Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличительная черта административно-командного регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды — отсутствие выбора при достижении поставленной цели.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ограниченность применения нормативного подхода связана с трудностями контроля за его внедрением и выполнением, который производится, как правило, выборочно и после выявлений нарушений и касается узкого круга экологических проблем. Он в целом предназначен для борьбы с выбросами загрязнений в конце технологического процесса и менее пригоден в отношении многочисленных источников диффузного, неточечного загрязнения, таких, как отдельные домашние хозяйства, малые предприятия и фермы. Нормативный подход связан с введением единых нормативов и стандартов для всех предприятий-загрязнителей, в то время как каждое из них имеет различные технологические и финансовые возможности для сокращения выбросов (сбросов) и выполнения нормативов. Кроме того, он требует больших затрат. Часто к директивному виду регулирования относят систему штрафов, рассматривая ее в качестве гаранта выполнения экологических и иных ограничений. Представляется, что это не совсем корректно. Если за нарушение экологических предписаний, нормативов и т. п. штраф выступает в роли административно-правового наказания с одновременным приостановлением до выполнения предписаний или закрытием грязного производства, или прекращением определенного вида природопользования, то он должен рассматриваться как обыкновенная процедура компенсации причиненного ущерба. Если же роль штрафа сводится к цели обеспечения выполнения экологических требований, то при определенных условиях он не может быть отнесен к рассматриваемому виду регулирования, так как нарушитель нормативов всегда будет сопоставлять риск (издержки) наказания с издержками их выполнения, и таким образом допускается возможность выбора, что противоречит определению административно-командного регулирования. Административно-командные меры оказывают косвенное воздействие на цены. Например, в случае запрета сбрасывать неочищенные стоки в реку производители будут вынуждены вложить средства в их очистку, или в изменение производственного процесса, или в их удаление в другом месте, что приведет к повышению издержек выпускаемой продукции. Принудительное соблюдение правил, предписаний, нормативов и т. п. обеспечивается соответствующими организационными структурами государственных учреждений, обладающих полномочиями регламентировать природоохранную деятельность. На современном этапе выделяют два основных подхода к управлению равновесием эколого-экономических систем. Неоклассический подход означает полное возмещение экономического ущерба, наносимого окружающей среде. «Невидимая рука рынка» обеспечивает поддержание качества окружающей среды. Неокейнсианский подход отдает приоритет нормативному регулированию, составлению и выполнению программ, проведению экспертиз и т.д. 3.4. Экономические методы управления В современном обществе на первое место выходят экономические инструменты защиты природы. По большому счету они должны быть такими, чтобы загрязнять и разрушать окружающую среду стало не выгодно. Мировая практика знает четыре возможности вмешательства правительства в свободный рынок для предотвращения загрязнения и уменьшения затрат ресурсов: • прямая правительственная регуляция и наказание за превышение установленных государственных норм; • взимание с производителей платы за эмиссию загрязнения и использование ресурсов; • введение рынка прав на загрязнение и использование ресурсов; • субсидирование природоохранных мероприятий. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, понимание которых необходимо лицам, принимающим решения, чтобы формулировать законы и проводить адекватную политику в отношении использования природных ресурсов и производства энергии. Ни экологи, ни экономисты не смогут успешно решать экологические проблемы, пока не разберутся в сложных природных, экономических, социальных и юридических аспектах специфических экологических проблем. Традиционно, с советских времен и до сих пор, в России наиболее развитыми и давно используемыми методами управления природопользованием остаются административно-командные или директивные. Принудительное соблюдение правил, предписаний, нормативов и т.п. обеспечивается соответствующими организационными структурами государственных учреждений, обладающих полномочиями регламентировать природоохранную деятельность. Однако и в России все сильнее развиваются экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды. Из существующих экономических методов управления: 1. Издавна существуют: • меры материально-технического обеспечения; • платность за пользование природными ресурсами; • платежи за загрязнение окружающей среды; • льготы по кредитованию и налогообложению. 2. Новые, связанные с рыночной экономикой и выходом на международный рынок: • экологическое страхование; • введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологически неблагоприятную; • планирование и финансирование природоохранных мероприятий; • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов; • поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды; • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды; • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Задача этих мер состоит в том, чтобы сделать охрану окружающей среды и рациональное природопользование составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель был в них заинтересован. Законом «Об охране окружающей среды» 2002 года (ст. 14) определены Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относятся: • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; • разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде (именно среде, а не чиновникам уполномоченным следить за ее качеством — В.Г.); • иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Современные подходы к управлению равновесием эколого-экономических систем: • неоклассический, основан на полном возмещении экономического ущерба, качества окружающей среды. Работает принцип — платит тот, кто загрязняет. Данный подход требует совершенного рынка; • неокейнсианский, опирается на государственное регулирование в области Оценка природных ресурсов Основным методом экономической оценки природных ресурсов является доходный метод. Кроме того, могут применяться методы: сравнительного анализа продаж (готовности платить); затратный; восстановительной стоимости; упущенной выгоды; остаточного дохода; дополнительного дохода, возникающего при дальнейшем использовании ресурса. Отдельные авторы считают, что при новом мировом порядке в особую группу должны быть выделены планетарные природные ресурсы. В свою очередь они должны быть разделены на две группы: природные ресурсы, не попадающие ныне под юрисдикцию государств (ресурсы Мирового океана, космическое пространство и т.