Модуль 2. Собственность на природные ресурсы и управление




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. Собственность на природные ресурсы и управление



Природопользованием

1. Собственность на природные ресурсы и особенности ее проявления в отдельных

государствах

Понятие собственности

В проблеме взаимоотношений общества с окружающей средой особо стоит вопрос о собственности на природные ресурсы, а в более широком аспекте — на экологические блага. Собственность обычно трактуется либо как волевые отношения людей, зависящие от их инициативы, желания, либо как объективно обусловленные определенным уровнем развития производства способы взаимодействия людей.

Когда существует обилие ресурсов по отношению к спросу, то их ценность мала и система прав пользователей довольно расплывчата. Однако по мере роста ценности ресурсов растет и потенциальная выгода от совершенствования условий распределения (фиксирования) ресурсов среди экономических субъектов и потребность в более совершенной системе прав собственности на ресурсы. Поэтому считается, что фундаментальным условием эффективного функционирования рынка является наличие четко определенного, эксклюзивного, передаваемого, гарантированного и реализуемого права собственности.

Краеугольным камнем в проблеме собственности остается вопрос о земле, относительно которой собственник реализует свой интерес через право владения, пользования и распоряжения.

Право владенияземлей означает физическую ее принадлежность конкретному субъекту.

Право пользованияпозволяет эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Право распоряженияземлей выражается в двух формах:

• вещественной, когда собственник имеет право необратимого изменения назначения земли (например, использование участка земли под водохранилище);

• правовой, когда собственник имеет право продать землю, сдать в аренду, заложить, подарить и т. п.

В России, до перехода к рыночным отношениям, земля находилась в государственной собственности и частично колхозно-кооперативной. С принятием новой Конституции РФ, согласно ст. 9, земля может находиться в государственной, федеральной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Частная собственность на землю допускается в форме индивидуальной собственности граждан, общей совместной, долевой и собственности юридических лиц.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, в праве продать его, подарить, отдать в залог или сдать в аренду.

Несмотря на закрепление прав частной собственности на землю в Конституции РФ, спор о целесообразности ее продажи, который уже длится второе столетие, продолжается, в том числе и по причине общинных традиций России.

Как показывает опыт хозяйствования развитых стран, наиболее благоприятные отношения между обществом и окружающей природной средой складываются при реализации условия разделения прав собственности и прав пользования, т. е. чтобы государство не выступало как собственник и пользователь одновременно, а осуществляло лишь учетную и контрольную функции. Ибо при частной собственности уже новый субъект, более низкого иерархического уровня, становится одновременно и собственником, и пользователем.

Конституцией РФ установлено:


А) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст. 9);

Б) вопросы осуществления собственниками земли и других природных ресурсов принадлежащих им правомочий (владения, распоряжения и пользования), а также природопользование регулируются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 72, 76);

В) земля и прочие природные ресурсы находятся в совмествном ведении РФ и субъектов РФ, а государственная собственность на них подлежит разграничению на собственность Федерации и субъекта Федерации (ст. 72 и др.).

В то же время, согласно действующему Российскому законодательству, право собственности на природные ресурсы со стороны субъектов РФ либо существует чисто формально, либо вообще не существует (Фролов, Балаганский, Болтрушко и др. 2000).

Особенности собственности на землю в развитых странах

Практически невозможно найти такую страну, где действовали бы законы свободного земельного рынка и права частной собственности на землю были бы не ограничены. В подавляющем большинстве государств использование земли регламентируется мощным арсеналом административно-правовых мер. Так, при плохом обращении с землей, слабости хозяйства, отсутствия опыта или специального сельскохозяйственного образования, нарушения агроциклов и т. п. применятся принудительное изъятие и передача земель без согласия землевладельцев. Наиболее жестко законодательство о земле в ФРГ, где за нарушение актов землепользования допускается ее безвозмездное изъятие.

Особо контролируется целевое использование земель и купля-продажа земельных участков, регламентированная соответствующими нормативными актами. Закрепление земель осуществляется обычно в два этапа. Как правило, первый этап включает испытательный срок, в течение которого землепользователь доказывает свою профессиональную подготовленность заниматься сельским хозяйством, второй этап — ту или иную разновидность передачи земли в собственность обычно без права сдачи ее в субаренду (Франция, Италия и др.).

В развитых капиталистических странах введены жесткие законодательные акты, регламентирующие порядок пользования земельными участками. Например, в Италии законы обязывают производителей использовать семена определенных сортов, поставлять молоко только молокозаводам, регулируют разведение и вырубку отдельных сортов деревьев и т. п.

Деление земель на федеративные и субъектов федерации имеет свои особенности. Так, в США, где штаты имеют собственные конституции, только 6% земель находятся под их юрисдикцией. Федеральное правительство владеет третью всей территории США и прилегающих акваторий (за исключением прибрежной трехмильной (в некоторых старых штатах — девятимильной) зоны). В Канаде главным землевладельцем является государство, которое и осуществляет контроль над ее продажей.

Неэффективность землепользования привела в 50-е годы:

• к узаконенной экспроприации земель у крупных собственников и передаче ее в руки непосредственных производителей (крестьян) в Италии, Японии и других странах;

• к более активному внедрению новых форм пользования землей, реализуемых в виде «права застройки» (Швейцария), «наследственного права застройки» (Германия);

• к чистой аренде земли (Гонконг).

Одним из весомых аргументов в пользу института частной собственности на землю является возможность получения кредитов под залог земельных участков. Однако, по


данным Международного валютного фонда (МВФ), зарубежные банки отказываются от практики брать землю в ипотеку, т. е. давать кредиты под залог земельных участков. Поскольку, во-первых, цена на землю часто подвергается колебаниям, и, во-вторых, процедура отторжения частной собственности при законодательстве, направленном на защиту прав каждого отдельного человека, занимает уж слишком длительное время (до 8 лет), и поэтому отдают предпочтение кредитовать под ценные бумаги. Например, в Германии вообще отсутствует практика кредитования под залог земли.

Важным стимулом приобретения земли в частную собственность, который часто скрывается, является возможность присвоения дифференциальной ренты собственником и ложная уверенность, что приобретенный участок земли не может быть изъят. Однако дифференциальный доход собственника устраняется (земля — дар природы для всех людей), если ставку налога за единицу земельной площади определить размером ренты, а изъятие земельного участка в случае общественной необходимости решается, как показывает практика развитых стран, в судебном порядке с полноценной компенсацией.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.005 с.)