Защита водных ресурсов от воздействия производственных объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита водных ресурсов от воздействия производственных объектов



 

70% ледники. Россия занимает 2е место в мире по запасам пресной воды, 1е - Бразилия.

 

Нормативная база для защиты водных ресурсов:

• Водный кодекс РФ;

• ФЗ "Об охране водных ресурсов";

• Областной закон "О регулировании водных отношений на территории Свердловской области";

• ГОСТ "Вода питьевая".

 

Все водные ресурсы с точки зрения из использования делятся на 3 класса:

1. Естественные ВР - все поверхностные воды в их естественном состоянии.

2. Возможные для использования ВР - те, которые можно изъять из источников без ущерба им как составляющей ПС. М б конфликты.

3. Эксплуатационные ВР - те, которые в работе; формируются за счет возможных для использования + находящиеся в оборотных системах предприятий.

 

2 вида водопользования:

1. Общее, т е без применения технических средств для водозабора/водоотведения. Использование воды в источнике. Рыболовство, судоходство, сплав леса.

2. Специальное, т е с применением технических средств для водозабора/водоотведения. Существуют требования к юр лицам. Производственные нужды, ЖКХ, орошение.

 

Виды водоохранных мероприятий:

1. Очистка сточных вод.

2. Совершенствование технологии расходования воды.

3. Мероприятия в водных объектах: очистка русла, благоустройство берегов (улучшение качества источников).

 

Классы сточных вод предприятий:

1. Промышленные (производственные) образуются после использования воды в технологическом процессе предприятия. Объем зависит от объемов производства и удельной нормы. Для очистки применяются физико-химические методы.

2. Хозяйственно-бытовые образуются от столовых, прачечных, душевых, которые есть на территории предприятия. Объем зависит от числа работающих, технологии производства. Для очистки применяют биологические методы очистки.

3. Ливневые, образуются во время дождя, при поливки территорий, таянии снегов. Объем зависит от климатических условий, площади предприятия. Содержат загрязнители, свойственные как промышленным, так и хозяйственно-бытовым стокам.

 

Методы очистки воды/стоков:

1. Механические. Применяются для освобождения воды от взвешенных веществ и растворенных минеральных и органических соединений. Принципиальная схема: стоки - I стадия (приемная камера стоков) - II (решетки с механической дробилкой) - III (песколовки) - IV (отстойники) - V (песчаные фильтры) - очищенные стоки.

1. 1я ступень;

2. 2я ступень.

2. Химические:

1. Нейтрализация. Применяют для стоков, имеющих кислую или щелочную реакции (pH (14 делений): 7 - нейтральная среда, левее - сильная кислотность, правее - сильная щелочность). Ее осуществляют растворами кислот, негашеной/гашеной известью, каустической содой, взаимная нейтрализация кислотно-щелочных стоков.

2. Окисление. Применяют при содержании токсичных примесей, ционидов и др. Окислители: хлор, озон, кислород.

3. Биологические. Базируются на естественных процессах, протекающих в природной среде. Основное действующее звено: бактерии. Процессы наиболее сильные, т к естественные.

1. Биофильтр;

2. Аэротенк. Система узких каналов, по мере продвижения волы по которым идет очистка.

4. Физико-химические. Основаны на межмолекулярном взаимодействии частиц

1. Сорбция;

2. Флотация. Очистка осуществляется при помощи пузырьков воздуха, к поверхности которых прилипают мельчайшие твёрдые частицы или капли жидкости. Пена снимается с поверхности слоя. Так очищают от нефтепродуктов, волокнистых соединений;

3. Коагуляция. Объединение, укрупнение.

4. Ионный обмен;

5. Электродиализ.

 

09.03.2011

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

 

Экспертиза - оценка (исследование) специалистом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, экономики и др.

Экспертная оценка - количественная и/или качественная оценка процессов, явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а основывающемуся на суждениях специалистов/экспертов.

ГЭЭ возникла в 1988 году. Нормативная база: ФЗ "Об экологической жкспертизе" от 23.11.95 г; ФЗ "Об охране ОС" от 2003г и др. Согласно им ГЭЭ подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по проектам, намечаемым к реализации на территории РФ, н/з от их сметной стоимости, формы собственности, а туже экологические обоснования, лицензии и сертификаты.

 

Объекты ЭЭ:

• Проекты НПА субъектов РФ, реализация которых как-то влияет на ОС.

• Проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил.

• Материалы комплексных экологических обследований участков территории для последующего придания им правового статуса зоны ЧЭС или экологического бедствия.

• Все виды градостроительной документации, ген планов городов, развязки дорог, зоны отдыха, проекты планировки и др.

• Технико-экономические обоснования проектов реконструкции, расширения, тех перевооружения, консервации, ликвидации.

• Материалы, обосновывающие получение лицензий на проведение деятельности, способной оказывать влияние на среду (деятельность, связанная с отходами и др).

