Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собственность на природные ресурсыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Природный ресурс, которым владеет один человек или группа людей, находится в частной собственности. Частная собственность характеризуется свойствами полноты принадлежности, исключительности и передаваемости. Частные блага конкурентны в потреблении. Ресурсы, находящиеся в общественной собственности, принадлежат всем гражданам страны, края, района или населенного пункта, но управляются правительством или администрацией соответствующего уровня. Общей, или общедоступной, называется собственность, к которой люди имеют практически свободный и неуправляемый доступ. Большая часть собственности, находящейся в общем владении, это потенциально возобновимые ресурсы. Общие ресурсы недооцениваются и перепотребляются: по экономическим законам, то, что ничего не стоит, потребляется быстрее, чем фактически необходимо. Это явление называют трагедией общих ресурсов. Причина трагедии кроется в так называемом «правиле захвата» — общий ресурс достается тому, кто первым захватит его, по принципу «Если сегодня не я, то завтра кто-нибудь другой». Если общественная собственность плохо контролируется и управляется правительственными органами, то общественный ресурс фактически приобретает статус общего ресурса и может перепотребляться. В общей проблеме отношений собственности собственность на ресурсы — одна из важных ее составляющих, пути разрешения которой многообразны и могут зависеть от многих факторов, один из которых, — берет ли на себя государство решение задачи экономического воспроизводства ресурсов. Немаловажен и исторический аспект, когда шло неконтролируемое присвоение собственности с дальнейшим ее закреплением. Представляет интерес классификация собственности на природные ресурсы с позиции их территориальной принадлежности и общественной значимости. Такие природные ресурсы, как воздух и вода, не имеют границ, их значимость для биосферы трудно переоценить и, очевидно, они относятся к общемировой собственности. Мигрирующие виды биоресурсов также не знают границ, хотя пути их передвижения замкнуты и фиксированы. Пока на такие ресурсы распространяется право государственной собственности, но в области распоряжения (управления) ими (а распоряжение — один из основных факторов, определяющих понятие собственности) все большую роль начинают играть международные решения, рекомендации и договоренности. Так, необходимость международно-согласованного управления морскими биоресурсами подтверждена документами Комитета по Рыболовству ФАО. Поэтому в перспективе можно ожидать изменений формы собственности относительно мигрирующих биоресурсов. Следующий класс ресурсов — это ресурсы, строго фиксированные относительно их расположения, представляющие национальную значимость для всего населения страны и требующие национального уровня управления не только с точки зрения пользования, но и оптимального управления и распоряжения ими. Это так называемые стратегические ресурсы, на которые распространяется государственная форма собственности. Территориально фиксированные ресурсы могут и не представлять национальной значимости, т. е. только иметь местное значение, и в таком случае они могут находиться в территориальной (краевой, областной и т. п.) собственности. Отношения собственности на минерально-сырьевые (невоспроизводимые) природные ресурсы в странах с рыночной экономикой также имеют определенные вариации. В федеральной собственности США находится 80% запасов нефти и газа, 50% угля, 80% нефтеносных сланцев и т. д. В последнее время в США нефтеносные участки сдаются только в аренду и, вообще, арендный способ пользования природными благами становится преобладающим. В Норвегии все запасы нефти и газа принадлежат государству. Причем за законодательство и общую политику государства в нефтегазовом бизнесе отвечает парламент. По оценкам специалистов, нефтяное законодательство Норвегии является одним из совершенных в мире. В Канаде отношения собственности на минерально-сырьевые ресурсы типичны США. Коренное отличие лишь в том, что права собственности закреплены за провинциальными властями. Собственность на возобновляемые ресурсы также допускает широкие вариации. Так, 72% эксплуатационных лесов в США (а все леса подразделяются на эксплуатационные (65% всех лесных угодий) и нетоварные) находятся в собственности частных владельцев. Причем, если в южных штатах в частном владении более 90 % лесов, то в западных — только около 30%. В Канаде, учитывая, что главный землевладелец — государство, основная масса лесов (93%) находится в его юрисдикции. Из них только 10% — в собственности федерального правительства, а 83% — в юрисдикции провинций. В Республике Корея государственные леса составляют 20%, общественные — 8%, частные — 72%. Количество частных владельцев на 1992 г. достигало 1910 тыс. человек; в личном распоряжении 96% владельцев имеется менее 10 га лесной площади; большая часть лесовладельцев использует свои маленькие лесные наделы для фамильных кладбищ. В зарубежных странах собственность на ресурсы, в том числе на возобновляемые, — это не только право распоряжаться ею, но и ответственность. В странах с развитой Если обратиться к проблеме собственности на ресурсы шельфовой зоны, то и здесь существуют определенные различия. В США в собственности штатов находится