Современные концепции развития общества. Причины глобального экологического кризиса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции развития общества. Причины глобального экологического кризиса.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-ого КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (2012-2013ГГ.)

Современные концепции развития общества. Причины глобального экологического кризиса.

Взаимосвязь природы и общества:

  1. Эксплуатация природных ресурсов – закрепленные права по использованию земель, недр, лесов, вод, животного мира и экологических условий их реализации.
  2. Хозяйственная и иная деятельность., вредно воздействующая на природу или напрямую с этим не связанная. Негативное воздействие – негативные изменения качества окружающей среды. Источники воздействия: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, д.б. государственный учет, осуществление нормирования.
  3. Вредное воздействие факторов среды обитания: биологические, химические, физические, социальные и иные.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

  • рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
  • увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
  • деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;
  • возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
  • возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
  • продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

Грамотные, тщательно проработанные меры политики могут изменить тенденции, которые спрогнозированы в «базовом» сценарии «Перспектив». Учитывая сложный характер природоохранных проблем, необходим широкий спектр инструментов политики, которые зачастую должны использоваться в комбинации друг с другом. Предложенные в «Перспективах» меры во многом созвучны рекомендациям «Стратегии зеленого роста ОЭСР». Естественно, они должны быть адаптированы странами под свой уровень развития, обеспеченность природными ресурсами и экологическую нагрузку. Но существуют единые подходы, в том числе необходимость:

  • Повысить цену загрязнения окружающей среды по сравнению с ценой более «зеленых» альтернатив, например, посредством введения экологических налогов и схем торговли квотами на выбросы. Такие основанные на рыночных механизмах инструменты также могут принести столь необходимые бюджетные доходы.
  • Оценить и отразить стоимость природных активов и услуг экологических систем, например, посредством установления цен на воду (что является эффективным способом распределения скудных водных ресурсов), платежей за услуги экологических систем, платы за вход в природные парки, и т.д.
  • Отменить экологически вредные субсидии; важным шагом в этом направлении является проработка вопросов ценообразования на природные ресурсы и загрязнение окружающей среды (например, на горючие полезные ископаемые или электроэнергию для ирригационных целей).
  • Разработать эффективные регуляторные требования и стандарты; например, направленные на охрану здоровья человека или обеспечение сохранности окружающей среды, продвижение энергоэффективности.
  • Стимулировать зеленые инновации; например, посредством удорожания загрязняющих процессов производства и потребления, а также инвестирования в государственную поддержку НИОКР.

Основные понятия экологического права: природа, окружающая среда, благоприятная окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природные ресурсы, природно-антропогенный объект, природный комплекс.

В современном законодательстве нет четких определений ряда понятий. Например, в ст.58 Конституции РФ термин «природа» приравнивается к термину «окружающая среда».

Природа – в смысле современного российского законодательства, в частности, ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается также, как и природная среда. Последнее понятие будет раскрыто ниже.

Окружающая среда – природа, состоящая как из естественных, так и из преобразованных человеком экосистем. Естественная природная среда обитания человека, которая служит местом и условием его жизнедеятельности. В ФЗ «Об охране окружающей среды говорится: «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов». Данное понятие весьма специфично, поскольку в традиционном понимании, которое отражен, как в международных актах, так и в прежнем российском законодательстве, под окружающей средой понимается только природная среда и природа, без всяких антропогенных штук.

Природная среда – в ФЗ приравнена к «природе», так как написано в ст.1 «природная среда (далее также - природа)» - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Данное определение тоже не совсем верно, поскольку в природную среду не должны включаться антропогенные объекты, то есть объекты, созданные человеком.

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Компоненты отдельно перечислены в ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Прежде всего охраняются те компоненты, которые не были подвержены антропогенному воздействию.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природные объекты – неотъемлемая часть окружающей среды, ее компоненты, находящиеся в постоянной взаимосвязи. Это относительно условное правовое понятие, применяемое в ЭП. С помощью этого понятия возможно с позиций права индивидуализировать определенную часть природной среды, с тем, чтобы признать ее в качестве предмета правового регулирования.

Позволяет индивидуализировать опредленную часть природной среды.

Признаки:

  1. естественное происхождение
  2. не нарушена связь с другими природными объектами, не изъят
  3. выаодняется эк. Ф-ия как природного объекта.

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. То есть, это совокупность запасов природных веществ, природной энергии, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Запас древесины и лес(природный объект).

