Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По структуре затраты на природоохранные цели делятся на текущие затраты и капиталообразующие инвестиции.

Поиск

К текущим затратам относят расходы, связанные с содержанием природоохранных объектов и их эксплуатацией.

Под капиталообразующими инвестициями понимаются: инвестиции в основной капитал (капитальные вложения), затраты на капитальный ремонт, инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования, инвестиции в нематериальные активы, в пополнение запасов материальных оборотных средств и т. д.

В структуре и объеме природоохранных капиталообразующих инвестиций основное место занимают капитальные вложения, в которые включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих природоохранных систем и объектов. В частности, к ним относятся затраты на разработку и внедрение новых малоотходных технологических процессов и безотходных производств, сооружений для очистки промышленных сточных вод, установок по переработке производственных отходов, газо- и пылеулавливающих устройств, систем оборотного водоснабжения, создание систем мониторинга и т. д.

Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей среды являются:

1) федеральный бюджет РФ;

2) бюджеты субъектов Федерации;

3) собственные средства предприятий, организаций и учреждений;

4) государственные внебюджетные экологические фонды;

5) фонды экологического страхования;

6) добровольные взносы;

7) банковские кредиты.

4.2. Экологические фонды

Развитие системы экологических банков и фондов является важной составляющей совершенствования экономического механизма природопользования в рыночных условиях.

Их создание обусловлено необходимостью решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и т. д.

Экологические фонды — это институциональные меры, предназначенные для формирования целевых денежных поступлений на цели охраны и улучшения окружающей среды. Во многих странах Центральной и Восточной Европы созданы экологические фонды для получения и расходования поступлений от штрафов за загрязнение, платежей за природопользование, использование сырья, неэкологическую продукцию и других источников.

В РФ создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, в том числе за счет:

• платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

• сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

• средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

• полученных в виде дивидендов: процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц.


В соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды», средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке:

• 60% — на реализацию природоохранных мероприятий местного значения;

• 30% — на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

• 10 % — на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ сумма в размере 10% платы за

загрязнение природной окружающей среды непосредственно от предприятий поступает в доход федерального бюджета. Кроме вышеуказанных 10 %, в него перечисляются и 10 % средств, перечисленных в Федеральный экологический фонд из территориальных экологических фондов.

Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, производство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Закон запрещает расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

4.3. Экологическое страхование

Экологическое страхование относится к одному из элементов экономического механизма охраны окружающей природной среды. За счет создания страховых фондов, оно позволяет оперативно и быстро компенсировать потери от стихийных бедствий, техногенных катастроф, т. е. оно направлено на возмещение вреда в случаях застрахованного экологического риска, причиненного здоровью и имуществу. Прогрессивно развивается и другая функция фондов страхования — финансирование природоохранных мероприятий за счет инвестиционной деятельности страховых компаний,

Под страховым риском понимается явление, способное привести к потерям, которых, в свою очередь, можно избежать путем покупки страхового полиса. При этом подразумевается, что средняя повторяемость явления во времени может быть установлена с достаточной точностью. Следовательно, о риске можно говорить только тогда, когда существует вероятность события, например, аварии на химическом предприятии.

Риск необходимо отличать от неопределенности, возникающей в ситуации, при которой очень мало известно о будущих последствиях, поэтому не удается оценить вероятность отдельных последствий, или же сами последствия могут оказаться такими необычными, что их нельзя предугадать.

Страхование от риска можно интерпретировать как один из видов затрат, неопределенность же не подчиняется принципам страхования из-за чрезвычайной трудности предвидеть необычные последствия. Например, появление на рынке фреонов (хлорфторуглеродов) никто не связывал с вероятностью появления риска, потому что еще ничего не было известно о разрушительном воздействии фреонов на озонный слой атмосферы.

В РФ осуществляемся добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического стихийного бедствия, аварий и катастроф.


Процедуры и нормы экологического страхования соответствуют «Закону о страховании РФ».

