, которые не учитывались субъектом, совершившим действие. Например, предприятие (фирма), сбрасывающее сточные воды в водоем, который используется для купания населения и забора питьевой воды, создает внешние эффекты, снижающие уровень благосостояния или повышающие издержки других пользователей водоема. Эти последствия не учитываются в затратах фирмы. В данном случае рынок не обеспечивает учет стоимости внешних эффектов для фирмы-нарушителя и тем самым не стимулирует стремления предприятия к ограничению загрязнения (конечно, если подобные действия не регламентируются постановлениями и штрафами). Другой пример, ценность деревьев, посаженных ради заключенной в них стоимости древесины, не учитывает ценности их использования как ветрозащитного заграждения для соседних производителей сельхозпродукции. Понятие экстерналий относится к одному из фундаментальных и широко используется в экономике природопользования. Оно позволяет понять глубинную сущность процессов, происходящих при взаимодействии общества с окружающей средой, дать им объективную оценку и научно обосновать действенные пути по совершенствованию природопользования и минимизации экологического ущерба. Внешние издержки и выгоды. Вовлечение в производственный процесс природных ресурсов и использование природы в качестве приемника отходов производства характеризуются частными и внешними издержками и выгодами. Частные издержки (ЧИ) — это издержки производителя на производство продукции, или издержки потребителя, использующего продукцию. Внешние издержки (ВИ) — это издержки, которые производитель продукции или ее потребитель стараются переложить на третьих лиц, не связанных с процессом производства и потребления. Совокупность частных и внешних издержек составляет общественные издержки (ОИ): ОИ = ЧИ + ВИ Как правило, процесс производства или потребления преследует цель получить выгоды, которые также классифицируются на частные, внешние и общественные. Частные выгоды (ЧВ) — это выгоды производителя, получаемые от производства продукции, а потребителя — от ее потребления. Внешние выгоды (ВВ) — выгоды, получаемые третьими лицами, не имеющими отношения к производству и потреблению продукции. Совокупные выгоды, создаваемые при производстве и потреблении продукции, составляют общественные выгоды (ОВ): ОВ = ЧВ + ВВ Из приведенных определений следует, что внешние издержки или выгоды (общее название — экстерналии) имеют место, когда производители и потребители учитывают не все общественные издержки при принятии решений. Такая возможность обусловлена свойствами общественного блага и ресурсами с открытым доступом к пользованию. Общественное благо имеет уникальное свойство: если оно становится доступным одному человеку, то оно становится доступным и другим членам общества. Общественное благо характеризуется не формой собственности производителя (государственной или частной), а свойством самого блага. Например, свойства маяка (помогающего ориентироваться в море), радиосигнала (несущего информацию). Блага природной среды используют множество потребителей. Но заставить платить потребителя истинную цену за пользование общественным благом задача довольно трудная. Следовательно, с одной стороны, производители продукции (предприятия, фирмы), используя общественное благо (например, окружающую среду, выбрасывая в нее отходы производства), обедняют его, с другой (например, очищая водоем, свойства которого может использовать общественность) — обогащают его. Таким образом, возникают два вида экстерналий — положительные (ПЭ) и отрицательные (ОЭ). С точки зрения общества, положительные экстерналии возникают тогда, когда общественные выгоды больше частных выгод: ОВ > ЧВ, а отрицательные экстерналии, когда общественные издержки больше частных издержек: ОИ > ЧИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.012 с.) |