• Сертификация техники, технологии веществ, материалов, продукции, работ, услуг и др. М б добровольная (для престижа) или обязательная (по закону).

 

ГЭЭ является ОПФ предупредительного контроля. Цель - проверка соответствия хоз/иной деятельности экологической безопасности общества.

 

Принципы:

• Потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности. Задача проекта - обосновать экологическую безопасность.

• Обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации проекта.

• Принцип достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу. Задача эксперта - докопаться до истины.

• Принцип независимости экспертов при осуществлении ими своих функций: эксперт д б независим от мнения заказчика, гос структур и мнения общества.

• Принцип научного обоснования объективности и законности решения при заключении ЭЭ. Научное обоснование обеспечивается уровнем и квалификацией экспертов, объективность - определенной процедурой проведения.

• Принцип гласности участия общественных организаций, учет общественного мнения.

• Принцип ответственности участников за организацию и качество ЭЭ.

• Платность проведения. Финансирование осуществляет заказчик исследуемого объекта.

 

Механизмы управления ООС

 

1. Административно-правовые. Являются исторически первыми. Это законодательные стандарты, нормы, нормативы, система надзора, мониторинга за деятельностью предприятий. Санкции: штрафные, уголовные. Необходимость существования таких механизмов можно рассмотреть на примере использования угля в качестве источника тепла: C+O2(истощение)=CO2(загрязнение)+Q(платит свободный рынок).

2. Экономические. В основе лежит принцип "загрязнитель платит". Виды:

1. Платежи как цена за загрязнение:

1. Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов. В основе расчетов объем и состав. Недостатки: непростой расчет, не всегда справедливая система.

2. Плата за пользование очистными сооружениями. Преимущества: снижаются расходы на мониторинг, определенная специализация, выше объективность.

3. Плата за продукцию. Это надбавка к цене продукции, которая либо на стадии производства, либо на стадии потребления загрязняет окружающую среду. Недостатки: платит не производитель, а покупатель. Преимущества: простота механизма применения.

2. Субсидии - краткосрочная временная/долгосрочная/безвозмездная помощь природопользователям в период введения более жестких экологических требований. Противоречит принципу загрязнитель платит.

1. Гранты - финансовая помощь для значительного снижения воздействия на среду. Источники разнообразные: внебюджетные экологические фонды.

2. "Мягкие ссуды" - низкопроцентные кредиты на реализацию определенных мероприятий по снижению воздействия. Источники: внебюджетные экологические фонды, аккумулирующие средства и направляющие их на проект.

3. Налоговые льготы - средства стимулирования предприятия реализовывать природоохранные проекты.

3. Страховая плата за природопользование - залог, который перечисляется предприятием в специальные фонды. Если в результате проектной деятельности не обнаружат нарушений природоохранных стандартов, то сумма может быть возвращена владельцу. Сумма страховой платы равна величине потенциального ущерба, который возможен в данном производстве (технологии).

4. Возможность покупать/продавать право на фактическое/потенциальное загрязнение среды.

5. Другие механизмы.

3. Гуманитарные (моральные) - экологическое образование, воспитание, формирование мировоззрения. При отсутствии первых 2х, как правило, не работает.

 

16.03.2011

 

Проблемы реализации механизмов:

• Противозагрязняющие мероприятия экономически малоэффективны, хотя социально оправданы.

• Экономический эффект от реализации природоохранных проектов частично реализуется предприятиями, отраслями, принимающими меры к снижению воздействия. Основная доля эффекта реализуется в других отраслях: коммунальном, сельском, лесном хозяйстве. Противоречие: средства вкладывают одни, эффект получают другие.

• Ресурсно-ориентированное состояние экономики (на экспорт сырья). Первичные переделы самые грязные и дешевые. Поэтому не может быть хорошей экологии.

• Срабатывает эффект временного лага, т е момент производственного процесса или причина экологического ущерба отделены от момента его проявления иногда достаточно большим интервалом времени (латентным периодом). Это позволяет снять ответственность за причиненный ущерб.

 

Общие требования к размещению площадок промышленных предприятий

 

Размещение проектируемых объектов осуществляется на землях непригодных для с/х использования, как правило, за чертой населенных пунктов или внутри жилых массивов, если предприятие не выделяет производственной вредности или если их уровень не превышает установленных норм (ПДК, ПДУ). По отношению к жилым массивам предприятие располагается с подветренной стороны относительно розы ветров господствующего направления. От жилого массива предприятие отделяется санитарно-защитной зоной, в пределах которой должно воздействие снижается до нормативного. Минимальная площадь (N*a+b) / v + c, где N - количество работающих, a - норма площади на работающего (4), b - площадь под планируемые транспортные пути, c - резервная площадь на перспективу развития предприятия, v - коэффициент занятости.

Здания на территории предприятия располагаются по ходу технологического процесса. Расстояние между зданиями выбирается с учетом санитарных и противопожарных разрывов по наибольшему значению и с учетом категории взрывопожароопасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.83.14 (0.025 с.)