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Природный комплекс – комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Экологический вред - негативные изменения окружающей среды, вызванные антропогенной деятельностью и создающие реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. Э.в. рассматривается (с известной мерой условности) в двух аспектах: 1) экономическом - ущемление имущественных интересов в результате уничтожения повреждения, загрязнения и истощения природных объектов; 2) экологическом - ухудшение естественного состояния природных объектов, ослабление их экономических связей и функций, снижение способности природных объектов к самоочищению и самовосстановлению, ослабление защитных свойств природы, а вместе с этим и человека.

 

 

Нормы экологического права.

Нормы экологического права - это правила, регулирующие дея­тельность человека в области охраны и использования окру­жающей природной среды. Различают нормы:
отраслевые- охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
экологизированныеу предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды. Исходя из содержанияюридическогопредписания, эколого-пра­вовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы ­приоритеты, нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды").
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в инте­ресах обеспечения качества природной среды. Экологическиеприоритеты означают, что любые мероприятия хо­зяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритеты трехуровней: отраслевого, межот­раслевого и общего экологического уровня:
отраслевыеприоритеты устанавливаются в положениях при­родно-ресурсных отраслей законодательства;
межотраслевыеприоритеты Предусматриваются нормами от­раслевого законодательства, при этом они устанавливают пре­имущества в охране определенных природных объектов;
общие экологические приоритеты преследуют высшие пели ­обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование при­родных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона "Об ох­ране окружающей среды". Их действие не ограничивается ка­кой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормы-правила предусматривают экологические требования­ императивы применительно к конкретной сфере экологиче­ских отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются:

на предупредительные;

запретительные;
обязывающие;

разрешительные;

восстановительные (компенсационные);

карательные;
управомочивающие;
поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные импе­ративы - это основной комплекс эколого-правовых норм. Цель запретительных императивов - не допустить совершения
действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не ос­нащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разреша­ется использование просроченных препаратов, применение полу­ченных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, приро­да которых не выявлена.
Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок дея­тельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект по­лучает право выполнять определенные действия, посредством ко­торых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического право­отношения вынужден выполнять соответствующие требования.

Восстановительные,tunкомпенсационные, нормы права предусмат­ривают адресованное правонарушителю требование о восстановле­нии нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, иму­щественной или уголовной ответственности за экологическое пра­вонарушение или преступление. Основаниями для наложения взы­скания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательст­во или Уголовный кодекс. За совершенные экологические право­нарушения предприятия, организации и учреждения несут адми­нистративную и фажданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущест­венно экономического стимулирования охраны окружающей при­родной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Зако­ном РФ "Об охране окружающей среды". Закон устанавливает, на­пример, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечиваю­щей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надба­вок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически не­безопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представи­тельных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, ав­тономных образований, местных органов самоуправления, специ­ально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

Понятие.

Основа управления – право территориального верховенства государства. Последнее, исходя из интересов общества, организует систему органов, осуществляющих управление в этой области. ОГВ и ОМСУ наделяются в законодательном порядке соответствующими полномочиями, также определяется система взаимоотношений данных органов и координация их деятельности. Обязанности по управлению возлагаются именно на органы исполнительной власти, а не на органы законодательной и судебной властей.

Особенности организации управления:

· комплексный характер, который обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязи происходящих в природе процессов и явлений – воздействие на один объект непременно влечет изменение и другого, связанного объекта;

· система управления строится с учетом природно-экономических свойств объектов природы.

Управление в сфере ОС – подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность государственных ОИВ и ОМСУ, основной целью которой является организация обеспечения сохранения ОПС, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности.

Содержание управления

Управленческая деятельность складывается из ряда взаимосвязанных функций управления, осуществляемых соответствующими ОИВ и ОМСУ.

Функции управления – виды деятельности по специальным направлениям, имеющие особый характер и необходимые для организации эффективной охраны ОС.

Требования, предъявляемые к организации ООС (экономические, социальные и т.д.) определяют содержание функций управления.

Функции управления:

· ведение государственных кадастров (кадастры природных ресурсов, кадастр особо охраняемых природных территорий, кадастр отходов) в сфере природопользования и ООС;

· государственный учет и государственная регистрация негативных воздействий на состояние ОС, их источников и опасных веществ(воздействие на атмосферный воздух, учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, регистрация пестицидов и агрохимикатов, регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ, экологическая паспортизация);

· государственный экологический мониторинг – система наблюдения за состоянием ОС, оценки и прогнозов изменения ОС под воздействием природных и антропогенных факторов (включает мониторинг лесов, водных объектов, земель и т.д.);

· экологическое планирование;

· лицензирование в сфере ООС;

· государственная экологическая экспертиза;

· экологический надзор.

Порядок осуществления управления

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется ФОИВ, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

ОГВ субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ (ст.8 ФЗ «Об охране ОС).