д.). Это собственность всего мирового сообщества и за пользование данными ресурсами плата должна поступать в предполагаемый Международный фонд ноосферного развития (Лукъянчиков, Улитин 2001). Вторая группа — это природные ресурсы, попадающие под юрисдикцию отдельных государств, но, которые могут использоваться на благо мирового сообщества без ущерба для удовлетворения в них внутренней потребности (взаиморасчеты между странами за вклад в устойчивость биосферы — выбросы углекислого газа и других загрязняющих веществ, запас фитомассы, продуктивность растительности, гармоничность структуры биоразнообразия, площадь нарушенных и искусственных экосистем). С учетом специфики оценки природные ресурсы в укрупненном плане можно разбить на три группы: • приносящие ежегодный доход при обеспечении неистощительного природопользования (лес, животные); • приносящие доход в течение определенного времени (минерально-сырьевые ресурсы); • ресурсы, не имеющие рынка сбыта в обычном понимании и не приносящие прямого дохода (особо охраняемые природные территории). Платность природопользования на практике стала применяться в бывшем СССР во второй половине ХХ века. Так, ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы были введены в 1968 году. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями, была введена с 1988 года (1,15 коп. за забор поверхностных и 2 коп. подземных вод в расчете на кубический метр). Действовала попенная плата в лесном хозяйстве и плата за разовые лицензии в охотничьем. Законом «Об охране окружающей среды» определено, что плата за природные ресурсы взимается: • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; • на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Важнейшим рычагом оптимизации природопользования является плата за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, загрязнение недр, почв, размещение отходов, загрязнение шумом, теплом и другими видами вредных воздействий). Пока загрязнять природную среду, истощать природные ресурсы, способствовать деградации природных систем остается делом выгодным, мало кто способен остановиться и прекратить самоубийство. В настоящее время система платежей за пользование природными ресурсами в РФ определяется налоговым кодексом, Законом о бюджете, административным кодексом, ресурсными и специальными законами, а также соответствующими постановлениями Правительства РФ. Считается, что платежи за пользование природными ресурсами далеки от своего совершенства. В целях совершенствования платежей за ресурсы предлагается: • изменение налоговой системы с переносом налогового бремени на природные ресурсы (рентные платежи); • введение налога на сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов по отдельным видам производств; • совершенствование системы экологических платежей (налогов); • создание банка высоких технологий; • и так далее. Также считается, что на современном этапе важнейшим является создание международной и национальной систем экологической сертификации продукции, отходов производства, технологических процессов, объектов и услуг (Лукъянчиков, Улитин 2001). 4. Система (структура) органов управления природопользованием в Российской Федерации Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды в РФ определена федеральным законодательством, согласно которому они подразделены на две категории: общей и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Органы общей компетенции занимаются вопросами разработки и совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; контроля за исполнением принятых законов и постановлений; разработки глобальной стратегии экологической безопасности и основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды. Для реализации указанных целей при Президенте РФ создана межведомственная комиссия Совета безопасности по экологической безопасности, в Совете Федерации и Государственной думе - Комитет по экологии и Комитет по природным ресурсам и природопользованию, при Правительстве РФ - Департамент природопользования и защиты окружающей среды, который координирует органы специальной компетенции, а также министерства и ведомства, выполняющие различные природоохранные функции. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В установленной сфере деятельности ими осуществляются функции: федеральным министерством - по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию; федеральной службой - по контролю и надзору; а федеральным агентством - по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменению, а также ведение реестров, регистров и кадастров. Федеральные службы и Федеральные агентства являются государственными специально уполномоченными органами в сфере своей деятельности и имеют свои территориальные органы. Органы специальной компетенции по специфике решаемых задач подразделяются на: • министерства и ведомства, уполномоченные в области охраны окружающей среды; • министерства и ведомства природно-ресурсного направления; • министерства и ведомства с надзорными функциями, связанными с охраной окружающей среды. Органы в области охраны окружающей среды включают Министерство природных ресурсов, Федеральную службу гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности, Федеральная пограничная служба (водные биоресурсы). Органы природно-ресурсного блока — Министерство природных ресурсов, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод) и входящие в его структуру Роскомрыболовство и Росохотдепартамент. Органы с межведомственными надзорными функциями — Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Министерство строительства и архитектуры РФ (Госстрой), Федеральная служба геодезии и картографии РФ (Роскартография), Государственный таможенный комитет (ГТК России). Помимо органов общей и специальной компетенции в структуру управления природопользованием входят прочие министерства и ведомства, выполняющие различные функции, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.008 с.) |