Добровольное страхование осуществляется в соответствии со специальным актом

— Типовым положением о порядке добровольного экологического страхования в
российской Федерации, утвержденного Министерством природных ресурсов РФ,
Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды и Государственной
страховой компанией.

Помимо Российской государственной страховой компании созданы и действуют региональные страховые компании: «Аско-Москва», «Добрый день» (Тюмень), «Северная корона» (Москва), «Эко-сфинкс» (С.-Петербург), Ивановский, Нижегородский и другие фонды и центры экологического страхования.

На экологическое страхование заключаемся договор. Договаривающиеся стороны

— страхователь и страховщик договора — определяют взаимные права и обязанности,
страховые случаи, виды страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового
возмещения.

Возникающие споры между страхователем и страховщиком разрешаются в судах или арбитражных судах.

5. Экономическая оценка и особенности платы за загрязнение природной окружающей

среды в Российской Федерации

Плата за загрязнение — форма возмещения экономического ущерба от выбросов (в атмосферу) и сбросов (в водоем) загрязняющих веществ (3В), возмещающая затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирующая снижение или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов. В основу платы положены базовые ставки, корректируемые коэффициентами, учитывающими экологические факторы и инфляцию.

При расчетах платежей за загрязнение вся масса выбросов (сбросов) 3В разбивается на 3 категории:

• предельно допустимые выбросы (сбросы) (ПДВ, ПДС);

• временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ (ПДС);

• превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ (ВСС) или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитным выбросом (сбросом).

Источники платежей:

• платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов 3В, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг), в которую также включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных фондов, очистных сооружений, золоуловителей и т. д.;

• платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов 3В, размещение отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещение отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещение отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены предприятия-загрязнители.


5.1. Земельные ресурсы

Экономическая оценка земли.

Совершенствование управления земельными ресурсами обусловливает необходимость разработки и ведения земельного кадастра, одной из составных частей которого является экономическая оценка земель. Ее роль существенно возросла с переходом РФ на более адекватную систему платы за пользование земельными ресурсами, ввиду того, что она должна стать фундаментальной основой определения налоговых и других платежей.

В случае если известна рента, приносимая с участка земли, то, по К. Марксу, цена земли - это сумма денежного капитала, которая, будучи положена в банк, приносит его владельцу каждый год в виде процента доход, равный земельной ренте. Например, если рента с участка земли равна 5000 руб., а банк выплачивает по вкладам 10,0% годовых, то цена земельного участка равна 50000 руб.:

Цена 3емли = 5000 х 100: 10 = 50000 (руб.).

В общем случае (годовая дифференциальная рента с участка земли неизвестна) на первом этапе определяются предельные (замыкающие) затраты на продукцию землепользователей, эксплуатирующих земельные участки, а затем определяют оценку земельных участков.

Размер годовой ренты R Г определяется по формуле:

RГ = max ЕbiLi (zi-si) (i = 1, 2,..., m),

при ограничениях, описывающих множество допустимых вариантов использования земли по условиям охраны почв, севооборота и т. д., где i = 1, 2,..., m - виды сельскохозяйственных культур, возделываемых на данном участке, zi предельные затраты на единицу i-й культуры, Li - площадь, отводимая под i-ю культуру, si -затраты на производство i-й культуры, bi - урожайность i-й культуры на участке.

Экономическая оценка всего земельного участка за весь срок его эксплуатации равна сумме годовых дифференциальных рент с учетом фактора времени. Если годовая величина дифференциальной ренты неизменна в течение всего срока эксплуатации, а сам срок бесконечно велик, то пользуются формулой Маркса для «капитализации» годовой ренты для оценки земельного участка R:

R = RГ: (1+Е) + RГ: (1+Е)2 +... = RГ: Е,

где Е - норма дисконта, равная приемлемой норме дохода на капитал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.100 (0.008 с.)