шельфовая зона, простирающаяся в открытое море на 3 мили, в некоторых — до 9 миль. Однако это не значит, что редкие стратегические ресурсы находятся непосредственно под их юрисдикцией, точно так же, как и аналогичные ресурсы на землях с частной собственностью. Хотя даже такие ресурсы, как нефть (по нашей классификации, относящаяся к стратегическим ресурсам) в шельфовых зонах штатов находятся под их юрисдикцией. На отношения собственности на природные ресурсы оказали влияние, во-первых, исторический процесс формирования любого государства; во-вторых, структура устройства государства. Государства с федеративным устройством — США, Канада, ФРГ — так или иначе должны делиться правами собственности на природные ресурсы с Утверждение Федеративного государства и переход России на рельсы рыночной экономики по сущности должно было сопровождаться изменением прав собственности на природные ресурсы. Это предполагает и Конституция РФ (1993). В то же время доминанта федеральных ресурсных законов на правовом поле Российского природопользования практически все ресурсы относит к государственной федеральной собственности. 2. Управление природопользованием Управление природопользованием — это ориентированная система мероприятий, функционально направленная на поддержание качества окружающей среды (совокупности свойств, утеря которых влечет разрушение биосферы) в условиях воздействия на Природу. (Под воздействием на Природу понимается широкий спектр складывающихся взаимоотношений в системе «окружающая среда — общество», включающий совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала, его воспроизводство и сохранение). Управление природопользованием — это мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Основные требования к управлению природопользованием: 1. своевременность; 2. эффективность и соответствие целям; 3. адекватность управленческой формы; 4. оптимальность; 5. иерархичность; 6. усиление желательных обратных связей; 7. учет объективных ограничений природно-ресурсного и экономического потенциала; 8. учет текущих реакций (необходимо знать положительные и отрицательные реакции системы на уже проведенные акции управления); 9. целевая функция (направлено на достижение цели); 10. естественность; 11. адаптивность (способность изменить структуру и способы функционирования в соответствии с измененными внешними условиями и целями, учет всех экологических, экономических и социальных последствий; 12. прогнозность. Виды управления: Мягкое — опосредованное, направляющее, косвенное воздействие, сохраняющее или восстанавливающее экологический баланс, как правило, с использованием естественных механизмов саморегуляции (выборочные рубки, сбор «лишнего» урожая и т. д.). Существует Правило «мягкого» управления природой — когда управление природными процессами способно вызвать желательные природные цепные реакции без нарушения естественных процессов в экосистемах и потому «мягкое» управление природой социально-экономически предпочтительнее «жесткого», техногенного. Это правило целесообразного преобразования природы. «Мягкое» управление, основанное на повышении или восстановлении бывшей естественной продуктивности экосистем путем целенаправленной и основанной на использовании объективных законов природы серии мероприятий, позволяет направлять природные цепные реакции в благоприятную для хозяйства и жизни людей сторону. Жесткое — техническое и техногенное воздействие и вмешательство в естественные процессы, их исправление путем коренного преобразования механизмов и систем природы (переброска рек, строительство плотин, сплошнолесосечные рубки и др.): • дает хозяйственный эффект в коротком временном интервале и при локальном или региональном масштабе, когда его применение не ведет к подрыву природно-ресурсного потенциала; • основано на искусственном перенапряжении или предельном омоложении природной системы; • требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия. «жесткое» управление природными процессами как правило чревато цепными природными реакциями, значительная часть которых оказывается экологически, социально и экономически неприемлемой в длительном интервале времени. Действие этого правила связано прежде всего с тем, что грубое, «хирургическое» вмешательство в жизнь природных систем вызывает действие закона внутреннего динамического равновесия и значительное увеличение энергетических затрат на поддержание природных процессов (изменение русла рек, орошение сухих степей, распашка огромных площадей целинных земель и т. д.). Со временем затраты на поддержание технических устройств обеспечивающих «жесткое» управление возрастают, что делает его абсолютно не эффективным. 