Имеет место разграничение полномочий между федеральными ОГВ и ОГВ субъектов. Правовая основа разграничения: соглашения между названными органами о передачи части полномочий в сфере ООС, которые заключаются в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ.

Управление:

· общее – управление, имеющее территориальный характер, распространяющееся на всех юридических и физических лиц в пределах определенной территории (страны, субъекта);

· специальное – осуществляется специально уполномоченными на то ОИВ, для которых осуществление таких функций управления – главная задача.

 

Экологическое нормирование.

Экологическое нормирование – правовая мера и функция, которая связана с текущей эксплуатацией объектов.

Экологическое нормирование:

· Функция экологического управления (государственного и производственного);

· Правовая мера охраны ОС;

· Правовой институт ЭП, состоящий из норм Закона об охране ОС, которые являются общими ко всем нормам этого института, Закона «Об охране атмосферного воздуха», закона «Об отходах производства и потребления», Водного кодекса и Закона «О рыболовстве и сохранении водных экологических ресурсов»;

· Основной способ реализации принципа научно-обоснованного сочетания экологических, экономических интересов (нельзя делать одно в ущерб другому).

 

Глобальная цель ЭН – снижение и регулирование негативного воздействия на ОС.

Достигается это посредством установления экологических нормативов:

· Нормативов качества ОС – устанавливаются для оценки состояния ОС по физических, химическим и биологическим показателям (самая разработанная – химические показатели) – сколько химических веществ должно содержаться либо в воздухе, либо в водном объекте, для того, чтобы ОС отвечала признакам качества; такой норматив дает возможность измерить фактическое состояние химических веществ и сопоставить это фактическое состояние с нормативами; это носит информационный характер; имеет пороговый характер – максимальный уровень химических веществ, за которым следует негативные изменения ОС; утверждаются главным санитарным врачом РФ (являются санитарно-эпидемиологическими нормативами) – имеют пороговый характер исходя из здоровья человека; по химическим веществам установлен перечень веществ, в отношении которых осуществляется нормирование (30-35 веществ); осуществляет нормирование главным образом РФ; юридическое значение – это источник информации, и эти нормативы качества являются главным источником для разработки нормативов допустимого воздействия на ОС; в систему экологического нормирования входит выбросы в воздух, воду и размещение отходов; являются НПА, устанавливают критерий;

· Нормативов допустимого воздействия на ОС – для каждого субъекта хозяйственной деятельности устанавливается норматив допустимого воздействия выбросов; являются индивидуальным правовым актом; устанавливаются таким образом, чтобы совокупные выбросы/сбросы в данной местности не приводили к превышению нормативов качества; разрабатываются самим субъектом хозяйственной и иной деятельности, после этого получается санитарно-эпидемиологическое заключение, затем норматив согласовывается государственным органом экологического управления (Росприроднадзор), далее дополнительно выдается разрешение на вывоз/сброс, размещение отходов (в отношении объектов, которые являются объектами федерального экологического надзора выдает Росприроднадзор, в отношении всех других объектов – орган государственной власти субъекта РФ). Если субъект хозяйственной и иной деятельности технически не может соблюдать нормативы допустимого воздействия, ему временно могут устанавливаться временно-согласованные нормативы (лимиты). Условиями согласования таких нормативов является программа модернизации производства, которая бы позволила минимизировать негативное воздействие до уровня, установленного нормативами.

 

 

Изменения в законодательстве (законопроект):

· Стимулирование, внедрение наилучших доступных технологий. Перечень этих технологий будет содержаться в специально издаваемом справочнике. В случае внедрения этой существующей наилучшей технологии норматив будет устанавливаться исходя из объемов производства. Временно-согласованные нормативы будут устанавливаться на срок до 7-ми лет.

· Некое послабление административных барьеров (в таком порядке нормативы будут получать только экологически опасные объекты). Субъекты, которые оказывают умеренное воздействие на ОС, будут представлять декларацию об оказании негативного воздействие на ОС. Субъекты, оказывающие незначительное воздействие на ОС, будут представлять только отчеты по факту.

· Отдельные разрешения на выбросы/сбросы, размещение отходов будут заменены на комплексные разрешения.

 

Экологический мониторинг.

Государственный мониторинг ОС – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием ОС, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и воздействием этих источников на ОС, а также для обеспечения потребностей государства, ЮЛ и ФЛ в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

 

Экологическая экспертиза.

Ст.33 ФЗ «Об охране ОС»: экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую ХИД, требованиям в области охраны ОС.

ФЗ “Об экологической экспертизе”. Регулирует порядок проведения экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы ХИД, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС.

Данное понятие не соответствует целям, задачам и правовой природе экологической экспертизы.

