В экономике природопользования и охраны окружающей среды одним из основных признан метод анализа затрат-результатов (АЗР).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В экономике природопользования и охраны окружающей среды одним из основных признан метод анализа затрат-результатов (АЗР).



Отличительные черты, определяющие как содержание, так и порядок применения данного метода.

• В основе метода лежит сопоставление затратна проведение каких-то природоохранных мероприятий, реализацию проектных решений и т.п. и результатовот этих мероприятий;

• Он базируется на общих критериях рыночной эффективности, диктующих представление и затрат, и эффектов в единообразных денежных измерителях. Обязательным также является оценка ресурсов (издержек), используемых в рамках проекта, с позиции альтернативной стоимости. Тем самым каждый ресурс (фактор производства) в рамках проекта должен обеспечить получение результата, не худшего в сравнении с любой из возможных альтернатив применения этого ресурса;

• Применение метода анализа затрат-результатов может осуществляться лишь в системе сложившихся и вырабатываемых в обществе определенных ценностных представлений, в том числе о степени приоритетности и настоятельности экологических и природно-сырьевых потребностей. Данные ценностные представления формируются за пределами чисто рыночной сферы и охватывают такие вопросы, как равенство, справедливость в обществе, предпочтительность того или иного способа распределения общественных благ между различными социальными группами, а также издержек, связанных с реализацией проектов и политик, учет интересов будущих поколений и т.п. С изменением этих ценностных общественных императивов должны быть другими и решения, вырабатываемые на основе АЗР.

Одним из показателей эффективности использования природных ресурсов, а также показателями оценки эффективности инвестиционных проектов, служит ряд критериев:

• чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект Эинт;

• внутренняя норма доходности (ВНД);

• период окупаемости;

• индекс доходности (ИД).

Затраты и выгоды любого проекта с течением времени обесцениваются, и поэтому, чтобы отразить действительную величину будущих затрат и выгод, нужно связать их со стоимостью на данное время, дисконтировать. Дисконтирование — это специальная процедура приведения разновременных экономических параметров (затрат, результатов) к сопоставимому виду. При дисконтировании используется коэффициент дисконтирования и норма дисконта.

Дисконтированная стоимость зависит от ставки процента, по которой можно получить ссуду или кредит. Чистый дисконтированный доход равен разности между текущей стоимостью потока будущих доходов или выгод и текущей стоимостью будущих затрат на осуществление, эксплуатацию и техническое обслуживание проекта на протяжении всего срока службы. ЧДД показывает доходы собственников капиталов за весь жизненный цикл инвестиционного проекта. Здесь учитываются доходы и затраты получаемые на каждом шаге существования проекта, норма дисконта или приемлемая норма дохода на капитал и горизонт расчета на котором производится ликвидация


объекта. ЧДД можно рассматривать как текущую стоимость дохода или выгод от сделанных инвестиций. Согласно расчетов по ЧДД для электростанций было получено, что ветровые электростанции окупаются за пятилетний период, ГЭС, без учета ущерба окружающей среде, окупается в течение 13 лет, но, с учетом наносимого вреда, срок окупаемости не определен, поскольку эти энергопроизводящие предприятия причиняют ущерб, превышающий положительный результат их функционирования (главное как выбраны методы оценки и кто собственник земли сейчас и в будущем). Существуют расчеты, что при строительстве, эксплуатации и ликвидации АЭС требуется больше электроэнергии, чем они вырабатывают за весь срок службы. Срок службы одного энергоблока (Чернобыльская модель) равен 50 годам. Для России на данном этапе развития, экономически (40% мировых запасов) и экологически (на порядок снижается ущерб, причиняемый окружающей среде, чем при сжигании угля и в 4-5 раз, чем при сжигании нефти) наиболее выходны ТЭС на природном газе.

При оценке эффективности могут использоваться коммерческая, участника проекта, социальная и бюджетная нормы дисконта.

Внутренняя норма доходности (ВНД) дает инвесторам эталон для сравнения с альтернативной стоимостью капитала для этого проекта (в отличие от ЧДД показывается относительная эффективность с нормой дохода на вкладываемый капитал).

Индекс доходности (ИД) является отношением приведенных выгод к приведенным капитальным вложениям.

Как показывает анализ многообразных практических ситуаций, применение традиционных приемов дисконтирования характеризуется существенной потенциальной опасностью для охраны окружающей среды, а именно:

• посредством дисконтирования занижается даже существенный ущерб природной среде, если он приходится на отдаленный промежуток времени в будущем (строительство хранилища радиоактивных отходов);

• в случае проявления эффектов от проекта в отдаленном будущем (посадка леса) дисконтирование снизит сегодняшнюю ценность этих результатов и будет препятствовать одобрению подобных проектов;

• дисконтирование, особенно при высокой норме дисконта, стимулирует и ускоряет разработку (добычу, эксплуатацию) как возобновимых, так и невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых), создавая угрозу их полного истощения.

Тем самым последствия применения стандартной процедуры дисконтирования является крайне неблагоприятными для долгосрочных проектов, включая природоохранные, интересы будущих поколений, как и самой природы, не получают необходимой защиты, а инвестиционные решения становятся «близорукими» и направленными против будущего. Большое влияние на выбор и принятие проектных решений оказывает норма дисконта. Чем она выше, тем в большей мере бремя издержек ложится на будущие поколения, а результаты присваивают нынешние. В качестве предложения в ряде развитых стран обсуждается применение наряду с нормой дисконта, характерной для частных рыночных отношений, так называемой социальной нормы временного предпочтения, включающей (синтезирующей) широкий набор критериев, суть которых сводится к тому, что социальная норма временных предпочтений должна быть ниже нормы частных рыночных предпочтений. В то же время должна сохраняться экономическая привлекательность проектов.

Вводимая в настоящее время интегрированная система национальных счетов (СНС)учитывает не только валовый национальный продукт и чистый национальный продукт, но ресурсный и экологический (сателлитные) счета. Поскольку без учета дефицита естественных ресурсов и загрязнения окружающей среды невозможен выход на траекторию устойчивого развития, роль СНС будет постоянно возрастать.


Одним из макроэкономических показателей является наличие экологически адаптированного чистого внутреннего продукта как разности между чистым внутренним продуктом и стоимостью износа природных активов.

В настоящее время все шире применяется Индекс устойчивого экономического благосостояния,который учитывает все факторы благосостояния населения, включая распределение доходов и занятость населения, и предлагается в качестве альтернативы

ВНП.

Наряду с административно-контрольными инструментами управления природопользованием и экологической безопасностью в странах с развитым рынком применяться Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования.

Выделяют:

I. Рыночно-ориентированные инструменты:

.природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

.рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

.механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

.залоговая система;

.интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в

том числе на рынке рециклируемых отходов); .методы прямых рыночных переговоров и другие способы саморегулирования; .добровольные природоохранные соглашения между органами экологического

контроля и предприятиями, а также между самими предприятиями-

природопользователями.

II. Финансово-кредитные инструменты:

.формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

.кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и т.п.;

.режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

.экологические и ресурсные налоги; система страхования экологических рисков.

Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды базируется на определенной институциональной основе, которую образуют:

.система имущественных прав, включая права собственности на экологические

блага, природные ресурсы и объекты экологической инфраструктуры; .совокупность органов экологического контроля и управления

(общегосударственных, региональных, местных).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.016 с.)