Возмещение вреда, причиненного здоровью человека в результате негативного воздействия окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возмещение вреда, причиненного здоровью человека в результате негативного воздействия окружающей среды.



Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - конституционное право (ст. 42). По имеющимся данным, 20 - 30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.

Механизм защиты соответствующего права регулируется:

· Федеральным законом "Об охране окружающей среды"

· Гражданским кодексом РФ

· процессуальным законодательством

· Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан

· Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

· другими законами.

В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами:

· оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;

· оформления инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

· предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;

· страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;

· возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан соответствующее решение принимается на основе специальной экспертизы. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у гражданина признаков инвалидности.

При наличии признаков инвалидности, то есть нарушении здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или другими причинами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты, соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы.

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", иными законами.

Экологическое страхование является гарантией того, что гражданин, застраховавший свое здоровье и имущество от риска причинения вреда вследствие непредвиденного загрязнения или иного неблагоприятного изменения окружающей среды, получит соответствующую компенсацию.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, в установленном в законодательстве порядке он должен заявить свои претензии в суде. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то органом государственного управления, общественной организации (объединения), представляющий интересы потерпевшего.

При подготовке материалов для предъявления иска о возмещении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение.

Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы и их должностные лица.

 

47. Приостановление, ограничение и прекращение деятельности, осуществляемой в нарушением экологических требований

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст.80 ФЗ «Об охране ОС»).

Возможно прекращение в 2 порядках:

· по иску лица о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (гражданско-правовой порядок);

· по требованию ОГВ, в случае выявления нарушений (административный порядок).

Административно-правовой запрет по своей сути является административно-предупредительной мерой, которая направлена на превенцию правонарушений, предупреждение противоправных действий и их отрицательных последствий в сфере предотвращения возможности наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административно-правовой запрет в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ может применяться в случае угрозы причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности может быть назначено только по решению суда и только в том случае, если такой вид наказания предусмотрен статьями Особенной части КоАП РФ.

На основании ходатайства лица, которому назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, суд вправе досрочно прекратить исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, являющиеся основанием для его назначения.

Подобно административному порядку приостановления хозяйственной деятельности, гражданско-правовой запрет устанавливается также по решению суда или арбитражного суда.

Гражданско-правовое запрещение деятельности, создающей опасность причинения вреда, отличается от административного пути правовой борьбы за свои права. Яркими и характерными чертами, выделяющими этот способ защиты, являются его направленность на ограждение прав субъектов от посягательств в будущем и относительная свобода запрета, что не обязательно должно быть связано с нормативным запретом.

В качестве особенности реализации положений ст. 1065 ГК РФ можно отметить отсутствие необходимости доказывания размера и денежной стоимости предполагаемого в будущем вреда, поскольку рассматриваемая статья не ограничивается исключительно регламентацией запрещения деятельности, которая причиняет исключительно имущественный вред.

 

48. Правовые меры охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности.

Первая стадия – создания объекта: принятие решения о размещении объекта. Закладываются основные экологические риски, место нахождения объекта в значительной степени будет влиять на среду обитания человека.

ФЗ «Об охране ОС» содержит общую норму, что при размещении объекта должны учитываться требования о охране ОС. Но конкретных требований не устанавливаются. До 2006г. должны были приниматься решения о размещении объекта по результатам экологической экспертизы с публичным слушанием. Сейчас изменились основания для экспертизы. Документы территориального планирования – форма решения о размещении объектов. Принимаются без проведения ГЭЭ.

Генеральные планы – территории городских и сельских поселений и городских округов.

Есть в законодательстве прямые запреты, которые не позволяют размещать те или иные объекты. Эта стадия проходит практически без учета экологических требований.

Проектирование. Ситуация лучше. Часть проектной документации является проектом ГЭЭ (документация объектов капитального строительства наземных особо охраняемых территорий, хранения отходов, исключительной экономической зоны). Перчень мероприятий по охране окружающей среды.

Строительство. Основное требование – должно вестись на основании разрешения на строительство. Его можно получить только после государственной экспертизы проектной документации. Строительство должно осуществляться в соответствии с разрешением на строительство.

Разрешение на ввод в эксплуатацию – основание для государственной регистрации права собственности. Этот перечень не предполагает предоставление документов экологического содержания (что объект соответствует экологическим требованиям).

Эксплуатация здания равнозначна, по сути, понятию осуществления ХИД, оказывающей влияние на ОС. Любое негативное воздействие на ОС сопряжено с эксплуатацией объекта. Нормирование, учет, отчетность имеет отношений к экологическим требованиям при эксплуатации.

Основные требования:

· нормирование;

· обезвреживание выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

· внесение платы за негативное воздействие;

· организация санитарно-защитных зон;

· учет и отчетность в сфере негативного воздействия, экологическая паспортизация (только для о. Байкал, для других субъектов рекомендательная);

· экологический аудит (рекомендательно).

Эколого-правовые требования при перепрофилировании назначения зданий, строений, сооружений и при выводе их из эксплуатации.

Терминология закона «Об охране ОС». ГсК РФ использует понятие «изменение разрешенного использования земельного участка и объекта на нем расположенного».

Формы:

1) изменение в правилах землепользования и застройки;

2) получение разрешения на условно-разрешенный вид;

3) разрешение на отклонения в строительстве (Охта-центр, как пример).

Новое разрешение на строительство, нет понятия «разрешение на реконструкцию».

Вывод из эксплуатации. Проектная документация изначально должна содержать по выводу в будущем по выводу. Обязанность по восстановлению природной среды после вывода из эксплуатации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.015 с.)