3. Методы управления природопользованием 3.1. Законодательные В правовых вопросах природопользования первостепенным является Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источниками экологического права в Российской Федерации являются: 1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, которая декларирует право граждан на Статья 72 Конституции РФ определяет, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные Законы и Кодексы составляют экологическую и природноресурсную Закон об охране окружающей природной среды (2002) определяет основные принципы использования и охраны окружающей среды (ст. 3): • соблюдение права человека на здоровую, благоприятную окружающую среду; • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; • независимость контроля в области охраны окружающей среды; • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; • обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; • экономическое регулирование и нормирование качества; • обязательность проведения государственной экологической экспертизы; • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; • сохранение биологического разнообразия; • необходимое наличие особо охраняемых природных территорий и объектов; • экологические требования при выполнении производственной или иной деятельности; • принятие соответствующих мер при чрезвычайных экологических ситуациях; • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; • государственный экологический мониторинг и экологический контроль; • ответственность за экологические правонарушения; • международное сотрудничество. Каждый из ресурсных Законов (Кодексов) кроме характеристики ресурса, разграничения компетенции, порядка пользования, охраны и платежей предусматривает выполнение указанных принципов использования и охраны окружающей среды. 3.2. Информационные Условно можно разделить на три части: • мероприятия, направленные на получение, обработку, хранение, представление и дальнейшее использование информации о состоянии окружающей среды и динамики развития процессов в ней; • экологический мониторинг, методы картографирования и кадастров, геоинформационные системы, моделирование и прогнозирование антропогенных экологических процессов; • экологическое образование, просвещение и воспитание, пропаганда и реклама. Мониторинг окружающей среды Усиление негативных последствий антропогенного воздействия на Природу обусловило создание специальной системы наблюдений — мониторинга антропогенных изменений состояния природной среды. Общепринятым стало определение мониторинга, данное Ю. А. Израэлем (1974 г.): мониторингом называется система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, позволяющая выделить изменения состояния биосферы на естественном фоне под влиянием человеческой деятельности. Экологический мониторинг — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ФЗ 2002). Основные компоненты: • мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; • мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей среды; • мониторинг биотической компоненты окружающей среды; • социально-гигиенический мониторинг; • обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем. На систему мониторинга и геофизические службы возложено решение следующих задач: • наблюдение за изменениями состояния биосферы, выделение изменений, обусловленных деятельностью человека, и обобщение результатов наблюдений; • определение тенденций и прогноз возможных изменений состояния биосферы; • оценка изменений и тенденций изменений в состоянии биосферы путем сравнения с критериями (предельно допустимыми концентрациями (ПДК)), устанавливающими предел возможного экологического ущерба. Существует несколько направлений проводимых исследований по мониторингу. Мониторинг в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подразделяется на следующие виды: мониторинг климатических условий, мониторинг трансграничного переноса (течениями, воздушными потоками) и осаждения загрязняющих веществ, мониторинг для целей здравоохранения, мониторинг возобновляемых природных ресурсов, мониторинг океана. По степени емкости наблюдений за поведением биосферы различают мониторинг глобальный, региональный и импактный. Мониторинг глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере (совокупность абиотических объектов и характеристик Земли, создающая на ней условия для развития жизни), включая все их экологические компоненты и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях. Мониторинг региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах отдельного региона, где они могут отличаться по природному характеру и антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Импактный мониторинг — мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах. По организации наблюдений различают мониторинг авиационный, космический, окружающей человека среды. Космический мониторинг — ведущийся с помощью космических средств наблюдения. Авиационный мониторинг — осуществляемый в основном из пределов тропосферы с самолетов и других летательных аппаратов. Мониторинг окружающей человека среды — слежение за состоянием природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов. Структурные звенья мониторинга: • измерительная система; • информационная система, включающая базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности; • системы моделирования и оптимизации промышленных объектов; • системы восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов; • система принятия решений. 1. оперативный контроль энерго-экологического, социального, медико-биологического состояния среды на различных уровнях; 2. сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровья населения; 3. формирование текущей картины состояния окружающей среды; 4. выявление факторов экологического неблагополучия региона; 5. подготовка информации, необходимой для принятия управленческих решений, соответствующих экологической обстановке; 6. выработка управляющего воздействия, направленного на улучшение состояния окружающей среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.017 с.) |