Право на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.



Принцип участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную ОС. Граждане имеют право на участие в принятии решений, когда такие решения непосредственно затрагивают их права на благоприятную ОС.

Граждане имеют право на участие в референдумах по вопросам ООС и участвовать в проведении общественной экологической экспертизе.

Некоммерческие организации имеют право:

· участия в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

· организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

· организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу.

Основные формы участия:

· референдум;

· слушания;

· экологическая экспертиза.

На законодательном уровне нечетко определен круг вопросов, по которым могут приниматься решения, способные оказать вредное воздействие на состоянии ОС, жизнь, здоровье и имущество граждан. В теории такие решения носят название «экологически значимые».

Решения, которые могут быть признаны экологически значимыми:

· решения в хозяйственной деятельности, так как действует принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

· решения в правотворческой деятельности;

· решения в управленческой деятельности исполнительных органов.

Предмет права: решение. Необходимо выявлять юридически значимые критерии внешнего выражения воли субъекта.

1) воля должна быть формализована в виде документа, принятие которого предусмотрено законом, с соблюдением требований к форме и содержанию (проект технической документации, например);

2) решение должно быть связано с экологическим риском (негативного воздействия).

Экологически значимое решение – волеизлияние лица, имеющего намерение осуществить хозяйственную деятельность, использование природных ресурсов, негативное воздействие на ОС, принять нормативный или ненормативный акт, которое формализовано в соответствии с требованиями законодательства и связано с риском причинения вреда ОС.

Предметом может быть только такое экологически значимое решение, в отношении которого законодательство устанавливает возможность, условия и правовые последствия постороннего участия в принятии такого решения.

Понятию «экологически значимое решение» корреспондирует понятие «экологически обоснованное решение».

Решение является экологически обоснованным при соблюдении ряда условий: четкое соблюдение всех законодательных требований и процедур.

Экологически обоснованное решение – решение, допускающее воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду в пределах установленных экологических требований и нормативов, связанное с приемлемым экологическим риском и не нарушающее прав граждан на благоприятную ОС, либо отказ от принятия такого решения.

Право на доступ к правосудию.

Ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» предоставляет право гражданам предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, которые не связаны с защитой их имущественных прав и законных интересов.

В указанном ФЗ заложена особая правовая конструкция права на обращение в суд с названным иском:

1) возможность защитить и тем самым реализовать это право не связана с нарушением прав и законных интересов конкретного лица;

2) экстерриториальность – любой субъект права на благоприятную ОС имеет по смыслу ФЗ возможность реализовать его на всей территории РФ, включая континентальный шельф, исключительную экономическую зону, независимо от места его проживания;

3) понятие «вред ОС» в ст.1 ФЗ «Об охране ОС» (негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов) не охватывает всех форм причинения вреда – нужно принимать во внимание ч.1 ст.77 ФЗ (загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов).

Право на предъявление иска в «защиту ОС от негативного воздействия» соответствует закрепленному в законодательстве праву на обращение в суд. По общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом (например, пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Это п.3 ППВС "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

Право на обращение с указанным иском в суд имеют как граждане, так и экологические организации.

 

Права общественных объединений и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды.

См. вопрос 14.

 

23. Экологические обязанности государства, муниципальных образований и иных субъектов.

Все обязанности можно разделить на 2 вида:

· общие обязанности;

· обязанности, корреспондирующие экологическим правам граждан.

Общие обязанности:

· обязанность поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;

· обязанность ОГВ (органов государственной власти) РФ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ и должностных лиц оказывать поддержку гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав и интересов;

· обязанность привлекать к ответственности должностных лиц, препятствующих гражданам, объединениям в осуществлении деятельности в области ООС и реализации их прав.

Обязанности, корреспондирующие экологическим правам граждан

Право граждан Обязанности государства
Право на благоприятную ОС · обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; · обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права граждан.
Право на достоверную информацию о состоянии ОС Обязанность должностных лиц не принимать решений о засекречивании сведении о состоянии экологии, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну
Право на возмещение ущерба, причиненному здоровью и имуществу гражданина экологическим правонарушением · обязанность обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; · обязанность возместить вред, причиненный незаконными действием (или бездействием) ОГВ или их должностных лиц.

 

Государственное экологическое управление: понятие, функции, порядок осуществления

Понятие.

Основа управления – право территориального верховенства государства. Последнее, исходя из интересов общества, организует систему органов, осуществляющих управление в этой области. ОГВ и ОМСУ наделяются в законодательном порядке соответствующими полномочиями, также определяется система взаимоотношений данных органов и координация их деятельности. Обязанности по управлению возлагаются именно на органы исполнительной власти, а не на органы законодательной и судебной властей.

Особенности организации управления:

· комплексный характер, который обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязи происходящих в природе процессов и явлений – воздействие на один объект непременно влечет изменение и другого, связанного объекта;

· система управления строится с учетом природно-экономических свойств объектов природы.

Управление в сфере ОС – подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность государственных ОИВ и ОМСУ, основной целью которой является организация обеспечения сохранения ОПС, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности.

Содержание управления

Управленческая деятельность складывается из ряда взаимосвязанных функций управления, осуществляемых соответствующими ОИВ и ОМСУ.

Функции управления – виды деятельности по специальным направлениям, имеющие особый характер и необходимые для организации эффективной охраны ОС.

Требования, предъявляемые к организации ООС (экономические, социальные и т.д.) определяют содержание функций управления.

Функции управления:

· ведение государственных кадастров (кадастры природных ресурсов, кадастр особо охраняемых природных территорий, кадастр отходов) в сфере природопользования и ООС;

· государственный учет и государственная регистрация негативных воздействий на состояние ОС, их источников и опасных веществ(воздействие на атмосферный воздух, учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, регистрация пестицидов и агрохимикатов, регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ, экологическая паспортизация);

· государственный экологический мониторинг – система наблюдения за состоянием ОС, оценки и прогнозов изменения ОС под воздействием природных и антропогенных факторов (включает мониторинг лесов, водных объектов, земель и т.д.);

· экологическое планирование;

· лицензирование в сфере ООС;

· государственная экологическая экспертиза;

· экологический надзор.

Порядок осуществления управления

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется ФОИВ, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

ОГВ субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ (ст.8 ФЗ «Об охране ОС).

Имеет место разграничение полномочий между федеральными ОГВ и ОГВ субъектов. Правовая основа разграничения: соглашения между названными органами о передачи части полномочий в сфере ООС, которые заключаются в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ.

Управление:

· общее – управление, имеющее территориальный характер, распространяющееся на всех юридических и физических лиц в пределах определенной территории (страны, субъекта);

· специальное – осуществляется специально уполномоченными на то ОИВ, для которых осуществление таких функций управления – главная задача.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.009 с.)