Лучше определять: ЭЭ – процедура, в процессе проведения которой выявляется соответствие намечаемой ХИД установленным экологическим требованиям в целях предупреждения вероятных неблагоприятных воздействий на ОС и связанных с этим социальных, экономических и иных последствий и определяется возможность реализации такого рода деятельности.

ЭЭ – правовая мера обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Это также форма предупредительного экологического контроля.

Виды ЭЭ:

· государственная – организуется и проводится ФОИВ в области ЭЭ и ОГВ субъектов в порядке, установленном ФЗ «Об ЭЭ» и другими НПА, уровни:

o федеральная;

o субъектов;

· общественная – организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе ОМСУ общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с уставом является ООС, в том числе и проведение ЭЭ.

Процедура государственной ЭЭ регулируется:

· ФЗ «Об ЭЭ»;

· Положением о порядке проведения государственной ЭЭ от 11.06.1996.

Орган: ФС по надзору в сфере природопользования.

Государственная экологическая экспертиза (далее – ГЭЭ) проводится при условии соответствия формы и содержания предоставляемых материалов установленным требованиям, порядку проведения ГЭЭ и при наличии в составе материалов:

· положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных ОГВ и ОМСУ, получаемых в установленном законодательством порядке;

· заключений ФОИВ по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

· материалов обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных ОМСУ.

ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной ФОИВ в области ЭЭ или ОГВ субъектов РФ для проведения ЭЭ конкретного объекта.

Результатом проведения ГЭЭ является заключение государственной экологической экспертизы. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются:

· внештатные эксперты;

· в случаях, определенных НПА ФОИВ в области ЭЭ и с согласия внештатных экспертов, могут включаться в качестве экспертов штатные сотрудники ФОИВ в области ЭЭ и штатные сотрудники ОГВ субъектов РФ.

Эксперт – специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный ФОИВ в области ЭЭ или ОГВ субъектов РФ к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:

· представитель заказчика документации или разработчика объекта государственной экологической экспертизы;

· гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы;

· представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Заключение – документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому ФОИВ в области экологической экспертизы или ОГВ субъектов РФ.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения ФОИВ в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего ФЗ и иных НПА РФ.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть:

· положительным

· отрицательным.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного ФОИВ в области экологической экспертизы или ОГВ субъектов РФ, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

· доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

· изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

· реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Процедура проведения общественной экспертизы

Инициаторы: граждане, общественные организации, ОМСУ.

Общественная ЭЭ проводится до проведения ГЭЭ или одновременно с ней. Может проводится и независимо от ГЭЭ.

При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при принятии решения о реализации объекта ГЭЭ должны рассматриваться материалы, направленные в комиссию и отражающие общественное мнение.

ОЭЭ проводится при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. ОМСУ обязан его зарегистрировать в течение 7 дней после заявки. ОО обязаны известить население о проведении такой экспертизы.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

· общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

· заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

· общественная организация (объединение) не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на день обращения за государственной регистрацией заявления о проведении общественной экологической экспертизы;

· устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;

· требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные ФЗ, не выполнены.

Перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

 

Экологическое страхование.

Экологическое страхование – страхование гражданской ответственности от экологических рисков ЮЛ и граждан, деятельность которых является источником повышенной опасности, за причинение вреда ОС, здоровью населения в результате негативного техногенного воздействия на природу.

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием ХИД, ЧС природного и техногенного характера.

Объект страхования: риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба.

Страховое событие – внезапное, непредвиденное, непреднамеренное нанесение ущерба ОС.

Страховые платежи – платежи, уплачиваемые страхователем по тарифным ставкам.

Страховая оценка – размер годового оборота предприятия.

Страховое возмещение - сумма, выплачиваемая страхователем вследствие наступления страхового события.

Для обязательного страхования – многое закреплено в НПА, может многого не быть.

Виды:

· обязательное – в случаях, прямо предусмотренных существующим законодательством;

· добровольное (типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-ого КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (2012-2013ГГ.)

Современные концепции развития общества. Причины глобального экологического кризиса.

Взаимосвязь природы и общества:

  1. Эксплуатация природных ресурсов – закрепленные права по использованию земель, недр, лесов, вод, животного мира и экологических условий их реализации.
  2. Хозяйственная и иная деятельность., вредно воздействующая на природу или напрямую с этим не связанная. Негативное воздействие – негативные изменения качества окружающей среды. Источники воздействия: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, д.б. государственный учет, осуществление нормирования.
  3. Вредное воздействие факторов среды обитания: биологические, химические, физические, социальные и иные.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.121 с.)