Принципы охраны окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы охраны окружающей среды.



Принципы охраны окружающей среды закреплены в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Большинство из перечисленных там положений представляют собой формулировки целей и задач, способов из достижения и основных положений законодательства об охране окружающей среды (). Лишь некоторые из положений могут быть признаны реально принципами.

Они следующие.

Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип находит воплощение в ст.11 ФЗ. Одним из способов реализации данного принципа является нормирование в области охраны окружающей среды, которое проводится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующую экологическую безопасность населения.

Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, государства и общества в целях обеспечения устойчивого развития экономики и сохранения благоприятной окружающей среды. Реализация данного принципа призвана создать условия для обеспечения реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и в то же время способствовать развитию экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Цель: осуществление прогресса в экологических пределах. Наиболее эффективные средства: оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Принцип обеспечения охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Реализация данного принципа связана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. Правила экологически обоснованного поведения регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов.

Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Данный принцип означает право указанных субъектов на требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и мерах по ее охране. Реализация – ч.3 ст.41 Конституции, говорящая об ответственности за сокрытие информации. Механизм – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды носит глобальный характер. Воздействие общества на природу постоянно усиливается. Его негативные последствия не не ограничиваются национальными рамками.

Принципы по закону:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

7) независимость государственного экологического надзора;

8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16) сохранение биологического разнообразия;

17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

23) международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

 

Нормы экологического права.

Нормы экологического права - это правила, регулирующие дея­тельность человека в области охраны и использования окру­жающей природной среды. Различают нормы:
отраслевые- охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
экологизированныеу предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды. Исходя из содержанияюридическогопредписания, эколого-пра­вовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы ­приоритеты, нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды").
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в инте­ресах обеспечения качества природной среды. Экологическиеприоритеты означают, что любые мероприятия хо­зяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритеты трехуровней: отраслевого, межот­раслевого и общего экологического уровня:
отраслевыеприоритеты устанавливаются в положениях при­родно-ресурсных отраслей законодательства;
межотраслевыеприоритеты Предусматриваются нормами от­раслевого законодательства, при этом они устанавливают пре­имущества в охране определенных природных объектов;
общие экологические приоритеты преследуют высшие пели ­обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование при­родных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона "Об ох­ране окружающей среды". Их действие не ограничивается ка­кой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормы-правила предусматривают экологические требования­ императивы применительно к конкретной сфере экологиче­ских отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются:

на предупредительные;

запретительные;
обязывающие;

разрешительные;

восстановительные (компенсационные);

карательные;
управомочивающие;
поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные импе­ративы - это основной комплекс эколого-правовых норм. Цель запретительных императивов - не допустить совершения
действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не ос­нащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разреша­ется использование просроченных препаратов, применение полу­ченных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, приро­да которых не выявлена.
Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок дея­тельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект по­лучает право выполнять определенные действия, посредством ко­торых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического право­отношения вынужден выполнять соответствующие требования.

Восстановительные,tunкомпенсационные, нормы права предусмат­ривают адресованное правонарушителю требование о восстановле­нии нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, иму­щественной или уголовной ответственности за экологическое пра­вонарушение или преступление. Основаниями для наложения взы­скания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательст­во или Уголовный кодекс. За совершенные экологические право­нарушения предприятия, организации и учреждения несут адми­нистративную и фажданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущест­венно экономического стимулирования охраны окружающей при­родной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Зако­ном РФ "Об охране окружающей среды". Закон устанавливает, на­пример, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечиваю­щей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надба­вок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически не­безопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представи­тельных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, ав­тономных образований, местных органов самоуправления, специ­ально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 2119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.011 с.)