Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Поиск

Оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (далее – ХИД) – один из основных принципов ООС.

Ст.32 ФЗ «Об охране ОС»: ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Приказ Госкомэкологии от 16.05.2000 №372 – Положение об оценке воздействия намечаемой ХИД на ОС РФ. Данное положение регламентирует процесс ОВОС и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

По положению: ОВОС – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой ХИД посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Цель: предотвращение или уменьшение степени негативного воздействия намечаемой деятельности на ОС и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Принципы ОВОС:

· презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой ХИД;

· предупреждение возможных неблагоприятных воздействий на ОС и связанных с этим последствий;

· обеспечение участия общественности в ОВОС;

· обеспечение научной обоснованности, достоверности результатов исследований, а также законности проведения ОВОС.

Проведение: путем исследований, имеющих научный характер, экологических, социальных и экономических аспектов возможных последствий предполагаемой ХИД.

Общий объект: намерение лица осуществлять определенную деятельность, выраженное в соответствующей документации, которая обосновывает эту деятельность. Виды обосновывающей документации:

· проекты целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности;

· проекты соглашений о разделе продукции;

· материалы обоснования лицензий на деятельность, которая может оказать воздействие на ОС;

· проекты документации на новую технику, технологию, техническая документация на вещества, которые могут попадать в ОС;

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание данным территориям правового режима особо охраняемых природных территорий;

· другие.

ПРОВЕДЕНИЕ ОВОС НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ.

Намечаемая ХИД – деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

Следовательно, ОВОС проводится только по тем объектам ХИД, в отношении которых должна быть проведена государственная экологическая экспертиза. Объекты данной экспертизы: ст.11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе».

Правовое значение ОВОС: без этого не может быть проведена государственная экологическая экспертиза.

Результаты ОВОС:

· информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой ХИД, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий, возможности минимизации воздействий;

· выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений;

· решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализаций намечаемой ХИД или отказу от нее с учетом результатов проведенной оценки.

Правовое выражение: материалы по оценки воздействия, представляющие собой комплект документации, который одновременно является частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу.

Правовая природа: ОВОС – формализованная процедура, в результате проведения которой выявляются, анализируются и учитываются прямые или косвенные последствия воздействия планируемой ХИД на природу.

ОВОС – процедура, задачей которой является принятие экологически обоснованного решения о возможности реализации намечаемой ХИД путем выявления и анализа вероятных негативных воздействий на ОС, учета общественного мнения и разработки мер по предотвращению или уменьшению таких воздействий.

Стороны:

· заказчик – ЮЛ или ФЛ, отвечающее за подготовку документации по намечаемой ХИД в соответствии с нормативными требованиями и предоставляющее документацию на экологическую экспертизу;

· исполнитель – ФЛ или ЮЛ, осуществляющее проведение оценки воздействия на ОС, которому заказчик предоставил право на проведение данной процедуры.

Этапы проведения:

1) уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС;

2) исследования по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по оценке;

3) окончательный вариант материалов по ОВОС.

 

Экологическая экспертиза.

Ст.33 ФЗ «Об охране ОС»: экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую ХИД, требованиям в области охраны ОС.

ФЗ “Об экологической экспертизе”. Регулирует порядок проведения экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы ХИД, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС.

Данное понятие не соответствует целям, задачам и правовой природе экологической экспертизы.

Лучше определять: ЭЭ – процедура, в процессе проведения которой выявляется соответствие намечаемой ХИД установленным экологическим требованиям в целях предупреждения вероятных неблагоприятных воздействий на ОС и связанных с этим социальных, экономических и иных последствий и определяется возможность реализации такого рода деятельности.

ЭЭ – правовая мера обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Это также форма предупредительного экологического контроля.

Виды ЭЭ:

· государственная – организуется и проводится ФОИВ в области ЭЭ и ОГВ субъектов в порядке, установленном ФЗ «Об ЭЭ» и другими НПА, уровни:

o федеральная;

o субъектов;

· общественная – организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе ОМСУ общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с уставом является ООС, в том числе и проведение ЭЭ.

Процедура государственной ЭЭ регулируется:

· ФЗ «Об ЭЭ»;

· Положением о порядке проведения государственной ЭЭ от 11.06.1996.

Орган: ФС по надзору в сфере природопользования.

Государственная экологическая экспертиза (далее – ГЭЭ) проводится при условии соответствия формы и содержания предоставляемых материалов установленным требованиям, порядку проведения ГЭЭ и при наличии в составе материалов:

· положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных ОГВ и ОМСУ, получаемых в установленном законодательством порядке;

· заключений ФОИВ по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

· материалов обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных ОМСУ.

ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной ФОИВ в области ЭЭ или ОГВ субъектов РФ для проведения ЭЭ конкретного объекта.

Результатом проведения ГЭЭ является заключение государственной экологической экспертизы. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются:

· внештатные эксперты;

· в случаях, определенных НПА ФОИВ в области ЭЭ и с согласия внештатных экспертов, могут включаться в качестве экспертов штатные сотрудники ФОИВ в области ЭЭ и штатные сотрудники ОГВ субъектов РФ.

Эксперт – специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный ФОИВ в области ЭЭ или ОГВ субъектов РФ к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:

· представитель заказчика документации или разработчика объекта государственной экологической экспертизы;

· гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы;

· представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Заключение – документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому ФОИВ в области экологической экспертизы или ОГВ субъектов РФ.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения ФОИВ в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего ФЗ и иных НПА РФ.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть:

· положительным

· отрицательным.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного ФОИВ в области экологической экспертизы или ОГВ субъектов РФ, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

· доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

· изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

· реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Процедура проведения общественной экспертизы

Инициаторы: граждане, общественные организации, ОМСУ.

Общественная ЭЭ проводится до проведения ГЭЭ или одновременно с ней. Может проводится и независимо от ГЭЭ.

При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при принятии решения о реализации объекта ГЭЭ должны рассматриваться материалы, направленные в комиссию и отражающие общественное мнение.

ОЭЭ проводится при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. ОМСУ обязан его зарегистрировать в течение 7 дней после заявки. ОО обязаны известить население о проведении такой экспертизы.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

· общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

· заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

· общественная организация (объединение) не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на день обращения за государственной регистрацией заявления о проведении общественной экологической экспертизы;

· устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;

· требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные ФЗ, не выполнены.

Перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 2043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.01 с.)